П роект «Соль – друг, соль – враг» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

П роект «Соль – друг, соль – враг»

2021-04-18 125
П роект «Соль – друг, соль – враг» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности.

Задачи:

1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.

2. Расширить представления о добыче соли.

3. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию; способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей.

4. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.

5. Поощрять стремление детей договариваться о совместных действиях, слушать друг друга.

6. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.

7. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.

8. Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.

Гипотеза. Содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознанно правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.

Участники проекта: творческая группа детей средней группы «Юные исследователи».

Основные принципы реализации:

• развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета);

• принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в ходе наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, во время проведения опытов и экспериментов (при этом не только расширяется круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования);

• интеграция образовательных областей, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире;

• рациональное сочетание разных видов детской деятельности;

• сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

Стратегия реализации проекта

Этап Ситуации развития проекта Цель Продукт Ответст- венные
1 2 3 4 5

Вводный этап

1. Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?» Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности Определение проблемы Воспитатель 2. Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта Создание условий для реализации проекта Проект Воспитатель 3. Формирование творческой проектной группы детей и родителей «Юные исследователи» Создание условий для реализации проекта Творческая проектная группа детей и родителей «Юные исследователи» Воспитатель 4. Подбор познавательной, научной и методической литературы Анализ литературы для организации осуществления исследования Мини-библиотека Дети, воспитатель, родители Основной этап 1. Изучение с детьми познавательной и научной литературы Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата Выставка книг, статей о природном ископаемом Дети, воспитатель

Продолжение табл.

1 2 3 4 5

Основной этап

2. Опытно-экспериментальная деятельность на тему «Изучение свойств и качеств соли» Пробудить у детей интерес к естественнонаучным экспериментам по изучению полезного ископаемого соли и определению ее основных свойств Картотека опытов и экспериментов «Полезное ископаемое соль» Дети, воспитатель, родители
3. Экскурсия в детскую библиотеку Поощрять желание детей самостоятельно (с помощью взрослых) находить необходимую ин- формацию, пользуясь библиотекой и Интернетом Создание картотеки детской познавательной литературы Дети, воспитатель
4. Опытно-экспериментальная деятельность «Как соль влияет на рост растений» Подвести детей к пониманию неблаготворного влияния соли на рост растений в природе Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое соль» Дети, воспитатель
5. Творческая мастерская. Лепка из соленого теста – «Подсвечник» Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из соленого теста Детские поделки Дети, воспитатель
6. Игра-путешествие «Есть ли соль в нашем крае» Побуждать детей интересоваться местами добычи соли в своем крае Дидактическая игра «Путешествие по Алтайскому краю» Дети, воспитатель
7. Встреча с родителями детей творческой группы «Удивительные истории о соли». Выставка фотографий «Тайнам нет конца» Расширить кругозор детей, выводя его за пределы непосредственного практического опыта Альбом «Тайнам нет конца» Воспитатель, родители
8. Опытно-экспериментальная деятельность на тему «Как из соленой воды добыть питьевую воду» Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширить знания о свойствах и качествах соли Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое соль» Дети, воспитатель

Окончание табл.

1 2 3 4 5

 

9. Творческая мастер-ская «Цветы из соли», «Декорирование цветной солью» Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала Детские творческие работы Дети, воспитатель
10. Опытно-экспериментальная деятельность на тему «Кристаллизация соли» Способствовать формированию умений в опытно экспериментальной деятельности, добивать-ся результатов, делать выводы. Расширить представления о свойстве соли – кристаллизации Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое соль» Родители, дети, воспитатель
11. Презентация сказки юного исследователя «Сказ о соли» Помочь ребенку раскрыть творческие способности, умение представлять сказки Книга «Сказ о соли» Семья юного исследователя
12. Творческая игра «Добыча соли» Поддержать желание детей придумывать и разворачивать сюжет игры на основе накопленных знаний о добыче соли Макет «Добыча соли», игровые атрибуты Воспитатель, дети, семья юного исследователя

Итоговый этап

1. Создание паспорта «Полезное ископаемое соль» Обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом Паспорт «Полезное ископаемое соль» Воспитатель
2. Презентация проекта «Соль – друг, соль – враг» Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками Фотоальбом «Фотосессия реализации проекта “Соль – друг, соль – враг”» Дети, воспитатель
3. Оформление буклета «Проект “Соль – друг, соль – враг”» Обобщить результаты реализации проектной деятельности для дальнейшей трансляции опыта Буклет «Проект “Соль – друг, соль – враг”» Воспитатель

Методы и приемы реализации проекта:

• анализ познавательной литературы;

• опытно-экспериментальная деятельность;

• исследовательская деятельность;

•  экскурсии;

• наблюдения;

• творческая деятельность;

• игровая деятельность.

