Руководство по медитации-размышлению — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Руководство по медитации-размышлению

2021-01-31 80
Руководство по медитации-размышлению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практика медитации-размышления, или аналитической медитации, довольно проста.

1. Выберите тему или вопрос для размышления. Это должно быть нечто такое, о чем вы хотите поразмыслить глубоко и с душой.

2. Если внимание отвлекается, чтобы вовремя это заметить, сохраняйте бдительность, а потом опять сфокусируйте внимание на вашей теме или проблеме. Если внимание опять снижается, будьте достаточно дисциплинированы, чтобы вовремя это заметить, и верните ему ясность, а затем и сами вернитесь к созерцанию выбранной вами темы.

3. Когда вас посетит озарение, позвольте уму оставаться открытым, переживите прозрение, не анализируя. Сохраняйте устойчивую концентрацию внимания на прозрении; попытайтесь мягко проникнуть внутрь этого озарения, чтобы, следом, глубже проникнуть в суть и реальность темы вашего созерцания.

4. Когда мысли и ассоциации опять начнут собираться у вас в уме, либо завершите занятие, сохраняя в душе возвышенное состояние от испытанного озарения, либо начните следующий цикл медитации- размышления.

5. При желании завершите медитацию, зафиксировав ваши прозрения в письменном виде как стихотворение или простую записку, рисунок, подходящий символ, в виде танцевальной композиции или просто включите и прослушайте песню, которая выражает дух вашего откровения.

6. Помните: глубинный разум будет продолжать искать вдохновение и ответы на ваши проблемы и молитвы, даже после того, как формально вы завершите это свое занятие. Сохраняйте состояние осознанности, открытости потоку вдохновений, откровений, озарений — они могут прийти к вам в любой момент покоя в течение дня или промелькнуть перед вами в ночном сновидении.

Далее мы приводим здесь несколько описаний практик — меньшее количество, по сравнению с другими разделами этой книги; вводная часть и приведенные рекомендации помогут вам сделать так, что медитация-размышление станет частью вашей повседневной жизни и вашей работы. Помните слова Будды, когда практикуете медитацию-размышление:

Не верьте тому, что слышали; не верьте традициям только потому, что их передавали от поколения к поколению; не верьте ничему только от того, что «так говорят» или «так принято»; не верьте написанному просто потому, что это — высказывание какого-нибудь мудреца древности; не верьте догадкам и выводам; ничто не считайте правдой «по привычке»; не верьте авторитету учителей и старших. После наблюдения и анализа, если выводы согласуются с разумом и если они благи и добры для всех и каждого, только в этом случае примите их, используйте их и живите в соответствии с ними.

Шесть путей знания: исцеление от «психосклероза» или закостенелого отношения

В традиции ирокезов старшие члены племени обучают более молодых внимательно рассматривать каждую ситуацию и находить, по меньшей мере, шесть вариантов выхода из нее, уровней интерпретации и объяснений. Итак... Выберите ситуацию, которая представляется проблемной вам лично. Это может быть проблема, возникшая на работе или в отношениях, какие-то поведенческие недоразумения или недопонимание.

Думайте о ситуации и ищите хотя бы шесть различных правдоподобных объяснений. Как только объяснения предстали перед вами в уме, оцените вероятность каждого из них и найдите лучшее. После этого мысленно сделайте шаг назад и осознайте работу вашего ума по созданию смысла, относительность любых выводов, интерпретаций, предвзятых мнений и верований. Оцените силу такого основательного анализа и мудрость, которую можно найти в неопределенности.

Поначалу это упражнение может показаться вам чересчур сложным, что свидетельствует о наличии у вас тяжелой формы «психосклероза» или закостенелого отношения ко всему и вся. Однако при накоплении опыта ваше мышление станет более гибким, ваш разум откроется и станет распознавать наибольшее количество возможностей, а это мыслительное упражнение станет более легким, и его выполнение начнет приносить вам больше удовольствия.

Ясный ум, ум-незнайка

Если ум пуст, он всегда ко всему готов;

он открыт всему. В уме начинающего множество

возможностей, в уме специалиста их немного.

