Музыка (воспевание), громкая джапа, тихая джапа, джапа в уме и концентрация - в этой последовательности каждое превыше предыдущего. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Музыка (воспевание), громкая джапа, тихая джапа, джапа в уме и концентрация - в этой последовательности каждое превыше предыдущего.

2021-04-19 153
Музыка (воспевание), громкая джапа, тихая джапа, джапа в уме и концентрация - в этой последовательности каждое превыше предыдущего. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Всё начинается с музыки. Музыка в индийском понимании - это практически всегда воспевание Высшего: бхаджаны, использование разных слов для восхваления, возблагодарения, множество красиво звучащих инструментов. Любым образом музыка связывает меня с Высшим. Для них практически вся музыка так или иначе связана с этим мотивом. У нас же этого почти нет. На русском языке я таких бхаджанов не знаю. Но в этом отношении любая музыка может служить механизмом для успокоения моего разума. Если представить весть спектр волнений разума от самого волнующегося, на 100% возбуждённого и беспокойного разума до полностью спокойного, молчаливого разума, музыка занимает где-то наверное нижние беспокойные 20% этого спектра. Человек использует музыку для разных целей. Я хочу обратить ваше внимание на то, что полезно замечать, какую музыку я больше всего слушаю, какая музыка приводит к тому, что я успокаиваюсь, забываю о своих проблемах, какая музыка приводит к успокоению моего разума? Эта музыка со словами или без слов - это показатель уровня волнения моего разума. Если я использую какие-то песни, мне нравится их слушать, при их слушании я забываю о своих проблемах, это значит, что уровень этой музыки несколько более спокойный, чем то, что творится у меня в голове. Если я использую музыку для успокоения, это значит, что уровень спокойствия музыки по шкале спокойствия выше, чем то, чем занята моя голова. Мой разум беспокоен и я для успокоения использую какую-то тихую спокойную мелодию, слушая которую, я забываю свои волнения и заботы. Кто-то успокаивается от рэпа и тяжелого рока, кто-то - от классической музыки, - это прямой указатель на уровень шума и волнения в голове.

       Песни со словами, за счёт того, что там есть слова, по шкале спокойствия находятся ниже спокойной расслабляющей музыки, или звуков природы, т.к. требуется большее волнение разума для того, чтобы понимать слова, для того, чтобы слушать это. Максимально расслабляющая музыка - это звуки природы. У нас сейчас выпускают сборники релаксационной музыки. Эта музыка по шкале спокойствия находится выше других композиций. Если такая музыка меня успокаивает, это значит, что мой разум в это время, когда мне требуется успокоение, находится несколько ниже этого уровня и музыка меня как бы подтягивает в спокойствие.  Это чисто механическое воздействие. Так укачивают младенца: спи малыш, мама поёт колыбельные, мама прижимает его к себе и ребёнок успокаивается и засыпает. Его разум перестаёт отвлекаться и бегать от объекта к объекту, успокаивается, и ребёнок засыпает. Таким образом, использование музыки - это механический инструмент, который я подсознательно использую для того, чтобы мой разум успокоился. Конечно, можно использовать музыку, чтобы взбодриться, чтобы проснуться и встать на зарядку. Но мы говорим именно об использовании музыки для успокоения. Обращайте внимание на то, что вы слушаете.

       Музыка, даже самая релаксационная, звуки природы или звуки китов, или капли дождя, находится в нижних 20% спектра по шкале тишины и спокойствия разума. Когда мой разум спокоен сам по себе, мне не нужна никакая музыка для того, чтобы успокаивать его, для того, чтобы быть в спокойствии. Я могу слушать музыку для удовольствия, для каких-то целей, но когда естественный уровень спокойствия моего разума превышает уровень музыки, она перестает быть нужной для успокоения, мне не нужно никаких механических средств для того, чтобы быть спокойным. Музыка, песни являются именно механическим средством для успокоения разума. Для успокоения разума может использоваться множество других способов, этот способ один из универсальных. Когда художник рисует, он тоже забывает о себе, его разум тоже успокаивается; когда я прогружён в любимую работу - это примерно такое же механическое средство для того, чтобы мой разум успокоился; когда я нахожусь на природе, мой разум мне не напоминает, что я отдельный, что мне надо куда-то бежать, и я естественным образом успокаиваюсь. Использование музыки в этом аспекте - механическое средство для успокоения разума. Механическое – это значит, что от меня зависит только поворот рычажка проигрывателя, музыка начинает звучать, и я сижу, ее слушаю и мой разум отвлекается от проблем и успокаивается.

