Полномочия и структура Судебного департамента — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Полномочия и структура Судебного департамента

2021-04-19 137
Полномочия и структура Судебного департамента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Полномочия Судебного департамента установлены ст. 6 Закона "О Судебном департаменте".

Итак, судебный департамент:

) организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании судов, мировых судей, органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия;

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2004 N 143-ФЗ, от 09.11.2009 N 246-ФЗ)

) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;

) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;

) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

) обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;

) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей;

) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;

) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;

) организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства;

) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством;

) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;

) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;

) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;

) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

Кроме того, судебный департамент в пределах своей компетенции вправе:

) запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;

) контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;

) привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;

) вносить в Верховный Суд Российской Федерации и Правительство Российской Федерации предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

Структура Судебного департамента включает следующие подразделения: 3 главных управления, 4 управления, 2 отдела и аппарат Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Положения о подразделениях в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона "О Судебном департаменте" разрабатываются под руководством Генерального директора и представляются им на утверждение в Судебный департамент.

Важное полномочие - право по коллегии принять решение об образовании иных подразделений, но тем самым сводится на нет необходимость фиксирования перечисления поименованных подразделений в Законе "О Судебном департаменте". С учетом порядка формирования коллегии в соответствии со ст. 11 Закона фактически новые подразделения могут быть образованы руководством Судебного департамента самостоятельно. Вместе с тем поименованные в ч. 1 подразделения можно реорганизовать либо ликвидировать только путем внесения изменений в Закон.

Положения о подразделениях разрабатываются Генеральным директором и утверждаются коллегией Судебного департамента (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона). Приказом от 28 июня 2002 г. N 75 утверждены Положения о структурных подразделениях Судебного департамента: о Главном финансово-экономическом управлении (ГФЭУ); о Контрольно-ревизионном управлении (КРУ); об Управлении делами (УД); об Управлении капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений (УКС). Ссылка на решение коллегии в Приказе не содержится.

Так, в структуру ГФЭУ входят следующие подразделения: финансовый отдел; отдел бюджетного прогнозирования; отдел ресурсного обеспечения деятельности судов и системы Судебного департамента; отдел финансового и материально-технического обеспечения деятельности военных судов; отдел анализа исполнения федерального бюджета, методологии и планирования; главная бухгалтерия, в состав которой входят: отдел бухгалтерского учета и отчетности аппарата Судебного департамента; отдел бухгалтерского учета и отчетности судебной системы.

Руководство Главным управлением осуществляет заместитель Генерального директора - начальник Главного управления (по должности член коллегии Судебного департамента). При осуществлении возложенных задач и функций Главное управление взаимодействует и координирует свою деятельность с Верховным Судом РФ, органами судейского сообщества, судами общей юрисдикции, военными судами, мировыми судьями; Минфином России, Государственной Думой Федерального Собрания РФ, Министерством обороны Российской Федерации, другими министерствами, ведомствами и государственными органами по вопросам финансового обеспечения деятельности судов и системы Судебного департамента; главными управлениями, управлениями и самостоятельными отделами аппарата Судебного департамента, его управлениями (отделами) в субъектах РФ.

КРУ имеет в составе: отдел ревизий системы Судебного департамента; отдел ревизий судов; организационно-методический отдел; контрольно-инспекторский отдел. Деятельность управления подконтрольна и подотчетна Генеральному директору Судебного департамента. Начальник управления непосредственно подчиняется Генеральному директору Судебного департамента, назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента, является прямым начальником работников управления.

В число иных подразделений входят: управление по обеспечению деятельности органов судейского сообщества, управление социальной защиты судей и государственных служащих, отдел по связям со средствами массовой информации; юридический отдел; административно-хозяйственный отдел; служба эксплуатации зданий.

 


Глава 3. Полномочия, структура и организация деятельности управлений (отделов) судебного департамента в субъектах РФ

 

3.1 Правовой статус управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации

судебный департамент власть

В субъектах РФ образуется управление либо отдел Судебного департамента, являющиеся территориальными органами Судебного департамента.

Управление (отдел) напрямую подчиняется Генеральному директору и подотчетно, т.е. представляет отчеты о свой работе соответствующему совету судей субъекта РФ. Закон не предусматривает необходимость утверждения, одобрения либо принятия к сведению такого отчета и правовых последствий тех или иных решений совета судей по представленным отчетам. Однако следует учитывать положения ч. 1 ст. 15 Закона о судебном департаменте о согласовании назначения и освобождения начальника управления (отдела) советом судей.

