Социальные проблемы и пути их решения в городе — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Социальные проблемы и пути их решения в городе

2021-04-18 75
Социальные проблемы и пути их решения в городе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Город – это сосредоточие производственной деятельности населения, на концентрацию и распределение городского населения влияет рациональное размещение промышленности и других отраслей народного хозяйства. Во многих странах при разработке политики в области урбанизации, особое мнение уделяется численности городского населения. Курс Китайской Народной Республики в области урбанизации – это контроль над ростом крупных городов, рациональное развитие средних городов, активное развитие малых городов.

Китай — традиционно сельская страна, на протяжении длительного периода отличавшаяся низким уровнем развития урбанизации. К моменту образования КНР (1949 г.) в городах проживало лишь 10,6% населения, однако по абсолютной численности горожан страна уже тогда была мировым лидером. Для социалистического Китая был характерен рост уровня урбанизации, в первую очередь, в соответствии с осуществляемой политикой индустриализации в годы первой пятилетки (1953-1957 годы) и массовыми миграциями крестьян в город в годы «большого скачка» (1958-1960 годы), когда для обеспечения государственных капиталовложений в металлургию в течение трех лет более 20 млн. крестьян были отправлены из сельской местности в города. Доля городского населения к 1960 г. достигла 19,7%. Однако в условиях тяжелого продовольственного положения значительная часть новоиспеченных рабочих была вновь вынуждена вернуться в деревню, поскольку у них не было городской прописки, и они не имели права на получение продовольственных карточек для нормированного снабжения зерном в городе. В годы «культурной революции» руководство КНР также принимало немало усилий по сокращению численности городского населения. Активизировалась кампания по отправке молодежи в сельские и горные районы. Так, с 1962 по 1976 г. свыше 17 млн. грамотной молодежи было отправлено в госхозы и народные коммуны. Особенно велики были потоки из густонаселенных провинций и городов центрального подчинения в слабоосвоенные районы. К 1975 г. уровень урбанизации снизился до 17,3%.

Но затем численность городского населения и его доля в общем населении страны начали неуклонно расти. Особенно быстро доля горожан увеличивалась после начала экономической реформы: в 1978 г. горожанами были 17,9% всего населения. По данным 3-ей Всекитайской переписи 1982 г., в городах проживало уже 210 млн. чел. или 20,6% населения. В отличие от прошлых переписей населения все городские жители были разделены на две категории: проживающие в крупных и средних городах («ши») и в мелких городах и поселках («чжэнь»). При этом в крупных городах проживала большая часть горожан — 70%[70].

Политику контроля за жителями городов в Китае стали проводить сразу после образования республики. В 1955 году Государственный совет Китайской Народной Республики принял «Положения о системе регистрации постоянного населения», а в 1958 году – «Правиле регистрации населения КНР». С тех пор в стране действует система регистрации (прописки) населения, разделяющая граждан на 2 группы – городских и сельских жителей[71]. Но с 2001 года начались эксперименты, цель которых изменить этот порядок. В провинции Чжэцзян, разрешено селян, работающих в уездных городах и поселках, регистрировать как горожан, а в провинции Фуцзянь в 2002 году была отменена сельская прописка и введена единая система регистрации граждан.

В Китае обнародованы новые подробности планов крупномасштабной урбанизации страны[72]. По данным Государственной комиссии планирования и развития, в настоящее время жители городов составляют немногим более 30% общей численности населения Китая. Но уже к 2010 году планируется довести их долю до 40%[73].

Эксперты, которых цитируют государственные СМИ Китая, считают вероятным, что через 20 лет в городах будет проживать 60% населения страны.

Согласно обнародованным данным, быстрое превращение Китая из преимущественно сельскохозяйственного общества в урбанизированное происходит все стремительнее.

В 2000 году в КНР уже 660 крупных городов - втрое больше, чем два десятилетия назад. Общее же число поселений городского типа выросло за это время и вовсе в девять раз и превысило теперь 20 тысяч[74].

Правительство Китая в настоящее время постоянно утверждая, что «сельское хозяйство — основа», власти на деле применяли различные способы изъятия ресурсов из аграрного сектора и направляли их на модернизацию и индустриализацию городов[75].

В конституции КНР предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинция, уезд (город), волость (поселок). [76] Однако, в реальности существуют ещё два уровня: округ (между провинцией и уездом) и деревня (ниже волости). Долгое время существовал также шестой уровень — районы уездного подчинения, но в последнее время почти все они были упразднены (в 2004 году их оставалось 20 по всему Китаю).

