Принятие Руководящих принципов японо-американского сотрудничества в области обороны. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Принятие Руководящих принципов японо-американского сотрудничества в области обороны.

2021-04-19 158
Принятие Руководящих принципов японо-американского сотрудничества в области обороны. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа над пересмотром Руководящих принципов, проводилась и в Токио, и в Вашингтоне в течение шестнадцати месяцев. В июне 1996 г. возобновил свою работу японо-американский Подкомитет оборонного сотрудничества, созданный ранее в интересах пересмотра Руководящих принципов на основе Основных направлений программы национальной обороны Японии, принятой в ноябре 1995 г. и американо-японской Совместной декларации.

сентября 1997 г. пересмотренный вариант Руководящих принципов японо-американского сотрудничества в области обороны был одобрен в Нью-Йорке японо-американским Консультативным комитетом по безопасности, в состав которого входили министр иностранных дел Японии К.Обути, начальник Управления национальной обороны Ф.Кюма, государственный секретарь США М.Олбрайт и министр обороны США У.Коэн.

Японо-американские руководящие принципы состоят из 7 разделов:[46]

1. Цели Руководящих принципов определены следующим образом: «.Создание солидного фундамента для более эффективного и надежного американо- японского сотрудничества в нормальных условиях обстановки, на случай внезапного вооруженного нападения на Японию, а также резкого изменения обстановки в районах, окружающих Японию. Руководящие принципы определяют общие рамки и концепцию ролей миссий обеих государств, равно как и пути сотрудничества и координации, как в нормальных условиях обстановки, так и в период её обострения».

. Основные предпосылки и принципы.

Выделим наиболее важные принципы: «Права и обязанности по Договору о взаимном сотрудничестве и безопасности между США и Японией остаются неизменными». Япония осуществляет все свои действия в рамках Конституции, а так же ориентируясь исключительно на оборону и три неядерных принципа. Все действия подписантов должны соответствовать международному праву и Уставу ООН.

. Сотрудничество в нормальных условиях. В нормальных условиях каждое правительство обязывалось поддерживать собственный оборонный потенциал, Япония - в соответствии с «Основными направлениями»(1995 г.), а Соединенные Штаты поддерживать потенциал ядерного сдерживания и силы передового базирования в АТР.

4. Действия на случай вооруженного нападения на Японию. «Когда вооруженное нападение на Японию считается неизбежным, оба правительства предпринимают шаги для предотвращения дальнейшего обострения ситуации и делают необходимые приготовления к обороне Японии. В случае свершения вооруженного нападения на Японию, оба правительства предпринимают соответствующие взаимные действия для его отражения на возможно ранней стадии». Далее предусматривается два варианта:

а) При неотвратимости вооруженного нападения на Японию. Оба правительства будут вести интенсивный обмен информацией, проводить консультации, совместно наращивать сбор разведывательных данных, проводить наблюдения, предпринимать попытки, включая дипломатические усилия, для недопущения дальнейшего обострения обстановки, готовиться к обороне и разрабатывать меры противостояния.
б) Когда вооруженное нападение на Японию свершилось. В этом случае на Японию возлагается прямая ответственность за реализацию всех необходимых мер с целью скорейшего отражения вооруженного нападения. На США - предоставление соответствующей помощи Японии. Такое сотрудничество может варьироваться в зависимости от масштабов, типа, фазы и других факторов вооруженного нападения. При проведении совместных операций, войска США и силы самообороны Японии должны действовать скоординировано, своевременно и эффективно. Соединенные Штаты своевременно направляют войска усиления, а Япония создает базу и готовит условия для их приема и размещения.

. Сотрудничество в период возникновения таких ситуаций в районе, окружающем Японию, которые могут оказать серьезное влияние на мир и безопасность Японии (ситуации в районах, окружающих Японию).

Предполагаются два варианта:

) Когда ожидается возникновение напряженной обстановки в районах, окружающих Японию. В данной ситуации оба правительства проводят совместные консультации, обмен информацией, ведут разведку, прилагают усилия для предотвращения дальнейшего обострения обстановки.

