Политическое устройство русских земель в X–XII вв. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Политическое устройство русских земель в X–XII вв.

2021-04-19 54
Политическое устройство русских земель в X–XII вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Домрачева М. С.

Научный руководитель:

Павлова А. Н.

 

 

Йошкар-Ола

2002

Содержание

 

Введение

 

1. Источники и историография

2. Предпосылки к образованию государства и его образование. Период “военной демократии”

3. Политическое устройство русских земель IX–XII вв.

- Вече и княжеская власть Киевской Руси

- Развитие политической свободы и самостоятельности Великого Новгорода

4. Основные личности в истории Киевской Руси

 

Заключение:

- Краткая характеристика Руси с 826г. и до превращения Москвы в ее центр

- Исторические судьбы Древней Руси

 

Список использованных источников

Введение

 

К

иевская Русь IX­ – XII веков – это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов – русских, украинцев, белорусов, а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера. Киев – столица Руси – входил в пятерку крупнейших городов мира.

От сравнительно небольшого союза славянских племен Среднего Поднепровья (истоки этого союза уходят во времена Геродота) Русь выросла до огромной державы, объединившей как все восточнославянские племена, так и ряд литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы.

Важность и необходимость изучения Киевской Руси как первого государственного образования вполне осознавалась уже нашими предками: “Повесть временных лет” Нестора, созданная в начале XII века, копировалась и размножалась переписчиками на протяжении более 500 лет. И это является для нас мудрым наказом изучать славное эпическое прошлое нашей Родины во всей полноте и многообразии доступных нам исторических источников.

Эпоха Киевской Руси – эпоха величия нашего народа, поэтому ее историю я считаю одной из самых важных страниц нашего прошлого.

В этой работе мне бы хотелось рассмотреть вопрос о роли князя и вече в “политической” сфере жизни общества IX – XII вв. Здесь главный вопрос состоит в том, как определились отношения между призванным правительственным началом и призвавшими племенами, равно и теми, которые были подчинены впоследствии; как изменился быт этих племен вследствие влияния правительственного начала – дружины и как в свою очередь быт племен действовал на определение отношений между правительственным началом и остальным народонаселением при установлении внутреннего порядка, или наряда.  

 

Источники и историография

 

И

cточники по истории Киевской Руси достаточно обильны и разнообразны. Хороший и подробный обзор Руси и феодальных княжеств сделан в солидном коллективном труде, созданном под редакцией В. В. Мавродина: “Советское                        источниковедение Киевской Руси”(Л., 1979), где авторы обоснованно понимают под Киевской Русью не только период с IX по начало XII века, но и начальную фазу феодальной раздробленности до начала XIII века, что обосновано ими в другом тоже весьма полезном издании.

Большой интерес представляют дошедшие до нас грамоты XII века, часть которых отражает отдельные сделки между феодалами, а некоторые дают широкую картину целого княжества. Целый ряд княжеских и вечевых дел отражен в берестяных грамотах Новгорода Великого. Очень важным источником берестяные грамоты оказываются при сопоставлении с летописями, актовым материалом позднейшими писцовыми книгами.

Для эпохи существования Киевской Руси IX – XII веков по-прежнему важнейшим историческим источником являются летописи. В многочисленных трудах историков и литературоведов разносторонне рассмотрены как общерусские летописи, так и летописание разных регионов.

В обширной и поневоле разноречивой литературе о русском летописании помогают ориентироваться два труда, посвященных библиографии и историографии летописания: это работы В. И. Буганова и Р. П. Дмитриевой.

Если X век оставил нам только летопись Киева, то XI век, когда государственное летописание в столице непрерывно продолжалось, добавил летопись Новгорода, нередко дававшую иную, местную оценку событиям и деятелям. В будущей боярской республике (с 1136 года) явно просматривается интерес к жизни города, отрицательно оцениваются некоторые киевские князья. Возможно, что инициатором первой летописи “Господина Великого Новгорода” был новгородский посадник Остомир.

В XII столетии летописание перестает быть привилегией только этих двух городов и появляется в каждом крупном центре. Летописи продолжали вести и в Киеве, и в Новгороде.