Сюнрю Судзуки Роси

 

Жить с открытым вопрошающим умом намного выгоднее и интереснее. Это дает нам куда больше возможностей, чем размеренная и вполне определенная жизнь, с готовыми ответами на все вопросы. Ум, понимающий, что он ничего не знает, куда более способен открывать и изучать новое, чем тот, в котором на все готов ответ.

Корейский мастер дзен Даэ Соен Са Ним, который обучал и вдохновлял нас, преподает классическую практику, благодаря которой уму открывается самая суть осознания, бросающая нам вызов и ставящая перед нами новые задачи, призывающая удерживать одновременно знание и незнание, одновременно контролировать ситуацию и позволить ей просто быть, и иметь веру, чтобы доверять потоку. Мы часто предлагаем эту практику людям, с которыми работаем, чтобы превратить их привязанности в поток, а поток сфокусировать так, чтобы добиться ясности. Практика заключается в следующем.

При вдохе думайте про себя:

«Ясный ум, ясный ум, ясный ум...»

На выдохе думайте или негромко говорите:

«Не знааааююююууууу...»

Итак,

Вдох: «Ясный ум, ясный ум, ясный ум...»

Выдох: «Не знааааююююууууу...»

И опять все сначала...

Каждый вдох фокусирует ум, приводит вас в состояние покоя и чистоты, дает вам твердое, неколебимое ощущение контроля,уверенности и почвы под ногами. Выдыхая, отпустите это все от себя, пусть уходит, течет; доверьтесь, шагните вперед и отдайтесь свободному падению, откройтесь Великой тайне, которая находится за всем тем, о чем, как мы думаем, мы знаем все. Каждый вдох пусть будет приглашением сконцентрироваться и войти в поток. Контролировать и, вместе с тем, отказаться от контроля. С каждым вдохом фокусируйтесь, сжимайтесь в точку, как элементарная частица, а потом расширяйте и раскрывайте волновую ипостась своей природы. Каждый вдох и выдох зовет вас раскинуться между ясным умом и умом-незнайкой, между определенностью и неопределенностью, частицей и волной, ясностью ума и доверием, контролем и отказом от контроля. С каждым вдохом и выдохом мы учимся тому, как сначала коснуться земли, а потом — достать до неба. Мы учимся стоять над пропастью между крайних противоположностей, опершись о ее края, и восторгаться чудом мудрости, открывающейся нам через парадокс.

Мы знаем многих людей, которые используют этот способ для достижения концентрации, фокусировки сознания, обретения баланса в течение дня. Некоторые используют эту технику, чтобы очистить свой ум между конференциями или приемом клиентов, другие — чтобы сохранять чистоту сердца и открытость ума в толпе или многочисленном собрании. Некоторые используют эту технику, чтобы собраться и приступить к спокойному созерцанию. Для кого- то эта техника оказывается источником необыкновенного вдохновения.

Этот метод может оказать самое непосредственное воздействие на перспективу, в которой мы все рассматриваем. Он освобождает и закрепляет внимание, напоминая вам, что надо найти равновесие между ясным и открытым умом, смотреть на все происходящее свежим, незамутненным взглядом и приветствовать все, что приходит вам на ум, низким, уважительным поклоном. Вспомните слова Лао-цзы:

 

Изучаешь знания — и каждый день что-то обретаешь.

Изучаешь Дао — и каждый день что-то теряешь!

Делаешь все меньше и меньше,

Пока не достигнешь не-деяния.

Если ничего не делается — то нет ничего, что оставалось бы несделанным.

Все идет естественным путем, и так происходит управление миром.

Миром нельзя управлять, вмешиваясь в естественный ход событий.

Лао-цзы

Перед лицом возможностей

Что за виды открылись бы нам, понимай мы полную силу человеческого ума? Сознание человека может оказаться самым увлекательным из всех фронтиров истории, неиссякаемым источником знаний, нашим средством освобождения от всех ограничений... Если мы найдем способ пробудить осознанность в полную силу, мы, возможно, войдем в новую фазу эволюции человека и вдохнем новую жизнь в самих себя и в мир.

Тартханг Тулку

 

Когда вы приступаете к медитации-размышлению, мысленно перенеситесь на пять лет вперед. Представьте себя таким, каким вы бы хотели себя видеть более всего, завершившим все то, что вы хотели бы завершить, выучившим все то, что вы хотели бы выучить, внесшим вклад в те области, в которые бы хотели его внести.

