Творчество, альтруизм, эгоизм — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Творчество, альтруизм, эгоизм

2021-01-31 88
Творчество, альтруизм, эгоизм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Творчество представляется высшей формой инстинкта общественного животного, выражением подсознательного альтруизма, идущего на пользу обществу в широком смысле этого слова. Творчество – это труд ради пользы и процветания семьи, рода, общества. Одновременно оно служит способом утверждения личности в обществе и представляет собою как бы разновидность или одну из непременных сторон инстинкта общественного животного.

Творчество, еще выражаемое желанием прославиться, приносит глубокое удовлетворение. Это инстинкт, идущий от древности. Работа в древности ради изобретения своего удачного способа охоты, приручения диких животных, добывания пищи, устройства жилища, защиты от врагов, болезней – все это не только для себя, но и для всех – добровольное, самоинициативное, с жаждой достижения его результатов – благородное творчество. Высшие формы этого труда наиболее ярко совершаются талантами. Ницше назвал жажду к творчеству стрелой, летящей к сверхчеловеку. Инстинкт творчества, следование ему бывает у некоторых таким сильным, что завладевает всем существованием. Человек жертвует частицей своей жизни ради осуществления затеянного. «Люблю тех, кто не желает беречь себя», – сказал Ницше про поглощенных творчеством.

Любой творческий труд требует самоотдачи, полной силы и высшего напряжения. «Плох тот, кто не имеет цели, ради которой он готов умереть», – сказал кто‑то из литераторов. Хотя, правда, еще утверждается, что «желудок – источник дарования», то есть творцом руководит не только чувство пользы для общества, но и желание утвердить в нем свое благополучие.

Труд, выходящий за пределы интересов личной жизни, но полезный для общества – признак инстинкта высшего порядка. Высшее творчество то, которое не афишируется, оно же – героический поступок ради общества, связанный с риском для жизни или даже с укорочением ее. «На миру и смерть красна», – говорится в народной пословице. Потребность в таком поведении еще выражается народной пословицей: «Или смерть в кустах, или грудь и крестах!». Но от всего сердца любят прежде всего свое дело и своего ребенка, хотя многие тираны равнодушны к своим детям. Но всякий, без меры отдающийся одному делу, теряет себя и, созидая новое, допускает ошибки в старом.

Альтруизм и эгоизм, строго говоря, проявление инстинкта общественного животного: и то, и другое – крайние противоположности инстинкта. Они выражают отношение к себе и обществу, поддерживая его или разрушая. Человеколюбие и себялюбие – инстинкты, управляющие судьбами человечества. Они заложены в каждом человеке в том или ином соотношении. Говоря иносказательно, в каждом одновременно существует и Бог и Дьявол, и задача человечества – воспитание первого и ослабление второго.

В какой‑то мере эгоизм служит самосохранению за счет общества и ближних и сходен с паразитизмом. Это свойство характерно для карьеристов. Одновременно эгоизм сопутствует стремлению к лидерству за счет окружающих. Но не всегда. То лидерство, которое бескорыстно служит обществу, когда человека почитают, считают заслуженным и достойным, уважают, возвеличивают, – свойство великих людей. Оно становится редким в наше смутное время стремительно развивающейся цивилизации.

Близок к эгоизму прагматизм. Он может быть сугубо личным и общественным, но строго направленным. Но прагматизм в диких племенах иногда достигает отвратительных форм. Все лишние старики и хворые изгонялись, убивались даже и дети. Инстинкт заботы о потомстве притуплялся.

Ненасытность эгоизма – грех и для себя, и для общества. Он будто кляча, выбившаяся из сил, подгоняемая кнутом.

Интересна одна особенность поведения человека, связанная с инстинктом: агрессивности чуждо чувство юмора, по существу предназначенного природой для ее погашения и проявления дружелюбия. Кто хотя бы раз видел, как безумие поведения, грозящее разразиться скандалом, легко затухает от выразительной, глубокомысленной, острой, но добродушной шутки и последующего за нею дружного смеха, тот уразумеет великую силу юмора. Смех был сильно распространен у первобытных народов. Как жаль, что цивилизация не способствует развитию веселой иронии. Культ смеха, доброй иронии между людьми, но не злого высмеивания, способствует погашению агрессии и сплочению. В цивилизованном обществе как‑то мало обращается внимание на здоровый и крайне полезный инстинкт юмора, достойного высокого утверждения.