       Следующая стадия - это когда я сознательным образом начинаю использовать звуки не просто для механического успокоения своего разума, а для контроля над разумом. Из множества слов, из множества идей берётся одна простая идея. Отсюда начинается джапа, повторение. Я беру какую-то идею, какую-то мысль, какую-то мантру и тренирую разум концентрироваться исключительно на этом. От простого механического успокоения разума я перехожу к активному контролю над своим разумом. Я настаиваю на том, что сейчас он концентрируется на этой мысли на то количество времени, которое я хочу, а не как ему вздумается, когда он бегает от объекта к объекту, поддерживая бесконечный внутренний диалог, где мысль цепляется за мысль и продолжается бесконечно. Я ставлю этот процесс под свой сознательный контроль. Это очень важный процесс, потому что только разум, который находится у меня под контролем, может быть мной эффективно используем, всю его энергию я могу направить на то, что я хочу, а не куда он несётся сам по себе. Часто необузданный разум сравнивается с обезумевшей лошадью. Эта лошадь несёт меня куда-то, и я волочусь за ней в санях или в телеге и не имею никакого контроля, она меня не слушается, она сильнее меня. Эту лошадь необходимо обуздать, заставить слушаться, и тогда она станет прекрасным средством, я могу на ней попасть в любое место, которое меня заинтересует.

       Джапа, повторение мантры, - это первый этап, когда я ставлю свой разум под свой собственный контроль. Первая стадия, когда я громко вслух повторяю одну идею, одну мантру – это громкая джапа. Громкость в этом отношении помогает, потому что я активно использую свой орган речи, свои руки и внешний объект - чётки, и, поэтому это не только мысль, выраженная в уме, не только мысль выраженная языком, а я участвую здесь более вовлечено, с помощью тела. При этом я могу перебирать свои чётки. Я максимально использую поддержку тела, но в нужном мне направлении.

       После того, как я добился каких-то успехов в этом упражнении и мой разум не отвлекается, следующий этап – тихая джапа. Тихая джапа, это когда звук еле слышен для меня самого, я прошёптываю эту мантру. Когда и с этим не возникает проблем, мы продолжаем уменьшать поддержку извне, поддержку органами действий, поддержку органами речи.

       Следующий шаг - это джапа в уме, когда я повторяю одну и ту же мысль. Есть прекрасная книга «Откровенные рассказы странника своему отцу», которая рассказывает про эту методику, которую пользовали в России несколько веков назад. Это общая методика, используемая не только в индуизме. В христианстве это тоже употребляется – божья молитва. Самая простая молитва, когда одна и та же мысль повторяется, повторяется и повторяется. Сначала громко, затем тихо, потом уже в уме.

       Следующая стадия - это концентрация на смысле мантры, которая происходит у меня в уме. На этом этапе мне уже не требуется повторение одной и той же мысли для того, чтобы мой разум был концентрирован. Здесь тоже существует множество разных методик. Некоторые рекомендуют повторять любой звук, любую абракадабру. Любой звук тоже приводит к какому-то результату. Но здесь цель не запутать свой разум непонятными звуками, цель - не пустой разум, в котором просто ничего нет, а цель – разум, который может сконцентрироваться на том, на чём я хочу, чтобы он мог концентрироваться, сосредотачиваться. Я должен быть мастером своего разума. Поэтому лучше использовать своё осознание. Лучше использовать не бессмысленный набор звуков для повторения, а то, что имеет смысл. Я повторяю мантру, и я имею ввиду смысл, я сосредоточен не на механическом повторении, а на смысле. Я добавляю аспект осознанности действия. Каждое повторение вызывает у меня не просто пустой разум, а я сосредотачиваю внимание на смысле того, о чём я говорю. Поэтому очень важно подойти к этому серьёзно. Если я повторяю случайно взятую мантру из книги, лучше мне знать, о чём эта мантра.

«Ом» – считается универсальной мантрой. Но она настолько могущественна, что считается мантрой, подходящей только для саньяси. Если ты её будешь повторять, то слишком быстро тебе захочется бросить всё и уйти в пещеры и леса. Для домохозяина, для того, у кого есть ещё какие-то обязанности и желания в этом мире, эту мантру разбавляют. «Ом намах Шивайя» – прекрасная мантра. Добавление имени - это разбавление мантры обращением к какой-то конкретной форме. Разбавлять её можно именем любого ишта-деваты, избранного образа божества. Ганеша или любое имя божества, к которому мне нравится обращаться. При этом я призываю его к себе, я обращаюсь к Высшему, которого я называю этим именем. Я жду его, я хочу его, я выражаю своё желание того, что я хочу именно туда. Я хочу не конкретно чего-то, я не ограничиваю свой образ, я хочу Туда.

