Глава 1. Теоретические основы изготовления сувенирных изделий в декоративно-прикладном искусстве сибиряков — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава 1. Теоретические основы изготовления сувенирных изделий в декоративно-прикладном искусстве сибиряков

2021-04-19 92
Глава 1. Теоретические основы изготовления сувенирных изделий в декоративно-прикладном искусстве сибиряков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изготовления сувенирных изделий в декоративно-прикладном искусстве сибиряков

Декоративно-прикладное искусство как часть народного искусства

История появления сувенирных изделий

Особенности быта сибиряков

Глава 2. Предпроектное исследование «Этапы проектирования сувенирных изделий»

Анализ воспитательно-педагогической деятельности Канского педагогического колледжа (КПК)

Анализ и оценка сувенирной продукции, изготовлявшейся ранее

Разработка требований к керамическим сувенирным изделиям

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Народными художественными промыслами обычно называют особую отрасль современной советской художественной промышленности, в то же время это и особая отрасль советского декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство - это искусство, служащее для художественного оформления быта, или, как принято говорить теперь, среды обитания (человека), жилого и общественного интерьера, костюма. Произведения декоративно-прикладного искусства создаются как отдельными художниками в индивидуальном порядке, так и коллективами художников и мастеров-исполнителей на предприятиях художественной промышленности, таких, например, как заводы художественного стекла, фарфора, керамики, текстильные фабрики, выпускающие декоративные красочные ткани для платьев и блузок, обивки мебели, для занавесей и портьер, ковровые комбинаты, выпускающие ворсовые и гладкие ковры и дорожки, фабрики ювелирных изделий и украшений. [4]

Предприятия современных народных художественных промыслов также заняты изготовлением художественных изделий бытового, подарочного и сувенирного назначения - из дерева, металла, глины, кости, рога, камня и из волокнистых материалов, таких, как шерсть, шелк, лен, хлопок, конопля, синтетическое волокно. От предприятий художественной промышленности предприятия народных художественных промыслов отличаются прежде всего тем, что машины и механизмы используются ими главным образом при подготовительных работах, на подсобных и отделочных операциях, а для самого изготовления художественных изделий применяют ручной творческий труд мастера-художника. В изделиях народных художественных промыслов сохраняются и живут традиции народного декоративно-прикладного искусства.

Народным декоративно-прикладным искусством называют искусство, пришедшее к нам из глубины веков, из глубины поколений, искусство преимущественно коллективное, сформировавшееся в народной, крестьянской среде - в среде хлеборобов, хлопкоробов, овощеводов, скотоводов, а также в среде городских и посадских мастеров-ремесленников, изготовлявших вручную или с минимальным применением простейших приспособлений посуду и утварь из различных материалов, детские игрушки и предметы конского убора, орудия труда и военное снаряжение, одежду, обувь и украшения. В своем последовательном историческом развитии народное декоративное искусство проходит долгий эволюционный путь от так называемой домашней промышленности до современных предприятий и коллективов народных художественных промыслов.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Сувенирные изделия в декоративно-прикладном искусстве сибиряков».

Объектом нашего исследования является декоративно-прикладное искусство.

Предмет исследования - сувенирные изделия в декоративно-прикладном искусстве сибиряков

Цель исследования - дать характеристику сувенирным изделиям в декоративно-прикладном искусстве сибиряков

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику основным понятиям работы

.   Дать характеристику сувенирным изделиям в декоративно-прикладном искусстве сибиряков.

 


Глава 1. Теоретические основы изготовления сувенирных изделий в декоративно-прикладном искусстве сибиряков

Особенности быта сибиряков

декоративный прикладной сувенирный сибиряк

В Сибири - конюшни, которые ставили за хозяйственным двором. Этим ангарские селения отличались других сибирских. В хозяйственных постройках сохранялись архаические черты - односкатные и плоские крыши. В местах существовали общественные поварни для приготовления пива в торжественных случаях. Чистый двор обносили плотным забором, заплотом из бревен. У столбов навеса делались украшения в виде завитков. Различным образом украшали ворота. На отдаленных пашнях ставили фундаментальные постройки - шалаши, балаганы, покрытые лиственничной или сосновой корой, а у более зажиточных крестьян - бревенчатые юрты, как у бурят, или деревянные срубы без окон, с небольшой дверью и очагом внутри для разведения огня и дымокура, спасающего от насекомых. Первоначально сооружался один станок на всю деревню, а в конце XIX века стали строить индивидуальные станки и зимовья. Пищу готовили на улице на открытых очагах в котлах, подвешенных к деревянным таганьям над костром. Чуть не каждое хозяйство Кежемского района имело капитальные строения на островах, где находилась часть посевов и сенокосов. [34]

