Анализ и оценка рентабельности коммерческого банка — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Анализ и оценка рентабельности коммерческого банка

2021-04-19 126
Анализ и оценка рентабельности коммерческого банка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

"Рентабельность банковского бизнеса: оценка и управление"

 

 

Санкт-Петербург 2008 г.


Введение

 

Рентабельность является важнейшим показателем деятельности любого хозяйствующего субъекта.

На всем протяжении этапа рыночной трансформации финансово-кредитной системы России высокий уровень данного показателя деятельности коммерческих банков обеспечивался в первую очередь благоприятной для них ситуацией на финансовых рынках.

Доступность льготных кредитов Центрального банка, стабильное падение курса рубля на межбанковской валютной бирже, повышенная доходность государственных краткосрочных ценных бумаг гарантировали банкам уникально высокий уровень рентабельности.

Относительная стабилизация общей экономической ситуации в период 1996–1997 гг. отразилась прежде всего на состоянии финансовых рынков, резко снизив их потенциальную доходность. Одновременно увеличивалась и степень конкурентоспособности этих рынков, ужесточались требования к их участникам. В этих условиях банковские учреждения вынуждены были обратить внимание на ранее игнорируемые резервы повышения рентабельности собственной деятельности. Одним из них является рентабельность коммерческих отделов банка, т.е. основной категории его структурных подразделений отвечающих за производство и сбыт услуг банковским клиентам.

Определенный опыт использования финансовых методов управления рентабельностью на внутрихозяйственном уровне был накоплен в нашей стране в период плановой экономики. В середине 80-х годов, в связи с переходом большинства предприятий на режим самофинансирования, они получили широкое распространение в строительстве, промышленности и на транспорте. Однако их внедрение практически не затронуло банковскую систему, продолжавшую действовать в условиях жесткой централизации управления, опирающегося исключительно на административные методы. Показательно, что подобная ситуация сохранилась и в коммерческих банках, большинство из которых создавалось как изначально негосударственные структуры.

На данный момент коммерческий банк способен предложить клиенту несколько сотен видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранить клиентов и оставаться рентабельным даже при весьма неблагоприятной рыночной конъюнктуре. Но далеко не все банковские операции повседневно используется в практике коммерческого банковского учреждения.

Главная задача в процессе организации деятельности банка и его структурных подразделений состоит в том, чтобы реализовать, по крайней мере, три наиболее существенные цели – добиться высокой рентабельности, достаточной ликвидности и безопасности банка.

Целью данной работы является анализ рентабельности коммерческого банка и управление рентабельностью банковского бизнеса на примере ЗАО «ЮниКредит Банк».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

– дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение и охарактеризовать основные области его применения;

– рассмотреть систему показателей рентабельности коммерческого банка;

– провести анализ рентабельности банковского бизнеса на примере ЗАО «ЮниКредит Банк».

 

 


Рентабельность банка

 

Рентабельность является весьма важным показателем общей работы банка.

Весь анализ рентабельности банковской деятельности построен на тесной взаимосвязи показателей прибыльности и доходности активов, достаточности капитала, доли прибыли в доходах. Иными словами, банки с равными возможностями могут достичь разных результатов, и, наоборот, одинаковой рентабельности могут добиться банки с существенными различиями в доходности активов и достаточности капитала.

Рентабельность (доходность) коммерческого банка – один из основных стоимостных показателей эффективной банковской деятельности.

Существует межуровневое разделение управления рентабельностью коммерческого банка, которое включает в себя:

1) управление рентабельностью коммерческого банка в целом;

2) управление рентабельностью отдельных направлений деятельности банка;

3) управление рентабельностью банковского продукта.

Управление рентабельностью отдельных направлений деятельности банка основывается на выделении центров ответственности – функциональных подразделений банка, ответственных за определенные направления деятельности банка, то есть за группу однородных банковских продуктов, и финансовый результат, полученный по ним.