Мантра «Шивохам» или «Со-хам» несёт в себе совсем другой смысл. «Шива ахам» – «я есть Шива», «Са ахам» - «я есть Он». Если я повторяю эту мантру без понимания этого смысла, она несет в себе совсем другой контекст. Если я знаю смысл этой мантры, это значит, что я не призываю к себе Высшее, а просто констатирую равенство, я знаю, что я Это уже и есть. Если я это использую, то лучше это и иметь ввиду, потому что если мне всё ещё нужна помощь свыше, если я ещё чего-то не понял, то лучше использовать «Ом Нама Шивая» – «О, Шива, приди помоги мне». Если я использую «Шивохам», то Шива считает, что этот человек и так всё знает, и к нему на помощь идти совсем не надо. Поэтому смысл мантры, смысл того, что я повторяю, должен быть мне известен, понятен очень чётко; и когда я повторяю, я не просто механически использую свой рот и язык, свой звуковой аппарат, и я именно это и имею виду.

У повторения джапы есть два эффекта. Во-первых, это очищает разум; во-вторых, он становится под мой контроль, я становлюсь его хозяином, я могу сконцентрировать его на том, что мне надо. Это два эффекта, два аспекта повторения. Музыка, которую я слушаю, воспевание или обычная музыка, - это хорошо. Это само по себе хорошо, я расслабляюсь от музыки. Но лучше чем это - следующая ступенька, это если я не просто механически успокаиваю свой разум, а пытаюсь контролировать его. Ступени тут такие - громкая джапа, тихая джапа, джапа в уме, и концентрация. Каждая из этих ступеней должна быть очень хорошо прожита и пережита. Перескакивать через ступеньки, считая, что что-то слишком просто для меня, не подходит. Это, как я уже говорила, попытка съесть восьмой пирожок, чтобы сразу насытиться. Это как пытаться анализировать просветление, понимание разных людей. Что они делали, прямо когда с ними это случилось? Давайте делать только вот это вот. Что они делали? Они ничего не делали, они расслаблялись. Давайте будем расслабляться, и ничего не делать, и всё у нас будет. На самом деле, до этого они очень сильно напрягались, чтобы это понять. Они прилагали очень много усилий.

Я не знаю ни одного примера, когда безусильно, без обращения своего внимания именно туда, без огромного желания со стороны человека понять Высшее, чтобы что-то случалось. Это очень просто объясняется, потому что Высшее, понимание, Освобождение - не какое-то событие. То Высшее, безграничное, что мы пытаемся понять, оно всегда тут, оно всегда передо мной, всегда перед моими глазами. Единственное, что мне не хватает, так это понимания. У эго нет понимания, и даже когда оно случайно раскрыв один глаз, вдруг неожиданно проникнет чуть больше, чуть глубже, заметит проблеск Высшего, оно всё равно это не поймёт. Понимание не появляется случайным образом. Поэтому все усилия должны быть направлены исключительно на понимание.

Эффект мантры замечателен, эффект повторения джапы замечателен, и это тоже не окончательный метод. Это косвенный метод, который приводит к очищению разума. Ребёнок учится ходить, и следствия этого простого действия весьма велики. Когда он начинает ходить, он уже не замечает этого, но в результате этого он может, например, пойти в школу, или он может выйти на улицу, или покататься на лыжах, ему становится доступной учеба в институте и наслаждение театром, - проследить связь с простой способностью ходить тут уже весьма сложно. Так же и тут. То, что происходит потом, не обязательно очень очевидно связано с тем, что я повторял мантру. Нет. Это подготавливает плацдарм, и на этом плацдарме начинают происходить другие вещи, причины которых мы не всегда можем проследить; не всегда мы можем проследить причинно-следственную связь с конкретным действием, которое мы делаем сейчас, но от этого это действие не становится менее важным.

आज्यधारया स्रोतसा समम् ।

सरल चिन्तनं विरलतः परम् ॥ ७ ॥

7. Ajya-dhArayA srotasA samam |

sarala cintanaM viralataH param ||

Ajya топлёное масло; dhArayA струя; srotasA течение реки; samam подобный, похожий; sarala непрерывный; cintanaM – размышление; viralataH прерывистый; param высший.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.