Возрастные особенности юношей 14-16 лет — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Возрастные особенности юношей 14-16 лет

2021-04-19 77
Возрастные особенности юношей 14-16 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Школьный возраст, начинаясь с 6-7 лет, продолжается (при 10-11-летнем обучении и с переходом к 12- летнему обучению) до 17-19 лет. Итак, старший школьный возраст 14-16 лет. В связи с существенными на этом этапе онтогенеза перестройками организма, связанными с половым созреванием, особо выделяют так называемый переходный период или пубертат:

пубертатный период (10-12 лет);

собственно пубертатный период;

постпубертатный период.

В этом периоде у детей происходит значительные перемены в длине, массе, составе и пропорциях тела, в функционировании различных органов и систем. В костной ткани продолжается процесс окостенения, который в основном завершается в юношеском возрасте. К 13 годам завершается окостенение пястных и запястных отделов рук, после фаланг пальцев ног. Незавершенный процесс окостенения позвоночника может привести у подростков к различным его повреждениям при больших нагрузках. Можно наблюдать "пубертатный скачок роста" - резкое увеличение длины тела, в основном за счет быстрого роста трубчатых костей. При этом у подростка неправильно вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2000; Лях В.И., 1998).

Максимальный прирост грудной клетки отмечается в 12-13 лет. Половые различия в форме грудной клетки определяются примерно с 15 лет. Окружность грудной клетки с 8 до 10 лет увеличивается на 1-2 см. в год, с 11 лет и до периода полового созревания - на 2-5 см. в год. Регулярные занятия спортом, физическими упражнениями отодвигают момент наступления инволюционных изменений, однако, размеры и подвижность грудной клетки в разных видах спорта изменяется неодинаково (Страдина М.С., 2005).

Временно нарушаются привычные пропорции тела и координация движений. Появляется избыточность или дефицит массы тела. В юношеском возрасте увеличиваются поперечные размеры тела, устанавливаются индивидуальные его особенности, достигаются гармоничные пропорции. Масса тела до 13 лет изменяется медленно (Данилова Н.Н., 1999).

В возрасте 8-18 лет значительно изменяется длина и толщина мышечных волокон. Происходит созревание быстрых утомляемых гликолитических мышечных волокон. В среднем школьном возрасте завершается формирование у подростка присущего ему морфотипа: эктоморф (астеник), эндоморф (гиперстеник) и промежуточный (мезоморф).

Постепенное и поэтапное упрочнение костей, связочного аппарата и мышечной массы у подростка делает необходимым постоянно следить за формированием правильной осанки, т. е. развитием мышечного корсета. Неправильное соотношение тонуса симметричных мышц приводит к асимметрии плеч и лопаток, сутулости и прочим функциональным нарушениям осанки. Созревание опорно-двигательного аппарата центральных регуляторных механизмов обеспечивает развитие качественных важнейших характеристик двигательной деятельности. Как уже упоминалось, на школьный возраст приходятся сенситивные периоды развития силы, быстроты, ловкости, выносливости. С 10-15 лет резко улучшаются различные показатели быстроты (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2000; Лях В.И., 1998).

Нервной системе принадлежит ведущая роль в интеграционных и адаптационных процессах, происходящих в организме в ходе индивидуального развития. Поэтому динамика морфофункциональных изменений в этой системе сказывается на функциях всех систем организма и его жизнедеятельности в целом. Развитию ЦНС в значительной степени способствуют гормоны щитовидной железы. Эндокринные железы посредством выделяемых ими в кровь гормонов участвуют в координации всех физиологических функций. Паращитовидные железы в возрасте 11- 13 лет в железах появляются жировые клетки, в дальнейшем доля железистой ткани в них уменьшается, разрастается жировая и соединительная ткань (Страдина М.С., 2005).

В ЦНС подростка увеличивается скорость протекания нервных процессов и повышается подвижность нервных процессов, скорость смены процессов возбуждения и торможения. Это способствует повышению скорости переработки информации в коре больших полушарий. К 12 летнему возрасту заметно укорачивается время простой двигательной реакции (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2005; Лях В.И., 1998).

Координационные способности можно подразделить на такие способности как:

Способность к дифференцированию различных параметров движений (временные, пространственные);

Способность к ориентированию в пространстве;

Способность к равновесию;

Способность к перестраиванию движений;

Способность к соединению и комбинированию движений;

Приспосабливаемость к изменяемой ситуации и необычной постановке задачи;

Способность выполнять задание в ритме;

Способность к управлению временем двигательной реакции;

Способность, предвосхищать движения, улавливая их выполнение и ход изменения ситуации в целом;

Способность к рациональному расслаблению мышц (Курамшин Ю.Ф., 2003).

Достижения во всех видах спорта в значительной мере обусловлены высокими координационными способностями, развитие которых к окончанию среднего школьного возраста достигает, а иногда и превосходит уровень взрослого человека.

Для становления координационных способностей очень важен период с 10 до 12 лет, когда еще можно исправить недостатки, допущенные при развитии координационных способностей в младшем школьном возрасте. Позже это сделать непросто.

С 12 лет развитие координационных способностей протекает дифференцированно и противоречиво. У мальчиков некоторые показатели координационных способностей продолжают заметно улучшаться, особенно с 13 до 14 лет. Это связано с параллельным ростом силовых и скоростно-силовых способностей. Вместе с тем, отдельные показатели координационных способностей (прежде всего, спортивно-игровых двигательных действий) у мальчиков с 12 до 14 лет сохраняются на уровне 12-летних или временно ухудшаются. Это связанно, в первую очередь, с такими причинами, как влияние гормонов желез внутренней секреции на деятельность ЦНС; происходящая в этот период перестройка двигательного аппарата; несоответствие между возросшей массой, усиленным ростом и силой мышц. Ухудшение точности и меткости движений, угловатость, неловкость могут быть вызваны значительным снижением двигательной активности в подростковом возрасте по сравнению с младшей возрастной ступенью. Такие нежелательные явления обнаруживаются главным образом у подростков, не занимающихся спортом и ограничивающихся только уроками физической культуры. У детей, которые занимаются в спортивных секциях или систематически развивающих координационные способности, подобного, как правило, не происходит (Солодков А.С., 2001).

В целом, несмотря на имеющиеся противоречия и сложности развития координационных способностей во второй половине среднего школьного возраста, подростковый период является, по-видимому, вторым по значимости для формирования координационных способностей после младшего школьного возраста. Поэтому задача учителя и тренера заключается в продолжение целенаправленной работы по развитию координационных способностей, начатой в начальной школе (Солодков А.С, Сологуб Е.Б., 2000). бросок кольцо равновесие баскетболист

Резюме: Таким образом, анализ научно-методической литературы позволяет сделать вывод о том, что в методике совершенствования бросков в прыжке много внимания уделяется развитию таких координационных способностей как чувство ритма, однако, нами замечено, что влияние уровня развития такой координационной способности как способность к сохранению динамического равновесия на эффективность бросков в прыжке изучено недостаточно.

Гипотеза: Предполагается, что результативность бросков в прыжке повысится, если в учебно-тренировочный процесс баскетболистов 14-16 лет будет включен комплекс средств, основанный на развитии способности к сохранению равновесия во время броска в прыжке.


 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.