Технология реализации проекта.

При подготовке к Новому году дети традиционно лепили подарки для родителей из соленого теста. У них возник вопрос: откуда берется соль? Стали рассуждать: соль бывает разная – крупная и мелкая. Кто-то из ребят вспомнил, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало. Решено было исследовать соль как полезное ископаемое.

Совместно с детьми разработан и обдуман подробный план деятельности. Поставлена цель: изучить свойства соли, полезные и вредные качества соли для здоровья человека, нахождение в природе и способы добычи соли. Выдвинута гипотеза: если провести исследование, опыты и эксперименты с солью, изучить познавательную литературу, то можно расширить свои знания о соли как полезном ископаемом и выявить вредные качества соли для здоровья человека и окружающей природы.

Дети уверены, что без помощи взрослых реализовать этот проект будет трудно. Обращаются за помощью к родителям и находят у них поддержку. Так формируется творческая группа детей и родителей, ответственная за реализацию проекта.

С помощью взрослых подбирается познавательная, научная литература и организуется книжная выставка «Соль – друг, соль – враг». При знакомстве с выставкой дети с большим увлечением рассматривают иллюстрации, фотографии мест добычи соли; разновидности соли (мелкая, крупная, каменная, поваренная, цветная, морская); просят прочитать статьи, которые их заинтересовали.

Интерес к этой теме возрастает. Детям хочется провести эксперименты и опыты с солью. Организуется творческая группа «Юный исследователь». Для поднятия командного духа, для сплоченности придуман девиз:

Край родной – наш общий дом,

Чистоту храните в нем.

Мир природы – мир прекрасный,

Не губи его напрасно.

И, как полагается, у нашей творческой группы теперь есть своя речевка:

Эй, ребята, шире шаг!

Нам нельзя скучать никак!

Нет, наверно, в целом мире

Любопытнее ребят.

Не грустим, не унываем,

Мы исследуем и знаем,

Что для края и страны

Наши знания нужны!

Вместе с детьми разработаны заповеди:

• исследователь любит родной край, бережет его, активно участвует во всех экологических мероприятиях;

• исследователь – друг живой и неживой природы;

• настоящий исследователь постоянно наблюдает за природой, проводит опыты и эксперименты;

• исследователь – настоящий коллекционер познавательной литературы;

• исследователь ведет большую разъяснительную работу по пропаганде экологических знаний;

• исследователь – активный участник походов в лес.

Родителями сшиты халаты и колпаки для работы в лаборатории, куплен микроскоп, напечатаны бейджики. Некоторые дети входят в роль «младших научных сотрудников».

С чего начать исследования? С изучения свойств и качеств соли: на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях.

Наблюдения в процессе проведения опыта с луковицей показывают, как влияет соль на рост растений. Детьми самостоятельно готовятся два вида почв, один из которых содержит большое количество соли. Высаживается лук. На протяжении всего опыта осуществляется уход за растениями, фиксируются результаты опыта, вносятся изменения в таблицу. Определяется, что в почве, содержащей соль, растение практически не растет.

Маленькие лаборанты учатся добывать питьевую воду из соленой воды. Этот опыт у детей вызывает такой интерес и желание получить результат, что теперь они уверены: можно смело ехать на море и не бояться жажды.

Но самым интересным для детей становится проведение эксперимента по «выращиванию кристаллов». Юные исследователи внимательно слушают инструкции и самостоятельно проводят опыт под наблюдением взрослых. Самостоятельная экспериментальная деятельность придает детям уверенность в своих возможностях и усиливает познавательный интерес.

В процессе исследовательской, познавательной деятельности дети смело высказывают свои мысли, предположения, доказывают, самостоятельно делают выводы.

Следующим совместным шагом становится экскурсия в библиотеку. Дети знакомятся с разными энциклопедиями. Посещают читальный зал, где библиотекари им выдают литературу, в которой можно найти статьи и интересные иллюстрации о месторождениях, способах добычи и использовании соли. Сотрудники библиотеки предлагают посетить зал, где находятся компьютеры. Взрослые помогают детям выйти в Интернет и поискать нужную информацию о соли.

Событием становится создание в группе творческой мастерской. Дети самостоятельно готовят соленое тесто и лепят из него замечательные работы «Цветы из соли», «Подсвечник», занимаются декорированием, создают оригинальные поделки.

