Практическое применение личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Практическое применение личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка

2021-04-19 137
Практическое применение личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассмотрим на практике применение личностно-ориентированного подхода на примере детей дошкольного возраста в двух сферах:

) В процессе трудового воспитания.

Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с дошкольной ступени - одна из важнейших задач.

В программе воспитания в детском саду подчеркивается огромная роль трудового воспитания для всестороннего развития личности. Определенно содержание трудового воспитания: ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, что имеет большое значение для формирования представления о роли труда в жизни общества [20, c.207].

В решении задач трудового воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовом воспитании ребенка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качествах, интерес к занятиям.

Правильная организация трудового воспитания ребенка с самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития. В организации трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае - с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу.

Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании.

Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества.

Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам труда, с другой в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего [21, c.203].

Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективного труда.

Большое значение для индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания имеет контакт к семьей, единство требований к ребенку в детском саду и дома.

Индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.

Личностно-ориентированный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс [22, c.204].

Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя - отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.

При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело [23, c. 103].

Работа педагога высококвалифицированная, она требует постоянного повышения педагогической и общей культуры. Чтобы правильно воспитывать детей, надо четко усвоить в полном объеме уровень требований, предъявляемый к воспитанию подрастающего поколения.

На всех ступенях системы народного образования необходимо оказывать семье помощь в осуществлении воспитания детей. В работе с родителями педагог должен помочь им научиться познавать своих детей с научной позиций, а не через призму своих суждений, которые далеко не всегда бывают объективными.

) В процессе игровой деятельности.

В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняется в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как скромность, гуманность.

Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии его замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх [24, c.56].

Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений, как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива.

В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое.

Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель должен развивать в них такие нравственные качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу.

Руководство воспитателей игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны единого воспитательного процесса.

Зная индивидуальные особенности детей,их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.

В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет дидактические игры. Они способствуют расширению представления в окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т.д. [25, c.48].

В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.

Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка.


Заключение

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема познания личностных особенностей ребенка стоит на повестке дня в течение нескольких последних десятилетий. Вместе с тем эта проблема становится актуальной, что объясняется ее значимостью и сложностью реализации. Личностно-ориентированный подход в воспитании составляет основу гибких образовательных технологий.

Проблема индивидуализации обучения занимает ключевое место в педагогике и психологии, так как учет индивидуальных особенностей ребенка позволяет значительно повысить уровень знаний ребенка, привить любовь к обучению.

Развитие индивидуальности ученика тесно связано с развитием его самостоятельности, этому способствует увеличение учебного времени отведенного на самостоятельную работу учащихся.

Основной проблемой при внедрении личностно-ориентированного подхода в обучении является обеспечение необходимых условий для полноценного индивидуального развития личности.

Для решения этой проблемы нужно в первую очередь способствовать развитию следующих функций личности:

способность человека к выбору;

умение оценивать свою жизнь;

поиск смысла жизни, творчество;

формирование образа «Я»;

ответственность (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за всё»);

самостоятельность личности.

При внедрении личностно-ориентированного подхода в обучении основная и очень важная задача учителя - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться и устояться.

Для этого нужно не отбирать учеников по способностям и тем качествам, что хочет видеть учитель, а с внимательного и понимающего педагогического изучения каждого ученика как индивидуальной личности. И только когда особенности индивидуального развития ученика будут профессионально выявлены педагогом, проверены на устойчивость их проявления, можно определять способы его дальнейшего обучения.

Вот на что нужно обратить внимание в первую очередь, при внедрении личностно-ориентированного подхода в обучении.

Во-первых, принять процесс обучения не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальных способностей ученика, при которых обучение и воспитание плавно сливаются.

Во-вторых, нужно выявить характер взаимоотношений участников образовательного процесса: учителей, учеников и родителей.

В-третьих, оценить критерии эффективности процесса обучения.

Немаловажной проблемой при внедрении личностно-ориентированного подхода в обучении является разработка дидактического обеспечения.

При разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного обучения нужно руководствоваться следующим:

учебный материал должен обеспечивать выявление содержания опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

изложение учителем учебного материала должно быть направлено на преобразование личного опыта каждого ученика;

в ходе обучения нужно постоянно использовать примеры, связанные с личным опытом ученика и с ранее приобретенными им знаниями;

активное стимулирование ученика к самостоятельному изучению учебного материала, что дает возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе обучения;

учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;

необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех преобразований и действий, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

образовательный процесс должен строиться на оценке деятельности ученика, как отдельной личности.

Организация личностно-ориентировонного подхода к работе с текстом учебника должна быть направлено в первую очередь на развитие не памяти, а на развитие самостоятельности мышления. Для этого нужно развивать способность учеников к анализированию учебного материала, что способствует пониманию. Ведь процесс понимания очень сложен, в него всегда включается личностное преобразование заданного текста на основе субъектного опыта ученика.