Теперь подумайте:

Какие именно качества вы в себе развили?

Какие наиболее важные уроки вы усвоили?

Мысль о каких вкладах, внесенных вами, наполняет вас наибольшим счастьем?

Страница отсутствует

Страница отсутствует

Страница отсутствует

Страница отсутствует

 

имени. Просто изумительно, как мириады побудительных сил, управляющих нашей жизнью, могут быть столь невидимы, столь эфемерны, столь неуловимы! И все-таки, влияние этих неосязаемых сил на нашу жизнь очень сильно; это они вынуждают нас на действия, которые мы совершаем даже в том случае, когда знаем, что ведем себя немудро, недобро или несдержанно. Насколько мы не владеем этими неведомыми силами, настолько они способны оказывать свое часто дестабилизирующее воздействие на нашу жизнь. А насколько мы осознаем эти силы, настолько мы распоряжаемся своей свободой, выбором и возможностями в жизни.

Когда вы начинаете вглядываться в ваше обычное ощущение самих себя, это ощущение начинает раскрываться, показывая нам, как выглядит наше глубинное, истинное, подлинное «Я». Бернадетта Робертс, учитель медитации, бывшая долгое время католической монахиней, объясняет, что «пустота — это сразу две вещи: отсутствие эго и присутствие Божества. По мерс умаления эго возрастает Божественное». Ее слова вторят великому даосскому мудрецу Дун Шашо, который сказал:

 

Когда ищешь истину вне себя,

Она все дальше и дальше.

СегодняУ бродя в одиночестве, я встречаю Его на каждом шагу.

Он — такой же, как я, но я — не Он.

Только если поймешь это,

Сможешь раствориться в Пути, которому следует все.

Дун Шапь

e-puzzle.ru

Путь двух мечей

День за днем, секунда за секундой, мы оказываемся на жизненном перекрестке перед выбором пути. Часто мы даже не осознаем, что у нас есть выбор; выбор тогда осуществляется

импульсом бессознательной привычки, которая правит нашей жизнью вместо нас. Если некому делать выбор, жизнью правит привычка! В тс моменты, когда мы сознаем происходящее, когда мы сознаем, что выбор у нас есть, перед нами встает вопрос: выберем ли мы ту жизнь, которая будет питать нашу душу и укреплять истинную природу и целостность, или же соскользнем на тропу, где нас ждет фрагментарность и не подлинность, опустошающие нашу жизнь?

В японских боевых искусствах этот выбор, встающий перед нами в каждый момент жизни, представлен в традиции дух мечей. Один меч — это «меч, дающий жизнь», кацудзин- кен, другой — «меч, берущий жизнь», сацудзиното. В любой момент на жизненном пути вы вытаскиваете из ножен один из этих мечей. Если вы совершаете действие или выбор, утверждающие жизнь, вы обнажаете «меч, дающий жизнь», если же вы действуете из эгоистической, бессознательной привычки, страха или реактивно, вы обнажаете «меч, берущий жизнь»; вы вскрываете себе жилы вместо того, чтобы напитать себя, истощая жизненные силы истинного духа.

Великий психолог Абрахам Маслоу как-то сказал: «Думайте о жизни как о процессе, постоянно предоставляющем выбор, один за другим. В каждой точке есть выбор прогрессивный и выбор регрессивный. Сделать выбор во имя роста, а не выбор во имя страха дюжину раз за день продвинет вас в сторону самореализации в дюжину раз ближе».

Жить, оставаясь сосредоточенным в состоянии этого постоянного выбора, будет иепрекращающейся медитативной практикой. Некоторые наши учителя советовали нам собрать два мешочка мелких камешков: один мешочек с камешками одного цвета, например, зеленого или черного, другой — с камешками другого цвета, например, белого или коричневого. В конце каждого дня вспомните моменты, в которые вы сохраняли осознанность, доброту, совершали мудрый, жизнеутверждающий выбор, и на каждый из таких случаев берите камешек из первого мешочка и складывайте. Затем вспомните моменты, когда ваше поведение было

Страница отсутствует

Страница отсутствует

 

Как только мы начинаем понимать, в чем тут дело, мы можем взять процесс под свой контроль и стать ответственными за использование своих эмоций. Можно научиться, посредством обретения соответствующих эмоциональных состояний, использовать эмоции как антидот против эгоистичных и зачастую деструктивных аспектов эмоциональных реакций, восстанавливать утраченный баланс, возвращать гармонию уму-телу.

