Тема « Вторичные жанры письменной научной речи. Цитаты. Ссылки» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема « Вторичные жанры письменной научной речи. Цитаты. Ссылки»

2021-04-19 164
Тема « Вторичные жанры письменной научной речи. Цитаты. Ссылки» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание 1. Передайте слова автора в форме прямой и косвенной речи, инфинитивных и вводных конструкций. Следите за правильным оформлением цитаты.

А. Толстой утверждал / Труд будит в человеке творческие силы.

1) __________________________________________________________________________.

2) __________________________________________________________________________.

3) __________________________________________________________________________.

4) __________________________________________________________________________.

5) __________________________________________________________________________.

Задание 2. Оформите библиографическое описание следующих источников в соответствии с правилами (задание выполните на отдельном листе).

1.Книга Н.И.Формановской «Речевой этикет и культура общения», изданная в 1989 году в московском издательстве «Русский язык», объемом 235 стр.

2. Статья И.С. Улуханова «О новых заимствованиях в русском языке», опубликованная в первом номере журнала «Русский язык в школе» в 1994 году на стр. 70-75.

3. Словарь перестройки, изданный в 1992 году в московском издательстве «Златоуст», объемом 256 страниц, под общей ред. В.И. Максимова

4. Тезисы доклада Г.Г. Тимофеевой «Функционирование новых англо-американских заимствований в русском языке 80-х годов», опубликованные в сборнике межвузовской конференции «Проблемы функционального описания языковых единиц» в Свердловске в 1990 году на стр. 116-117

5. Статья В.И. Аннушкина «От плодов уст своих», опубликованная в «Литературной газете» 12 сентября 2007 г.

6. В.М. Алпатов. Об антропоцентричном и системоцентричном подходах к языку. Статья в

«Вопросах языкознания», № 3, 1993, стр. 15-26.

7. Ю.Д. Апресян. «Избранные труды в 2-х томах». (Изд-е 2-е.). Т. 1, 1995, М., Восточная литература. 472 с.

8. А.В. Бондарко и Л. Л. Буланин. Русский глагол. (Под ред. Маслова Ю.С.). Л.: Просвещение, 1967. 192 стр.

9.Ю.Е. Прохоров. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук на тему «Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в преподавании русского языка как иностранного». М.: 1996, 446 стр.

10. Э. Рубин. Несуществование внимания. В кн.: «Хрестоматия по вниманию». (ред. А.Н. Леонтьев). М., Изд-во Моск. Ун-та, 1976, стр. 144-145.

Задание 3. Прочитайте текст и реферат. Рассмотрите схему реферата и речевые клише, при помощи которых передается содержание текста-первоисточника. Соотнесите реферат со статьёй: укажите абзацы, в которых содержится информация по каждому пункту реферата. Дополните реферат в отведенных для этого местах необходимой информацией из основного текста.

Гололед не страшен

Каждый водитель знает, как опасна скользкая дорога. Поэтому большинство владельцев автомашин пересаживается зимой на городской транспорт. Ледяная корка на шоссе становится причиной свыше 40 % всех дорожно-транспортных происшествий. И все дело в том, что сцепление автомобильных шин с дорогой падает в холодное время года сразу в несколько раз.

Ледяная пленка на дорожном покрытии образуется адгезии – прилипания к нему замерзающей воды. Этот процесс зависит от степени шероховатости асфальта, сил взаимодействия молекул жидкости и твердого тела, температуры окружающей воды…

В нашей стране и за рубежом разработаны способы с помощью которых разрушается лед на дорогах. Их покрывают специальными водоотталкивающими пленками, поливают противогололедными составами, наконец, просто посыпают солепесчаной смесью. Все эти методы требуют больших трудовых затрат, специальных материалов, и потому обходятся недешево.

Ученые Московского автодорожного института предложили принципиально новый способ борьбы со льдом. Он заключается в том, что в ходе строительства дороги в асфальтобетонную смесь добавляется недорогой водорастворимый шлак из отходов алюминиевого производства.

При движении автотранспорта по шоссе с таким покрытием и в ходе его естественного износа пленка битума, обволакивающая мелкие шлаковые зерна, разрушается колесами, и при попадании на асфальт воды образуется раствор солевой с более низкой температурой замерзания. Благодаря этому гололед появляется лишь в сильный мороз.

Но и в этом случае такая дорога менее опасна, потому что сцепление возникшей ледяной корки с покрытием оказывается ослабленным, и она разрушается первыми проехавшими автомобилями.

Введение водорастворимого шлака несколько ухудшает физико-механические свойства асфальтобетонного покрытия. Однако, как показали испытания, при точном соблюдении рецептуры прочность наружного слоя дороги вполне удовлетворяет требованиям государственного стандарта и повышает эффективность уборки снега и льда.

Реферат

В статье рассматривается современное состояние и перспективы развития автодорог.

Автор обращает внимание на важность проблемы в плане безопасности движения.

Далее автор анализирует процессы, влияющие на качество дорожного покрытия.

В статье исследуются методы борьбы с ледовым покрытием.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вместе с тем автор отмечает тот факт, что они недостаточно эффективны.

Автор останавливается на принципиально новом методе и приводит убедительные доказательства его преимущества.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выделяются именно те характеристики, которые, по мнению автора, выгодно отличают новый метод от имеющихся.

Наконец автор приходит к выводу, что приоритет нового метода очевиден.