С 80-х годов процесс урбанизации в Китае приобрел специфические формы, заключавшиеся в том, что крестьяне превращались в городских жителей не прямо, а опосредованно в результате превращения сельских населенных пунктов в малые города и поселки городского типа, в которых были лишь некоторые городские формы и условия жизни. Такое приобщение к городской жизни при гипернаселенности Китая позволило, с одной стороны, несколько ослабить рост избыточного населения в деревне, а с другой — сдерживать натиск крестьян, рвущихся в крупные и средние города в поисках средств к существованию.

Рост китайской экономики за последние четверть века преобразил облик значительной части китайских городов. В стране, прежде всего в приморских районах, сложилась многоотраслевая городская экономика. В них возникли новые отрасли производства и услуг. Благодаря этим переменам Китай превратился в важного участника всемирных экономических связей. Подъем экономики стал важным фактором повышения уровня жизни городского населения, но в очень малой степени сказался на повышении и модернизации сельскохозяйственного производства и на материальном положении крестьянства.

Углубилась дифференциация регионов страны по уровню социально-экономического развития, социальная дифференциация городского и сельского населения. Уровень жизни наиболее развитой провинции опережает наименее развитую в 25 раз[77]. Средние душевые доходы горожан превышают таковые у крестьян в 5-6 раз. У 10% наиболее зажиточных горожан они выше в 9,5 раз, чем у 10% наименее обеспеченной их части. Известный экономист и социолог Лу Сюэи отмечает, что за последнее пятилетие реальные доходы 60% крестьянских хозяйств снизились. По его мнению, по уровню потребления сельское население отстает от основной массы горожан на 10-15 лет[78].

Все эти показатели имеют определенный социально-экономический смысл: они свидетельствуют о том, что в стране на протяжении последнего десятилетия различия в уровне жизни горожан и крестьян непрерывно увеличиваются. Негативная динамика отражает рост многочисленных проблем и противоречий развития.

Проблема неравномерности развития различных регионов Китая в последние десятилетия только обострялась в связи с интенсивным ростом новых рыночных секторов экономики в приморских районов, в которые направлялась большая часть иностранных инвестиций. Существует и постоянно увеличивается разрыв в уровне доходов населения в приморских городах и внутренних провинциях, а тем более в национальных районах.

По функциональной типологии города КНР подразделяются на 5 типов[79].

1. Многофункциональные города. Они преобладают по численности населения, по зонам влияния делятся на два вида: (1) центральные города провинций, районов и более высокого уровня (Пекин); за исключением Синина, Иньчуаня, Лхасы — малых и средних городов, это крупные города и сверхкрупные города; (2) центральные города округов (административного округа, автономного округа, аймака). За исключением крупного города Сюйчжоу, все остальные — средние и малые города. Все многофункциональные города — политико - административные центры района, обычно являются также культурными и экономическими центрами.

2. Города с преимущественным развитием экономических функций. По зонам влияния они также подразделяются на два вида: (1) города — экономические центры на уровне провинций, районов и более высокого уровня, такие, как Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин, Далянь, Циндао, все сверхкрупные города; (2) города — экономические центры на уровне округов, такие, как Цзилинь, Цзиньчжоу, Уху, Банбу, Сямынь, Наньнин, Хучжоу, Цзянмэнь, Бэйхай, всего 22 города. Крупных и средних городов среди них немного. Города с преимущественным значением экономических функций не являются политико-административными центрами своего района, их самые важные функции — промышленных, транспортных и торговых центров, а Шанхая — и культурного центра.

3. Промышленные города. Число их меньше, чем многофункциональных городов, численность рабочих и служащих в промышленности обычно составляет более 60% всех рабочих и служащих (в среднем по стране в городах она составляет примерно 50%). В соответствии со своими функциональными особенностями они - подразделяются на три вида: (1) города с преобладанием добывающих отраслей, основная функция — добыча полезных ископаемых; это такие крупные города, как Фусинь, Цзиси и прочие средние и малые города; (2) города с преобладанием перерабатывающих отраслей, где на основе добывающих отраслей создана обрабатывающая промышленность, их достаточно много. Это сверхкрупные и крупные города, такие, как Фушунь, Аньшань, Бэньси, Баотоу, Таншань, Ханьдань, датун, Нинбо, Хуайнань. К средним городам относятся Дацин, дукоу, Цзыгун, Цзаочжуан и другие; (3) города с преобладанием обрабатывающей промышленности, это Цицикар, Лоян, Уси, Сучжоу, Чанчжоу, Шаши, Сянтань, Шиянь и другие, в большинстве своем это крупные и средние города.