) Реагирование на напряженную ситуацию в районах, окружающих Японию. Действия в данной ситуации подробно излагаются в специальном приложении к Руководящим принципам «Функции, области и объекты сотрудничества в напряженных ситуациях вокруг Японии».

. Двусторонние программы для повышения эффективного сотрудничества в соответствии с Руководящими принципами. Для повышения эффективности взаимного сотрудничества, предполагалось создать два механизма:

а) двусторонняя работа по планированию и созданию общих стандартов и процедур.

б) двусторонний координационный механизм.

. Своевременный и соответствующий пересмотр руководящих принципов. В данном разделе говорится: «Оба правительства своевременно и надлежащим образом будут пересматривать Руководящие принципы в случаях, когда произойдет изменение ситуаций, которые могут оказать влияние на американо-японские отношения безопасности и когда это будет признанно необходимым в связи с определенными обстоятельствами будущего».

Как и все предыдущие документы, Руководящие принципы получили негативную оценку со стороны Китая, КНДР которые видели в них угрозу своей безопасности. Таким образом, можно сказать, что все подписанные между Токио и Вашингтоном документы имели цель - укрепить японо-американский союз, сделать его более приспособленным к новым международным условиям. США преследовали также цель не допустить преобладающего влияния Китая в регионе. Это вызвало неоднозначные реакции в соседних странах, прежде всего Китае и КНДР, но были и те, кто по достоинству оценил японо-американскую систему безопасности, к их числу можно отнести и Россию [33, c.22]. Однако укрепление дипотношений между Японией и США не решило их внутренних проблем, прежде всего внешнеторговых и социальных, которые продолжают беспокоить обе стороны и по сей день.

Как уже говорилось ранее, вторая половина 90-х время укрепления союза. Подписание Совместной декларации и Руководящих принципов в 1996 г. показало действительный прорыв в отношения Токио и Вашингтона. Союз стал еще более равноправным, однако говорить о равнозначной роли двух стран в рамках союза пока рано. Основная цель присутствия американских войск в Японии - защита её территории от гипотетического нападения. Токио же, по Конституции, не может сделать то же самое в отношении Вашингтона. Защита союзника за пределами японской территории была бы неизбежно связана с использованием так называемого «права на коллективную оборону», что не допустимо в соответствии с основным законом Японии. Помощь Токио ограничена тыловой поддержкой США в случае чрезвычайной ситуации в самой Японии или непосредственно прилегающих к ней районах. Призывы увеличить военную роль Японии имелись уже давно, но в последние десятилетие они стали еще сильнее, указывая на изменение международной обстановки и появление новой угрозы - терроризма. Призывы частично осуществились после событий 11 сентября 2001 года. Сразу после террористических актов в Вашингтоне и Нью-Йорке, японский премьер-министр заявил, что Япония твердо поддерживает решимость США не склонять головы перед терроризмом. Правительством Японии были приняты законы, предусматривающие введение ряда чрезвычайных мер, призванных обеспечить предотвращение подобных актов в Японии. Премьер-министр Коидзуми 17 сентября дал указание срочно приступить к разработке таких поправок в «закон о силах самообороны», которые позволили бы японской армии оказывать вооруженным силам США более активную, чем прежде, «тыловую поддержку» как в районах окружающих Японию, так и за их пределами, включая зону Индийского океана [33, c.21]. Была составлена специальная программа, которая получила в дальнейшем название «Семь пунктов Коидзуми», её пункты сводились к следующему:

. Принять законодательные меры, позволяющие силам самообороны оказывать тыловую поддержку вооруженным силам США, ведущим где-либо боевые действия.

. Усилить охрану важных объектов на территории Японии, включая военные базы США.

. Направить силы самообороны за рубеж с целью сбора информации.

. Усилить контроль над иммигрантами.

. Направлять гуманитарную и экономическую помощь таким странам как Пакистан и Индия.

. С помощью сил самообороны оказывать содействие беженцам в районах, где ведутся военные операции американских вооруженных сил.

. Сотрудничать с другими государствами в предотвращении возможных беспорядков в экономических системах Японии и других стран [34, c. 162].