В конструктивном отношении шалаши, юрты и балаганы отличаются друг от друга. Юрта - высокая постройка, круглая в плане, ее основу составляют конусообразно поставленные колья, вкопанные в землю и соединенные наверху. Этот остов покрывали лубом, оставляя вверху отверстие для выхода дыма, вдоль стен настилали помосты, а в центре устраивали очаг. Население считало юрту эвенкийской по происхождению, но неизменно отмечало ее удобство: ее легко построить, она очень теплая и недоступна для мошки.

Балаган представляет собой небольшую постройку в форме, поставленной на землю двускатной крыши, покрытой лубом, с входом с фронтонной стороны. Он также легко сооружался, но был менее удобен в пользовании, чем юрта. Временные постройки любого типа имели обобщенное название - «житушка».

Искусство народов Сибири уходит своими корнями в далекое прошлое. Им занимались не профессионалы, а охотники, рыболовы, скотовода из коренного населения. В основном искусство носило прикладной характер. Присоединение к России повлекло за собой существенные сдвиги во всей жизни Сибири, а вместе с тем в культуре и искусстве. Новое появилось буквально во всем. Например, до прихода русских у местного населения применялись для украшения одежды разнообразные, но в основном местные материалы: кожа, меха, нитки из сухожилий, береста, дерево, кость. С приходом русских и развитием торгового дела стали широко применяться привозные цветные нитки, яркие ткани, бисер. Шитье бисером постепенно стало вытеснять древние виды декоративного искусства: раскраску кожи, накладку оленьего волоса и др., входила в быт цветная материя. Так в повседневном общении с русскими обогащалась культура местного населения. В свою очередь, приспособление переселенцев к новым условиям не обходилось без культурного обмена с аборигенами.

Местные мастера сумели почувствовать прелесть русского классицизма и передать его в прикладном искусстве, а реализм XIX века оказался созвучным реалистическому в своей основе искусству народов Сибири. Таким образом, общение с русским народом приносило в местное народное творчество новые мотивы, вкусы, запечатлевало плодотворное влияние русской культуры. Вместе с тем русский народный художник из переселенцев, сохраняя свое лицо, творчески преломлял в своем искусстве художественные достижения местного населения. [36]

Живопись в Сибири XVI-XVII веков была основном видом искусства. Потребность населения в иконописной продукции удовлетворялась за счет привозной продукции ремесленников-кустарей различных губерний европейской части страны. Иконы везли сами переселенцы, торговцы, пересылали в дар церквям и монастырям цари и священнослужители. Строители монастырей иногда заказывали целые иконостасы.

Однако вскоре в Сибири стали появляться свои иконописцы, русские переселенцы. Так, в начале XVII века в Сибирь переселился «иконник» Спиридон. Он написал икону «Знамения Божия Матери». В то же время поселился в Сибири автор известной «чудотворной» Абалацкой иконы Божьей Матери протодьякон Матвей. В 30-е годы XVII века в Тобольске появились специальные иконописные мастерские для создания икон и обучения этому искусству. В этих мастерских обучались также Резчики по дереву, изготовлявшие церковные иконостасы.

В отличие от московского, строгановского, фряжского и других стилей в Сибири сложилась своя манера художественного письма. «Иконы сибирского письма, - пишет историк русского иконописания Г. Ровинский, - по большей части не очень высокой работы: лица в них и даже Целые фигуры от толстых слоев красок, наложенных одна на другую, а также и от особенного способа выглаживать левкас на свет, выступают вперед в виде рельефа». Иконы сибирского стиля, видимо, не отличались высокими художественными достоинствами, но имели свои особенности, импонировавшие широкому потребителю. Выступавшие вперед рельефные фигуры поражали религиозное воображение сибиряков

