Взаимосвязь периферического поля зрения с тактическим мышлением во время игр — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Взаимосвязь периферического поля зрения с тактическим мышлением во время игр

2021-04-19 105
Взаимосвязь периферического поля зрения с тактическим мышлением во время игр 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Чтобы полностью убедиться в том, что существует взаимосвязь между периферическим зрением и техникой выполнения элементов в баскетболе и оценки игровой обстановки, был проведен хронометраж игры. При этом учитывались следующие показатели: потери мяча, своевременность передачи, несвоевременность передачи, выбор правильной позиции для броска, неправильная позиция для броска. Запись игры производилась в сентябре и марте при проведении соревнований первенства области среди мальчиков 1994 - 1995 года рождения.

Результаты игровой деятельности юных баскетболистов в процессе двусторонней игры отмечены в таблице 2.

 

Таблица 2

Оценка игровой деятельности юных баскетболистов в процессе двусторонней игры

Статист. показат.

Потери мяча

Несв. передача

Своеврем. передача

Выбор правил. позиции для броска

Выбор не правил. позиц для броска

  сен. март сен. март сен. март сен. март сен. март
X 5,2 3,4 6,3 3,9 5,9 5,6 5,9 7,9 5,8 6,1
Т

tpac>tKp

tpac>tKp

tpac<tKp

tpac>tKp

tpac>tKp

 

В результате проведенного первого хронометража (сентябрь) и получения итоговых результатов отмечены недостаточно высокие результаты по группе испытуемых баскетболистов в ряде параметров игры. Так в сентябре месяце средний результат потерь мяча составил 5,2, количество несвоевременных передач баскетболистов оказалось равным 6,3, что указывает на достаточно высокий средний показатель, что совершенно недопустимо.

Анализируя количество своевременных передач мяча необходимо дать положительную оценку данного показателя, он составил 5,9.

Давая характеристику средним показателям по количеству выбранных правильных и неправильных позиций игроков необходимо также указать на то, что значения по данным параметрам практически не отличаются: 5,9 и 5,8 соответственно, что указывает на недопустимость таких результатов по группе испытуемых.

Анализируя второй хронометраж игры (март) показывает, что потери мяча во время игры уменьшились на 1,8 (tpac > tкp); несвоевременные передачи мяча на 2,4 (tpac > tкp); своевременность передач на 0,3 (tpac < tкp). Выбор правильной позиции для броска выше по сравнению с выбором неправильной позиции и в сентябре и в марте; прирост также увеличился соответственно на 0,1 и 1,8 соответственно (tpac > tкp) (табл. 2).

Так, меньше всего потерь мяча Алексютина А. (1); выше всего своевременность передач у Гаврилова Н. (9) и Гапеенко Ю. (12). А правильно выбирали позиции для броскаАбашин Я. (12), Селенский М. (14) и Гапеенко Ю, и Азаров И. - меньше всех сделали несвоевременных передач (4) (прил.2).

Полученные данные указывают на необходимость развития поля зрения при помощи специальных упражнений с самого начала процесса обучения у юных баскетболистов.

Таким образом, развитие поля зрения у мальчиков 13 - 14 лет в процессе целенаправленной тренировочной деятельности позволило улучшить технико-тактическую подготовленность затем и повысить их квалификацию. Членам 1 юношеской сборной присвоен 2 юношеский разряд.

Периферический зрение тактический баскетбол


 

ВЫВОДЫ

 

6. Величина периферического зрения изменяется с возрастом, но незначительно (за время исследования результат контрольного норматива улучшился на 2,8 сек; количество попаданий на 8%). Индивидуальные исходные показатели контрольного норматива, характеризующего развитие периферического зрения, выше у мальчиков посещающих секционные занятия второй и третий года тренировочных занятий баскетболом.

7. Установлено, что существует прямая взаимосвязь качества выполнения некоторых технических приёмов и тактического мышления баскетболистов от величины периферического поля зрения (tpac > tKp). Наибольший прирост результатов отмечен у мальчиков имеющих самые низкие показатели при первичном тестировании.