Примерами подобных центров ответственности являются: управление ссудных операций, управление ценных бумаг, управление дилинговых операций, управление валютных операций, операционное управление, управление депозитных операций.

Оценка финансового результата работы подразделений, ответственных за отдельные направления деятельности, включает несколько этапов.

Первый этап является основным и предполагает определение бюджета подразделения, то есть сметы затрат на соответствующий период и величины доходов, полученных в этот период от создания и реализации продуктов, за которое ответственно данное подразделение.

На втором этапе производится выявление центров прибыльности и центров затрат путем сопоставления расходов и доходов подразделений.

На третьем этапе осуществляется определение размера дохода, передаваемого подразделением, ответственным за данное направление деятельности банка, другим функциональным подразделениям в связи с использованием привлеченных ими ресурсов.

Наконец, на четвертом этапе оценки эффективности каждого направления деятельности банка определяется чистый финансовый результат центров прибыльности.

К управлению прибылью коммерческого банка на микроуровне относится управление рентабельностью конкретных банковских продуктов. Прибыль от реализации любого банковского продукта определяется на основе его рыночной цены и себестоимости. Специфика расчета эффекта от создания и реализации банком отдельных видов продуктов определяется их характером, структурой затрат на создание банковских продуктов и формой цены.

По этим признакам банковские продукты целесообразно разделить на две группы:

ü к первой группе следует отнести продукты, приносящие банку процентный или приравненный к нему доход, создание которых связано с вложением в активные операции банковских ресурсов. Это могут быть, например, ссудные операции, операции с ценными бумагами;

ü ко второй будут относиться продукты, приносящие банку комиссионный доход и не связанные с использованием ресурсов, например расчетные услуги, предоставление гарантий, кассовые услуги.


Анализ доходов банка

 

Для проведения анализа доходов прежде всего необходима их группировка и применительно к ней разработка общих методологических подходов к анализу основных факторов формирования доходов и их главных составляющих.

Задачи анализа доходов банка заключаются в оценке их объективности и структуры, динамики доходных составляющих, уровня доходов на единицу активов, в определении степени влияния факторов на общую величину доходов и в анализе доходов, полученных от отдельных видов операций.

Основной источник доходов у банков – это проценты от кредитных, валютных операций, от оказания услуг и работы на рынке ценных бумаг. Структура доходов банка определяется спецификой его деятельности.

При проведении анализа доходы могут быть сгруппированы по:

– видам банковской деятельности;

– направлениям получения дохода.

Первая группировка доходов приведена в таблице 1.

рентабельность показатель банк коммерческий

Табл. 1. Анализ состава доходов коммерческого банка

Номер Виды доходов по основным видам деятельности
1. I. Доходы от операционной деятельности:
2 начисленные и полученные проценты
3. полученная комиссия по услугам по корреспондентским счетам
4. возмещение клиентами расходов
5. доходы от валютных операций
6. II. Доходы от «небанковских» операций:
7. доходы от участия в деятельности банков, предприятий, организаций
8. плата за оказанные услуги
9. прочие доходы
10. штрафы полученные
11. проценты и комиссия прошлых лет
12. прибыль хозрасчетных операций банка
13. Прочие доходы

При анализе банковских доходов определяется удельный вес доходов, полученных от банковских и «околобанковских» операций, удельный вес каждого вида доходов в их общей сумме. В условиях инфляции возможность роста доходов банка за счет предоставленных кредитов уменьшается, поэтому банк должен активнее находить прочие источники получения дохода за счет оказания комплекса платных услуг и прочих нетрадиционных операций.

Вторым подходом к анализу структуры доходов является изучение их разделения на процентные и непроцентные. Такая группировка доходов приведена в таблице 2.