Имеются сведения о том, что иконописцы были в монастырях практически во всех крупных городах Сибири. Так, в Енисейске в 1669 г. в посаде было 5 иконописцев, четверо из них по переписи населения в качестве самостоятельных мастеров, а пятый как ученик иконописного дела (А.Н. Копылов. Русские на Енисее в XVII веке, стр. 159). Среди иконописцев, несомненно, в это время появились мастера, специально работавшие на рынок. Так, два брата и отец енисейского иконописца Григория Михайлова, жившие вместе с ним, вели интенсивную торговлю на деньги, вырученные от «иконного» письма Григория. [27]

С середины XVII века потребность сибиряков в иконах стала удовлетворяться местными художниками. Кроме написания икон и картинок религиозного содержания, скопированных по образцам, местные художники расписывали стены церквей и наружные части некоторых зданий. В Енисейске в середине 90-х годов XVII века при воеводе М.И. Римском-Корсакове был построен казенный амбар, в котором хранилась денежная и другая казна. На амбаре был устроен «чардак караульной новой, писан красками, на нем орел деревянной резной двоеглавый». В то же время был построен в воеводском доме «Чардак новой о двух житьях с перилами, верхнее житье шатром, круглой, писано красками».

Иконописцы также выполняли работы по росписи военного инвентаря. Так, в 1688 году енисейский иконописец Максим Протопопов Иконник получил из казны 2,4 рубля «за письмо 12 барабанных лукошков» и за то, что красил своими красками» по 0, 2 рубля за лукошко.

В XVII веке в Сибири составлялось много чертежей местностей, острогов, городов. Обычно на них наносили графические изображения строений, острогов, что можно отнести к изобразительному искусству. Известно, что енисейский иконописец М.П. Иконник по царскому указу писал Иркутский чертеж. К XVII веку относятся художественные произведения знаменитого ученого-сибиряка СУ. Ремезова, который проиллюстрировал красками свои книги «история Сибирская» и «Чертежная книга Сибири», где с позиций этнографии правдиво показал представителей аборигенного населения Сибири.

С конца XVIII века российское правительство развернуло большие строительные работы в Петербурге и его окрестностях, стремясь превратить столицу в «Северную Пальмиру». Великолепные горные породы сибирских недр, леса привлекли к себе внимание как строительно-декоративные материалы. В связи с этим началось развитие художественного камнерезания в Сибири, которое приобрело промышленное значение. Вскоре здесь выросли поколения потомственных камнерезов, мастеров гранильного дела. На Алтае появились камнерезные заводы. Монументальные изделия, поражавшие воображение очевидцев своим великолепием, требовали огромных затрат людских сил и средств. Например, в течение 8 лет колыванские камнерезы и шлифовальщики трудились над созданием грандиозной яшмовой вазы весом около 15 тонн. Ее транспортировали в столицу на особых, платформах 180 лошадей. [7]

Русское изобразительное искусство сибиряков-переселенцев представляли в основном художники-самоучки, писавшие иконы и парадные портреты местной чиновной и купеческой знати, стремящейся увековечить себя в памяти потомков. Гостиные и залы заказчиков превращались в «прелестные пантеоны сибирского бессмертия», вызывая негодование просвещенных людей: «...как люди с душою не всегда белою смеют желать пережить свою ничтожность на холсте?».

Известен ряд художников-любителей из среды ссыльных декабристов, поселившихся в Сибири: Я.М. Андриевич, И.А. Анненков, П.И. Борисов, В.П. Ивашев, Н.П. Репин и др. Из них, несомненно, выделяется своим талантом Н.А. Бестужев. Его живописные картины стали одним из замечательных памятников изобразительного искусства Сибири. Еще до восстания 14 декабря Бестужев изучал историю и технику живописи, пробовал свои силы в этой области творчества, но в полной мере его художественное дарование развернулось в Сибири. Бестужев осуществил свой грандиозный творческий замысел - создал портретную галерею декабристов, считая это своим гражданским долгом. Здесь он написал 78 акварельных портретов участников восстания на Сенатской площади, сосланных декабристов и их жен. Художника увлекла суровая красота сибирской природы, которую он отобразил в многочисленных пейзажах, написанных с натуры. [41]

Известный сибирский художник-карикатурист М.С. Знаменский был учеником школы взаимного обучения декабриста И.Д. Якушкина. Он сотрудничал в сатирическом журнале «Искра», организатором и руководителем которого явился Н.А. Степанов - сын енисейского губернатора. Молодой Степанов приобрел широкую известность как мастер острой сатирической графики. Ему принадлежат ряд карикатур на сибирские темы. Русская архитектура в Сибири до конца XVII века была представлена деревянными постройками. Деревянное зодчество можно условно разделить на три группы: крепостное, церковное и гражданское.