4. Города с преимущественно транспортными функциями — это важнейшие порты, железнодорожные узлы и центры автомобильного транспорта. После образования КНР многие многофункциональные города или города с преимущественным значением экономических функций стали транспортными и торговыми центрами, в настоящее время осталось лишь 11 таких городов — Циньхуандао, Инкоу, Яньтай, Вэйхай, Ляньюнган, Чжаньцзян, Чжучжоу, Баоцзи, Интань, Хуайхуа, Голмуд. доля рабочих и служащих, занятых в промышленности в городах такого типа, обычно составляет менее 50% всех рабочих и служащих.

5.Города с прочими функциями: сельскохозяйственные центры —Куйдунь; города лесной промышленности — Ичунь; пограничные города — Маньчжурия, Суйфэньхэ, Эрлянь-Хото, Пинсян, Шэньчжэнь, Чжухай.

Разрыв между уровнем жизни Западного и Восточного Китая дал основание китайским ученым условно разделить Китай на 4 отдельных «мира»:

- первый «мир» – это Шанхай, Пекин и другие экономически развитые районы с высоким уровнем доходов.

- второй «мир» – это крупные и средние города прибрежных провинций, а также сельских районов в экономически развитых провинциях, с уровнем дохода выше среднего (Гуаньдун, Цзянсу)

- третий «мир» – это значительная часть сельских районов, где доходы широких масс населения ниже, чем в сравнительно неразвитых регионах мира с доходами ниже среднего, или низкого уровня

- четвертый «мир» – районы с крайне низкими доходами (Западный Китай)

В 1993 году китайское правительство приступило к созданию системы обеспечения прожиточного минимума городских жителей. В 2001 году 11,707 млн. человек были обеспечены элементарными жизненными условиями; расходы из центрального бюджета на эти нужды превысили 2,3 млрд. юаней[80]. В последние годы в части сельских районов Китая тоже введена подобная система.

Для современных процессов урбанизации характерен безудержный, стихийный рост численности населения крупных городов в результате интенсивной миграции жителей из сельской местности. Если раньше из-за системы «хукоу» миграции были очень небольшими, то после отмены этой системы и быстрого роста числа рабочих мест множество сельских жителей устремились в города. Таким образом, в целом стоит задача некоторого ограничения потоков сельских мигрантов. Однако в то же время большие города нуждаются в привлечении рабочей силы определенных категорий, в том числе, и определенного количества крестьян, которые зачастую согласны на выполнение неквалифицированных работ за меньшую плату.

В условиях стремления к рыночной экономике китайское руководство не может использовать откровенно административные методы, поэтому ищет различные рычаги, которые могли бы обеспечить избирательный подход к обеспечению притока определенных групп населения. В разных городах в зависимости от их крупности и функциональных особенностей применяют различные подходы к «регулированию» структуры трудовых ресурсов.

Так, в частности, «новый урбанизм» — новые подходы к формированию городской среды в Китае — предусматривает создание финансовых улиц, улиц-баров и ночных развлечений, бульваров и городских площадей, парков высоких технологий, анклавов для мигрантов («деревни внутри города»), кондоминиумов, «огороженных сообществ» с экзотической архитектурой. Такая городская среда, дружелюбная для человека, уже начала создаваться в некоторых городах Китая[81].

Утрата баланса темпов развития города и села в Китае, непрерывное увеличение разницы между ними – это одно из самых острых противоречий в экономической жизни сегодняшнего Китая. В настоящее время разница проявляется в самых разных областях – в доходах, в образовании, уровне медицинского обеспечения, социального обеспечения и т. п. Ниже следуют шесть основных проявлений разрыва между городом и деревней в Китае[82].

Во-первых, разрыв доходов горожан и крестьян. После начала реализации политики реформ и внешней открытости разница в доходах у городских и сельских жителей демонстрирует тенденцию к попеременному сокращению, расширению, снова сокращению, снова расширению и т.д. В последние годы, несмотря на предпринятые центральной властью меры, направленные на обеспечение интересов крестьян, пропорция доходов у городских и сельских жителей держится на сравнительно высоком уровне – 3,21:1. При включении некоторых невалютных факторов, таких как жилье, образование, медицина, социальное обеспечение и другие социальные блага, эта разница будет еще больше.