 

Табл. 2. Анализ состава и структуры доходов коммерческого банка

Номер Виды доходов по основным направлениям деятельности банка
1 Проценты, полученные за предоставленные кредиты
2 Доходы, полученные от операций с ценными бумагами
3 Доходы, полученные от операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями
4 Дивиденды полученные
5 Доходы по организациям банков
6 Штрафы, пени, неустойки полученные
7 Другие доходы
  ИТОГО

 

Наиболее важными для банка являются процентные доходы. Процентные доходы банки получают от:

§ размещения средств в виде кредитов и депозитов на счетах в других банках;

§ ссуд, предоставленных другим клиентам;

§ аренды клиентами основных средств с правом последующего выкупа;

§ других источников.

Процентный доход находится в зависимости от объема и структуры активов, приносящих доход. В процессе анализа необходимо сопоставить темпы роста этих активов с темпами роста дохода, полученного от их использования.

Рост процентных доходов происходит за счет влияния двух факторов: роста средних остатков по выданным кредитам и роста среднего уровня взимаемой процентной ставки за кредит.

На этапе качественного анализа необходимо выяснить причины, вызывающие изменения указанных факторов.

Следующий этап анализа процентных доходов состоит в исследовании их структуры. Все начисленные и полученные проценты разбиваются по срокам предоставляемых ссуд, выделяются межбанковские кредиты. Далее рассчитывается удельный вес каждой группы в общем итоге, проводится сравнение с аналогичными показателями предшествующего периода и рассчитываются темпы роста данных величин. Из анализа делаются выводы.

Рост поступлений процентов по краткосрочным ссудам по сравнению с долгосрочными в условиях инфляции нужно расценивать положительно, поскольку только краткосрочные и сверхкраткосрочные вложения могут оказаться эффективными и опередить скорость обесценения рубля.

С точки зрения перспективы экономического развития банкам нельзя полностью отказаться от долгосрочных ссуд, которые в наибольшей степени подвержены инфляции. Участие банка в долгосрочных проектах может в будущем принести значительные доходы, что окупит сегодняшние потери.

Удельный вес поступлений по просроченным ссудам в общем объеме процентных доходов не должен превышать 2–3%. В противном случае это сигнал о неудовлетворительном состоянии кредитного портфеля банка и возможной угрозе его ликвидности.

Рост доходов от межбанковских кредитов говорит о специализации банка на межбанковских операциях. Межбанковские ссуды – стабильный источник поступления процентов, но менее доходный.

Изложенная выше последовательность анализа процентных доходов может быть представлена на схеме (рис 1).

 

 

 


Рис. 1. Последовательность анализа процентных доходов

 

Банки наряду с процентными доходами получают и непроцентные доходы.

Анализируя непроцентные доходы, следует прежде всего определить их объем и структуру, выявить наиболее прибыльные виды оказываемых банком услуг.

В завершении рассмотрения методов анализа доходов коммерческого банка отметим, что для его проведения в банках имеется соответствующая информационная база, однако такой анализ, как показывает практика, осуществляется не систематически, а потому и недостаточно используются результаты анализа доходов.

Таким образом, анализ доходов банка целесообразно проводить в следующей последовательности.

1. Анализ доходов должен предшествовать анализу прибыли, поскольку они являются главным фактором формирования прибыли. Аналитическая оценка доходов осуществляется по объему и структуре. В анализе используется две группировки доходов.

2. Анализ процентных доходов осуществляется в целом и обязательно по факторам их изменения и причинам изменения факторов.

3. Анализ целесообразно проводить с точки зрения их структуры.

4. Анализ непроцентных доходов следует проводить путем определения их объема, структуры, выявления наиболее выгодных услуг.

 

Анализ расходов банка

 

Расходы коммерческого банка наряду с доходами являются вторым компонентом формирования прибыли, поэтому являются объектом тщательного анализа. Все расходы подразделяются на процентные и непроцентные – таблица 3.