Источники по истории Киевской Руси многочисленны и разнообразны. Изучение их и извлечение из них данных о хозяйстве, социальной структуре, политическом строе и общественной мысли еще далеко не закончено.

В данной работе мной использованы несколько книг – работ известных историков.

Так, например, работа Данилевского И. Н. дает представление о современном состоянии отечественной и зарубежной науки в изучении раннего периода истории России (до XII в.). Книга базируется на критическом переосмыслении источниковой базы, используемой для исторических построений, также она включает развернутый анализ потенциальных возможностей и накопленного к настоящему времени опыта изучения русской истории разными школами гуманитарного знания.

В реферате использована работа крупнейшего русского историка Соловьева С. М. “История России с древнейших времен”, которая является великим научным трудом, и историко-культурный интерес к которой не ослабевает.

Также источниками послужили монографии Рыбакова Б. А., перу которого принадлежат фундаментальные работы по истории нашей Родины, исследованию происхождения древних славян, начальных этапов сложения русской государственности, Киевской Руси IX – XII веков, развитию ремесел, культуре русских земель и искусству древних славян.

 

 

Предпосылки к образованию государства

и его образование.

Происхождение восточных славян

 

Н

а основе анализа археологических памятников известно следующее: в с. I тыс. до н. э. праславяне проживали в Повисленье. Они поддерживали этнические контакты с балтами, германцами, иллирийцами, кельтами, со II в. – с потомками скифов и сарматов. Находки на Киевских холмах кладов римских монет и украшений I–III вв. свидетельствуют о торговле славян с греческими колониями. В III в. славяне вели ожесточенные войны с готами, а в IV в. – с гуннами. При этом ареал расселения праславян в IV в. расширился от низовьев Эльбы на западе до притоков и среднего Днепра на востоке. Славяне составляли единую с германцами индоевропейскую общность.

 

Из письменных источников мы знаем следующее: праславяне – венеды (так праславяне именовались в античных источниках I в.) – жили небольшими деревнями. Общественный строй – родовая община. Основой хозяйства с I–III вв. становится пашенное земледелие, а так же скотоводство, рыболовство и охота. Орудия труда – топоры, ножи, серпы – делались еще из камня. Бронза употреблялась главным образом для украшений, а из хозяйственного инвентаря только для долот, нужных в деревянном строительстве. Геродот писал о северных районах, где у "множества огромных рек" жили скифы-пахари, "которые сеют хлеб не для собственных нужд, а на продажу". Во II в. у колонистов славяне заимствовали хлебную меру "четверик". Сведения о быте, и общественном строе восточных славян содержатся в труде "Стратегикон" византийского историка Прокопия Кесарийского. В IV в. праславянские племена объединялись в племенные союзы.

 

Ни из археологических, ни из письменных источников мы достоверно не знаем происхождения славян. Некоторые исследователи полагают, что славяне были автохтонным населением Восточной Европы; другие считают, что славяне происходят от геродотовских "скифов-пахарей"; третьи считают, что славяне произошли от финно-угров и балтов. "Повесть временных лет" сообщает, что славяне – выходцы из Центральной Европы. Академик Рыбаков Б. А. отмечал: "… судя по общим всем славянским народам обозначениям ландшафта, праславяне проживали в зоне лиственных лесов и лесостепи, где были поляны, озёра, болота, но не было моря; где были холмы, овраги, водоразделы, но не было высоких гор".

 

Расселение древнерусских народов

 

В

 III–IV вв. начинается заселение славянами территории Восточной и Южной Европы.

Причины:

1. Славянские племенные союзы были вовлечены в последнюю волну Великого переселения народов. В 530 г. славянская миграция усилилась. К этому времени относится первое упоминание народа "рос"

2. Появление у славян в IV–V вв. пашенного земледелия, требовавшего новых земель

3. Постепенное похолодание на Европейском континенте.