На встрече с президентом США Дж. Бушем 25 сентября в Вашингтоне Коидзуми заверил его в твердой решимости Японии поддерживать США в борьбе против мирового терроризма, но в то же время заметил, что эта поддержка не будет включать применения вооруженной силы. За рекордный для японского законотворческого процесса сроки (25 дней) через парламент был проведен так называемый «антитеррористический пакет», основой которого стал закон о специальных мерах, позволивший силам самообороны осуществлять снабжение, транспортное и техническое обслуживание войск США и других стран (за исключением поставок оружия и боеприпасов); проводить мероприятия по спасению и поиску военнослужащих, осуществлять помощь беженцам, в том числе на территории других государств (с их согласия), применять оружие с целью защиты «лиц, находящихся под их управлением». Были приняты также поправки к Закону о силах самообороны, дающие право охранять военные объекты на японской территории, включая американские базы. Были сняты ограничения на участие сил самообороны в операциях по поддержанию мира под эгидой ООН и т.д. [55, c. 8].

Таким образом, Япония впервые за всю послевоенную историю смогла отправить силы самообороны за рубеж для оказания тыловой поддержки американским и английским войскам. Следующая возможность отправить силы самообороны за рубеж представилась Токио после начала операции «Шок и трепет» в 2003 г. Под предлогом обнаружения в Ираке оружия массового поражения, Вашингтон ввел свои войска, получив при этом огромное сопротивление местного населения. На начальной стадии Токио в операции не участвовал. Решение отправить в Ирак подразделение сил самообороны последовало после захвата иракскими террористами трех граждан Японии в заложники. 9 апреля правительство Японии сделало официальное заявление о том, что ввиду реальной угрозы, нависшей над жизнью трех японских граждан, захваченных иракскими террористами, для их освобождения в Ирак отправлен отряд специального назначения сил самообороны Японии..Ввиду чрезвычайной ситуации отряд специального назначения сопровождает первый министр иностранных дел Японии Иитиро Аидзава [45].

Таким образом, Япония постепенно начинает проводить более активную внешнюю политику, что не может не радовать Соединенные Штаты. Очень часты в последнее время разговоры об отмене 9 статьи конституции, японская газета Иоминури приводит данные опроса депутатов палаты представителей парламента в 2004 г. результаты показали, что 83% депутатов, участвовавших в этом опросе, поддерживают проект пересмотра конституции страны. Эта цифра намного превышает данные опросов, проводимых в прошлом. По данным аналогичных опросов, проводимых в 1997 и 2002 годах, сторонники внесения поправок в конституцию составляли 62% и, соответственно, 74%.[8, c. 3] Однако по мере усиления в стране неоконсервативных тенденций отчетливо обозначилось стремление высшего руководства страны отказаться от пацифистских статей конституции. Именно эту цель преследует принятый в мае 2007 г. законопроект о проведении референдума по вопросу о конституции. Его инициатором выступила Либерально-демократическая партия, которая выдвинула ряд конкретных предложений по внесению изменений в ее основополагающие статьи.

Одновременно предпринимаются шаги по повышению статуса нынешних «сил самообороны». Так, в конце декабря 2006 г. большинством голосов депутатов нижней и верхней палат парламента Японии был одобрен законопроект о преобразовании Управления национальной обороны в Министерство обороны. Событие, прямо скажем, неординарное, ибо речь идет не о формальной смене вывесок, а фактически о придании вооруженным силам характера полноправного атрибута государства. Нововведение противоречит конституционному положению о том, что «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается» [24].

Руководство страны не скрывает, что считает эти положения устаревшими. На состоявшейся 9 января 2007 г. церемонии преобразования Управления обороны в министерство премьер-министр Синдзо Абэ заявил, что принятие закона о повышении статуса военного ведомства является «первым большим шагом» к созданию основ для «отхода от послевоенных структур» и строительства нового японского государства. Эволюция взглядов в правительстве относительно «мирной» статьи на лицо, возможно, в недалеком будущем, эта статья уйдет в историю[26, c.23].