 

Табл. 3. Группировка расходов банка

Номер Наименование расходов
1 Расходы – всего
2 Операционные расходы:
3 уплаченные проценты
4 уплаченная комиссия
5 расходы по валютным операциям
6 почтовые, телеграфные расходы клиентов
7 Расходы по обеспечению функциональной деятельности банка:
8 заработная плата и другие расходы по содержанию штата
9 чистые хозяйственные расходы
10 амортизационные отчисления
11 оплата услуг
12 Прочие расходы банка:
13 штрафы уплаченные
14 проценты и комиссия прошлых лет
15 прочие расходы

 

Процентные расходы включают затраты по привлечению средств банков в депозиты, средств других клиентов в займы и депозиты; по выпуску долговых ценных бумаг, арендной плате, а также другие расходы аналогичного характера.

Непроцентные расходы в банках включают комиссионные расходы; расходы по оплате труда; эксплуатационные расходы; расходы по операциям с иностранной валютой и другими валютными ценностями; курсовые разницы, другие текущие расходы.

Непроцентные (операционные) расходы являются относительно постоянными и управляемыми. Они легче поддаются анализу и контролю по сравнению с другими расходами банка.

Анализ расходных статей проводится аналогично методологии анализа доходных статей.

Процентные расходы занимают значительную долю в суммарных расходах банка. Некоторые причины, вызывающие рост процентных расходов, носят объективный характер и не зависят от банка. Однако существуют факторы, которые банк может устранить и тем самым уменьшить процентные расходы, что сразу отразится на росте прибыли банка. Процентные расходы зависит от двух факторов: средних остатков по оплачиваемым депозитам и средней процентной ставки по депозитам.

После выявления, какой из двух факторов в наибольшей степени повлиял на изменение суммарных процентных расходов, необходимо проанализировать влияние факторов.

Методические подходы к анализу расходов на выполнение банковских операций следующие:

1. Анализируются расходы по их общему объему и составу. Особое внимание уделяется факторному анализу процентных расходов, а также анализу причин изменения факторов.

2. Затраты по обслуживанию расчетных счетов в банках наименьшие. Это самый дешевый ресурс для банка. Увеличение указанного компонента в ресурсной базе уменьшает процентные расходы банка.

3. Межбанковский кредит является наиболее дорогим ресурсом. Увеличение его доли в структуре привлеченных средств вызывает сильное удорожание кредитных ресурсов банка в целом.

4. Анализ расходов банка осуществляется в разрезе основных статей.

5. Анализ расходов банка должен включать раздельное изучение затрат, связанных с формированием его пассивов и активов.

Все рассмотренные подходы к анализу расходов преследуют одну цель – обосновать правильность их фактического исчисления, что позволит достоверно определить банковскую прибыль.

 

Анализ прибыли банка

 

Одной из основных целей функционирования коммерческого банка является получение прибыли. От ее величины зависят увеличение собственного капитала, создание и пополнение резервных фондов, финансирование капитальных вложений, размер выплаты дивидендов и покрытие других затрат.

•   Анализ прибыли проводится в следующей последовательности:

изучается бизнес-план в отношении объема и состава прибыли;

оценивается достигнутый банком общий уровень прибыли за отчетный период и в динамике;

анализируются балансовая прибыль, чистая прибыль, прибыль в разрезе видов банковской деятельности и выполняемых операций, прибыль в разрезе структурных подразделений;

проводится анализ использования прибыли.

Анализ прибыли начинается с изучения бизнес-плана, который является частью менеджмента в коммерческих банках. При составлении бизнес-плана проводится анализ достигнутого уровня прибыли по ее объему и составу.

План предусматривает расчет величины планируемых к поступлению доходов банка с учетом имеющихся у него ресурсов. При этом прибыль от банковской деятельности определяется как в целом по банку, так и по его подразделениям, включая филиалы. В плане предусматривается получение банком дополнительных доходов (от продажи акций, продажи активов, сдачи в аренду основных фондов, предоставления платных услуг и др.).

В процессе планирования прибыли изучаются влияние на ее величину состояния кредитного портфеля, соответствие сроков привлечения депозитных средств срокам предоставления кредитов. Главное внимание уделяется оценке планируемого уровня прибыли, достаточного для формирования активов и пассивов банка и поддержания его конкурентоспособности на финансовом рынке.