 

Миграция происходила не из одного региона, а из разных диалектных областей праславянского ареала. Данное обстоятельство наряду с процессами ассимиляции местного населения обусловило распад в VI–VIII вв. праславян на три ветви славян: венедов, антов и склавинов. Венеды – предки чехов, поляков, словаков, лужицких сербов – западные славяне. Склавины – предки сербов, словенцев, хорватов, болгар, балканских мусульман – южные славяне. Анты – предки украинцев, русских, белорусов - восточные славяне.

 

Древнерусская народность сформировалась на обширных пространствах Восточно-европейской равнины. Соседями антов в VI–VII вв. были финно-угорские, литовские, тюркские (берендеи, обры, торки, хазары, чёрные клобуки, печенеги) племена. Отношения с соседями были неровными. В 558 г. аварский каган Боян умертвил посла дулебов Межамира и завоевал их страну. В 602 г. авары вновь отправили в землю антов войско под начальством Аспиха. История восточного славянства начинается с того периода, когда из общеславянского (праславянского) языка стал выделяться самостоятельный восточнославянский язык. Это произошло в VII–VIII вв. Племенные различия внутри восточнославянской общности обуславливались смешением с народами финно-угорской группы.

 

За время расселения (IV–IV вв.) произошли изменения в общественно-политическом устройстве:

1. Сформировались восточнославянские племенные союзы (поляне, северяне, уличи, дулебы, древляне, волыняне, бужане, белые хорваты, дреговичи, кривичи, радимичи, вятичи, ильменские словене и другие), состоявшие каждый из 120–150 племен. Согласно "Повести временных лет" в VIII в. на территории Восточной Европы проживали 12–15 племенных союзов

2. Родовая община и патриархальная семья сменились ветвью

3. Начался переход от военной демократии к раннефеодальной монархии.

 

 

Образование государства

Д

ревнерусское государство формировалось вследствие внутренних предпосылок: разложение родового строя, общая территория, культура, язык, история, хозяйственный уклад. Наряду с формированием государства вследствие слияния племенных союзов складывалась древнерусская единая народность.

 

Инициаторами создания племенного союза на среднем Днепре в V в. были поляне в лице князя Кия - легендарного основателя Киева. Достоверных сведений об истории этого протогосударства крайне мало. Известно, что Киевский князь с дружиной относили себя к "росам", в отличие от основной массы податного населения - полян.

 

Ок. VI в. образовалось аналогичное протогосударство Славия – племенной союз ильменских словен вокруг Новгорода и Ладоги. Именно ильменские словене были инициаторами образования единого восточнославянского государства путем объединения Киева и Новгорода.

 

Абсолютно точно не известно, когда сложилось древнерусское государство, т.к. этот этап развития носит легендарный характер. Главными признаками существования государственности в раннесредневековом обществе современные историки считают наличие власти, отчужденной от народа, размещение населения по территориальному принципу и стягивание дани для содержания власти. Можно прибавить к этому как обязательное условие – унаследование власти князем. В условиях Киевской Руси конца VIII – начала IX века конкретными формами государственности были: покорение властью государственного центра территорий племенных княжеств и распространение на эти земли системы собирания дани, управления и судопроизводства.

Таким образом, у восточных славян можно выделить существование сбора дани и вече. Вече характеризует тот факт, что у славян появилась какая-то организация, которой надо руководить, следовательно, есть “председатель”. Сбор дани – это установление порядка, по которому возникает договор: “Мы вас защищаем – вы нам платите”. Дань – это плата за несостоявшийся набег. Итак, мы видим, что в VIII в. – нач. IX в. структура князь – дружина – вече связана с применением силы, но правил (законов) как таковых еще нет. Поэтому этот период мы называем “военной демократией”. В это время общество неоднородно: выделяется князь – военный вождь, который управлял делами племени, но при этом существовало вече – народное собрание, которое собирало племенное ополчение (во главе ополчения – воевода). При князе существует дружина (ее члены – “отроки” – воины).

 

Государство у восточных славян возникает как двуцентричное с центрами в Киеве и Новгороде. (Олег в 882 объединил Новгородскую и Киевскую Русь. И, хотя инициатором объединения был Новгород, государство восточных славян получило название "Киевская Русь", поскольку Киев был более богатым и имел традиционные связи с Византией.)