Заселение новых территорий сопровождалось строительством укрепленных пунктов - острогов, внутри которых располагались основные казенные здания - воеводская изба, казенные амбары, церковь, тюрьма, таможенная изба, гостиный двор.

Нижние венцы башен обычно рубились для прочности, а верхние углы делались «в лапу», чтобы неприятельские воины не могли взбираться по углам. Лицевой фасад башни выступал вперед для обеспечения возможности флангового артиллерийского прострела с башни вдоль стены.

Большинство острогов в Сибири очень скоро утратило свое военное значение. Строители острогов в Сибири не столько преследовали военные цели, сколько обращали внимание на декоративную сторону строительства. Балконы над воротами проезжих башен сибирских острогов обычно являлись надвратными церквами или часовенками и увенчивались крестом и маковицей. Постепенно некоторые детали острожных укреплений приобретали декоративный характер. Образцом декоративного русского зодчества является часовня в городе Красноярске. Встречаются на башнях высокие шатры, орлы. Красивые, в национальном стиле оформленные часовни должны были выражать превосходство русской культуры над культурой аборигенного края.

В церковной архитектуре сибирского края в XVII веке привился тип старорусской постройки - шатровая церковь. Она обычно состоит из трех частей, главнейшая из которых представляет собой обширный четырех или восьмигранник, заканчивающийся вверху восьмигранной пирамидой в виде шатра. Шатер увенчивается небольшим куполом луковичной формы.

Несколько особняком стоят «надвратные церкви», стоявшие над острожными и монастырскими воротами. В некоторых местах строились небольшие по размеру и простые по архитектуре церковки, представлявшие в первооснове избу, несколько осложненную пристройками и элементарными украшениями. [42]

Большой интерес вызывают покрытия церквей, имеющие чисто национальные русские архитектурные мотивы - бочки, кубы, маковицы и т.п. Следует отметить любопытную черту архитектуры церковных храмов в Сибири: под ними обычно располагались торговые лавки, которые церковнослужители сдавали в аренду.

Гражданская деревянная архитектура Сибири отличалась большой простотой и строгостью. Здесь в XVII веке не было дворцов знатных особ, поскольку не было помещиков. Дома и избы деревенских и городских жителей строились из больших бревен, толщиной не менее 35-40 см. Такие избы были устойчивы при землетрясениях. Пол делали из половинок бревен, которые держались на массивных балках, врубленных в стены избы. Вверху в противоположные стены врубались толстые поперечные бревна, на которые настилались доски потолка. Для утепления потолок засыпали землей. Крыша была высокой, двухскатной. Вся постройка отличалась прочностью и надежно сохраняла тепло, что в условиях сибирского климата особенно важно. Для этого между звеньями сруба укладывали мох.

Оконные рамы делали деревянными, а иногда железными. Кроме больших окон, были и маленькие (волоковые), задвигавшиеся доской. Их роль, характерная для Сибири, - смотровая, в этом случае они находились обычно около входной двери, на уровне роста человека.

Уже в это время в Сибири была распространена русская печь, наиболее эффективная из существовавших в те времена отопительных систем. Коэффициент ее полезного действия составлял до 30%, при 10% в европейских каминах. [11]

Сибирские города, основанные в XVI-XVII веках, отличаются своим характерным положением и живописным видом. Обычно это острог, расположенный на высоком берегу как стратегический пункт, группирующий вокруг себя остальную часть города. Архитектурный облик сибирского города имеет сходство с северорусскими городами. В нем наблюдалась та же смена стилей, что и в Москве, только с некоторым запозданием - старинные шатровые колокольни и деревянные дома строились здесь еще после второй половины XVIII века.