Ситуация в АТР на рубеже веков оставалась очень сложной. Так, в прогнозе министерства обороны США, содержащим анализ тенденций в развитии системы международных отношений до 2020 года, «Общее видение 2020» прямо отмечается, что районом возможной силовой конфронтации великих держав в борьбе за глобальную гегемонию может стать Восточная Азия. Именно в этом регионе Соединенные Штаты проводили большинство военно-морских учений. Еще в конце 90-х американское правительство передислоцировало сюда из Индийского и Атлантического океанов подводные лодки, оснащенные ракетами «Томагавк». Особо большое внимание уделялось началу строительства совместной японо-американской противоракетной обороны (ПРО). Первоначально Токио противился каким-либо совместным противоракетным программам, однако после полета северокорейской ракеты над территорией Японии в 1998 г. мнение японских властей несколько изменилось.[23, c.145] Согласившись участвовать в совместной ПРО начальник УНО, во время визита в США в июне 2001 г., все же четко дал понять, что совместно исследуемая система (ПРО ТВД) в случае её создания «должна защищать территорию Японии и находиться в её независимом управлении» [20, c.67].

Очевидным является тот факт, что система совместной противоракетной обороны направлена, прежде всего, против Северной Кореи и Китая. По крайней мере, официальные документы типа «книг» в качестве основных угроз называют именно эти страны. В частности, «Белая книга по обороне» за 2004 г. заявляет, что «программа Северной Кореи по созданию ядерного оружия и развертыванию баллистических ракет является фактором дестабилизации международной обстановки и вызывает сильное беспокойство». Выражается также озабоченность истинных расходов Китая на военные нужды. «Китай модернизировал своё ядерное и ракетное оружие, а также военно-морские и воздушные силы - говорится в документе - тщательный анализ этой тенденции позволяет сделать вывод, что цели модернизации такого масштаба значительно превосходят те рамки, которые необходимы для защиты Китая, поэтому его дальнейшие шаги в этой области заслуживают самого пристального внимания» [68, c.54].

На сегодняшний день процесс нового позиционирования Японии на международной арене определяется термином «нормализация». Несколько ранее он использовался применительно к Германии - союзнице Японии во Второй мировой войне. Его основным признаком является установление контроля над ходом восстановления государственности в целом и за форматом военного строительства побеждённой страны, в частности, со стороны победителей.

В Японии распространена точка зрения, согласно которой её впечатляющие успехи в области экономики во многом обусловлены тем, что неизбежные издержки, связанные с решением проблемы обеспечения национальной безопасности, в послевоенные годы в основном несли на себе США. Потерпевшая поражение в войне Япония не могла самостоятельно определять свою послевоенную политику, но продиктованный ей политический курс оказался очень удачным для процесса восстановления и развития.

Однако с начала 90-х гг. минувшего столетия относительная пассивность японского руководства в вопросах национальной и международной безопасности стала подвергаться возрастающей критике как внутри страны, так и за рубежом. Указывалось, в частности, что Япония не может больше оставаться «сторонним наблюдателем» за новыми процессами на мировой арене [56, c.2].

Вышедшая в 2007 г. книга известного американского специалиста по проблемам Азии К.Б. Пайла «Возвышение Японии: возрождение японской мощи и цели» обратила на себя внимание уже заголовком, поскольку до сих пор термин «возвышение» неизменно использовался только в отношении КНР. Основной вывод, который делает её автор, заключается в том, что уже в ближайшем будущем Япония будет оказывать не меньшее влияние на развитие событий в АТР, чем Китай[67, c.159].

В общей дискуссии о необходимости участия Японии в строительстве нового миропорядка все чаще всплывает мотив «силового» обеспечения потребностей экономики в необходимых сырьевых ресурсах (большинство из которых в стране отсутствует) и надёжность транспортировки японских товаров морскими путями. В Японии полагают, что необходимые для этого акции на мировой арене (в том числе и военные) целесообразнее всего проводить совместно с США (даже находясь на вторых ролях). Во-первых, потому, что в АТР сохраняется негативная историческая память о Японии периода Второй мировой войны и, во-вторых, потому, что в ближайшей перспективе японский военный потенциал не достигнет достаточно высокого уровня. Одной из главных задач, которую намерено решить нынешнее руководство Японии, заключается в преодолении «негативной репутации» страны, обусловленной упомянутой выше исторической памятью народов Азии. Для этого Япония настойчиво и в то же время ненавязчиво преподносит себя как государство, обладающее «достаточной, но вовсе не опасной военной мощью».

