Глава 1. Теоретические аспекты агрессивности детей младшего школьного возраста — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 1. Теоретические аспекты агрессивности детей младшего школьного возраста

2021-04-19 92
Глава 1. Теоретические аспекты агрессивности детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты агрессивности детей младшего школьного возраста

1.1 Понятие агрессии и агрессивности

1.2 Специфика агрессии у младших школьников

Глава 2. Исследование агрессивности школьников, посещающих секции рукопашного боя

2.1 Влияние вида спорта на проявления агрессии

  Определение понятия "Рукопашный бой"

Особенности агрессивности школьников, посещающих секции рукопашного боя

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимосвязи агрессии и спорта вызывала интерес психологов во все времена. Особое место в полемике занимают спортивные единоборства, которые в наши дни пользуются особой популярностью в молодежной среде. Существует два подхода: - занятия боевыми видами спорта формируют у спортсмена уверенность в себе и способность контролировать свои эмоции или занятия ведут к постепенному росту подсознательной, а потом и сознательной агрессии, причем агрессия приобретается путём наблюдения или подражания, и чем чаще она подкрепляется действиями, тем вероятнее её проявление. Особенно она опасна для детей и подростков, ведь, испытывая агрессию как ситуативное состояние, ребенок производит действия, направленные на нанесение ущерба либо себе, либо другим. На уровне личностных свойств агрессия проявляется как агрессивность, т. е. готовности к агрессии.

В процессе социализации личности агрессия в норме освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации, т. е. является доброкачественно-адаптивной. В целом для развития личности ребенка опасна деструктивно-дезацаптивная агрессия, которая возникает, когда младший школьник испытывает трудности адаптации к средовым условиям, что обусловлено не только психофизиологическими факторами, но и неблагоприятными семейными, социальными условиями, массовой культурой, недостатком воспитания, некоторыми чертами характера. Стрессы повседневной жизни, распад традиционной структуры семьи, информационная усталость, обилие насилия на телеэкранах - эти и другие причины ведут к усилению тревожности и агрессивности у детей. Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение числа детей, проявляющих агрессию в повседневной жизни, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем школьном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры.

Агрессивное поведение встречается у большинства детей. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми. Ребенок с агрессивным поведением создает массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Незрелая детская психика не в состоянии совладать с фрустрирующими влияниями без грамотной помощи взрослого.

Изучение, своевременная диагностика, предупреждение и коррекция повышенного уровня агрессии детей младшего школьного возраста и подростков является одной из острых и актуальных задач педагогов и психологов, работающих в различных сферах (образование, спорт, производство, психологическое консультирование и т. д.). Одним из путей решения данного вопроса является вовлечение детей в активную деятельность, например, в спортивную, так как занятия спортом способствуют психической устойчивости личности.

С одной стороны, спорт рассматривается как социально желательный способ канализации агрессии. С другой стороны, существуют факты, говорящие о повышении уровня выплеска агрессии асоциальными способами поведения.

Спорт является фактором социализации и воспитания личности, так как именно в процессе занятий спортом возникают и проявляются разнообразные межличностные отношения. Спорт представляет собой модель общественного пространства, в котором отдельные взаимоотношения изменены, являясь в чем-то искусственными в отличие от многообразных отношений в обществе. По своей состязательной сути спорт уже агрессивен, так как спортсмены на соревнованиях стремятся ущемить стремление других к победе. Соревнование - это отрегулированное правилами агрессивное поведение, это агрессивность, выражаемая в социально-неопасной форме. Часто понятие "агрессивность" заменяют понятием "спортивная злость".

Занятия спортом оказывают формирующее влияние на личность спортсмена, особенно важно значение такого влияния в младшем школьном возрасте. При этом необходимо отметить, что агрессия в спорте является рациональной формой противостояния сопернику, мобилизации функциональных возможностей спортсмена на достижение конкретного результата. Спорт позволяет выражать агрессивные чувства, не причиняя большого вреда другим людям, формируя конструктивные формы агрессивного поведения спортсменов. По данным С.В.Афиногеновой, конфликтность и агрессивность несколько выше у спортсменов и спортсменок, чем у лиц, не занимающихся спортом. Особенно заметны различия по такому проявлению агрессивности, как напористость. При этом агрессивность выражена по-разному у спортсменов, занимающихся разными видами спорта. Например, у тех, кто занимается рукопашным боем, агрессивность значительно выше, чем у легкоатлетов и лыжников. Если же говорить об агрессии и тревожности, то, по мнению Лысенко Ю.Н., спортсмены с преобладанием агрессии над тревогой отличаются лучшей готовностью к соревнованиям.