Снижение удельного веса чистой прибыли в составе балансовой прибыли свидетельствует о том, что балансовая прибыль растет в банке более низкими темпами по сравнению с темпами роста расходов, производимых за счет прибыли. Эту тенденцию нельзя считать положительной.

На величину полученной прибыли оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Внутренние связаны с получением доходов и производством затрат по осуществлению операций банковской деятельности. Внешние факторы связаны с состоянием рыночной конъюнктуры, принятыми в отчетном периоде новыми нормативными, регулирующими банковскую деятельность указаниями и другими факторами.

Влияние воздействия на прибыль внутренних и внешних факторов в анализе должно быть разделено.

Для проведения факторного анализа чистой прибыли рассчитываются рентабельность акционерного капитала.

 

Рентабельность

акционерного Чистая прибыль после налогообложения   (1)

                       капитала Акционерный капитал

 

Прирост акционерного капитала расценивается положительно, если он произошел за счет реинвестирования прибыли, а не за счет прироста взносов средств учредителей.

Большое значение для оценки прибыли банка имеет трендо-
вый анализ в динамике по годам, кварталам и месяцам.

Осуществляя анализ прибыли в динамике, можно определить
среднее значение прибыли за изучаемый период и величину
влияния факторов, определяющих размер отклонения от этого
среднего значения. Именно через эти отклонения можно пред-
видеть формирование результата в дальнейшей деятельности
банка.

Отметим, что для проведения трендового анализа необходимо соблюдать требования сопоставимости анализируемых данных, что трудно обеспечить в условиях отсутствия официальных значений уровня и индексов инфляции. Поэтому анализ прибыли банков ограничивается в основном сравнением ее фактических значений с данными прошлого года.

Существует разграничение операций в банках, хотя довольно условное. Прежде всего это валютные, кредитные, инвестиционные, депозитные операции и операции с ценными бумагами.

По кредитным услугам доходность определяется как разница между процентными доходами по кредитам и процентными расходами по депозитам. Таким же образом исчисляется величина прибыли, полученной от отдельных видов выданных ссуд. Для проведения анализа необходимо использовать аналитические данные о состоянии кредитного портфеля.

Качество прибыли, получаемой от кредитных услуг, зависит от структуры и качества выдаваемых ссуд. В процессе анализа необходимо определить величину прибыли, полученную от выдачи сомнительных ссуд, ссуд с повышенным риском, а размер убытков – от непогашенных кредитов. Такой анализ следует проводить отдельно по краткосрочным и долгосрочным кредитам.

Одной из задач анализа является проверка сбалансированности кредитного портфеля по видам кредитов, срокам выдачи ссуд, характеру их обеспечения.

Депозитные операции банков бывают активными и пассивны ми. Активные операции банков связаны с созданием резервов в Банке России. Такие активные депозитные операции (хранение средств на корреспондентских счетах в банках, вложения в ценные бумаги и др.) могут приносить прибыль. В процессе анализа следует выявить размер прибыли, полученной от хранения средств на корреспондентских счетах и от вложений в ценные бумаги.

Инвестиционные операции банка связаны с долгосрочным вложением средств в производство, ценные бумаги или права совместной деятельности. Такие операции могут приносить прибыль. Связанные с проведением инвестиционных операций расходы, как показывает практика, невелики совместной деятельности. Такие операции могут приносить прибыль. Связанные с проведением инвестиционных операций расходы, как показывает практика, невелики.

При неэффективной деятельности банка возникают финансовые потери. Они связаны с просрочкой платежей ссудозаемщиком за кредиты, просрочкой начисленных по ним процентов, уплатой штрафов и пеней, реализацией основных средств по цене ниже остаточной стоимости.

Главное при проведении анализа – правильно определить фактическую сумму потерь, их видовую структуру, а также влияние на снижение общей прибыли банка.

По результатам анализа целесообразно определить возможные действия по снижению этих потерь.