 

История становления государства Киевская Русь охватывает период с 862 по 1019 гг., т.е. с призвания Рюрика и до начала правления в Киеве Ярослава Мудрого. В это время правили: Рюрик – Олег – Игорь – Ольга – Святослав – Владимир – Святополк. Главным предметом их забот и усилий были: объединение всех восточнославянских (и части финских) племен под властью великого князя киевского; приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам; защита границ русской земли от нападений степных кочевников.

Позже мы подробно рассмотрим, как княжили эти правители.

 

Вече.

Известия летописей о вечевой жизни на Руси многочисленны и разнообразны, хотя подробные описания вечевых собраний мы находим весьма редко. Конечно, во всех случаях, когда население города выступало самостоятельно и независимо от князя, мы должны предполагать предварительное совещание или совет, т. е. вече.

В эпоху племенного быта. До образования и усиления великого княжества Киевского, отдельные племена, поляне, древляне и др., собираются, в случае надобности, на свои племенные собрания и совещаются со своими племенными князьками об общих делах. В X и в начале XI в. с усилением центральной власти в лице великого князя Киевского (Владимира Святого и Ярослава Мудрого) эти племенные сходки теряют свое политическое значение, а с середины XI века им на смену является активное и влиятельное вече старших областных городов.

 

Однако в исключительных случаях (особенно в отсутствие князя) городское население проявляет свою активность и самодеятельность и в ранний период Киевского государства. Например, в 997 г. мы видим вече в осажденном печенегами Белгороде.

 

После смерти Ярослава (в 1054 г.), когда Русская земля разделилась на несколько княжеств, вече главных волостных городов выступает в качестве носителя верховной власти в государстве. Когда князь был достаточно сильным и популярным, вече бездействовало и предоставляло князю ведение правительственных дел. Зато чрезвычайные случаи, как перемена на престоле или решение вопросов о войне и мире, вызывали властное вмешательство веча, и голос народного собрания в этих делах был решающим.

 

Власть веча, его состав и компетенция не определялись никакими юридическими нормами. Вече было открытым собранием, всенародной сходкой, и все свободные могли принимать в нем участие. Требовалось только, чтобы участвующие не стояли под отеческой властью (отцы вече решали за детей) или в какой-либо частной зависимости. Фактически вече было собранием горожан главного города; жители малых городов или “пригородов” имели право присутствовать на вече, но редко имели к тому фактическую возможность. Решение вечевого собрания старшего города считалось обязательным для жителей пригородов и для всей волости. Никакой закон не определял и не ограничивал компетенции веча. Вече могло обсуждать и решать любой вопрос, его интересовавший.

 

Самым главным и обыкновенным предметом компетенции вечевых собраний было призвание, или принятие, князей и изгнание князей, не угодных народу. Призвание и перемена князей были не только политическими фактами, проистекавшими от реального соотношения сил, но были общепризнанным правом населения. Право это признавали и сами князья и их дружины.

 

Вторым – чрезвычайно важным – кругом вопросов, подлежавших решению вече, были вопросы о войне и мире вообще, а также о продолжении или прекращении военных действий. Для войны собственными средствами, с помощью своей дружины и охотников из народа, князь не нуждался в согласии веча, но для войны средствами волости, когда требовался созыв народного ополчения, нужно было согласие веча.

 

 

 

Развитие политической свободы и самостоятельности Великого

 Новгорода. Вече и княжеская власть Новгородской Руси..

 

В

 X-ХI вв. Новгород находился под властью великих князей Киевских, которые держали в нем своего наместника (обыкновенно одного или своих сыновей) и которым Новгород до времени Ярославля I платил дань наравне с другими русскими землями. Однако уже при Ярославле в отношениях Новгорода к великому князю Киевскому произошла существенная перемена. Ярослав “сидел” в Новгороде в 1015 году, когда умер его отец, Владимир Святой и брат его Святополк начали избивать своих братьев с целью захватить власть над всеми русскими землями. Только благодаря деятельной и энергичной поддержке новгородцев Ярославу удалось победить Святополка и овладеть великим княжеством Киевским.