В целом большинство исследователей связывает агрессию в спорте со спортивной спецификой, уровнем спортсмена, его индивидуально-психологическими особенностями. И авторы заключают, что "результаты исследований на спортсменах настолько разноречивы, что невозможно сделать какое-то определенное заключение"

Таким образом, становится актуальным анализ проблемы агрессивного поведения детей, особенно младших школьников, занимающихся спортом. И, если агрессия, как общий психический и социальный феномен, часто выступает предметом исследований, как в нашей стране, так и за рубежом (К. Лоренц, К. Хорни, О.Ф. Кернберг, Л. Семенюк, А. Басе, Л. Берковиц, Т.Г. Румянцева и т.д.), то агрессивное поведение у детей младшего школьного возраста, занимающихся единоборствами, в частности, рукопашным боем, изучено недостаточно.

В данной работе предпринимается попытка изучения вопроса, о возможной взаимосвязи проявления агрессии у младшего школьника в результате занятием рукопашным боем, где агрессивные действия являются составляющим элементом, без которых "победа" или успех недостижимы.

Цель исследования: влияние агрессивного вида единоборств (рукопашный бой) на развитие агрессии у детей младшего школьного возраста. агрессия рукопашный бой деструктивный поведение школьник

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

1. Дать определение понятиям "агрессия" и "агрессивность"

. Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии у младших школьников

. Выявить факторы влияния занятием рукопашным боем на агрессию у детей младшего школьного возраста

. Предложить технологии и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у школьников - спортсменов

Важен вопрос о мотивации ребенка, пришедшего заниматься в секцию рукопашного боя. Зачем он пришел в подобную секцию, ради чего, что хочет получить и чему научиться. Возможно и то, что в агрессивные виды спорта идут заниматься личности, предрасположенные к агрессивным действиям. На спортивных секциях детей учат тому, как правильно бороться и побеждать в рукопашном бою. Это поведение одобряется.


Заключение

В настоящее время в обществе усиливаются агрессивные тенденции. Особенно острой, в силу своей социальной опасности, становиться проблема агрессивных проявлений в младшем школьном возрасте. В данной работе были рассмотрены различные аспекты проблемы агрессии, в частности:

- даны определения понятиям "агрессия" и "агрессивность"

выяснены причины возникновения и механизм действия агрессии у младших школьников

выявлены факторы влияния занятием рукопашным боем на агрессию у детей младшего школьного возраста.

Причины, по которым дети совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор, полностью не выяснены. Тем не менее, в ходе работы были определены следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение младших школьников, а именно:

врожденные побуждения или задатки;

- стремление привлечь к себе внимание сверстников;

стремление получить желанный результат;

стремление быть главным;

защита и месть;

желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму.

Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить школьников навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Большое влияние на социальное самочувствие оказывает то, насколько ребенку хорошо в том кругу людей, в котором он вращается. Около 90% спортсменов довольны своими отношениями со сверстниками - у них есть друзья в школе, во дворе, в секции. Причем большинство родителей уверены, что именно занятия спортом положительно влияют на взаимоотношения со сверстниками. Чувствовать себя полноценной личностью помогают и достигаемые спортивные результаты.

Вряд ли можно стать суперменом лишь благодаря спорту. Тем не менее, спортсмены в определенной степени отличаются от "простых смертных": в этой деятельности четко выражено стремление к направленному формированию личности, к воспитанию такого сочетания социальных и психических свойств, которые обеспечили бы спортсмену большую вероятность успеха не только на соревнованиях, но и в реальной жизни во всех ее проявлениях.

Тренеры также считают, что занятия рукопашным боем для школьников - это, во-первых, возможность научиться защищаться, во-вторых, приобретение уверенности в себе и, лишь в-третьих, физическое совершенствование. Кроме того большинство инструкторов считают, что спорт помог детям самоутвердиться. Таким образом, напрашивается вывод, что для детей занятия спортом являются, прежде всего, одной из форм социальной адаптации. Какие же еще качества развились у юных спортсменов благодаря занятиям рукопашным боем? Смелость, умение ставить цель и добиваться ее, дисциплинированность, решительность и собранность.