В процессе анализа прибыли дается оценка не только эффективности формирования прибыли, но и ее использования.

В завершение рассмотрения анализа формирования и распределения прибыли отметим, что он должен быть дополнен оценкой упущенной выгоды. Для этого надо выяснить, принимал ли в отчетном периоде банк решения по привлечению новых, перспективных клиентов, имеющих существенные остатки средств на своих счетах; используются ли возможности удешевления и роста ресурсной базы; принимаются ли меры по снижению величины неработающих активов, вложению средств в целях получения дохода в деятельности других, эффективно функционирующих банков и коммерческих структур.

Из рассмотрения методических подходов к анализу прибыли можно сделать следующие выводы.

1. Анализ прибыли в рамках бизнес-плана выступает как часть финансового менеджмента. Главное в анализе состоит в оценке планируемого уровня прибыли с точки зрения достаточности для формирования активов и пассивов банка, поддержания его конкурентоспособности на финансовом рынке.

2. Важной составной частью анализа является факторный анализ чистой прибыли с применением различных характеристик показателей рентабельности акционерного капитала. На изменение чистой прибыли по сравнению с планом или предшествующим периодом влияют факторы, характеризующие величину акционерного капитала, эффективность управления налогами, эффективность контроля за затратами, эффективность управления активами и эффективность управления ресурсами.

3. Динамический или трендовый анализ прибыли необходимо осуществлять методами, позволяющими определять среднее значение прибыли за анализируемый период и воздействие факторов, определяющих отклонение фактических значений прибыли от среднего значения.

4. Анализ структуры прибыли позволяет прежде всего определить удельный вес процентного дохода как главной составляющей прибыли, а также влияние на него величины активов, приносящих доход, маржи и спреда.

5. Глубина анализа доходности операций и методические подходы разные.

6. Анализ прибыли в разрезе структурных подразделений банка требует широкого использования данных аналитического учета. Более целесообразно проводить оценку и анализ прибыли не по структурным подразделениям, а по центрам формирования прибыли, поскольку не все структурные подразделения приносят прибыль.

 

Данные из отчета о прибылях и убытках говорят о том, что чистый процентный доход ВА-СА в первом полугодии 2007 вырос на 16,2 процента до 1838 млн. евро (2006: 1 582 млн. евро). Чистый комиссионный доход также продемонстрировал рост – на 17,6 процента до 1054 млн. евро (2006: 897 млн. евро). Чистый торговый доход составил 224 млн. евро, что на 28,7 процента ниже аналогичного показателя прошлого года (2006: 314 млн. евро).

Операционные издержки сократились на 3,7 процента до 1 584 млн. евро (2006: 1 645 млн. евро). Таким образом, операционная прибыль ВА-СА составила 1 657 млн. евро, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 37,5 процента (2006: 1 205 млн. евро). Чистые расходы на обесценение кредитов, а также формирование резервов по гарантиям и обязательствам составили 208 млн. евро, что сопоставимо с показателем прошлого года (2006: 205 млн. евро).

Прибыль до налогообложения составила 1528 млн. евро, что на 53,2 процента выше аналогичного показателя прошлого года (2006: 997 млн. евро). Консолидированная прибыль после налогообложения увеличилась в первом полугодии 2007 на 76,1 процента до 1208 млн. евро (2006: 686 млн. евро).

На основе данных результатов были рассчитаны следующие финансовые показатели:

· Рентабельность собственных средств (ROE) до налогообложения составила 22,6 процента

· Рентабельность собственных средств (ROE) после налогообложения составила 18,7 процента

· Отношение издержек к доходу улучшилось до 48,9 процента (2006: 57,7 процента)

· Отношение рисков к доходам улучшилось с 13 процентов до 11,3 процента

· Показатель достаточности капитала первого уровня (Tier I) составил 10,4 процента; общая достаточность капитала составила 13,5 процента.