Каков порядок изложения мыслей в реферате? ______________________________________

__________________________________________________________________________________

 Задание, выполняемое дома: написать аннотацию на любое научное произведение, с которым вы сейчас работаете.

Модель аннотации:

Аннотация

Книга (статья, монография) посвящена … (тема или проблема статьи); В работе описаны…; рассмотрен вопрос о… (подтемы статьи); автор приходит к выводу, что… Книга рассчитана на…, предназначена для… (характеристика адресата).

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

 

Методическая справка:

Тема текста – то, о чем в нем говорится (о событиях, об интересных людях, о научных открытиях и т.д.). Это предмет изображения, круг событий, явлений, лежащий в основе текста. Многие заголовки отражают тему текста.

В тексте, кроме главной, есть еще и другие важные темы, подтемы. Тема получает развитие в одном, чаще в нескольких абзацах.

Если найти их и перечислить, то получится план текста

Проблема текста – важнейший для автора вопрос (круг вопросов), связанный с темой текста.

Основная (главная мысль) отражает отношение автора к предмету речи, это вывод, к которому автор стремиться привести читателя. Основная мысль раскрывает цель текста, его назначение, смысл. Она может содержаться в заглавии, в одном из предложений, но в большинстве случаев ее нужно искать и формулировать самостоятельно.

 

Практическое занятие № 6

Тема «Публицистический стиль (общая характеристика). Стилистические тропы и фигуры)»

Задание 1. Продолжите названия жанров публицистического стиля:

Информационные жанры: сообщение, заметка, репортаж, _______________________________

________________________________________________________________________________

  Аналитические жанры: статья, рецензия, комментарий, _________________________________

________________________________________________________________________________

Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, эссе, ________________________

________________________________________________________________________________

Задание 2. Основной стилистический принцип публицистическогостиля – э то

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Социальная оценочность - это

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 4. Средства экспрессивности публицистического стиля (проиллюстрируйте примерами) –

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 5. Определите, какую роль играют в тексте выделенные слова и словосочетания (стилистическая окраска, какие стилевые черты помогают выразить).

Вот эти___________________________________ разговоры о «черных списках____________________________________ банков» – какие-то детские игры_________________________________________, ей-богу________________________. Ведь сообразили же_________________________________ руководители Центробанка наконец, что необходимо снизить «норму резервирования» частных банков, обеспечить их умелое слияние_____________________________________, увеличить капитализацию__________________________, приняли-таки решение о страховании вкладов – нашли решение_________________________ хоть каких-то вопросов. И вроде потихоньку ______________________________ началась некая стабилизация__________________________, сбивающая волну финансового кризиса_______________________________. А о чем же раньше-то ______________________________думали господа __________________________________Козлов, Игнатьев и другие финансисты? (Львов Д. Детские игры больной экономики// Литературная газета. –2004.-21-29 июля)

Задания из ксерокопий.

Практическое занятие № 7

Тема «Художественный стиль (общая характеристика). Стилистические тропы и фигуры)»

Задание 1. Известные лингвисты Л.Ю. Максимов, Д.Н. Шмелев и В Д. Бондалетов считают, что выделение одного из функциональных книжных стилей неправомерно. Какой это функциональный стиль и почему можно говорить о неправомерности его выделения?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основания для его выделения (контраргументы)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Художественно-образная речевая конкретизация – это

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Средства достижения образно-речевой конкретизации

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 3. Дайте определение языковым явлениям, характерным преимущественно для художественного стиля. Приведите примеры.

Тропы –  

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Фигуры -

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Метафора –  

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите пример: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпитет –  

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите пример: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гипербола –  

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Приведите пример:  

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Олицетворение –  

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите пример:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 4. Докажите, что приведенные ниже тексты относятся к художественному стилю.

План анализа текстов

1. Определите тему и эмоциональную тональность текста.

2. Установите, имеются ли в тексте характерные для художественной речи стилевые черты: наличие художествественно-образной конкретизации (особой образности и эмоциональности, свежести и оригинальности выражения, использование нелитературных средств, особая роль подтекста, антропоморфизм).

3. Установите, какие средства выразительности разных уровней использованы автором (фонетические, морфологические, лексические, синтаксические). Определите, в какие стилистические приёмы они объединяются автором.

Тексты для анализа

1. Каждый день приходили отовсюду вести о бедах – о грозах и пожарах. И все возрастал в Суходоле древний страх огня. Чуть только начинало меркнуть песчано-желтое море зреющих хлебов под заходящей из-за усадьбы тучей, чуть только взвивался первый вихрь по выгону и тяжело прокатывался отдаленный гром, кидались бабы выносить на порог темные дощечки икон, готовить горшки молока, которым, как известно, скорей всего усмиряется огонь. А в усадьбе летели в крапиву ножницы, вынималось страшное заветное полотенце, завешивались окна, зажигались дрожащими руками восковые свечки…

2. А. Ахматова

Нам свежесть слов и чувства простоту

Терять не толь, что живописцу – зренье,

Или актеру – голос и движенье,

А женщине прекрасной – красоту?

Но не пытайся для себя хранить

Тебе дарованное небесами:

Осуждены – и это знаем сами –

Мы расточать, а не копить.

Иди один и исцеляй слепых,

чтобы узнать в тяжелый час сомненья

учеников злорадное глумленье

и равнодушие толпы.

Практическое занятие № 8


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.