Альтруизм выше эгоизма, так как работает только на благо общества. Эгоизм ослабляет общество и тем самым подвергает риску существование каждого. Всесильная власть денег развивает эгоизм и в этом ее грозящая для общества особенность. У животных оба чувства – альтруизм и эгоизм редко уживаются вместе. У общественных животных, таких как муравьи, термиты, осы, шмели альтруизм безусловен, инстинктивно и неукоснительно свойственен всем членам общества.

Альтруизм соседствует с милосердием, это бескорыстный союз односторонней помощи в ней нуждающихся. Плодотворно работающий на общество дольше сохраняет силу, волю, интерес к делу и социально полезен. Уважение общества и признание человека, отдающего себя для всех, чувство всеобщей благодарности к нему – награда, придающая смысл жизни.

Определения «добрый и злой человек» почти аналогичны эгоизму и альтруизму. Добрых любят, злых – нет. Добрые в обществе удобны, злые приносят ссору. Но доброта бывает разная. Добрые, ради утверждения в обществе, не говорят правду, удобны и внешне безобидны. Они легко уживаются как с добром, так и со злом, сговорчивы, послушны и готовы, если требуется, способствовать злу также, как и добру. У них нет характера и притуплены противоположности. Это – форма приспособления слабых в обществе.

Альтруизм и эгоизм иногда способны уживаться в одном человеке, одновременно проявляясь в зависимости от обстановки.

Э. Геккель считает, что «высшая цель всякой разумной этики проста: она заключается в установлении равновесия между эгоизмом и альтруизмом, между любовью к себе и любовью к ближнему».

Уважаем тот человек, который ведет себя в соответствии с желанием принести пользу обществу, живет и для себя, и для общества. Это качество может быть развито у человека самосовершенствованием.

Инстинкты альтруизма, эгоизма, творчества в очень сильной степени зависят от деятельности разума, и у одного и того же человека могут развиваться в различных, противоположных направлениях. Они имеют громадное значение в жизни общества, управляя поведением его членов.

Альтруизм – инстинкт любви к ближним – главная основа христианской религии. В какой‑то мере эта же мысль выражена и в других религиях. Дружба распространена и у животных, особенно стадных. Дружба, дружелюбие – тоже альтруизм, проистекают из инстинкта взаимопомощи. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», – говорит старая русская пословица. Или «Старый друг лучше новых двух», то есть друг испытанный, проверенный, а новый еще может статься врагом. Инстинкт дружбы, дружелюбия, любви к ближним, сострадания, милосердия, неравнодушия ко злу полезен, способствует выживанию. Любовь к людям – вечный залог и источник бессмертия.

Без альтруизма у человека гаснут высшие чувства души и нравственности. Но. к сожалению, далеко не каждый осознает истоки этой высоты духовных переживаний. Гитлер любил живопись. Сталину нравились душевные песни. Только благодаря им была сохранена жизнь артисту Вертинскому, харбинцу, возвратившемуся в Россию из Харбина. Вместе с тем за глубоко душевные песни поплатился талантливый певец‑поэт С. Есенин.

Без любви личность не живет, любовь сильнее смерти. Без альтруизма вырождается семья, род, государство. В альтруизме – полезнейшем инстинкте, невозможно формирование общественного животного, в нем и только в его развитии заложено спасение погрязшего в противоречиях общества. Развитию альтруизма, его утверждению помогает религия, вера в Бога, в самом высшем ее выражении. Она укрепляет этот инстинкт, доставшийся от древних предков, противодействует инстинктам, способным привести человечество к гибели. Эта мысль не нова и впервые зафиксирована Иисусом Христом. Она повторялась множество раз теми, кто был обеспокоен судьбой человечества. Недавно ее повторил в своем выступлении, посвященном наступлению двухтысячного года, Папа римский Иоанн Павел II. Утверждение и поддержание альтруизма в религии как главного постулата веры в Бога, каким бы он ни был, – задача человечества. К сожалению, современная религия застыла на прошлом, отстала от бурно развивающейся науки и основ образования.