Треть спортсменов отметили, что с началом тренировок у них появилась возможность выплеснуть накопившуюся энергию, еще стольким же спорт помог побороть чувство страха перед болью.

Распространено мнение, что те виды спорта, которые учат "махать кулаками", развивают в детях агрессивность. Тем не менее, это не так: мнение о том, что единоборства - жестокий и агрессивный вид спорта, ошибочно. Агрессия играет ведущую роль лишь на начальном этапе спортивной карьеры, а на последующих только мешает.

Агрессивные тенденции в спортивных ситуациях, допускающих проявление контролируемой враждебности, в одних случаях могут усиливаться, в других снижаться. Если спортсмен имеет большую потребность в агрессивных действиях, а спортивная деятельность не вызывает у него физической усталости или его попытки проявлять агрессивность приводят к фрустрации (штраф за нарушение правил или проигрыш), то агрессивность у него скорее всего сохранится. С другой стороны, если у спортсмена невысокая потребность к агрессивности, игра (или другая деятельность) вызывает у него хотя бы среднюю усталость или его поощряют за выигрыш или достигнутый успех, то его агрессивность снижается.

Агрессивность можно измерить с помощью проективных методик, личностных тестов или с помощью специально организованных экспериментальных ситуаций, в которых агрессивность стимулируется по отношению к другому испытуемому. Эти методики помогают выявить глубокие агрессивные тенденции, которые трудно заметить при наблюдении за обычной деятельностью спортсмена. С помощью этих методик можно определить и тип направленности агрессивного поведения спортсмена - на себя или на других.

Управление агрессивностью представляется одной из важных задач во многих видах спорта, включая и рукопашный бой.


Список использованной литературы

 

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.

2. Бротченко С.Л. Межличностный конфликт как общение// Конфликт в конструктивной психологии. - Красноярск - 1990.

.   Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - С-Пб - "Питер" - 2000 с.352.

.   Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта // Учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения - М. Издательский центр "Академия", 2000 - с.288.

.   Диагностика межличностных отношений, или конфликтный ли вы человек. Методика Т. Лири // Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - с.294-309.

.   Диагностика состояния агрессии (Опросник Басса-Дарки) // Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. - М.: Изд-во "АСТ", 1997. - с.90-100.

7. Ильин Е.П. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D0%BD%20%D0%B5> Психология спорта <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0>. - СПб.: Питер, 2008.

8. Кабачков В.А. и др. Влияние занятий различными видами спорта на

психическую устойчивость и физическую подготовленность подростков

с асоциальным поведением // Теория и практика физической культуры.

. № 10, с. 60-63

. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2 с. 108.

10. Кон И. С. "Какими они себя видят?"// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А., М.: Педагогика, 1988, с.256

. Копытова Ю. Кто и зачем кулаками машет? //Тула (Тула).- 26.07.2002

. Кутергин Н. Б. Формирование оптимальной агрессивности у спортсменов-борцов: Автореф. Учен. степ. канд. педаг. наук. СПб. 2007, с.18

. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М. - "Смысл" - 1993.

. Лоренц К. Для чего нужна агрессия. - М. - 1997.

15. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М. - Педагогика - 1986.

.   Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды / Под ред. Климова Е.А. - М. - 1996.

.   Паренс Г. Агрессия наших детей, М.- 1997 г.

.   Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М.: Смысл, 1993. - с.32.

.   Попов А. Л. Психология спорта. М. 1999 - с.289.

.   Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996 №5, с.3-18.

.   Ротенберг А. Р. Педагогическая система управления личностным ростом спортсменов-единоборцев: Автореф. Учен. степ. докт. педаг. наук. СПб. 2007, с.49

. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1991. - № 1.

23. Сафонов В.К. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D1%81%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%B2> Агрессия в спорте <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5>. Изд. СПбГУ, 2003.

.   Семенюк Л.М. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8E%D0%BA%20%D0%BB> Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F%20%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8>. М. Изд. "Флинта", 1998.с.31

.   Столяренко А. Е. Основы психологии М. 1999 - с.675.

26. Труфанов Д.О. Ценностная социологическая концепция современных единоборств - Красноярск: РИО КрасГУ, 2006. - 129 с.