 

Разделение Руси в на несколько отдельных княжеств ослабило силу и влияние великого князя Киевского, а раздоры и междоусобия в княжеском роде предоставили Новгороду возможность приглашать на княжение к себе из князей-соперников, который был ему “люб”.

 

Право Новгорода выбирать себе любого князя между всеми князьями русскими было бесспорным и общепризнанным. В Новгородской летописи читаем: “а Новгород выложиша вси князи в свободу: где им либо, ту же собе князя поимають”. Помимо князя во главе новгородской администрации стоял посадник, который в X-XI вв. назначался князем, но в 30-х гг. XII вв. важная должность посадника в Новгороде становится избирательной, и право сменить посадника принадлежит только вечу.  

 

Важная должность тысяцкого (‘’тысячское”) тоже становится избирательной, и новгородское вече “дает” и “отнимает” ее по своему усмотрению. Наконец со второй половины XII в. по избранию веча замещается высокий пост главы новгородской церкви, владыки архиепископа новгородского. В 1156г., по смерти архиепископа Нифонта, “собрася весь град людий и изволиша собе епископ поставити муж Богом избран Аркадия”; конечно, избранник веча должен был потом получить “постановление” на епископскую кафедру от митрополита Киевского и всея Руси.

Таким образом, в течение XI–XII в. вся высшая новгородская администрация становится избираемой, и вече Господина Великого Новгорода становится полновластным распорядителем судеб Новгородского государства.

 

Государственное устройство и управление:

Князь.

Новгородцы были, “мужи вольные”, жили и управлялись “на всей воле своей”, но и они не считали возможным обходиться без князя. Князь нужен был Новгороду главным образом как предводитель войска. Вот почему новгородцы так ценили и уважали своих воинственных князей. Однако, предоставляя князю командование вооруженными силами, новгородцы отнюдь не дозволяли ему самостоятельно вести дела внешней политики и начинать войну без согласия веча. Новгородцы требовали от своего князя присяги в том, что он будет нерушимо соблюдать все их права и вольности.

 

Приглашая нового князя, Новгород заключал с ним формальный договор, точно определявший его права и обязанности. Каждый вновь приглашаемый князь обязуется соблюдать нерушимо: “На сем княж, целуй хрест ко всему Новгороду, на чем целовали деды и отцы,- Новгород ти держати в старине, по пошлине, без обиды”. Вся судебная и правительственная деятельность князя должна идти в согласии с новгородским посадником и под его постоянным надзором: ”А бес посадника ти, княже, суда не судити, ни волостей раздавати, ни грамот давати”; а без вины мужа волости не лишити. А ряду в Новгородской волости тобе, княже, и твои судиям не посудити (т. е. не изменять), а самосуда не замышляти”. Вся местная администрация должна быть назначаема из новгородцев, а не из княжих мужей: ”что волостей всех новгородских, того ти, княже, не держати своими мужи, но держати мужи новгородскими; дар имети тобе от тех волостей”. Этот “дар” с волостей размеры которого точно определяются в договорах, составляет вознаграждение князя за его правительственную деятельность. Ряд постановлений обеспечивал от нарушений торговые права и интересы Новгорода. Обеспечивая свободу торговли Новгорода с русскими землями договоры требовали от князя также, чтобы он не препятствовал новгородской торговле с немцами и чтобы он сам не принимал в ней непосредственного участия.

 

Новгород заботился о том, чтобы князь со своею дружиною не вошел слишком близко и глубоко во внутреннюю жизнь новгородского общества и не сделался бы в нем влиятельной социальной силой. Князь со своим двором должен был проживать за чертой города, на Городище. Ему и его людям запрещалось принимать кого-либо из новгородцев в личную зависимость, а также приобретать земельную собственность во владениях Великого Новгорода - “ а тебе, княже, ни твоей княгини, ни твоим боярам, ни твоим дворянам сел не держати, ни купити, ни даром принимати по всей волости Новгородской”.