На состоявшемся в мае 2007 г. совещании экспертов, посвященном оценке возможностей Японии выполнять свой союзнический долг без изменения конституции, тогдашний премьер-министр С.Абэ назвал «драматически ужесточающейся» ситуацию в сфере безопасности. Тогда же обе палаты японского парламента проголосовали за проведение до 2010 г. всенародного референдума относительно необходимости внесения поправок в 9-ю статью национальной конституции. Образованная премьер-министром так называемая «Группа 13-ти» занимается в настоящее время изучением возможностей реализации Японией права на коллективную оборону без «модификации» конституции. «Группе» поручено дать ответы на следующие вопросы:

Ø какими должны быть действия боевых японских кораблей в случае нападения на ВМС США?

Ø должна ли японская система ПРО участвовать в отражении ракетного удара по территории Соединенных Штатов?

Ø могут ли подразделения ЯССО в Ираке открывать ответный огонь?

Ø может ли ЯССО предоставлять транспортные услуги и обеспечивать тыловую поддержку ВС США и других государств?

Сам факт формирования «Группы 13-ти» и характер поставленных перед нею вопросов (фактически предопределяющий ответ) свидетельствуют о желании правящих кругов Японии получить право на коллективную (совместно с США) оборону пока без внесения поправок в конституцию, а лишь путем новой трактовки ее 9-й статьи.

В последние годы активизируются контакты высокопоставленных представителей Японии и Североатлантического союза. Значительным событием в японской внешней политике стал: визит бывшего министра иностранных дел Т. Асо в штаб-квартиру Совета НАТО в Брюсселе в мае 2006 г. Японский министр и генеральный секретарь НАТО Я.де Хооп-Схеффер, годом ранее посетивший Японию, выразил готовность развивать и углублять взаимодействие между сторонами.

Апогеем же двухлетнего взаимного зондажа позиций стал первый в истории отношений Японии с Североатлантическим союзом визит премьер-министра С. Абэ в штаб-квартиру альянса в Брюсселе, состоявшийся в январе 2007 г. В своей речи он отметил общность целей, преследуемых Японией и НАТО на мировой политической арене, поддержал все международные акции блока (в частности, в Афганистане) и подчеркнул готовность своей страны расширять партнерские отношения с ним. Тем самым Япония заявила о себе как о «восточном партнере НАТО» [56, c.3].

В США до сих пор нет единого мнения относительно того, как далеко может зайти процесс «нормализации» Японии, и какими последствиями он грозит американским интересам в АТР. Весьма распространена, например, точка зрения, согласно которой на первое место в раскладе сил в регионе выходит японо-китайское стратегическое соперничество, которое постепенно вытесняет американо-китайское противостояние. В Вашингтоне уже рассматривается вопрос об адаптации собственного стратегического курса США в АТР с учетом нарастающей конкуренции между КНР и Японией за региональное лидерство.

В последние годы в американской политической элите распространились два достаточно противоречивых подхода к проблеме обеспечения безопасности и защиты американских интересов в АТР. Эксперты Центра стратегических и международных исследований К.М.Кэмпбелл и Д.Чёлит утверждают, что в американском истэблишменте существуют две основные группировки, для обозначения которых они используют термин «клики». По их мнению, без учета факта существования этих группировок (консолидированных на базе взаимной лояльности их членов) невозможно понять характер эволюции, происходящей в последнее время во внешней политике США.

Суть первого подхода, который связывают с именем бывшего заместителя госсекретаря Р.Зелика, состоит в утверждении того, что приоритет следует отдавать налаживанию конструктивных отношений с Китаем и постепенному вовлечению его в мировые политические и экономические процессы. При этом Р.Зелик не отрицает значимости Японии как одного из основных союзников США в регионе и в мире в целом.

Согласно другому подходу, сторонниками которого являются в том числе предшественник Р.Зелика на посту заместителя госсекретаря Р.Армитедж и профессор Гарвардского университета Дж.Най, именно Японии отводится важнейшая роль в обеспечении национальной безопасности и интересов Соединенных Штатов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а КНР причисляется, скорее, к потенциальным источникам вызовов этим интересам.