Среди городских строений несколько выделялись по размерам и архитектурному оформлению таможенные и приказные избы, гостиные дворы и дома воевод. Воеводский дом обычно имел в разных своих частях два или три этажа. По описанию 1697 года, воеводский дом в Енисейске представлял собой трехэтажное здание, первый этаж которого составляли «жилые подклети», на которых стояла «двойня», над ней возвышалась «вышка», «а перед вышкою сени да чардак, да повалыша старая о четырех житьях... На той повалыше построен... чардак новой о двух житьях с перилами, верхнее житье шатром, круглой, писано красками». Во внутреннее житье чардака вела «входная круглая лестница трубою». Во всех помещениях отмечено по нескольку больших слюдяных окон в деревянных решетчатых рамах. Перед передними и задними сенями «крыльца с лестницы и с рундуками, крыты тесом, палатками и шатром». В каждой жилой комнате стол, «печи трубные», несколько икон. Во дворе находилась воеводская баня, называемая мыльней, «которая топилась по-белому и даже ее печь была с изразцовой отделкой».

Социально-экономическое развитие сибирского края, наметившееся к концу XVIII века, вызвало рост городов, потребовав упорядочения, планировки и благоустройства. В 1809 и 1816 годах последовали указы о планировке и благоустройстве городов. Началась перепланировка крупных городов Сибири - Иркутска, Томска, Омска и др. В 1820 году по приказу генерала Капцевича была издана специальная книга: «Разные виды заборам, решеткам деревянным с воротами и без ворот, также каменным и деревянным домам с приложением примерной сметы и инструкции для руководства желающим строиться».

Несмотря на требование стандартизации в застройке городских зданий, большинство домов в сибирских городах почти не отличалось от сельских построек с их типичной планировкой «клетью» или «связью». Эти дома, сохранившиеся с конца XVIII - начала XIX веков сложены из крупных бревен и крыты деревянными крышами. Под кровлей, в карнизах, на наличниках, на воротах и на калитке помещены украшения - деревянная резьба. В дальнейшем конструкция жилых построек менялась: они обрастали со стороны дворов и садиков флигелями, галереями, балконами и лоджиями, создавая впечатление интимности. Уличный фасад, напротив, был строгим, линейно вытянутым и, как правило, лаконично декорированным.

В русском народном зодчестве Сибири сохранились архаичные формы «двойных» и «тройных» домов, исчезнувшие в европейской части России - Это объясняется суровым климатом. Кроме того, делали крытые дворы с внутренними террасами, площадками и переходами, связанными между собой, что обеспечивало хозяевам прохладу летом и укрытие от ветра и снега - зимой при выполнении хозяйственных работ. Влияние местной традиции деревянного зодчества нередко проявлялось в камне. [16]

Отдаленность Сибири способствовала сохранению в ее архитектуре многих архаизмов. Сибирская архитектура в XVIII веке имела традиции древнего шатрового зодчества. Наиболее ранний, готический стиль воплощен архитекторами в городе Красноярске, где были построены римско-католический костел Преображения Господня, а также литературный музей, деревянный двухэтажный особняк с резными балконами, открытыми верандами, шпилями и бельведерами, выполненными в дереве. Черты этой постройки намекают на южно-французский готический стиль. Эпоха Возрождения или Ренессанс основана на обращении к Античности. В этом стиле построен одноэтажный особняк с высоким восьмигранным куполом, в котором сейчас разместился музей им. В.И. Сурикова.

Черты русского барокко дожили до начала XIX века и характеризуются пышностью форм, сложностью конструкций, богатством декора и монументальностью. В Красноярске в этом стиле были построены Покровский кафедральный собор и Благовещенская церковь (на Стрелке).

Одно из первых зданий самобытной архитектуры псевдорусского стиля расположено в центре Красноярска, там находится Музей геологии Центральной Сибири.

Становление классицизма в сибирской архитектуре в основном наступает с начала XIX века. В духе классицизма с его строгими, гармоничными чертами в Красноярске построено несколько зданий: Дом общественного собрания (ул. Перенсона, 20) (после реставрации в нем будет расположен Дом французско-российских деловых и культурных связей); построенное в стиле западноевропейского классицизма здание фирмы «Братья Ревильон», что на пр. Мира; Кузнецовское подворье (ул. 9-го января, 26) и здание ремесленного училища, ныне краевое управление профтехобразованием (пр. Мира, 9). Поздняя разновидность классицизма, для которой характерны пропорции и строгие линии, - стиль ампир, представленный в этом городе зданиями Дома офицеров и двухэтажным особняком в начале пр. Мира. Этот стиль в ряде стран стал выражением идей государственной независимости. [17]