3. Установлено, что после освоения основных технических приёмов игры необходимо очень большое внимание уделять развитию поля зрения, правильной оценки обстановки, выбору наиболее, выгодной позиции.

. Установлено, что после освоения основных технических приёмов игры необходимо очень большое внимание уделять развитию поля зрения, правильной оценки обстановки, выбору наиболее, выгодной позиции.

Правильное и своевременное выполнение того или иного технического приема тесно связано с развитой способностью точно оценивать расстояние между движущимися игроками, мячом. От своевременного и точного определения расстояния зависит правильный выход игрока к мячу; от точного определения расстояния до партнера по команде, до кольца зависят точность, направление и траектория передачи мяча. Мастерство баскетболистов во многом определяется точностью глазомера (глубинного зрения).

У баскетболистов, выполняющих различные игровые функции в команде, точность глазомера различна. У связующих она значительно выше, чем у нападающих. Точность глубинного зрения при восприятии удаляющегося мяча (т.е. в момент передачи) у них более чем в два раза выше, чем у нападающих.

Развитие периферического зрения меняется в зависимости от амплуа игроков.

Наилучшим периферическим и глубинным зрением обладают разыгрывающие защитники, так как для игроков этого амплуа характерно абсолютно свободное владение мячом, большая скорость, ловкость в проходе к кольцу.

Центровой игрок обладает наименее развитым периферическим зрением, в отличие от остальных позиций, основная задача данного игрока - игра под кольцом, подбор мяча.

Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности и целеустремленности.

Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное воздействие на организм занимающихся. Занятия баскетболом способствуют развитию основных физических качеств, периферического и глубинного зрения.


 

Практические рекомендации

 

Для развития точности глазомера и периферического зрения в тренировках необходимо как можно больше варьировать дистанции при передачах, подачах, различных бросках, нападающих ударах и т.д.

Использовать различные передачи на разное расстояние, броски при схождении и расхождении волейболистов, подачи мяча в цель различными способами и с различного расстояния, нападающие удары по сигналу тренера в различные зоны площадки, броски теннисного мяча с различной силой и с различного расстояния в цель [28, 29].

Спортсмен должен приучать себя постоянно следить за малейшими изменениями дистанции. Необходимы и упражнения с различными приспособлениями для фиксации определенной траектории полета мяча. Для этого хорошо использовать игры в теннис, футбол, баскетбол, упражнения при приеме мяча с подачи, нападающего удара или двустороннюю игру с закрытой сеткой и т.д., а также такие упражнения, как ведение, перебрасывание и ловля мяча в парах, тройках, четверках с поочередным контролем периферического зрения то мяча, то партнера; броски или передача мяча в баскетбольное кольцо, контролируя действия только периферическим зрением; различные передачи мяча в парах, тройках в движении между расставленными на площадке в беспорядке различными предметами (скамейками, набивными мячами и т.п.).

Групповые упражнения в передачах - смотреть на одного партнера, а передачу делать другому. Во время передач или нападающих ударов контролировать мяч то центральным, то периферическим зрением. Упражнения в парах, тройках, двумя, тремя мячами со смещением вправо, влево, вперед, назад и т.п.

В тренировочном процессе должно специально отводиться время для развития вестибулярной устойчивости. Для этого необходимо использовать сложно-координированные виды упражнений, требующие при выполнении большой активности занимающихся с противодействием неприятных субъективных ощущений, различные виды акробатических и гимнастических упражнений, прыжки на батуте, прыжки в глубину (1,7-2,5 м), различные вращательные движения, всевозможные ускорения, резкие изменения направления бега, мгновенные остановки, прыжки в воду, борьбу и т.д.

Однако наибольшее воздействие оказывают упражнения, которые входят в тот или иной технический прием, например выполнение передачи, после кувырка, вращательного движения, после резкого ускорения (вперед, назад, вправо, влево) и т.п. [31, 33].

 


 

Список литературы

 

1. Анискина, С.Н. Методика обучения технике игры в баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1995. - 205 с., ил.

2. Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Ю.М. Портнова. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.

3. Бубе Х., Фек Г., Шгюблек Х., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. - М.: Ф и С. 1988 - 211 с.

4. Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастера - М.: Агенство «ФАИР», 1997. - 224 с.

5. Гомельский, А.Л. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 201 с.

6. Грасис. А.М. Специальные упражнения баскетболиста. - М.: Физкультура и спорт, 1995. - 112 с.

.   Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе.: Автор диссертации доктора педагогических наук-М.1996. - 43 с.

8. Джон Р. Вуден. Современный баскетбол. - М: Физкультура и спорт, 1987. - 256 с.

9. Донченко П.И. Баскетбол юным. - Ташкент,2009.

.   Дъячков В.М. Совершенствования технического мастерства спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 35 с.

11. Ершова Е.П. Информативная ценность показателей подготовленности юных баскетболистов. - М.: Теория и практика физической культуры, 1983, № 3. - 33 с.

12. Журнал Теория и практика физической культуры, № 4, 2000; № 1 - 12, 1993 - 1999.

.   Журнал Физкультура и спорт, № 1 - 12, 1993 - 1999; № 1 - 6, 2000; № 1 - 5, 2001.

.   Журнал Физкультура и спорт. О. В. Жбанков // Развитие прыгучести у юных баскетболистов, № 3, 1995.

.   Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 520 с, ил.

.   Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2000.

.   Зельдович Т.А. Подготовка юных баскетболистов. - М.: Физкультура и спорт, 2004.

.   Зинин А.В. Детский баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 183 с, ил.

19. Зимкин Н.В. Физиология человека. - М.: Физкультура и спорт, 2004.

20. Колос В.М. Баскетбол: теория и практика. - Минск: «Полымя», 1999. - 167 с.

.   Коузи Б., Пауэр Ф. Баскетбол: концепция и анализ. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 272 с.

22. Корженевский А.Н., Квашук П.В. Особенности адаптаций детей к физическим нагрузкам // Теория и практика физической культуры. - 1993. - №5 - 6. - с.18 - 24.

23. Клименко В.В. Психомоторные способности юного спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2005.

.   Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол. - Волгоград, 2004. - 35 с.

.   Кузин В.В., Полиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучения, - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 133 с.

.   Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. - Казань, 2000. - 76 с.

27. Линберг, Ф. Баскетбол: игра и обучение. - М.: Физкультура и спорт, 2001.

28. Лысенко В.В., Михайлина Т.М., Долгова В.А., Жиленко В.А. Практикум по спортивной метрологии/ Учебное пособие - Краснодар: КГАФК, 1997. - 179 с.

29. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

.   Мирошникова Р.В., Потапова Н.М., Кудряшов В.А. Начальное обучение баскетболу. - Волгоград, 1994. - 35 с.

.   Никитушкин В.Г., Губа, В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. - М., ИКА, 1998. - 288 с.

.   Обучение технике игры в баскетбол / Методические рекомендаций для студентов ИФК. сост. Ермаков В.А. - Тула 1992. - 25 с.

.   Портнов Ю.М., Костикова Л.В. Основы подготовки квалифицированных баскетболистов. - М., 2008.

.   Пинхолестер Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 36 с.

.       

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Динамика развития поля зрения у мальчиков 13-14 лет занимающихся баскетболом

Ф.И.О. Год рождения

Результ. Контр. Норм.

Абсолютный прирост

Фиксация попаданий

      Сент Март   Сент Март
1. Заводцов С. 1993 13,60 11,54 2,06 - +
2. Зубков Б. 1994 12,91 10,76 2,15 + +
3. Гаврилов Н. 1993 13,26 11,00 2,26 - +
4. Жмакин А. 1994 15,10 12,51 2,59 + +
5. Абашин Я. 1994 11,16 9,13 2,03 + -
6. Кардаш Е. 1994 15,02 12,24 2,78 - +
7. Селенский М. 1993 13,81 11,19 2,62 + +
8. Алексютин А. 1994 11,42 12,84 -1,42 + -
9. Богданов И. 1993 14,75 12,58 2,12 + -
10 Сорокин О. 1993 13,76 9,14 4,62 + +
11 Гапеенко Ю. 1993 14,70 12,58 2,12 + -
12 Васин О. 1993 14,44 11,28 3,16 + +
13 Азаров И. 1994 15,78 9,81 5,97 + +
14 Усубов Ю. 1993 14,33 10,38 3,95 - +t