Американские политические круги относятся к процессу японской «нормализации» как к данности, которая слабо или вообще не подвержена внешнему влиянию. При этом они склонны поощрять «нормальных националистов», поскольку их взгляды гарантируют дальнейшее военное присутствие США в Японии. В то же время не связанные официальными рамками политологи высказывают опасения относительно того, что в ходе нового внешнеполитического курса верх могут взять взгляды тех японских политиков, выразителями которых выступают «неоавтономисты» [56, c.6].

И, тем не менее, американо-японский военно-политический союз по-прежнему выглядит прочным. Одним из свидетельств этой прочности является характер распределения финансового бремени по обеспечению условий для пребывания американских военнослужащих, входящих в расквартированную в Японии группировку. Японская сторона возложила на себя свыше 70% соответствующих затрат. Примерно в таком же соотношении находится и распределение расходов на инициированный двусторонним соглашением 2006 г. процесс частичного вывода (до 2014 г.) экспедиционной группировки Корпуса морской пехоты с Окинавы на архипелаг Гуам, объем которых составит 10,27 млрд. долл. В целом, общие затраты на реализацию всех мероприятий, предусмотренных упомянутым соглашением, могут составить 26 млрд. долл.

Под лозунгом «смены политического режима» Демократическая партия Японии (ДПЯ) 30 августа 2009 г. одержала беспрецедентную в истории победу на выборах в палату представителей парламента, получив 308 мандатов из 480. В прежнем составе этого ключевого органа законодательной власти она имела лишь 115 мест.

Демократы совершили головокружительный рывок, фактически поменявшись местами с Либерально-демократической партией (ЛДП) в национальной политике. Либерал-демократы находились у власти с 1955 года, и созданная тогда политическая система так и называлась «системой 1955 года», в которой действовала правящая партия и разнородная оппозиция [37, c. 17].

Выборы продемонстрировали качественно новые требования и к политическим кадрам. ДПЯ явно превосходит ЛДП по той причине, что ее депутатский корпус моложе по возрасту, образованнее (в частности, в нем больше выпускников наиболее престижного Токийского государственного университета), у ее представителей богаче опыт практической работы (выше доля выходцев из государственной бюрократии).

Правительство демократов озаботилось тем, чтобы поднять международный статус Японии, активизировать дипломатию и политику национальной безопасности.

Еще во время предвыборной кампании Хатояма обещал установить более равноправные и независимые отношения с Вашингтоном, прежде всего, имелось в виду изменение условий размещения американских баз на японской территории. Разговоры об этом идут уже более 10 лет [55, c.4].

На сегодняшний день наиболее болезненным является вопрос о судьбе авиабазы морской пехоты США Футэмма на острове Окинава, соглашение о переносе которой из города Гинован в город Наго на том же острове к 2014 г. было заключено в 2006 г. Большинство окинавцев выступает за полный вывод базы с острова, в чем их поддерживает СДПЯ и значительная часть демократов. Для решения этой проблемы была создана двусторонняя рабочая группа высокого уровня, но США заняли жесткую позицию, требуя неукоснительного соблюдения ранее достигнутых договоренностей и решения проблемы до конца 2009 г. Премьер Хатояма, несмотря на прямое давление Вашингтона, заявил, что лично примет окончательное решение с учетом «многолетних страданий окинавцев от соседства с базой» в начале текущего года.

Во время визита Барака Обамы в Токио в ноябре 2009 г. лидеры обеих стран подтвердили приверженность идее «обновленного конструктивного японо-американского союза». Президент США подчеркнул, что их партнерство «важно для США, важно для Японии и важно для всего Азиатско-Тихоокеанского региона». Несмотря на возникшие в последнее время некоторые размолвки, вне всякого сомнения, японо-американский военно-политический союз остается главным фактором азиатской стратегии США.

А американский президент приветствовал также решение Токио о предоставлении Афганистану экономической помощи на сумму $5 млрд., которое рассматривается как своего рода откуп за отказ Японии заправлять топливом в Индийском океане суда, обслуживающие контингент войск НАТО в Афганистане.

Новая программа помощи этой стране предусматривает адаптацию к гражданской жизни бойцов «Талибан», осуществление ряда инфраструктурных проектов, включая строительство нового города к северу от Кабула и другие мероприятия, которые преследуют исключительно мирные цели [37, c.21].