Чтобы трансформировать собственные эмоциональные реакции, необходимо сначала понять, как работают наши эмоции. Замечательную глубину можно найти в словах Далай-ламы:

«Понимание явления позволяет человеку обрести контроль над явлением или же освободиться от влияния этого явления. Аналитическое понимание составляющих слепой ярости, а именно: что провоцирует ее, как она управляет сама собой, как она мобилизует ментальную, вербальную, физическую энергию и так далее, позволит человеку, привыкшему испытывать ярость, обрести контроль над своим характером, а возможно, и полностью освободиться, в конце концов, от власти ярости».

Помните: какая угодно эмоция может как исходить от подлинной природы человеческого духа, так и порождаться искаженными представлениями эгоизма. Первое дает вам свободу, второе вечно держит вас в плену дисгармоничных циклов. Например:

Уравновешенность может выродиться в апатию;

Радость может перейти в эйфорию;

Сострадание — в сентиментальность;

Любовь может перерасти в привязанность.

Медитация учит нас концентрировать внимание и понимать взаимную игру состояний ума, эмоций и физических реакций. Когда вы начинаете понимать этот сложный процесс, вы можете удерживать или восстанавливать внутреннее

равновесие, вызывая у себя эмоцию, служащую соответствующим антидотом тревожащему вас эмоциональному состоянию. Например:

Любовь противодействует апатии;

Уравновешенность убережет вас от эйфории;

Радость предотвратит зацикленность на сентиментальности;

Сострадание сдержит привязанность.

Вот некоторые техники медитации-рефлексии, направленные на понимание и трансформацию эмоциональных состояний.

1. В эмоционально напряженном состоянии сфокусируйте внимание на физических ощущениях тела и на ваших эмоциях, а не на ситуации, их породившей. Если вы чувствуете напряжение, если вы сдерживаете или сдавливаете тело в каких-нибудь точках, сосредоточьте внимание там. Вдохните и расслабьтесь. Помните: только вы один несете ответственность за ваши умственные, эмоциональные и физические реакции на ситуацию. Вдохните, расслабьтесь, раскройте свое внимание так, чтобы найти творческий выход из затруднительной ситуации.

2. Исследуйте свое физическое состояние и образы ума, относящиеся к эмоциональному состоянию. Подумайте: «Каким образом я воспринимаю этот страх, этот гнев, эту печаль или это горе? Как эти эмоции отражены в телесных ощущениях? Насколько они сильны? Откуда они приходят, куда они уходят? Какие мысли связаны с этими эмоциями, какие „звукозаписи“ я проигрываю в этом эмоциональном состоянии?» Вы обнаружите, что, если просто исследовать природу эмоциональных реакций, их интенсивность уменьшится. Вы сможете успокоить и очистить свой ум и формировать реакции из состояния сконцентрированной силы.

3. Если сочувствие к боли других людей угнетает вас, пусть боль откроет ваше сердце. Пробудите в себе истинное сострадание: сострадание к трудностям и страданиям людей или их беспомощности; сострадание к вашей собственной фрустрации или беспомощности; сострадание ко всем остальным, кто может оказаться в подобной ситуации и чувствовать себя подобным образом, или чувствовать себя так же, как вы сейчас.

4. Когда другие люди действуют жестоко или бесчувственно, помните: никто не может действовать так, если только не страдает сам. Чем скорее вы распознаете и трансформируете ваши негативные эмоции, тем меньше вероятность того, что вы причините боль кому-либо еще.

5. Поймите, какая ирония заключена в том, чтобы чувствовать злобу на то, что ты злишься, или чувствовать вину за то, что чувствуешь себя виноватым. Умение распознавать и признавать в себе старые обусловленные эмоциональные реакции будет первым шагом к их трансформации.

6. Подружитесь с вашими спутанными или негативными эмоциями. При возникновении негативной эмоции улыбнитесь самому себе и отметьте в уме: «А, гнев (или: обвинения, вина, ревность)... ну, конечно же!»