 

Таким образом “князь должен был стоять около Новгорода, служа ему. А не во главе его, права им”, говорит Ключевский, который указывает на политическое противоречие в строе Новгорода: он нуждался в князе, но “в то же время относился к нему с крайним недоверием” и старался всячески стеснить и ограничить его власть.

 

Вече.

Господин Великий Новгород разделялся на “концы”, “сотни” и “улицы”, и все эти деления представляли самоуправляющиеся общины, они имели свои местные веча и выбирали для управления и представительства сотских, а также кончанских и улицких старост. Союз этих местных общин и составлял Великий Новгород, и “совокупная воля всех этих союзных миров выражалась в общем вече города” (Ключевский). Вече не созывалось периодически, в определенные сроки, но лишь тогда, когда являлась в том надобность. И князь, и посадник, и любая группа граждан могли созвать (или “созвонить”) вече. На вечевую площадь собирались все свободные и полноправные новгородцы, и все имели одинаковое право голоса. Иногда на вече принимали участие жители новгородских пригородов (псковичи и ладожане), но обыкновенно вече состояло из граждан одного старшего города.

 

Компетенция новгородского веча была всеобъемлющей. Оно принимало законы и правила (в частности вечем был принят и утвержден в 1471 г. новгородский судебник, или так называемая “судная грамота”); оно приглашало князя и заключало с ним договор, а в случае недовольства им изгоняло его; вече выбирало, сменяло и судило посадника и тысяцкого и разбирало их споры с князем; оно выбирало кандидата на пост архиепископа новгородского, иногда “миром” ставило церкви и монастыри; вече даровало государственные земли Великого Новгорода церковным учреждениям или частным лицам, а также даровало некоторые пригороды и земли “в кормление” приглашаемым князьям; оно было высшей судебной инстанцией для пригородов и для частных лиц; ведало суд по политическим и другим важнейшим преступлениям, соединенным с наиболее тяжкими наказаниями - лишением жизни или конфискацией имущества и изгнанием; наконец, вече ведало всю область внешней политики: делало постановление о сборе войска о постройке крепостей на границах страны и вообще о мерах обороны государства; объявляло войну и заключало мир, а также заключало торговые договоры с чужими странами.

 

Вече имело свою канцелярию (или вечевую избу во главе которой стоял “вечный дьяк”(секретарь). Постановления или приговоры веча записывались и скреплялись печатями Господина Великого Новгорода (так называемые “вечные грамоты”). Грамоты писались от имени всея Новгорода, его правительства и народа. В жаловании новгородской грамоте, данной Соловецкому монастырю, читаем: “И по благословению господина преосвященного архиепископа Великого Новгорода и Псковского владыки Ионы, господин посадник Великого Новгорода степенный Иван Лукинич и старые посадники, и господин тысяцкий Великого Новгорода степенный Труфан Юрьевич и старые тысяцкие, и бояре, и житьи люди, и купцы, и черные люди, и весь господин государь Великий Новгород вся пять концов, на вече, на Ярославле дворе, пожаловали игумена... и всих старцев... тыми островы”...

 

Большое новгородское вече собиралось обыкновенно на торговой стороне, на Ярославле дворе (или “дворище”). Собравшаяся здесь огромная, многотысячная толпа “вольных мужей”, конечно, не всегда соблюдала порядок и благочиние: “На вече по самому его составу не могло быть ни правильного обсуждения вопроса, ни правильного голосования. Решение составлялось на глаз, лучше сказать на слух, скорее по силе криков, чем по большинству голосов” (Ключевский). В случае разногласий на вече возникали шумные споры, иногда - драки, и “осилившая сторона и признавалась большинством” (Ключевский). Иногда одновременно собирались два веча: одно на торговой, другое на Софийской стороне; некоторые участники являлись “в доспехах” (т.е. в вооружении), и споры между враждебными партиями доходили иногда до вооруженных столкновений на волховском мосту.

 

Администрация и суд.

 Совет господ. Во главе новгородской администрации стояли “степенный посадник” и “степенный тысяцкий”.