ДПЯ пришла к власти во время глобального финансового кризиса, на фоне которого продолжала ухудшаться социально-экономическая ситуация в стране. Свое воздействие оказала также неспособность лидера ДПЯ Хатоямы выполнить обязательства, касающееся военно-воздушной базы США в Футэмма (о. Окинава). Хатояма так и не смог найти приемлемый для японской и американской сторон вариант с переносом базы, что было, по сути, признанием собственного бессилия и нанесло огромный ущерб авторитету ДПЯ в целом. База осталась на месте.

На это накладывался и ряд субъективных моментов, связанных с ухудшением имиджа партийных лидеров ДПЯ в глазах рядовых избирателей.

Особенно сильно сказались политические последствия скандалов, связанных с нарушением законов о политических фондах, в которые оказались втянутыми оба лидера партии - председатель ДПЯ Ю.Хатояма и генеральный секретарь И.Одзава. Хатояма обвинялся в небрежности, проявленной при оформлении политических пожертвований, полученных от собственной матери. В свою очередь, Одзава оказался под огнем критики в связи с обвинениями токийской прокуратуры по поводу злоупотреблений, связанных с приобретением в 2004 г. недвижимости его личной политической организацией. 2 июня 2010 г. было объявлено об отставке председателя партии Хатоямы и генерального секретаря Одзавы. После назначения на пост председателя Н.Кана рейтинги партии несколько повысились.

Наото Кан представляет собой новый тип японского политика, пользующегося симпатиями широких масс избирателей.

Он стал первым с 2001 г. премьер-министром, который не относится к представителям одного из семейных политических кланов. Не является Кан, в отличие от своих предшественников на посту премьер-министра С.Абэ, Я.Фукуды, Т.Асо и Ю.Хатоямы, и потомком послевоенных глав правительств. Будучи непрофессионалом в политике, набравшимся опыта работы в «движении корней травы» (неправительственных организаций), Кан импонировал рядовым японцам как политик, построивший свою карьеру полностью собственными руками, в отличие от многих депутатов, «унаследовавших» место в парламенте от родителей или других родственников. Многим избирателям нравилось и то, что прежде чем стать в 1980 г. депутатом парламента, Кан трижды проигрывал на выборах, что говорит о его бойцовских качествах.

Выбор Кана в качестве лидера ДПЯ стал своего рода сигналом антиконсервативным, критически мыслящим слоям электората в надежде на их поддержку. Сменив руководство, ДПЯ пришла к выборам в палату советников с новыми предвыборными программами («манифестами») в сфере экономики и финансов, социальной политики, административного управления и внешней политики. Базовый подход ДПЯ к экономической стратегии содержался в программном документе кабинета Хатоямы, озаглавленном «Новая стратегия роста», а также в программной речи Кана в парламенте 11 июня 2010 г.

Центральное место в обоих документах занимает концепция «третьего пути», которая предусматривает, в первую очередь, экономической интеграции Японии с азиатскими странами, приоритетному развитию туризма, разработке экологических технологий, помощи семьям с детьми и пожилым гражданам страны[55, c.7-8].

Таким образом, достигнутые Клинтоном и Хасимото договоренности нашли свое конкретное воплощение в соглашении о новых основных направлениях американо-японского военного сотрудничества, которое было подписано в Вашингтоне в конце сентября 1997 года министрами иностранных дел и военными министрами обеих стран (этот документ заменил собой соглашение об основных направлениях военного сотрудничества, заключенное в 1978 году). Его подписание знаменует собой новый этап на пути упрочения и расширения сферы действия военного союза США и Японии, скрепленного "договором безопасности". Но это плохо вяжется с общим улучшением международной обстановки в последние годы, идет вразрез с требованиями времени. Никто не знает, что будет с Японией либо с США через некоторое время. Однако, несмотря на смену правящей партии, Япония остается главным союзникам США в АТР.