Распространение классицизма и его внедрение в рядовое строительство жилых помещений не только в каменной, но и в деревянной, наиболее массовой архитектуре Сибири, свидетельствует о близости этого стиля, полюбившегося простому народу, к национальному характеру русских людей. С середины XIX века в архитектуре Сибири, как и в центральных регионах страны, заметны поиски новых форм в плане эклектических сочетаний разных стилей. Русские переселенцы в Сибири создавали свою неповторимую культуру, но вместе с тем она имела общенациональное основание. В строительстве сибирских поселений нашли отражение черты древнерусского зодчества, которое при наличии большой монументальности характеризуется пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с масштабами человека, с его потребностями. Параллельно развивались формы деревянной и каменной архитектуры, причем явно преобладало деревянное строительство: основной строительный материал - дерево - использовался для строительства всех видов сооружений - жилых домов, городских укреплений, церквей. Народные мастера-зодчие умели композиционно разнообразить и пластически оживить строительную конструкцию. Дерево украшало избы, мельницы и колодцы искусной резьбой и росписью. Стремились сибиряки строить на радость: «...на небе солнце - в терему солнце; на небе месяц - в терему месяц; на небе звезды - в терему звезды; на небе заря - в терему заря и вся красота поднебесная» (стихи Кирши Данилова).

В сибирской деревне строились избы добротные, просторные, удобные и нарядные, с любовью и мастерством украшенные затейливой резьбой. Переселенцы использовали богатые и разнообразные традиции русского крестьянского зодчества, сложившегося веками. Вместе с тем в разных районах края имелись свои особенности, разной была украшающая дом резьба. Опытом многих поколений был найден наиболее удобный для каждого района тип крестьянского дома. Так, северная изба, наиболее распространенная в Сибири, высокая, окна могут быть небольшими, но их много, высоко от земли поднялись, тянутся к солнцу. Под бок к избе прижались сени, сараи, кладовые - все под одной крышей. Трудно придумать жилище, более удобное для сибирского климата с долгими студеными зимами. Наличники, крыльцо, скаты кровель сибирских изб украшает строгий, но изящный геометрический орнамент. Любимый мотив резьбы - солнечная розетка, древний символ жизни, счастья, благополучия.

Сибирские дома часто рубили из пихты или кедра, во многих просторных домах было три-четыре горницы. Иногда несколько домов соединялись переходами (сенями), чтобы удобно было жить большой семьи.

По исследованию А.А. Верника, в Хакасско-Минусинском крае XIX века быт здешних жителей заметно улучшился во всех отношениях: в селениях и деревнях дома устроены по плану. На улицах, в оградах домов и в самих домах - «везде соблюдается надлежащая чистота и опрятность, даже бани у многих устроены белые». Черных домов (без вывода труб) нигде нет. [45]

Очевидно, традиционная одежда русских людей XVI века сохранялась и у переселенцев в Сибирь и имела те особенности, которые характерны для местностей, из которых они прибыли. Наиболее общие черты одежды русских людей XVI века показаны в книге М. Забылина «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия

Описывая русских людей, иностранцы хватили русскую мощь и дородность. Мужчины носили зипуны, исподнюю одежду, которая так называлась как у крестьян, так и у царей. Это было узкое и короткое платье, достигавшее колен и редко - икор. У простых и небогатых людей зипуны делались из «крашенины», зимние - из сермяги, а у людей зажиточных - из легкой шелковой материи, например, тафты, часто белого цвета, с пуговицами. Иногда рукава зипуна пришивались из другой материи, например, зипун белого цвета, а рукава из серебряной «Объяри». Но часто зипуны были совсем без рукавов. К ним пришивались узкие и воротники, украшенные «обнизью». Кроме зипуна, в 16 веке была подобная комнатная одежда, называемая «сарафанец», начавшая выходить из употребления к XVII веку. Эту длинную одежду носили вместо зипуна. [45]

Верхняя мужская одежда называлась «кафтан» или «кафтанец» (более короткий кафтан) По произношению это татарское слово, видимо, одежду также переняли у татар. Но русские отличали свои кафтаны от татарских тем что застегивали их не на левую, а на правую сторону, рукава у кафтанов были очень длинные достигали до земли и собирались в складки или брыжжи так что ладонь можно было закрывать или оставлять открытой. Таким образом, концы рукавов заменяли перчатки или муфты. В нарядных кафтанах концы рукавов украшались «запястьями», то есть вышивкой. Разрез на кафтане был спереди, края и подол оторачивались тесьмой.