ВА-СА ведет учет результатов деятельности в рамках пяти Управлений: Розничные услуги, Private Banking и управление активами, Корпоративные услуги, Рынки и инвестиционные банковские услуги, и Центральная и Восточная Европа (ЦВЕ). Банк также учитывает результаты деятельности своего Корпоративного Центра.

Рассматривая результаты деятельности Банка Австрии «Кредитанштальт» в этих направлениях можем получить следующие данные:

В первом полугодии 2007 прибыль до налогообложения Управления розничных услуг составила 72 млн. евро (2006: убытки до налогообложения в 7 млн. евро), продолжая, таким образом, положительную тенденцию в этом сегменте. Данные результаты были достигнуты в рамках двухлетней программы, которая позволила банку существенно усилить свои позиции в клиентских взаимоотношениях, а также, например, сфокусироваться на таких продуктах, как гарантии, в своей деятельности с ценными бумагами. Коэффициент ROE до налогообложения достиг 14 процентов, отношение издержек к доходу составило 73,5 процента (2006: 83,9 процента).

Прибыль до налогообложения Управления Private Banking и управление активами в первом полугодии 2007 составила 44 млн. евро, что на 27,3 процента превышает аналогичный показатель прошлого года (2006: 34 млн. евро). Коэффициент ROE до налогообложения составил 43,6 процента (2006: 44,2 процента), отношение издержек к доходу составило 52,5 процента (2006: 58,6 процента).

Рост прибыли до налогообложения Управления Корпоративных услуг в первом полугодии 2007 составил 9,1 процента до 323 млн. евро (2006: 296 млн. евро). Коэффициент ROE до налогообложения составил 27,7 процента (2006: 24,6 процента), отношение издержек к доходу составило 37,0 процента (2006: 40,5 процента). Управление Корпоративных услуг – наряду с Управлением Рынков и Инвестиционных банковских услуг – получает существенные преимущества активной кооперации в рамках Группы UniCredit, преимущественно, но не ограничиваясь, транснациональными операциями. В 2006 году компания CA IB Corporate Finance Beratungs GmbH была частью Управления Корпоративных услуг. В 2007 году она была переведена в управление Рынков и Инвестиционных банковских услуг.

Прибыль до налогообложения Управления Рынков и Инвестиционных банковских услуг достигла 187 млн. евро, что составляет рост в 21,1 процента (2006: 155 млн. евро). Коэффициент ROE до налогообложения составил 87,5 процента (2006: 100,1 процента), отношение издержек к доходу составило 37,5 процента (2006: 33,7 процента).

Управление ЦВЕ продемонстрировало рост прибыли до налогообложения в 77,6 процента до 679 млн. евро (2006: 383 млн. евро), одной из причин чему стало расширение границ бизнеса. Коэффициент ROE до налогообложения составил 20,1 процента (2006: 19,4 процента), отношение издержек к доходу составило 50,2 процента (2006: 51,7 процента).

Объединение банков ЦВЕ, входящих в Группу UniCredit (за исключением рынков Польши) в Управление ЦВЕ значительно расширило границы деятельности ВА-СА в регионе. До интеграции в Группу UniCredit ВА-СА контролировал банковскую сеть в 10 странах, включая Польшу, объем бизнеса которой достигал 40 млрд. евро. Сегодня сеть охватывает 15 стран и ее совокупные активы составляют порядка 80 млрд. евро. На сегодняшний день это крупнейшая банковская сеть в центральной и восточной Европе.

Кроме того, ВА-СА завершил сделки по приобретению институционального бизнеса российского брокерского дома «Атон» и остающегося акционерного капитала ЮниКредит Банка. Общая стоимость покупки «Атон» составила 424 млн. долларов США (около 307 млн. евро по текущему обменному курсу). Данная сделка позволила Группе UniCredit войти в число пяти крупнейших инвестиционных банков России и занять значимые позиции в таком сегменте, как торговля акциями и бумагами с фиксированным доходом, а также в сфере предоставления консалтинговых услуг по корпоративному финансированию.