С интересом дети воспринимают встречи с родителями творческой группы. Одна из семей показывает слайд-шоу, знакомит с «Удивительными историями о соли», другая представляет сказку «Соль дороже золота», третья создает макет «Добыча соли». Получается красочно, ярко, увлекательно. Дети наблюдают, как добывают соль, какая техника участвует в этом процессе, знакомятся с трудом соледобытчиков. А макет в дальнейшем они используют в творческой игре «Добыча соли», фантазируют и разворачивают сюжеты, придумывают необычайные истории о соли и ее путешествиях.

После таких удивительных исследований без особых трудностей дети создают паспорт «Полезное ископаемое – соль», где обобщают знания о соли, кратко описывают ее основные признаки, места добычи и использование человеком, отмечая положительные и отрицательные свойства.

Последним этапом проекта является его презентация. Это запоминающееся мероприятие. Приглашены гости – дети из старшей группы, работники детского сада. «Младшие научные сотрудники», понимая значимость своей исследовательской деятельности, демонстрируют знания, умения проводить опыты и эксперименты, добиваться результатов проекта, в котором активно сотрудничали и дети, и взрослые.

В ходе реализации проекта дети творческой группы приходят к следующим выводам:

1. Соль – продукт, который может нанести вред здоровью человека.

2. Соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.

3. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

4. Соль добывают в России, в том числе в Волгоградской, Астрахан-ской областях, Алтайском крае, на Урале и Кавказе.

Срок реализации проекта: декабрь-январь.

Результат:

1. Осмысление элементарных естественнонаучных представлений о соли как ископаемом, имеющем полезные и вредные свойства и качества.

2. Повышение уровня начальной деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (умение ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат).

3. Установление равноценных и равноправных партнерских отношений с родителями. Актуализация их участия в совместной проектной деятельности.

4. Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли, создание картотеки опытов и экспериментов «Соль – полезное ископаемое», альбома «Тайнам конца нет».

5. Создание буклета проектной деятельности детей и взрослых «Соль – друг, соль – враг».

Практическая деятельность по реализации проекта
«Соль – друг, соль – враг»

ИСТОРИЯ В СТИХАХ О ТОМ, КАК ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ
БЫЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ

Как-то в группе вечерком

Мы с ребятами тайком

От родителей своих

Приготовили для них...

Наш подарок необычный,

Каждый постарался лично.

А подарок был из теста –

Не простого, а цветного.

Хоть красивое оно,

Соли в нем полным-полно.

Тут у нас вопрос возник:

Кто у соли поставщик?

Стали дети рассуждать,

Все о соли вспоминать.

Знаний было маловато,

И решили тут ребята

Проект разработать свой,

Мам и пап позвать с собой!

Долго книги мы искали,

Свои знанья расширяли.

В этом мамы помогли,

На работу налегли:

Разные статьи прочли,

Соли в группу принесли,

Сшили белые халаты,

И мы стали – лаборанты.

Игры больше не нужны,

Мы с ребятами должны

Разузнать о свойствах соли,

Ее важной в жизни роли.

Опыты мы проводили,

Соль везде мы разводили:

В лимонаде и в воде,

Умудрялись в молоке.

Мы умнели с каждым днем,

Трудности нам нипочем.

Всё о соли мы узнали

И «крутыми» сразу стали.

Мы умеем рассказать,

Сделать вывод, доказать.

И, хотя еще мы дети,

На любой вопрос ответим.

Но лиха беда – начало!

Нам всё оказалось мало!

Кто-то в группе вдруг сказал,

Нам вопрос такой задал:

«Что такое солончак?»

Чтобы не попасть впросак,

Мы, конечно, поспешили

И с ребятами решили:

Что в читальный зал пойдем,

Книг побольше там прочтем.

В Интернет даже, возможно,

Мы войдем, это несложно.

Вот вошли мы в Интернет…

И чего там только нет!

И про соль, и про добычу,

Про соленые моря

Будем знать мы на «отлично»,

Не потратим время зря.

И про свойства почитаем:

Почему твердá, белá.

И про то, где на Алтае

Соль слоями залегла.

Так идет за часом час,

День за днем мелькает.

И теперь о соли всё

Каждый из нас знает.

Всех ребят мы соберем,

Им поведаем о том,

Для чего нам соль нужна,

Чем полезна, чем вредна.

И, такой проделав труд,

Дети к выводу придут:

«Соль» – это не просто звук,


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.