Типовое положение об управлении (отделе) Судебного департамента в субъекте РФ утверждено Приказом Судебного департамента от 19 марта 2003 г. N 21. Управление (отдел) в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", другими федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, распоряжениями Председателя Верховного Суда РФ, решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий, приказами и распоряжениями Судебного департамента, а также Положением об управлении (отделе) Судебного департамента в субъекте РФ.

В число обслуживаемых лиц управления (отдела) Судебного департамента входят районные суды, органы судейского сообщества субъекта РФ (организационное обеспечение деятельности), а также мировые судьи (финансирование).

Полномочия в основном схожи с полномочиями, оговоренными в ст. 6 Закона о судебном департаменте: вопросы подбора кандидатов на должности судей; делопроизводство и статистика; финансирование и финансовый контроль, материально-техническое обеспечение судов (строительство, ремонт, автотранспортное обслуживание и т.д.); информационно-правовое обеспечение; прохождение государственной гражданской службы работниками аппарата (аттестация, награждение); материальное и социально-медицинское обеспечение судей районных судов, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов; обеспечение независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей.

Управление (отдел) призвано способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия, входит в систему Судебного департамента, подчиняется Генеральному директору Судебного департамента и подотчетно совету судей субъекта РФ.

Управление (отдел) является юридическим лицом, имеет гербовую печать, счета в банках и лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства Минфина России в субъектах РФ.

Положение об управлении (отделе) и структура управления (отдела) утверждаются Генеральным директором Судебного департамента. Отделы в составе управления действуют на основании соответствующих положений об их деятельности. Деятельность работников управления (отдела) регулируется должностными инструкциями. Положения об отделах и должностные инструкции утверждаются начальником управления.

Задачи управления (отдела): организационное обеспечение деятельности районных судов и органов судейского сообщества; осуществление в установленном порядке кадровой работы с кандидатами на должность судьи, а также работниками аппаратов районных судов и управления (отдела); финансовое обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов (за исключением вопросов, отнесенных к ведению органов Вооруженных Сил РФ), органов судейского сообщества и мировых судей; осуществление контроля за расходованием средств федерального бюджета районными судами, гарнизонными военными судами, органами судейского сообщества и мировыми судьями; организация строительства и эксплуатации зданий и помещений районных судов; обеспечение гарнизонных военных судов зданиями, сооружениями, помещениями, их обслуживание и эксплуатация в соответствии с законодательством РФ; материально-техническое обеспечение районных судов, гарнизонных военных судов (за исключением материально-технического обеспечения, относящегося к ведению органов Вооруженных Сил РФ) и органов судейского сообщества; социальное обеспечение судей районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей, работников аппаратов районных судов, гарнизонных военных судов (за исключением вопросов, отнесенных к ведению органов Вооруженных Сил РФ) и управления (отдела).

В функции управлений (отделов) в субъектах РФ входит 38 направлений работы.

Управление (отдел) в пределах своей компетенции взаимодействует с законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами судейского сообщества, верховными судами республик, краевыми и областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов, окружными (флотскими) военными судами, а также с главными управлениями, управлениями и самостоятельными отделами Судебного департамента, его учреждениями и другими управлениями (отделами) в субъектах РФ, имеет право по согласованию с Судебным департаментом осуществлять международное сотрудничество.

Управление (отдел) возглавляет начальник, который направляет и координирует работу управления (отдела), а также обеспечивает своевременное и качественное выполнение задач и функций, возложенных на управление (отдел).

Обратимся к судебной практике.

К. обратился в Архангельский областной суд с заявлением о признании п. 1 ст. 5 областного Закона "О мировых судьях в Архангельской области" (далее - областной Закон) в части внесения начальником управления Судебного департамента в Архангельской области в областное Собрание депутатов представлений на назначение мировых судей, согласованных с председателем областного суда, противоречащим ст. 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", ст. ст. 20, 31 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", другим федеральным законам, ссылаясь на нарушение его права быть назначенным на должность мирового судьи в соответствии с Федеральным законом. Решением суда от 26 сентября 2001 г. в удовлетворении жалобы К. отказано.