27. Шумакова Н.Ю. Взаимосвязь физических упражнений с агрессивным поведением подростков // Теория и практика физической культуры. 2002 № 9, с. 53

. Хо-шу-де В.А. Динамика мотивации спортсменов-каратэков // Человек как предмет познания. Материалы студенческой конференции / Ин-т биологии и психологии человека. - СПб., 2001.

 


Приложение 1

 

Опросник Басса-Дарки

 

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".


ОПРОСНИК

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет
 Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
 Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
 Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет
 Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
 Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
 Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет
 Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести да нет
 Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет
 Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет
 Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет
 Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет
 Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да нет
 Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет
 Я часто бываю несогласен с людьми да нет
 Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет
 Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет
 Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет
 Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет
 Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор да нет
 Меня немного огорчает моя судьба да нет
 Я думаю, что многие люди не любят меня да нет
 Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет
 Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет
 Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет
 Я не способен на грубые шутки да нет
 Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет
 Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет
 Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет
 Довольно многие люди завидуют мне да нет
 Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
 Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет
 Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" да нет
 Я никогда не бываю мрачен от злости да нет
 Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет
 Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет
 Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет
 Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет
 Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям да нет
 Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет
 Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет
 Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет
 Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет
 Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет
 Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" да нет
 Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю да нет
 Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею да нет
 Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет
 С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет
 Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет
 Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да нет
 Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет
 Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет
 Неудачи огорчают меня да нет
 Я дерусь не реже и не чаще чем другие да нет
 Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да нет
 Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет
 Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет
 Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет
 Я ругаюсь только со злости да нет
 Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет
 Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет
 Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет
 Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет
 У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет
 Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет
 Я часто думаю, что жил неправильно да нет
 Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет
 Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет
 Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет
 Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет
 В последнее время я стал занудой да нет
 В споре я часто повышаю голос да нет
 Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет
 Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет

При составлении опросника использовались принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

I. Физическая агрессия:

"да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7

2. Косвенная агрессия:

"да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49

3. Раздражение:

"да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69

4. Негативизм:

"да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36

5. Обида:

"да"= 1,"нет" - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58

6. Подозрительность:

"да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75

7. Вербальная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"= 0: 33,66,74,75

8. Чувство вины: "да"-1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты агрессивности детей младшего школьного возраста

1.1 Понятие агрессии и агрессивности

1.2 Специфика агрессии у младших школьников

Глава 2. Исследование агрессивности школьников, посещающих секции рукопашного боя

2.1 Влияние вида спорта на проявления агрессии

  Определение понятия "Рукопашный бой"

Особенности агрессивности школьников, посещающих секции рукопашного боя

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимосвязи агрессии и спорта вызывала интерес психологов во все времена. Особое место в полемике занимают спортивные единоборства, которые в наши дни пользуются особой популярностью в молодежной среде. Существует два подхода: - занятия боевыми видами спорта формируют у спортсмена уверенность в себе и способность контролировать свои эмоции или занятия ведут к постепенному росту подсознательной, а потом и сознательной агрессии, причем агрессия приобретается путём наблюдения или подражания, и чем чаще она подкрепляется действиями, тем вероятнее её проявление. Особенно она опасна для детей и подростков, ведь, испытывая агрессию как ситуативное состояние, ребенок производит действия, направленные на нанесение ущерба либо себе, либо другим. На уровне личностных свойств агрессия проявляется как агрессивность, т. е. готовности к агрессии.

В процессе социализации личности агрессия в норме освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации, т. е. является доброкачественно-адаптивной. В целом для развития личности ребенка опасна деструктивно-дезацаптивная агрессия, которая возникает, когда младший школьник испытывает трудности адаптации к средовым условиям, что обусловлено не только психофизиологическими факторами, но и неблагоприятными семейными, социальными условиями, массовой культурой, недостатком воспитания, некоторыми чертами характера. Стрессы повседневной жизни, распад традиционной структуры семьи, информационная усталость, обилие насилия на телеэкранах - эти и другие причины ведут к усилению тревожности и агрессивности у детей. Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение числа детей, проявляющих агрессию в повседневной жизни, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем школьном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры.

Агрессивное поведение встречается у большинства детей. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми. Ребенок с агрессивным поведением создает массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Незрелая детская психика не в состоянии совладать с фрустрирующими влияниями без грамотной помощи взрослого.