Суд распределялся между разными властями: владыкой новгородским, княжеским наместником, посадником и тысяцким; в частности, тысяцкий, вместе с коллегией трех старост от житьих людей и двух старост от купцов, должен был “управливати всякие дела” купечества и “суд торговый”. В надлежащих случаях действовал совместный суд разных инстанций. Для “пересуда”, т.е. для пересмотра дел, решенных в первой инстанции, существовала коллегия из 10 “докладчиков”, по одному боярину и по одному “житьему” от каждого конца. Для исполнительных судебных и административно-полицейских действий высшая администрация имела в своем распоряжении ряд низших агентов, которые носили различные названия: пристава, подвойские, позовники, изветники, биричи.

 

Многолюдная вечевая толпа, конечно, не могла толково и обстоятельно обсуждать подробности правительственных мероприятий или отдельные статьи законов и договоров; она могла только принимать или отвергать готовые доклады высшей администрации. Для предварительной же разработки необходимых мероприятий и для подготовки докладов в Новгороде существовал особый правительственный совет, или совет господ, он состоял из степенных посадника и тысяцкого, кончанских старост, сотских и старых (т.е. бывших) посадников и тысяцких. Совет этот, в который входили верхи новгородского боярства, имел большое влияние в политической жизни Новгорода и часто предрешал вопросы, подлежавшие решению веча, - “‘это была скрытая, но очень деятельная пружина новгородского управления” (Ключевский).

 

В областном управлении Новгородского государства мы находим двойственность начал - централизации и местной автономии. Из Новгорода назначались посадники в пригороды, и судебные учреждения старшего города служили высшей инстанцией для пригорожан. Пригороды и все волости новгородские должны были платить дань господину Великому Новгороду. Неурядицы и злоупотребления в области управления вызывали цетробежные силы в новгородских областях, и некоторые из них стремились оторваться от своего центра.

 

Олег Вещий

 

Олег (Вещий) (879-912) - князь новгородский и (с 882) киевский. Будучи родственником и воеводой Рюрика, правил за его малолетнего сына Игоря. Прославился военными походами. Завладел Смоленском, подчинил своей власти всех кривичей, полян, радимичей, северян, взял Любеч. Обманным путём в 882 захватил Киев, убив Аскольда и Дира - последних князей династии Кия. Перенёс столицу своего княжества из Новгорода в Киев, названный им "матерью русских городов". Подчинил себе северян, радимичей и древлян. В 898 произошло первое столкновение с западными соседями - венграми, агрессию которых удалось остановить. В 908 предпринял поход на Византию. Согласно византийским источникам, носил титул Великого князя русского. Княжил 33 года и был первым исторически достоверным князем.

 

Игорь

 

 

 

Игорь Рюрикович (Старый) (912-945) - великий князь киевский, сын Олега. В договоре 911 появляется статья о возможности приёма руссов на военную службу в Византию. Хазария отбивалась от наседавших печенегов, гузов, асиев, с 932 – алан, поэтому беспрепятственно пропускала русские отряды через свои земли. Воспользовавшись благоприятной обстановкой, Игорь в 913 начал успешный военный поход в Закавказье, завершившийся в 914. В 920 вместе с хазарами Игорь совершил поход против печенегов. В 940 иудейскому полководцу Песаху удалось подчинить Киев Хазарии, принудив его уплачивать "дань кровью", то есть участвовать в походах на стороне хазарского войска. В 941 вместе с хазарами совершил неудачный поход на Константинополь, завершившийся поражением и гибелью русского флота. Совместный поход в Закавказье, предпринятый Игорем в 943-944, был более удачным. В 944 русское войско захватывает в Закавказье город Бердаа. Это произошло после подписания в 944 соглашения между Русью и Византией с более содержательной, чем в 911, частью о военных обязательствах. В отличие от предыдущих походов в 945 руссы не сожгли Бердаа, а заставили жителей повиноваться Руси. Руссы пробыли в Бердаа несколько месяцев, и лишь тяжёлые болезни и неустанные бои вынудили их покинуть город, но перед этим руссы под предлогом выкупа собрали с жителей города огромное количество денег, золота и товаров. В 949 Византия направила против критских и сирийских арабов войско, в котором были и русские воины. В 954 русские, армяне и болгары сражались на стороне Византии против сирийского эмира. Убит, жившими по Припяти, древлянами за попытку вторичного сбора дани.