 

Наше будущее

 

Предсказание будущего – самая ненадежная задача для человеческого разума. Будущее человечества кажется непредсказуемым, а человек разумный не в силах предвидеть отдаленные последствия своей деятельности, отчасти от того, что не столько он правит жизнью, сколько объективно складывающиеся обстоятельства жизни правят им. Нелегко осознать и возможную катастрофу человечества, поскольку это органически нецелесообразно и претит разуму, затуманенному сумятицей жизни.

Непредвидимое будущее простирается в далекую бесконечность, хотя с самых древних времен, с самых первых проблесков разума, человечество больше умозрительно, интуитивно и эмоционально предсказывало неизбежную кончину мира, гибель всей создаваемой им цивилизации. Ну что же! С чисто философской стороны, все имеющее начало должно иметь и конец. Самое разумное существо, народившееся на Земле, рано или поздно должно закончить свое существование, быть может, из‑за погружения в ПУЧИНУ БЕЗУМИЯ ЭВОЛЮЦИИ СВОЕЙ ПРИРОДЫ. Эта мысль иногда завладевает мышлением, тем более, что и религия твердит о том же, пугая простачков и греховодников страшным судом.

Но не приукрашена ли опасность, нависшая над человечеством? Нет, эта опасность не заблуждение, порожденное невежеством, она видна ясно и отчетливо, неопровержимо развивается и с каждым столетием становится все очевиднее и беспощаднее.

Человечество погрузилось в сложную и запутанную стихию существования. Оно столкнулось с противостоянием инстинктов и разума и, создав репрессивную цивилизацию, не может построить благоприятную структуру общества, обрести религию в единого Бога, принизив и утратив культурные и духовные ценности.

Прошло два тысячелетия со времени рождения Иисуса Христа, первого гуманиста, задумавшегося о неустроенности природы человека и выразившего изначальные пути его спасения. С тех пор человечество поумнело, повзрослело, широко и глубоко развившаяся наука и порожденная ею техника пронизали жизнь цивилизованного общества. Но мысль о возможной гибели мира не покинула человечество, хотя прежде она носила мистический и умозрительный характер, выраженный Ф. Тютчевым:

 

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных,

Все зримое опять покроют воды,

И божий лик изобразится в них!

 

Человек не смог организовать жизнь по своему усмотрению, и в этом его трагедия, так как он устраивает счастье рядом с несчастьем, выйдя из рабства свободы инстинктов, попадает в рабство их неволи. Рядом с достижениями разума человек видится крошечным и безобразным карликом, запутавшимся в своих прегрешениях и сложностях, бессильным что‑либо предпринять для своего спасения.

Что же делать? Неужели человеческая природа настолько скверна, что требуются многие тысячелетия страданий и горя, чтобы, очнувшись от бед и угрозы самоуничтожения, повести себя разумно и подняться над теми, кто заражен безнравственностью. НЕУЖЕЛИ ПРИРОДА ИЛИ БОГ, КАКИМ БЫ ОН НИ БЫЛ, В ПРЯМОМ ИЛИ ШИРОКО ПЕРЕНОСНОМ СМЫСЛЕ, СОЗДАВ ЧЕЛОВЕКА И СНАБДИВ ЕГО РАЗУМОМ, СОВЕРШИЛИ ТАЛАНТЛИВУЮ, НО ЧУДОВИЩНУЮ ОШИБКУ, так как разум оказался несовместимым с инстинктами и проявил силу, способную разрушить все им сотворенное. Разум не вписался в природу человека и не вошел в согласие с инстинктами. Гармоническое сочетание разума и инстинктов не произошло. Наоборот, разум, доставшийся от далекого предка, стал способствовать усилению и извращению инстинктов.

Динозавры погибли, не сумев приобрести постоянную температуру тела. Не ожидает ли гибель человечество, если оно окажется бессильным найти целесообразное сочетание между инстинктом и разумом. Кроме того человек отошел от природы, оставив сложившиеся отношения с окружающей средой, творившей эволюцию жизни. Ушел, вооруженный самой совершенной формой органической материи, – разумом. Но развивая разум вместе с неизбежным его противостоянием – безумием, не умея найти согласия между ним и инстинктами, оказался в критическом положении. К чему приведет это состояние, и способно ли будет человечество обуздать отрицательные стороны своего гениального приобретения?..