Изучение, своевременная диагностика, предупреждение и коррекция повышенного уровня агрессии детей младшего школьного возраста и подростков является одной из острых и актуальных задач педагогов и психологов, работающих в различных сферах (образование, спорт, производство, психологическое консультирование и т. д.). Одним из путей решения данного вопроса является вовлечение детей в активную деятельность, например, в спортивную, так как занятия спортом способствуют психической устойчивости личности.

С одной стороны, спорт рассматривается как социально желательный способ канализации агрессии. С другой стороны, существуют факты, говорящие о повышении уровня выплеска агрессии асоциальными способами поведения.

Спорт является фактором социализации и воспитания личности, так как именно в процессе занятий спортом возникают и проявляются разнообразные межличностные отношения. Спорт представляет собой модель общественного пространства, в котором отдельные взаимоотношения изменены, являясь в чем-то искусственными в отличие от многообразных отношений в обществе. По своей состязательной сути спорт уже агрессивен, так как спортсмены на соревнованиях стремятся ущемить стремление других к победе. Соревнование - это отрегулированное правилами агрессивное поведение, это агрессивность, выражаемая в социально-неопасной форме. Часто понятие "агрессивность" заменяют понятием "спортивная злость".

Занятия спортом оказывают формирующее влияние на личность спортсмена, особенно важно значение такого влияния в младшем школьном возрасте. При этом необходимо отметить, что агрессия в спорте является рациональной формой противостояния сопернику, мобилизации функциональных возможностей спортсмена на достижение конкретного результата. Спорт позволяет выражать агрессивные чувства, не причиняя большого вреда другим людям, формируя конструктивные формы агрессивного поведения спортсменов. По данным С.В.Афиногеновой, конфликтность и агрессивность несколько выше у спортсменов и спортсменок, чем у лиц, не занимающихся спортом. Особенно заметны различия по такому проявлению агрессивности, как напористость. При этом агрессивность выражена по-разному у спортсменов, занимающихся разными видами спорта. Например, у тех, кто занимается рукопашным боем, агрессивность значительно выше, чем у легкоатлетов и лыжников. Если же говорить об агрессии и тревожности, то, по мнению Лысенко Ю.Н., спортсмены с преобладанием агрессии над тревогой отличаются лучшей готовностью к соревнованиям.

В целом большинство исследователей связывает агрессию в спорте со спортивной спецификой, уровнем спортсмена, его индивидуально-психологическими особенностями. И авторы заключают, что "результаты исследований на спортсменах настолько разноречивы, что невозможно сделать какое-то определенное заключение"

Таким образом, становится актуальным анализ проблемы агрессивного поведения детей, особенно младших школьников, занимающихся спортом. И, если агрессия, как общий психический и социальный феномен, часто выступает предметом исследований, как в нашей стране, так и за рубежом (К. Лоренц, К. Хорни, О.Ф. Кернберг, Л. Семенюк, А. Басе, Л. Берковиц, Т.Г. Румянцева и т.д.), то агрессивное поведение у детей младшего школьного возраста, занимающихся единоборствами, в частности, рукопашным боем, изучено недостаточно.

В данной работе предпринимается попытка изучения вопроса, о возможной взаимосвязи проявления агрессии у младшего школьника в результате занятием рукопашным боем, где агрессивные действия являются составляющим элементом, без которых "победа" или успех недостижимы.

Цель исследования: влияние агрессивного вида единоборств (рукопашный бой) на развитие агрессии у детей младшего школьного возраста. агрессия рукопашный бой деструктивный поведение школьник

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

1. Дать определение понятиям "агрессия" и "агрессивность"

. Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии у младших школьников

. Выявить факторы влияния занятием рукопашным боем на агрессию у детей младшего школьного возраста

. Предложить технологии и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у школьников - спортсменов

Важен вопрос о мотивации ребенка, пришедшего заниматься в секцию рукопашного боя. Зачем он пришел в подобную секцию, ради чего, что хочет получить и чему научиться. Возможно и то, что в агрессивные виды спорта идут заниматься личности, предрасположенные к агрессивным действиям. На спортивных секциях детей учат тому, как правильно бороться и побеждать в рукопашном бою. Это поведение одобряется.


Глава 1. Теоретические аспекты агрессивности детей младшего школьного возраста


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.