Диагностика уровня сформированности у учащихся экспериментального класса читательских умений — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Диагностика уровня сформированности у учащихся экспериментального класса читательских умений

2021-04-19 541
Диагностика уровня сформированности у учащихся экспериментального класса читательских умений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Экспериментальное исследование проходило в МОУ СОШ №12 в 3 «Б» классе. Класса состоящий из 21 ученика, был разделен на группы: экспериментальную и контрольную в экспериментальную вошло 10 человек, в контрольную группу - 11 человек..

Цель исследования - выявить у учащихся экспериментального класса уровень сформированности читательских умений.

Экспериментальное исследование проходило в три этапа:

.   Констатирующий - целью, которого является определение уровня сформированности читательских умений у учеников иследемого класса.

.   Формирующий - целью, которого является подобрать приемы формирования читательских умений у исследуемого класса при работе над языком устно-поэтических произведенией.

.   Контрольный - цель его, определение эффективности влияния приемов формирования читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений у учеников исследуемого класса.

Для определения уровня развития читательских умений младших школьников в качестве параметров оценивания были выбраны шесть аналитических умений:

1) умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;

) умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;

) умение устанавливать причинно-следственные связи;

) умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;

) умение видеть авторскую позицию;

) умение осознавать идею произведения. [13, с. 48]

На первом этапе эксперимента каждому испытуемому индивидуально давался текст А.П.Гайдара «Совесть». Задание: прочитай текст рассказа вслух, а затем еще раз про себя.

На втором этапе эксперимента была применена специально разработанная методика тестовых заданий. Ее суть состоит в том, что каждый ребенок должен был проанализировать данный текст, ответив как можно полно на шесть вопросов (по одному вопросу на проверку одного читательского умения).

Вопросы для анализа текста:

. Найди в тексте образные слова и выражения, объясни их значение - проверка умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

. Опиши героев рассказа; место и время, где происходит действие рассказа - проверка умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.

. Кратко перескажи последовательность событий рассказа - проверка умения устанавливать причинно-следственные связи.

. Объясни поступки Нины и вырази к ним свое отношение - проверка умения воспринимать и оценивать образ-персонаж.

. Определи авторское отношение к главной героине рассказа - проверка умения видеть авторскую позицию.

. Сформулируй идею (основную мысль) рассказа - проверка умения осознавать идею произведения. [24, с. 76]

Ответы на эти вопросы каждого испытуемого заносились в протокол обследования. Ответы на каждый вопрос тестового задания в зависимости от правильности и полноты оценивались по трехбалльной шкале, и в зависимости от набранных баллов определялся уровень сформированности каждого читательского (аналитического) умения:

¾ высокий уровень - 3 балла;

¾ средний уровень - 2 балла;

¾ низкий уровень - 1 балл.

Критерии для присвоения за ответ испытуемого одного, двух или трех баллов были специально разработаны. Параметры, по которым оцениваются ответы испытуемых и им присваивается определенное количество баллов, представлены в таблице.

Уровни сформированности читательских умений распределяются следующим образом:

. Высокий уровень - когда у учащихся сформированы все шесть умений, т.е.: умение адекватно воспринимать изобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, способные оценивать поступки героев, увидеть последствия действий героев. Умение осваивать композицию произведения, увидеть авторскую позицию и освоить идею произведения.

. Выше среднего - когда у учащихся сформированы от пяти до четырех читательских умений: умение адекватно воспринимать изобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, способные оценивать поступки героев, увидеть последствия действий героев.

. Средний уровень - когда сформированы три умения: умение адекватно воспринимать изобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, способные оценивать поступки героев.

. Низкий уровень - когда сформированы два умения: умение адекватно воспринимать изобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем.

По результатам диагностирования каждого из шести читательских (аналитических) умений была составлена сводная таблица. На основе ее данных установлен общий уровень развития читательских умений младших школьников.

 

Таблица 1

№ п/п Имя испытуемого Сформированные читательские умения Уровень развития читательских умений

Экспериментальная группа

1 Антон Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. При определении основной мысли требуется помощь учителя. Средний уровень
2 Виктория Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. Самостоятельно определяет основную мысль произведения. Высокий уровень
3 Виолетта Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. При определении основной мысли требуется помощь учителя. Средний уровень
4 Глеб Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. Самостоятельно определяет основную мысль произведения. Высокий уровень
5 Егор Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. Самостоятельно определяет основную мысль произведения. Высокий уровень
6 Игорь Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Не обращает внимание на чувства, переживания героев. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. При определении основной мысли требуется помощь учителя. Низкий уровень
7 Карина Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. Самостоятельно определяет основную мысль произведения. Высокий уровень
8 Лидия Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Не обращает внимание на чувства, переживания героев. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. Способна самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры. Уровень выше среднего
9 Мелена Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. При определении основной мысли требуется помощь учителя. Средний уровень
10 Павел Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. При определении основной мысли требуется помощь учителя. Средний уровень

Контрольная группа

1 Вячеслав Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. При определении основной мысли требуется помощь учителя. Средний уровень
2 Денис Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. Самостоятельно определяет основную мысль произведения. Высокий уровень
3 Евгений Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Не обращает внимание на чувства, переживания героев. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. При определении основной мысли требуется помощь учителя. Низкий уровень
4 Елизавета Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. Самостоятельно определяет основную мысль произведения. Высокий уровень
5 Илья Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. Самостоятельно определяет основную мысль произведения. Высокий уровень
6 Ирина Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Не обращает внимание на чувства, переживания героев. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. Способна самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры. Уровень выше среднего
7 Леонид Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. При определении основной мысли требуется помощь учителя. Средний уровень
8 Маргарита Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. Самостоятельно определяет основную мысль произведения. Высокий уровень
9 Матвей Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию. Самостоятельно определяет основную мысль произведения. Высокий уровень
10 Нина Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Не обращает внимание на чувства, переживания героев. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. Способна самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры. Уровень выше среднего
11 Ольга Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др. Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом. Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий. Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ. Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий. При определении основной мысли требуется помощь учителя. Средний уровень

 

Таблица 2

 

Высокий

Выше среднего

Средний

Низкий

  Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
Экспериментальная группа 4 40 1 10 4 40 1 10
Контрольная группа 5 45 2 18 3 27 1 9

 

Рис 1.

 


Анализ таблицы показал, что в экспериментальной группе высокий уровень читательских умений сформирован у 4 учеников, что составило - 40%, в контрольной группе высокий уровень сформирован у 5 учеников, что составило- 45%. Выше среднего уровня читательскими умениями обладаеет всего 1 ученик - 10%, в контрольной группе - 2 ученика- 18%. Средний уровень читательских умений сформирован в экспериментальной группе у 4 учеников - 40%, в контрольной группе у 3 учеников, что составило- 27%. На низком уровне сформированности читательских умений, в экспериментальной и контрольной группе находится по 1 ученику, что составляет в экспериментальной группе 10%, а в контрольной 9% соответственно.

Задача следующего этапа экспериментального исследования заключается в повышении уровеня читательских умений в экспериментальной группе при работе над языком устно-поэтических произведений.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.