 


 

Приложение 2

 

Оценка игровой деятельности юных баскетболистов в процессе двусторонней игры

Ф.И.О. Номер Игрока

Потери мяча

Несвоевр. Передача

Своевр. Передача

Выбор правил. Позиции для броска

Выбор не правил. Позиц для броска

      Сент Март Сент Март Сент Март Сент Март Сент Март
1. Заводцов С. 4 4 3 7 4 6 6 5 7 7 6
2. Зубков Б. 5 3 2 5 2 8 3 9 9 6 5
3. Гаврилов Н. 10 5 5 6 7 6 9 6 6 8 7
4. Абашин Я. 12 10 2 10 1 4 2 3 12 7 6
5. Селенский М. 8 7 2 7 1 3 0 8 14 6 8
6. Алексютин А. 7 4 1 6 2 5 3 10 7 7 6
7. Сорокин О. 15 7 5 7 5 4 6 5 6 6 5
8. Гапеенко Ю. 11 5 5 6 4 7 12 4 8 4 4
9. Васин О. 13 3 6 4 9 11 7 5 4 2 10
10 Азаров И. 9 4 3 5 4 5 8 4 6 5 4

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Характеристика программы тренировочных занятий с детьми исследуемого возраста.

Упражнения на развитие периферического поля зрения [2, 9, 10, 12]. Упражнения в ведении с последующей передачей мяча по зрительному сигналу.

. Упражнения типа «в парах». (рис.4-а, б, в, г).

А) (общеразвивающие упражнения - один ведет, другой выполняет общеразвивающие упражнения, затем подает сигнал и ему следует передача).

 

 

б) (занимающиеся разбиваются в четыре колонны и выполняют общеразвивающие упражнения, два игрока ведут мяч, один из занимающихся 1-ой или 2-ой колонны подает сигнал, ему следует же сразу передача, ведущие мяч должны смотреть на всех, выполняющих упражнения. Упражнения выполняются с двумя, тремя и затем с четырьмя мячами).

В) (Игрок ведёт мяч, смотрит на кольцо и на своего партнёра, как только игрок 2 войдет в зону, ему следует передача).

 

 

г) (Игрок I ведёт мяч, смотрит на кольцо, выполняет бросок, когда игрок 2 поднимает руку).

Упражнения выполняются в парах, на каждую пару мяч, игроки с мячом выполняют ведение без зрительного контроля, его партнёр произвольно двигается по площадке. Ведущий выполняет ему передачу по зрительному сигналу тренера, для этого он должен видеть партнёра и зрительный сигнал. 2. Упражнения типа «в тройках». (Рис.5-а, б).

а) (3-ий игрок ведёт мяч, смотрит на щит, передает мяч игроку I или игроку 2 - кто первым поднимет руку).

 

 

б) (Передачи мяча игроку I - он должен видеть всех троих, передаёт мяч из троих любому игроку, но не два и не три мяча сразу).

. Упражнения «в круге». (Рис.6-а, б). а) (игрок 1 водит в кругу, защитники мешают ему выйти из круга, чтобы выйти от туда, должен видеть круг, защитников).

 


 

б)

 

(Упражнение то же, но с передачей мяча из круга с сопротивление: защитников, по зрительному сигналу стоящего за кругом).

. Упражнение типа контрольного норматива (то, что применялось ранее).

. Игроки находятся в колонне, затем располагаются свободно. Ведущему мяч или получившему мяч назначают номер игрока, которому он должен передать мяч (игроки сначала стоят на месте, потом двигаются в определённой площади, по всей площади, на конце бегут в отрыв, то после подбора мяча от щита). Игрок до передачи должен оценить обстановку.

. Упражнения с атакой кольца. (Рис.7 - а).