Вдоль по кафтану параллельно разрезу, по обоим сторонам делались нашивки из другой материи и другого цвета в виде кружочков или четырехугольников, на них пришивались завязки с кистями и шнурки, чтобы завязывать кафтан (позднее вместо завязок прикрепляли пуговицы). Маленькие и узкие воротники кафтанов позволяли видеть обнизь зипуна или рубашки. Богатые люди расшивали зипуны золотом и жемчугами.

Зимние кафтаны делались на мехах, обыкновенно легких, например, собольих или беличьих такие теплые кафтаны назывались кожухами. Говоря о костюмах того века иностранцы упоминали, что мужчины любят подпоясываться «под брюхо» отчего животы кажутся отвислыми.

Верхняя одежда, приспособленная для путешествий и верховой езды, разновидность кафтана, только с короткими рукавами, чуга подпоясывалась поясом, за который закладывался нож и ложки, а на грудь привязывалась «перевязь» с дорожной сумм.

Одежда, средняя между зипуном и кафтаном, называлась ферязь, с длинными рукавами, при этом летняя - из легкой материи, а зимняя теплая, на меху. На ферязях были нашивки, название «ферязь» - персидского происхождения. [48]

Кроме кафтана и ферязи к разряду мужской одежды относились армяк, опашень и шуба. Армяк делался с прорехами и вышитыми воротниками. Летняя верхняя одежда называлась «опашень». Осенью и весной в ненастную погоду надевали «однорядку), которая, как и опашень, была довольно просторной, длинной до пят и с длинными рукавами. Опашени и однорядки делались из сукна, а у богатых людей - из шелковой материи.

Епанча была двух родов: одна, дорожная, из медвежьей шерсти или грубого сукна, а другая, нарядная, - из богатой материи, подбитая мехом. Второго вида епанчу надевали, когда выезжали верхом и красовались перед народом. Она делалась без рукавов и без прорех для рук, накидывалась на плечи и застегивалась на шее пуговицами или скреплялась завязками.

Русские люди любили щеголять мехами, поэтому самым любимым нарядом простого человека была шуба. Качество меха было признаком довольства и зажиточности. «Случалось, что русские не только выходили в шубах на мороз, но сидели в них в комнатах, принимая гостей, чтобы выказать свое богатство».

У бедных людей были овчинные и заячьи шубы или тулупы, у людей среднего достатка - беличьи и куньи, у богатых - собольи и лисьи. Для особого щегольства делали шубы из горностая. Шубы обычно покрывались сукном, но часто и шелковыми тканями. Шубы разделялись на нарядные и санные. В первых ходили в церковь, в гости, появлялись дома напоказ, а во вторых выезжали в дорогу. Для русской одежды употреблялась разнообразная материя. Мужчины небогатого сословия носили одежду из зуфи, а в особо торжественные дни - одежду, крытую сукном и шелком, которая ценилась гораздо больше. Известно большое разнообразие шелковой материи того времени: киндяки, тафта, бархат, камки, алтабас, атлас и др.

Вкусы того времени требовали самых ярких, односложных цветов одежды, по понятиям того времени яркие цвета внушали уважение окружающих, в то время как черный цвет использовался как траурный. Как говорит профессор Костомаров, сами цари приказывали начальству являться перед народом в одежде яркого цвета, вероятно, потому, что простые люди по неумению носили некрашеную одежду, преимущественно серого цвета. Особенность русских мужских нарядов заключалась преимущественно в вышивках, запястьях, кружевах и пуговицах, которые по размеру были с куриное яйцо. [42]

Русская шапка в XVI веке имела несколько разновидностей. Зажиточные люди, следуя восточной традиции, носили маленькие шапочки, называемые «тафьями», они прикрывали только макушку головы. Их, расшитые шелками, золотом, носили в основном знатные особы вплоть до ХIХ столетия. Иван Грозный ходил в такой шапочке в церковь. Другой вид шапки - остроконечный - назывался «колпак». Богатые люди дела ли колпаки из белого атласа с украшенным околышком. Зимой такой колпак подбивался мехом. Эти колпаки делались с разрезами впереди и сзади до половины. Такой же формы шапки носили и бедные мужики, только делались они из сукна и войлока.