 

Ольга Равноапостальная

 

Ольга (Равноапостольная) (945-964) - киевская княгиня, жена Игоря, мать Святослава. Подавила восстание древнян, в отместку за смерть мужа сожгла их главный город Искоростень (погибли 5 тыс. жителей), присоединила потерянные Игорем земли уличей и тиверцев, учредила первые нормы налогового права на Руси. Совершив в 955 или в 957 дипломатический визит в Константинополь, приняла христианство под именем Елена. С 957 и до своей смерти правила за своего сына Святослава. Завершить строительство единого государства княгиня Ольга стремилась путем создания христианской епископии. Искусно играя на политических и религиозных противоречиях двух империй, Византийской и Священной Римской, не обращая внимания на уже существовавшие конфессиональные различия между восточно-христианской с западно-христианской церквами, она попросила германского короля Оттона (будущий император Оттон I Великий) прислать на Русь епископа и священников. Но когда в 961-962 Адальберт (будущий первый Магдебургский архиепископ) со священниками находился на Руси, там произошёл переворот. Ольга скончалась в 969, передав власть Святославу. Погребена по христианскому обряду.

 

Святослав Игоревич

 

Святослав Игоревич (957-972) - киевский князь, первым из Рюриковичей носивший славянское имя, сын Игоря и Ольги, правил в 964-972. Отстранил Ольгу от управления и начал гонения на христиан, стремясь к религиозному единству страны. Используя огромный военный потенциал государства, не раздираемого религиозными противоречиями, Святослав смог совершить в с.960-н.970-х грандиозные походы, освободив от хазарской дани и подчинив своей власти вятичей (в 964-966), разгромив Хазарский каганат, завоевал обширные балканские владения Византии, которые та смогла вернуть их себе путём максимального напряжения сил. В 964-964 совершил поход на Семендер в Дагестане и Серкел (Белую Вежу). Нижний Дон был колонизован славянскими поселенцами, а на Таманском полуострове образовалось русское Тмутараканское княжество (фактория), в состав которого вошли племена Северного Кавказа - ясы и косоги. По сообщениям летописи, он ходил на неприятеля с быстротой барса; в походах не возил с собою ни котлов, на обозов; питался кониной или мясом диких зверей, которое пёк на углях; не боялся ни холода, ни ненастной погоды; спал в походах без шатра под открытым небом, подостлав под себя конский потник, а в изголовье - седло; если же шёл на врага, то никогда не нападал на него врасплох, но всегда заранее предупреждал: "иду на вы". В 921 царь Булгара пытался построить крепость против иудеев Хазарии, поработивших его и готов был принять ислам. Часть племени отказалась сменить веру и ушла в леса (чуваши). К н.Х в. Иудео-Хазария покорила волжских болгар. В 966-967 Святослав спустился вниз по Волге к Итилю - главному городу Хазарского каганата. Летопись: " И бывши брани, одоле Святослав козаром, и град их… взя ". Местное население оказывало слабое сопротивление, так как не хотело воевать за интересы иудеев. В 967 Святослав вмешивается в византийско-болгарскую борьбу и предпринимает новый поход на Балканы. Он хотел перенести столицу государства из Киева в Переяславец на Дунае. Поход был прерван из-за нападения в 969 на Киев печенегов, подготовленный по инициативе византийского императора Иоанна Цимисхия. Возможно, именно в это своё возвращение Святослав объявил своим наместником старшего сына Ярополка, второй сын - Олег - был оставлен в древлянской земле, а младший сын - Владимир - вместе с дядей воеводой Добрыней поставлен в Новгороде. В 969-971 Святослав в союзе с болгарами предпринимает второй поход на Балканы. В 969-970 он разоряет Северную Фракию. Однако в 971 императору Иоанну Цимисхию удалось вытеснить Святослава из Болгарии. И хотя русское войско, осаждённое в Доростоле на Дунае, продолжало сопротивляться, численное превосходство византийцев (100 тыс. греко


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.