Многострадальную Землю издавна посещают какие‑то внеземные корабли. Пусть они с роботами, но их появление подтверждает существование какой‑то более высокой, чем наша, цивилизации. Значит мог где‑то разум побороть безумие и сохранить жизнь. Но жгучее сомнение отравляет и эту надежду: что же представляет эта особенная цивилизация, как она разрешила проблемы разума и безумия, не сохранила ли она себя, создав общество из членов его, произведенных по особенно сконструированной программе, подобной недавно открытому клонированию, автоматически послушных, легко управляемых, полулюдей‑полуроботов, подобных бездушным и бездумным машинам! И не нашлось у него другого более совершенного выхода?

Тогда невольно добрая воля начинает протестовать и зарождается надежда: неужели настолько беспомощен человек, неужели нет у него сил сохранить то высшее, что было создано величайшей эволюцией материи – органическую жизнь. Ведь нас немало, готовых отдать жизнь в борьбе со злом против тех, кто зарвался в сопротивлении добру, агрессивных и близоруких, безраздельно жадных, ненасытных в своих полуживотных исканиях, ничтожных, жалких, и агрессивных, погрязших в эгоцентризме, в физическом и нравственном вырождении.

Нет, всеми силами следует противиться неразумию, людям доброй воли объединиться, задержать и приостановить разгул стихийного развития человечества, выбраться из всеобщего темного хаоса, добиться сочетания противоположностей бытия, без насилия и кровопролития предотвратить опасность катастрофы, не дать ей возможности пожрать и уничтожить все созданное ранее, предупредить вырождение и гибель человечества и противостоять этому всеми силами.

Как изменить мир и способен ли на это человек, преодолев несовершенство своей природы?

Давно ощущается не раз высказанная необходимость коренной перестройки мышления для противостояния репрессивности цивилизации, издержкам разума во всех сферах деятельности, ВСЕМЕРНОГО САМОУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, УСИЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ, ВОСПИТАНИЯ, ОСОБЕННО У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ВСЕГО ПРЕКРАСНОГО И БЛАГОРОДНОГО, СУЩЕСТВУЮЩЕГО В ИЗНАЧАЛЬНОЙ ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА; и главное – воспитанием ослабить или даже искоренить инстинкты далекого предка, мешающие и препятствующие расцвету природы высшего существа, каким является человек, поставить инстинкты на службу разума, усилив из них полезные, облагораживающие, способствующие благополучию и выживанию.

Таиланд – небольшая страна, относящаяся к числу отсталых в передовой науке и технике, провела интереснейший эксперимент. Ради привлечения иностранных туристов, новорожденных тигрят кормили только молоком, а затем, никогда не давали сырого мяса. В рацион их кормления входили разные каши, сдобренные витаминами и белковыми добавками. Теперь в одном из парков этой страны разгуливают на свободе эти могучие хищники‑красавцы, а многочисленные посетители парка их гладят, обнимают и с ними фотографируются. Хищнический инстинкт сильного крупного зверя полностью подавлен и заменен полным добролюбием ко всем живым существам. Этот эксперимент доказывает пластичность инстинктов и наглядно иллюстрирует, что и у человека можно подавить инстинкты агрессии, эгоизма, стяжательства и всего того, чем так сильно засорена природа человека, ведущая его к гибели. Простые малограмотные дрессировщики зверей достигли того, что не смогли сделать до сего времени опытные зоопсихологи, да и не сознавая истоки природы человека, не стремились к этому.

Вот почему первостепенная задача человечества – преобразование инстинктов с самого раннего возраста, внедрение особенных форм образования молодежи, начиная с первых классов начальных школ, науки о НРАВСТВЕННОСТИ, ДУШЕВНОЙ ЧИСТОТЕ, АЛЬТРУИЗМЕ. Пока что преподавание подобных важнейших дисциплин отсутствует. Впрочем, прежде в школах существовал, хотя и несовершенный, предмет – «Закон Божий», запечатлевавший в ребенке основы нравственности. Но его не стало. Нравственные основы, заложенные в начальной форме христианством, застыли в консерватизме, не включились в стремительно развивающееся человечество, потеряли свою изначально высокую нравственную сущность. Настала пора заполнить этот громадный жизненно важный пробел, использовать достижения науки вместе с чувственным восприятием высоких идеалов жизни, создать новую религию, соединив ее с государством, и отразив ее в декларациях или даже в КОДЕКСЕ ЧЕСТИ, НРАВСТВЕННОСТИ И АЛЬТРУИЗМА, как дополнение к конституциям. От нравственности зависит процветание и благосостояние народа, а также мир на земле. Спасение человечества только в нравственности от самого малого, до самого большого. Только высокая нравственность и альтруизм погасят инстинкты и выведут человека с пути самоуничтожения.