В процессе внедрения личностно-ориентировонного подхода в обучении позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Он должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в личном опыте учащихся, как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственного жизненного опыта.

Важна при этом и форма обсуждения детских ответов. Она не должна быть жесткой, не должна содержать резких критических замечаний в виде оценки «правильно - неправильно». Это должен быть равноправный диалог, что называется «на короткой ноге», где каждый ученик может высказать свое мнение по обсуждаемой теме, не боясь ошибиться и быть осужденным.

При использовании личностно-ориентировонного подхода в обучении задача учителя - выявить и обобщить ответы ученика, выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, целям и задачам предмета.

Анализируя на уроке результаты работы ученика, учитель должен не только объявить выставленные отметки, повторить разделы темы, вызвавшие наибольшее количество ошибок, но обязательно обсудить те способы, которыми пользовались ученики при выполнении работы, выявить и поддержать правильные и оригинальные.

Функция учителя здесь не столько настоятельная с такими указаниями как: «повтори материал», «прорешай побольше задач», «посмотри на образец» и т.п., сколько рекомендательная с предложениями и советами, такими как: «давай подумаем вместе», «расскажи, каким способом выполнял задание», «выбери по своему усмотрению путь решения задачи и дай ему обоснование».

Это позволяет работать на уроке с каждым учеником и с классом в целом. Учитель вместе с учащимися ищет и находит наиболее эффективные пути усвоения знаний, поощряет интересные высказывания и находки, анализирует неудачные попытки, стимулирует учащихся к понятию причин своих ошибок, обсуждает меры их устранения и т.д.

При такой позиции учителя каждый ученик может рассчитывать на то, что его услышат, обсудят его предложения, серьезно и уважительно отнесутся к его версиям ответов. И каким бы «плотным» ни был урок, нельзя считать такую работу с учениками пустой тратой времени.

Из этого следует, что целесообразно использовать в общеобразовательной школе личностно - ориентированный подход в обучении, так как это одно из условий организации всестороннего, гармоничного развития учащихся.


Список использованной литературы

 

1. Розанов В.В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов. - М., Просвещение, 1980. - 398 с.

2. Дидро Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М. 1954. - Т.2. - С. 56-58.

.   Гельвеций К.А. О Человеке / К.А. Гельвеций / Собрание сочинений: В 2 т. - М., 1974. - Т.2. - С. 29-191.

.   Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж.Ж. Руссо // Пед. соч.: В 2 т. - М., 1981. - Т.1. - С. 113-115.

.   Пестолоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей / И.Г. Пестолоцци // Избранные педагогические произведения: В 2 т. - М., 1981. - Т.2. - С. 193-379.

.   Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. / А. Дистервег. - М.: Учпедгиз, 1956. - С. 55-58.

.   Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский // Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1948-1962. - Т.8 - С. 23.

.   Толстой Л.Н. Пед. соч. / Л.Н. Толстой. - М.: Педагогика, 1985. - 391 с.

.   Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. - М.: педагогика, 1982. - 704 с.

.   Вахтеров В.П. Предметный метод обучения / В.П. Вахтеров. - М.: Педагогика, 1915. - 219 с.

.   Зеньковский В.В. Психология детства: Учебное пособие для вузов / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург "Деловая книга", 1995, - 266 с.

.   Акимов М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход / М.К. Акимов. - М.: Знание, 1992. - 80 с.

.   Амоношвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амоношвили. - М.: Педагогика, 1984. - 296 с.

.   Менчинская Н.А. Психологические вопросы развития обучения и новые программы / Н.А. Менчинская // Советская педагогика. - 1968. № 6. - С. 12-20.

.   Выготский Л.С. Мышления и речь / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982 - Т.2. Проблемы общей психологии. - С. 248.

.   Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. / П.Я. Гальперин. - М.: Книжный дом "Университет", 2000. - 336 с.

.   Гладких В.И. Об индивидуальном подходе к учащимся в школе и семье / В.И. Гладких. - Пенза, 1958. - 294 с.

.   Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: [учеб. пособие: для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] /

.   Гордеева Н.Н. Индивидуализация обучения / Н.Н. Гордеева // Педагогика. - 2002. - № 2.

.   Есипов Б.П. Самостоятельная работа в системе непрерывного образования / Б.П. Есипов // Сов. Педагогика. - 1989. - № 5/

.   Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. - Казань, 1969. - 311 с.

.   Ленер М.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Ленер. - М.: Педагогика, 1976. - 305 с.

.   Коджаспирова Г.И., Коджаспиров А.Д. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.И. Коджаспирова, А.Д. Коджаспиров. М.: Издательский Центр "Академия", 2000. - 276 с.

.   Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании / Я. Корчак. - М.: Знание, 1990. - 229 с.

.   Лысенкова С.Н. Когда легко учиться: Из опыта работы / С.Н. Лысенкова. - М.: Педагогика, 1985. - 175 с.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.