7. Развивайте гибкость своих эмоциональных реакций. Перед лицом гнева, например, попробуйте почувствовать сострадание к себе и остальным. Перед лицом жадности попробуйте испытать благодарность за то, что у вас есть. Почувствовав ревность, попробуйте порадоваться тому, как же повезло другому. Когда вы нетерпеливы, тренируйте терпение.

8. Если ничто не помогает, учитесь на ошибках! Анализируйте ситуацию после того, как все закончилось, выясните для себя, каким образом вы могли бы улучшить собственные реакции в будущем, представьте себя в подобной ситуации, реагирующими на нее так, как вам того бы хотелось.

Когда вы разовьете в ссбс способность распознавать и признавать свои истинные чувства и эмоции, вы сможете лучше понимать деструктивный потенциал негативных эмоциональных состояний. Такое непосредственное понимание поможет вам сознательно культивировать новые, позитивные эмоциональные реакции, благодаря которым в уме-теле, поведении, отношениях появятся гармония и уравновешенность.

 

На духовном пути приходит времяУ когда начинаешь выбирать с совершенно другой точки зрения... И если выбор сделан таку что в результате торжествует доброу здоро- вьеУ счастье, мудрость и любовь, это — правильный выбор.

Анхелес Арриен

 

Глава 6

 

Ощущение чуда основано на приятии того факта, что наш интеллект — ограниченный инструменту служащий для обработки и передачи информации, предназначенный для конкретных целей, но не для того, чтобы представлять полноту бытия... Именно в этой точке мы и соприкасаемся напрямую с реальностью, которая не только может быть, но и ставит наш интеллект в тупик, наполняя его ощущением чуда, открывающим нам путь во внутреннее святилище разума — к сердцу тайн о жизни и смерти и далее, к концепции нерасторжимой пустоты внутреннего пространства, из которой мы черпаем наши представления об окружающей нас Вселенной, ошибочно принимая их за подлинную реальность. Другими словами, наша реальность — есть наше собственное творение, творение наших ощущений и нашего ума, а и то и другое зависит от уровня и масштаба нашего сознания.

Лама Говинда

 

ВСЕМ, КТО НЕ МОЖЕТ ПРЕОДОЛЕТЬ ПОСЛЕДСТВИЙ ТАКОЙ АВТОБИОГРАФИИ, лейтмотив которой: «Я — человек не творческий», или тем, кто считает воображение и визуализацию чем-то нездоровым, нижеприведенный тест поможет выявить исконно творческую природу их разума.

Пользуйтесь десятибалльной шкалой оценки ответов. «Единица» на ней будет означать «нет», а «десять» — «скорее да». И ответьте на следующие вопросы.

• Как часто я о чем-нибудь беспокоюсь?

• Как часто я подмечаю, что в моем уме непроизвольно возникают некие суждения о людях или проекции, причем и в том, и в другом случае дело может касаться как знакомых, так и не знакомых мне людей, а также меня самого?

• Снятся ли мне живые и яркие сны?

• Как часто я замечаю за собой, что предаюсь грезам наяву, «вижу сон с открытыми глазами»?

Если вы умеете беспокоиться, допускать непроизвольные суждения, проецировать фантазии на людей, которых даже не знаете, или теряетесь в собственных мыслях, — примите наши поздравления: у вас есть опыт соприкосновения с творческой природой разума.

Проблема здесь в том, что для очень многих людей творческая работа интеллекта протекает настолько бессознательно, непродуктивно или даже попросту саботируя остальную работу интеллекта, что появляющееся, если можно так выразиться, на экране восприятия выглядит как хаотический вихрь умственных «мультиков», заставляя человека пугаться и даже испытывать чувство утраты контроля. «Тревога — это молитва, обращенная не по адресу», — как-то сказал один из наших учителей из племени североамериканских индейцев. «Это все равно что молиться с лицом, направленным в сторону, противоположную от того, кому молитва предназначена!» Привычки нашего разума укоренены очень глубоко и реализуются незаметно, подрывая наши творческие способности. По некоторым оценкам, в течение дня обычный человек производит до шестидесяти тысяч мыслей вслух, девяносто процентов которых — исключительно повтор мыслей вчерашнего дня. Прибавьте к этому сведения о том, что около сорока процентов всего нашего времени уходит па тревогу, и девяноста процентам всех наших тревожных ожиданий не суждено сбыться! Можете ли вы себе представить, насколько более здоровой, продуктивной и счастливой могла бы стать ваша жизнь, если бы вы умели фокусировать ваш естественно творческий разум на творческой и осознанной работе? Именно такие цели преследует медитация для творчества.