Перед человечеством стоит долгая и трудная работа, направленная на свое благополучие. Оно обязано искать согласие между разумом и инстинктом, с одной стороны, и между разумом и безумием, – с другой. Люди должны понять и глубоко проникнуться сознанием опасности, нависшей над нашей истерзанной планетой и не менее истерзанным безумием человеческого общества!

Наступило время острого, бдительного, всемерного воспитания силы духа и ума, всеобщего желания и решительности перестройки жизни и, одного из главных – ПОСТРОЕНИЯ СВОЕОБРАЗНОЙ И ОСОБЕННОЙ РЕЛИГИИ, БЫТЬ МОЖЕТ, ВОЗРОЖДЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ, НО БЕЗ МИСТИКИ, ВМЕСТО НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЦЕРКОВНОЙ, ОСОБЕННОЙ, ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ ИНСТИНКТЫ, РЕЛИГИИ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕГО КУЛЬТА АЛЬТРУИЗМА, ЧЕСТИ, НРАВСТВЕННОСТИ, СОВЕСТИ И ПОРЯДОЧНОСТИ. В порядочности и нравственной чистоте заложено спасение человечества. Эти слова покажутся наивными и неосуществимыми, но иного пути не видно. Перестройка природы человека очень трудна, так как она слишком сложна, стихийна и с трудом управляема и к тому же поражена болезнями цивилизации. И все же!..

 

 

Издание этой книги совпало с трагическими событиями 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах Америки. Чудовищные последствия террористического акта продемонстрировали жестокую неустроенность человеческого общества и созданной им цивилизации. Неизбежность подобного события следовало ожидать: разум стал тесно шествовать рядом с неуправляемым безумием. Пришло время переоценки ценностей, глубокой последовательной перестройки жизни ради сохранения и процветания мира на земле.

 

Содержание

От автора … 3

Происхождение Вселенной … 5

Планета Земля … 9

Возникновение жизни … 11

Эволюция жизни … 20

О гибели динозавров … 27

Доказательства эволюции … 29

Эволюция человека … 35

Происхождение человека … 33

Родство человека с обезьянами … 44

Предки человека спустились на землю … 50

Жизнь первобытных народов … 53

Способность к научению, волчьи дети … 58

Разум – орудие познания или заблуждения? … 64

Вера в сверхъестественное … 79

Несколько слов о мудрости … 83

Какие они, инстинкты? … 85

О некоторых инстинктах животных … 89

Инстинкты и таинственные явления человеческой психики … 109

Инстинкты и разум … 112

Во власти инстинктов … 120

Инстинкты пола … 124

Моногамия и полигамия … 130

Извращения инстинкта пола … 137

Любовь к детям … 143

Инстинкт семьи, рода, племени, государства … 148

Характер … 154

Совесть, страх, предчувствия … 156

Собирательство и охота, взаимопомощь … 160

Агрессивность, толпа … 163

Месть … 166

Каннибализм … 168

Любовь к животным … 173

Надежда … 176

Консерватизм … 177

Детство, юность, старость … 179

Жизнь после жизни … 182

Расселение и ностальгия … 192

Собственность, клептомания, зависть … 198

Сновидения … 203

Тотемы … 205

Ритуалы, магия, суеверия … 209

Боги и приносимые им жертвы … 213

Религия … 215

Религия и наука … 223

Наука … 228

Войны … 232

Человек и природа … 244

Ноосфера академика В. И. Вернадского … 256

Культура и искусство … 259

Самоубийства … 270

Гении и таланты … 271

Лидерство … 276

Государство … 282

Душа и тело, эмоции и разум … 291

Труд, деятельность … 300

Зло и добро … 304

Разум и безумие … 308

Репрессивность цивилизации … 311

Жизнь … 324

Смысл жизни … 326

Творчество, альтруизм, эгоизм … 335

Наше будущее … 339

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.