Третий вид шапки - четырехугольная низкая с меховым околышем - из лисы, соболя или бобра. Верхняя часть такой шапки чаще всего вишневого, красного, зеленого и даже черного цвета, который для шапок считался приличным. Этого рода шапки предназначались для богатых и знатных людей. Четвертый вид - так называемые «горлатные» шапки, принадлежавшие исключительно богатому сословию. Можно заключить, что хотя одежда и была одинаковой у всех сословий, но шапки составляли исключение, по ним можно было определить происхождение и достоинство \ человека. Вероятно, отсюда возникла пословица: «по Сеньке и шапка». Знатные люди считали приличным и достойным своего сана как можно больше кутать голову и часто в комнате за парадными столами сидели в своих тяжелых шапках.

Обычай кутать голову поддерживался тем, что русские, по восточному обычаю, плотно стриглись и даже брили голову. Только те, которые теряли своих близких или попадали в немилость властям, в знак печали отращивали волосы. Зато исключительно все носили бороды, и чем она была длиннее, тем осанка человека считалась величественнее. Каждый носил с собой гребешок и часто охорашивал свою бороду. Под влиянием церкви бороды долго сохранялись и почитались необходимой принадлежностью человека.

Элементом украшения русских людей были серьги или одна серьга, а также золотые или позолоченные цепи с крестом, которые передавались от родителей к сыновьям как знак благословения. Богатые люди на пальцах носили перстни с алмазами, яхонтами, изумрудами и, поскольку распознавать камни тогда еще не умели, то носили много разных перстней.

В богатых семьях имели носовые платки, которые шились из тафты с кружевной оторочкой, но их носили не в карманах, а в шапках, и когда сидели в гостях, то шапку с платком держали в руках. Впрочем, не считалось неприличием высморкаться двумя пальцами и за столом, после этого вытереть руки о скатерть. В простонародье платков не имели.

В довершение костюма знатные люди носили оружие, а простолюдинам, посадским и крестьянам носить оружие запрещалось.

По свидетельству очевидцев, женский костюм был во многом похож на мужской, но вместе с тем в нем были и особенности. Сами одежда имели те же названия, только к ним добавлялось слово «женский» (женская шуба, женский опашень и др.). Женская рубаха, исподница, была длинной, белого или красного цвета. Рукава рубахи расшивались и украшались по богатству семьи. Поверх рубахи надевался летник, длинная одежда с широкими и длинными рукавами. Подол женского платья обшился тесьмой и бахромой. Вдоль одежды по передней стороне делался вырез который застегивался по самое горло, так как приличие требовало закрывать грудь как можно плотнее.

Летники шили из легкой материи различных цветов - зеленых, желтых, лазоревых, но чаше всего - красных (червчатых). Небогатые женщины носили летники из дешевых тканей, но искусно украшали их цветной пряжей. К летникам, как и мужским зипунам, пристегивалось шейное ожерелье из тесьмы с вышивкой, тесно прилегающее к шее, так что иностранцы находили его сходство с ошейником.

К женской одежде относился опашень, длинная одежда с частыми пуговицами сверху донизу и длинными рукавами. Пониже плеча были проймы, сквозь которые проходили руки. Кругом шеи пристегивался широкий меховой, обыкновенно бобровый воротник, называемый «ожерельем», круглого вида, закрывавший грудь, шею и спину. [43]

Женские шубы отличались от мужских и представляли собой верхнюю накидную одежду. Меховые шубы делались их соболей, куниц, лис, горностаев, белок, в зависимости от состояния, и покрывались сукном или дорогой материей. Белый цвет на женских шубах существовал долго, до 17 века, реже использовали красный, желтый, зеленый цвета. Рукава женских шуб украшались по краям, вдоль разреза по обеим сторонам делались нашивки с вышивкой и кистями.

Другой вид женской одежды - «телогрея», узкая в плечах и расширяющаяся книзу. К длинным рукавам этой одежды пристегивалось запястье из другой материи, а подол украшался широкой «подпушкой».

Женщины любили украшать голову, а замужние - непременно должны были прикрывать волосы. «Волосник» играл большую роль в судьбе замужней женщины, ибо был символом брачной жизни и составлял необходимую принадлежность приданого. По понятиям того времени для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять напоказ свои волосы. В лексике русских сибиряков - старожилов сохранилось понятие «опростоволо


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.