Медитация для полноты разума обучает нас всматриваться в хаотическую игру ума и придает нам мужества и осознанности; медитация-размышление и творческая медитация преобразуют привычки разума, заставляющего нас впустую тратить силы, и направляет творческую энергию ума на более мудрые цели, при этом ум действует с состраданием. При правильном использовании медитация для творчества позволяет нам концентрировать нашу интуицию и сознательно направлять нашу творческую волю.

Помните: мотивация обусловливает действенность любой разновидности медитации. В некоторых стилях медитации используется творческая визуализация с целью привлечения идеального друга для задушевного общения, для получения богатства или для удовлетворения какой-нибудь личной страсти, но если практиковать медитацию с такими эгоистическими целями, это приведет лишь к усилению иллюзии ограниченного, отдельного «Я» и, в конце концов, просто застопорит духовное развитие. Конечно, такие практики можно использовать как с весьма приземленной, так и с очень возвышенной мотивацией, но медитацию всегда следует практиковать с альтруистическим намерением, если вы желаете добиться духовного роста. Наивысшее выражение медитации для творчества — молитва и творческое сострадание.

Экстрасенсорное воображение

Посредством медитации для творчества мы настраиваем себя на то, чтобы находиться в состоянии гармонии с силами и сущностями, которых мы не можем ощутить нашими обычными органами чувств. Фритьоф Капра как-то сказал по этому поводу: «Физики изучают уровни материи, мис-

тики — исследуют уровни ума. Общее между ними то, что объект исследования и тех, и других лежит за пределами обычного восприятия». Эйнштейн пришел к знаменитому открытию Е = тс2 после того, как однажды в воображении увидел себя путешествующим по солнечному лучу со скоростью света. Уравнение было открыто не без помощи творческой медитации; оно радикально изменило и наш мир, и точку зрения человека на реальность, поскольку указало на прямую эквивалентность материи и энергии.

Творческая медитация дает нам инструменты, при помощи которых мы работаем с циклами и взаимоотношениями, наблюдаемыми нами в природе, при помощи сознательного расширения спектра нашего восприятия в Пространстве и Времени. При помощи комбинации внутренних и внешних технологий мы предугадываем и вычисляем момент и уровень прилива и отлива, предсказываем точное время затмений, звездных дождей и появления комет. Футурологи, планировщики городов, маркетологи выстраивают в уме воображаемые модели вероятного будущего, с тем чтобы представить себе это и затем создать планы по превращению этой мечты в реальность.

Творческий интеллект

Как вы уже знаете из предыдущей главы, практика медитации-размышления помогает раскрыть интуицию и разобрать состоящую из ложных воззрений клетку, в которую заключен наш ум, и увидеть реальность более ясно. В открывшейся новой реальности творческую медитацию понять легче всего, ибо, поняв всю относительность наших мыслительных процессов, мы начинаем воспринимать менее серьезно. Это глубокое понимание помогает нам оценить по достоинству и высвободить сияющий творческий интеллект, лежащий в сердце всякого творения и — в глубине нашего существа.

Творческое воображение и творческая медитация предлагают разуму и сердцу расширить спектр возможностей и усилить наш потенциал. Весь фокус в том, чтобы легко танцевать в вихре иллюзий, творимых нашим разумом, расценивая их как тренировку и используя их для развития, утверждения и укрепления самых своих благородных качеств: мудрости, сострадания и ощущения божественности бытия.

Посредством творческой медитации мы можем прийти к высшему осознанию того факта, что творческий импульс, сокрытый в нас самих, будучи понят должным образом, являет собой саму творческую душу Вселенной. Когда наша вера крепнет, и нашего доверия хватает на то, чтобы «отпустить» большую часть ограничений и привязанностей, за которые мы держались, этот творческий и сострадающий разум начинает все более проявлять себя в нашей судьбе, внутри нас самих, каждого из нас. Моя воля становится «волей Твоей», моя любовь — «любовью Твоей», мое бытие «Твоим бытием».