 


Заключение

 

За более чем 50-ти летнюю историю своего существования японо-американский союз претерпел значительные изменения. Начавшись как односторонние, полузависимые, японо-американские отношения спустя полвека превратились действительно в партнерские. Первый совместный документ, который предопределил дальнейшее развитие отношений двух стран - это «Договор о гарантии безопасности между США и Японией». По данному договору США брали на себя обязательство обеспечить Японии безопасность, при этом Япония предоставляла свою территорию для расположения на ней американских вооруженных баз. В Японии было дислоцировано около 200 тыс. американских солдат. Срок договора не ограничивался. Такое положение не устраивало Японию. Хотя следует отметить, что пребывание американских баз и войск принесло Токио немало дивидендов. В частности, во время войны в Кореи военная техника и снаряжение, поступающее для американской армии, производилось в Японии на основе «спецзаказов» (токудзю), принесшие Японии в 1952 г. 824,166 млн., а в 1953 г. - 809,479 млн долл. [35, с. 45].

В течение 50-х годов в Японии были сформированы собственные вооруженные силы, однако из-за своей «мирной» конституции, которая запрещала иметь вооруженные силы, данные военные образования были названы «силами самообороны». Ненавистный японцам односторонний договор удалось сменить только с приходом к власти нового премьер-министра Н. Киси. В 1960 г. в Вашингтоне был заключен новый японо-американский договор безопасности, который был более равноправным, во-первых, он ограничивался 10 годами; во-вторых, США потеряли право вмешиваться во внутренние дела Японии; в-третьих, Япония становилась партнером США по защите Дальнего Востока; в-четвертых, страны договорились развивать экономические отношения.

С 60-х годов начался новый этап в отношениях двух стран. С окончанием «холодной войны», после непродолжительного охлаждения между странами, отношения США и Японии продолжили укрепляться, об этом, в частности, свидетельствуют подписанная в 1996 г. «Совместная декларация по безопасности» и принятые «Руководящие принципы». Однако в новых условиях отношения претерпели некоторые изменения: во-первых, по заключенной Совместной декларации, которая дополняла договор 1960 г. в новых условиях, расширялась сфера действия договора на весь Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), до этого сфера ограничивалась Дальним Востоком; во-вторых, стало больше внимания уделяться миротворческим операциям в составе ООН; в-третьих, с распадом СССР сменились потенциальные противники, все больше стали говорить об угрозе с китайской стороны и возможного конфликта на Корейском полуострове, много внимания стало уделяться борьбе с терроризмом, особенно после событий 11 сентября 2001 г. [8].

Америка оказала огромное влияние на всю послевоенную историю Японии. Военный союз с Америкой позволил Японии сократить до минимума расходы на военные нужды, что очень позитивно сказалось на экономике страны. Токио тратил только 1 % от ВВП на военные расходы в то время, как США - примерно 7-8 %. Такая ситуация стала сильно волновать правительство США, потому что в 70-80-ые годы экономика Япония поднялась на новый уровень - что стало предметом частых конфликтов с Соединенными Штатами. Принимая самое активное участие в развитии японской экономики путем открытия своего внутреннего рынка, инвестиций, предоставления новейших технологий, Вашингтон и не догадывался, что спустя всего два десятилетия, окрепшие японские коммерсанты станут их первыми конкурентами. Экономические противоречия появились в 1965 г., когда впервые импорт Японии в США превысил экспорт. Как бы ни старались американские власти, пассив в торговле постоянно растет. В 90-е годы он составил более 50 млрд. долл. Сегодня, несмотря не некоторую стагнацию японской экономики в начале 90-х гг., экономика Страны восходящего солнца является одной из наиболее развитых в мире.

Встав, с подачи держав-победителей и, прежде всего, США, на путь демократизации и демилитаризации, Япония достигла на этом поприще огромных результатов, став одним из самых демократических государств в мире. Сегодня Япония - активный борец за права человека и демократические ценности во всем мире, постоянный участник миротворческих операций в составе ООН, помощник в становлении развивающихся стран. Япония стремится стать примером для всего мира, о чем не раз заявлялось во всеуслышание еще со времен правления Я. Накасонэ [39, c.6]. Многие исследователи считают, что такие гегемонистские устремления Япония перехватила от Соединенных Штатов. С данным положением автор согласен не полностью, - желание играть главную роль, связано, прежде всего, с развитием экономики, переносом её интересов


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.