Во-вторых, разница в сфере образования. В городах людей, обладающих дипломами средней школы второй ступени, техникума, училища и института, бакалавра и магистра в соответственно в 3,4 раза, 6,1 раза, 13,3 раза, 43,8 раза и 68,1 раза больше, чем в селах. Кроме того, на этапе девятилетнего обязательного образования на селе имеют место серьезные перерывы.

В-третьих, разница в уровне медицинского обслуживания в городах и селах. В настоящее время коэффициент охвата селян системой сельского кооперативного медицинского обеспечения составляет лишь 10% с лишним, свыше 80% крестьян обеспечиваются медицинские услугами за свой счет. В последние годы на фоне дефицитного предложения санитарных и медицинских услуг резко повышаются тарифы на медицинские услуги, во многих сельских районах вновь появилось явление «заболевание приводит или возвращает к беде»[83].

В-четвертых, разница в уровне потребления в городах и селах. В селах цена производственных материалов очень высока, качество предметов потребления низко, часто встречаются поддельные товары. В целом уровень потребления у сельского населения в настоящее время приблизительно равен уровню потребления у городского населения в начале 90-х гг. прошлого века, то есть отстает примерно на десять лет.

В-пятых, разница в сфере трудоустройства. В городах коэффициент зарегистрированной безработицы составляет 5% трудоспособного населения, на селе пока нет точной статистики. Даже за вычетом 130 млн. мигрантов – выходцев из сельских районов, коэффициент трудоустройства у оставшихся 400 млн. чел. составляет около 50%.

В-шестых, разница в объемах государственных инвестиций в

социальную сферу. Доля выделяемых на сельское хозяйство средств от общего размера государственных финансов непрерывно снижается.

Личные доходы городского и волостного населения поступают на потребление и сбережение, у селян – еще и на расширение производства. За вычетом расходов на расширение производства разница в доходах горожан и селян становится еще больше.

На дальнейшую реализацию двух гарантий (т. е. своевременной выплаты пособий на основные жизненные потребности сокращаемому персоналу предприятий и пенсий их пенсионерам) и трех гарантийных линий (т. е. обеспечения основных жизненных потребностей сокращаемых рабочих и служащих госпредприятий, страхования по безработице и обеспечения прожиточного минимума жителям городов.) центральные финансы в 2003 году выделили 70 млрд. юаней, а это на 19,9 проц. больше, чем в предыдущем. Притом если в 2002 году дотации на обеспечение прожиточного минимума городского населения составляли 4,6 млрд. юаней, то в 2003 году они поднялись до 9,2 млрд. юаней. Таким образом прожиточный минимум был обеспечен 22,35 млн. человек городского населения страны. С 2003 года центральные финансы стали ежегодно выделять специальные фонды на поддержку мест в разрешении жизненных трудностей кадровых работников предприятий из числа демобилизованных воинов. Снова повысились ставки благотворительных пособий инвалидам революции и другим лицам этой категории[84].

Превращение сотен миллионов людей из сельских жителей, занятых, особенно в глубинных районах, преимущественно сельскохозяйственным трудом, в горожан, главной сферой приложения труда которых станет неаграрная, представляет собой задачу неимоверной сложности. Для ее решения потребуется не один десяток лет. Столь гигантский переход в такой огромной стране, как Китай, не может происходить стихийно. Для того, чтобы избежать хаоса в экономической, социальной и политической жизни, предстоит осуществить целый комплекс взаимосвязанных и хорошо продуманных мер, который включит в себя и обучение выходцев из деревни нужным городу профессиям, и создание сети посреднических организаций, которые смогут на коммерческой основе помогать будущим горожанам устроиться и адаптироваться. Увеличение доли городского населения в Китае не может опережать процесс создания в городах возможностей трудоустройства для переселенцев из села и включения крестьян в системы социального обеспечения.

В основном в Китае уже сложился каркас системы социального обеспечения. Сделаны крупные шаги в создании системы основного страхования по старости и системы основного медицинского страхования в городах. Создана система страхования по безработице и система обеспечения прожиточного минимума для городского населения.

В то же время постоянное увеличения числа трудовых мигрантов в города, и как следствие увеличение безработицы, представляют серьезную угрозу для социальной стабильности в городе, и в стране в целом.

 



Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.