 

а) (1-ый передаёт мяч освободившемуся игроку от защитника)

 

б) (Упражнение тоже, но после передач между игроками 1 и 1 а сначала на месте, затем в движении)

. Выполняются общеразвивающие упражнения: (По зрительному сигналу догнать соседа слева или справа (по заданию). Зрительным сигналом может быть поднятая рука, мяч, действия одного игрока, действия нападающего и защитника).

. Игроки передают мяч друг другу в парах, по зрительному сигналу тренера они должны выполнить определенное задание (убежать, перейти на ведение и т.д.)

9. Упражнения на реализацию численного превосходства двое против одного, трое против двоих, четверо против троих.

10. Игра на один щит размером 2x2, 3 x 3 - проход, скидка, своевременность оценки игровой обстановки, выбор правильногоспособа действия (запись и разбор). Всё это в игровой обстановке.

Условные обозначения в схемах:

• - игрок с мячом ведение мяча

О - игрок без мяча передача мяча

X - защитник движение игрока

 


 

ДОКЛАД

 

Тема нашей дипломной работы:

«Значение периферического зрения в учебно-тренировочном процессе баскетболистов в зависимости от амплуа игроков»

Среди большого арсенала современных средств физической культуры и спорта игра в баскетбол занимает одно из ведущих направлений и пользуется большой популярностью.

Для того чтобы добиться высоких показателей результативности, техники игры, а так же повышения мастерства - важную роль играют: деятельность мозга при игре в баскетбол, возраст и управление произвольными движениями, двигательные навыки, развитие умственной работоспособности, деятельность всех органов и систем человеческого организма. Немалобаскетбол на развитие периферического поля зрения у спортсменов. Однако объективных данных о взаимосвязи освоения технических приемов и тактического мышления с величиной поля зрения, в литературе мы не встретили, кроме упоминаний о возможности его развития у баскетболистов. Поэтому нас заинтересовал вопрос повышения квалификации баскетболистов с развитием этого качества в процессе целенаправленной тренировочной деятельности. Актуальность проблемы обуславливает необходимость проведения научных исследований в этом направлении.

В связи с этим целью работы являлось обоснование взаимосвязи поля зрения с уровнем технико-тактической подготовленности юных баскетболистов 13-14 лет.

Для решения поставленной цели исследования, предстояло решить следующие задачи:

1. Определить развитие поля зрения у юных баскетболистов в 13 - 14 лет.

2. Определить взаимосвязь поля зрения с тактическим мышлением во время игры.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Тестирование.

.   Хронометрирование.

.   Метод математической статистики.

Исследование проводилось на базе ДЮСШ «Десна» по баскетболу г. Брянска с мальчиками 13-14 лет.

В ходе исследования установлено, что с предложенным контрольным нормативом справились все мальчики. Средний результат по группе испытуемых до начала эксперимента составил 13,56 сек., результативность показаний зафиксирована 72%. После изменения содержания учебно-тренировочных занятий (включения в тренировку специальных упражнений) было проведено повторное педагогическое тестирование. Установлено, что средний результат контрольного норматива улучшился на 2,8 с и составил 11,06 сек.

В результате проведенного исследования мы получили следующее:

1. Величина поля зрения изменяется с возрастом, но незначительно (за время исследования результат контрольного норматива улучшился на 2,8 секунды; количество попаданий на 8%). Индивидуальные исходные показатели контрольного норматива, характеризующего развитие периферического зрения, выше у мальчиков посещающих секционные занятия второй и третий года тренировочных занятий баскетболом.

2. Установлено, что существует прямая взаимосвязь качества выполнения некоторых технических приёмов и тактического мышления баскетболистов от величины периферического поля зрения (tpac>tKp). Наибольший прирост результатов отмечен у мальчиков имеющих самые низкие показатели при первичном тестировании.

3. Установлено, что после освоения основных технических приёмов игры необходимо очень большое внимание уделять развитию поля зрения, правильной оценки обстановки, выбору наиболее, выгодной позиции.

4. По данным исследования выявлено, что на втором году обучения, тренерам необходимо больше уделять внимание ведению мяча без зрительного контроля с последующей передачей мяча по сигналу, т.к. это дальнейшая основа тактического мышления.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.