Творческое воображение

Воображение и творческая визуализация — универсальные функции разума, свойственные любому человеку. Они играют наиважнейшую роль в состоянии нашего здоровья (и психическом, и телесном), трудоспособности, творчества, но обычно мало кто может похвастать пониманием этой способности и, тем более, ее полноценным развитием. Посредством развития этих, обычно бессознательных, процессов до сознательного уровня мы сможем расширить круг наших способностей до бесконечности.

Полезно различать спонтанное воображение и творческую визуализацию. Воображаемые образы, насыщенные информацией, постоянно возникают у нас в уме: фантазии о будущем, воспоминания о прошлом, мечты, видения, наши представления о самих себе, мириады ожиданий от мира, которые мы проецируем на окружающее нас пространство. Если уметь правильно толковать эти образы, они станут источником откровения и интуитивного озарения. Внутри гештальта, единого ментального образа, закодирована информация, которая может занять несколько томов, если попытаться передать ее посредством слов, музыки или математики. Некоторые ментальные образы мы переживаем сознательно, другие подвержены корректировке со стороны наших верований, или они попросту настолько малозаметны, что нам их с трудом удается разглядеть.

Содержание спонтанно возникающих образов ума служит нам первичной функцией информирования. Творческое воображение и визуализация являются более активными функциями разума. При помощи визуализации мы намеренно вовлекаем себя в продуцирование и оформление потока энергии ума — в спроектированные ментальные образы. Визуализация дает нам в руки мощный инструмент, позволяющий «симулировать» сложные процессы возможных вариантов будущего, что, в общем-то, находится за пределами обычного восприятия и мышления. «Воображение важнее, чем знание», — говорил Эйнштейн, который прекрасно понимал взаимозависимость творческого видения и интуитивной мудрости.

При понимании того факта, что любой умственный образ оказывает непосредственное влияние на наше тело, нам открываются новые грани как самоконтроля, так и «самоса- ботажа».Хотя продолжительность текущего или предвкушаемого переживания может и не превышать одной минуты, наша внутренняя способность к воображению, благодаря которой мы запоминаем и предвкушаем, может заставлять нас переживать одни и те же (или просто похожие друг на друга) реакции снова и снова: интеллектуальные, эмоциональные, физиологические... Поднимая эти эмоционально заряженные образы до сознания, мы можем научиться контролировать воображение творчески и продуктивно и при этом не только управлять психосоматическими симптомами беспокойства и тревоги, но и усиливать позитивные, исцеляющие силы нашего ума. Выучив внутренний язык, на котором «говорят» с нами спонтанно возникающие образы, на котором мы «обращаемся» к образам творческой визуализации, мы обретаем чрезвычайно важное умение оптимизации многих функций нашего «тела-разума» и вместе с ним — необычно высокий уровень здоровья и трудоспособности.

Например, если мы представляем себе, что мы ощущаем своим телом теплые лучи солнца, этот образ может вызвать физиологический отклик: расширение кровеносных сосудов, потепление в руках, понижение кровяного давления. Образы агрессии могут вызвать выделение нейромедиаторов, связанных с эмоциями страха или гнева, что увеличит пульс, напряжение мускулов и давление. Представив себе, как мы откусываем кусочек от необычайно сочного, но притом исключительно кислого грейпфрута, мы вызовем в своем организме рефлекс слюноотделения. В то же время воспоминание о иском нежном объятии способно заставить нас испытать приятное возбуждение. Баскетболисты, мысленно забрасывавшие мячи в корзины и тренировавшиеся таким образом каждый день, показали лучший результат, чем те, кто занимался лишь на поле.

Переживая в памяти какой-нибудь очень яркий, эмоционально насыщенный эпизод, мы пробуждаем в текущем моменте те животворящие силы, благодаря которым этот эпизод некоща произошел. Представив себе учителя, бывшего для нас примером, или визуализируя какую-нибудь ролевую модель, мы сможем думать, желать и действовать более позитивно.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.