Анализируя Бухгалтерский баланс банка можем проследить, что совокупные активы выросли на 31,6 процента до 203,0 млрд. евро по сравнению с показателем на конец 2006 года (на 31 декабря 2006: 154,3 млрд. евро). Рост с учетом коррекции (проформа) составил 6,1 процента (2006: 191,4 млрд. евро).

Активы: финансовые (торговые) активы выросли на 3,6 процента до 17,3 млрд. евро (2006: 16,7 млрд. евро). Кредиты и средства в кредитных организациях составили 46,6 млрд. евро, увеличившись на 43,4 процента (2006: 32,5 млрд. евро). Кредиты клиентам выросли на 30,6 процента до 104,6 млрд. евро (2006: 80,1 млрд. евро).

Пассивы: средства кредитных организаций увеличились на 25,4 процента до 60,6 млрд. евро (2006: 48,3 млрд. евро). Средства клиентов выросли на 54,1 процента до 84,7 млрд. евро (2006: 55,0 млрд. евро). Долговые расписки, включая бонды, выросли на 1,9 процента до 25,8 млрд. евро (2006: 25,3 млрд. евро). Собственные средства увеличились на 41,1 процента до 14,3 млрд. евро (2006: 10,1 млрд. евро).

На 30 июня 2007 года штат ВА-СА насчитывал 49 192 сотрудников, что на 28 105 больше, чем в предыдущем году (31 декабря 2006: 21 087 сотрудников). За данный период количество отделений увеличилось на 1 214 до 2 284 (2006: 1070). Данный рост является результатом перевода банковской деятельности подразделений UniCredit и HVB в ЦВЕ в управление ВА-СА.

Анализируя деятельность ВА-СА по 4 направлениям, получим следующую диаграмму, по которой можно проследить динамику изменения коэффициента ROE до налогообложения за два года.

 

 

Коэффициент прибыльности банка на капитал (ROE) – показывает эффективность работы банка-контрагента с точки зрения его акционеров.

Чем выше этот коэффициент, тем выше прибыль, приходящаяся на акцию, и тем больше размер потенциальных дивидендов.

В нашем случае, наибольшее значение этого показателя достигается в 2006 году в сфере рынка и инвестиционных банковских услуг.

Во второй главе были рассмотрены такие важные вопросы как обзор текущего состояния рентабельности коммерческого банка, также был рассмотрен пример зарубежного банка, подсчитаны и проанализированы некоторые его коэффициенты.

Были рассмотрены рейтинги банков по величине собственного капитала и величине активов, посчитаны коэффициенты ROA и ROE.


3. Анализ деятельности коммерческого банка на примере «ЮниКредит Банк»

Заключение

 

Показатель рентабельности имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости.

Факторы, оказывающие влияние на рентабельность, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли банка. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния.

Выполненная дипломная работа состоит из ведения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе были рассмотрены такие вопросы как анализ доходов, расходов и прибыли банка.

Была изложена российская методика анализа и оценки рентабельности коммерческих банков, которая осуществляется в пять этапов:

На первом этапе рассчитываются показатели, используемые при исчислении показателей рентабельности; на втором – пять основных показателей рентабельности, четыре из которых определяются отношением к средней величине собственного капитала, а один – к общей сумме активов. На третьем этапе определяется рентабельность активов, на четвертом – маржа прибыли, а на пятом проводится дальнейшая детализация показателей рентабельности.

Из рассмотрения методологического подхода к анализу рентабельности можно сделать следующие выводы.

1. Рентабельность банка следует рассматривать не изолированно, а во взаимосвязи с показателями ликвидности, структуры актива и пассива баланса.

2. Коэффициентный анализ рентабельности проводится с применением показателей чистого дохода, чистой прибыли, активов и собственного капитала.

3. Анализ рентабельности осуществляется с использованием отчетности на основе действующей системы счетов, которая еще не полностью отвечает международным стандартам.

Во второй главе были рассмотрены такие важные вопросы как обзор текущего с


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.158 с.