Из текста оспариваемой К. нормы следует, что мировые судьи назначаются на должность областным Собранием депутатов по представлению начальника управления Судебного департамента в Архангельской области, согласованному в том числе с председателем областного суда. Подобная редакция позволяет толковать закон буквально так, что без указанного представления мировой судья на должность не назначается. Установление законодателем субъекта РФ назначения мирового судьи в зависимости от усмотрения должностного лица органа, не наделенного такими полномочиями, прямо противоречит приведенным выше нормам федерального законодательства.

Мнение суда о том, что действие начальника управления Судебного департамента в виде представления кандидата на должность мирового судьи не содержит никаких властных полномочий и является только одним из элементов процедуры назначения на должность мирового судьи, что такое положение согласуется с п. 2 ст. 5 оспариваемого Закона, из которого следует, что после получения представления начальника управления Судебного департамента в Архангельской области областное Собрание депутатов на очередной сессии принимает решение о назначении представленной кандидатуры на должность мирового судьи либо отклоняет представленную кандидатуру, ничем не обосновано. Таким образом, по ошибочному мнению суда, Закон допускает возможность участия Судебного департамента как федерального органа и его управлений в субъектах РФ в процедуре назначения на должность мирового судьи на стадии отбора кандидатов в таковые. Такой вывод суда прямо противоречит положениям названного Федерального закона, в соответствии со ст. ст. 1, 6 и 14 которого Судебный департамент, его управления (отделы) осуществляют лишь финансирование мировых судей.

Учитывая неправильное применение судом норм материального права и отсутствие в связи с этим необходимости установления новых юридически значимых обстоятельств и их доказывания, Судебная коллегия находит возможным, отменив решение суда, постановить новое решение об удовлетворении жалобы заявителя.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила: решение Архангельского областного суда от 26 сентября 2001 г. отменить, вынести новое решение, которым заявление К. удовлетворить. Признать п. 1 ст. 5 областного Закона от 26 октября 1999 г. N 161-25-ОЗ "О мировых судьях в Архангельской области" в части слов "по представлению начальника управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Архангельской области, согласованному с председателем областного суда" недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения в законную силу.

 


Заключение

 

На основании проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Итак, судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Образование, формирование и деятельность Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его структур в субъектах Федерации как исполнительных органов судебной власти РФ регулируются Законом РФ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".

Структура Судебного департамента установлена ст. 7 Закона "О Судебном департаменте".

Проведенное исследование показало, что судебный департамент возглавляет Генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора Судебного департамента.

Судебный департамент состоит из ряда подразделений, в т.ч.:

главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов;

главного управления обеспечения деятельности военных судов;

главного финансово-экономического управления;

управления государственной службы и кадрового обеспечения;

управления капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;

отдел учебных и образовательных учреждений;

отдел международно-правового сотрудничества;

аппарата Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента. Члены коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда РФ. На основании решений коллегии Генеральный директор Судебного департамента издает приказы и распоряжения.

По представлению Генерального директора Судебного департамента коллегия Судебного департамента может принять решение об образовании в Судебном департаменте иных подразделений.

Работники аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания. Работникам главного управления обеспечения деятельности военных судов могут также присваиваться воинские звания.

В субъектах РФ действуют управления и отделы Судебного департамента, являющиеся его органами. Они подчиняются Генеральному директору Судебного департамента и подотчетны совету судей соответствующего субъекта РФ. Управление (отдел) Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта РФ, а также финансирование мировых судей. Управление (отдел) Судебного департамента возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа и советом судей субъекта РФ.

Проведенное исследование показало, что в настоящее время деятельность Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации является востребованной, способствует укреплению демократического потенциала судов и завершению становления судебной власти.

Выявляет основные проблемы, недостатки, касающиеся вопросов обеспечения судов, и стремится к их постепенному устранению.

Однако, с нашей точки зрения, в настоящее время необходимо решать задачи по укреплению кадрового потенциала Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных органов, повышению профессионального уровня судей и сотрудников аппаратов судов, формированию правовой культуры и правосознания участников судебных процессов, внедрению в сферу судебной деятельности современных информационных технологий. В определенной мере нужно совершенствовать российское федеральное и региональное законодательство, устанавливающее организацию судебной власти и судебной системы в стране, а также порядок судопроизводства.

Необходимо на законодательном уровне установить основные стандарты ресурсного обеспечения деятельности судов, которые в настоящее время в ряде случаев определяются исполнительной властью и соответствующими должностными лицами.

Полагаем, что реализация данных мер в совокупности будет способствовать четкой работе судов общей юрисдикции.

 


Библиографический список

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.