Пути совершенствования управления банковскими рисками с учетом мирового опыта — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Пути совершенствования управления банковскими рисками с учетом мирового опыта

2021-04-18 56
Пути совершенствования управления банковскими рисками с учетом мирового опыта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Международная практика представляет собой целую систему управления рисками (риск-менеджмент), предлагающую комплекс эффективных мероприятий по нейтрализации возможных рисков. Так как данные мероприятия способны кардинально повлиять на надежность и устойчивость банка, то, следовательно, в условиях необходимости формирования в Казахстане стабильной банковской системы, их анализ является чрезвычайно актуальным.

В условиях необходимости развития новых видов банковских услуг и использование новых инструментов банками второго уровня, возникает необходимость постоянного исследования возникающих при этом банковских рисков с целью сохранения стабильности банковской системы и повышения ее эффективности в современных условиях.

Одним из новых методов управления банковскими рисками, используемых в зарубежной практике является - риск-менеджмент. Главная задача риск-менеджера состоит в выявлении и предотвращении возможных неблагоприятных событий, нахождении путей минимизации их последствий, создании методологий управления.

Степень банковских рисков определяется как экономическими условиями, так и стратегией и уровнем менеджмента банка. Риск-менеджмент требует достаточно сложных процедур и инфраструктуры контроля. Традиционно общий уровень риска в банке оценивается критерием достаточности капитала, который играет роль резерва (страховки) для покрытия риска.

Поскольку в управлении рисками участвуют все основные подразделения банка, то основным условием его эффективности является разработка и утверждение таких принципов распределения вышеуказанных функций, которые бы с учетом особенностей организационного построения и деятельности конкретного банка исключали бы дублирование и конфликт интересов и тем самым позволили бы оптимизировать процесс управления рисками.

Таким образом, общее управление рисками превращается во взаимосвязанные процессы, которые не могут быть монополизированы ни одним из подразделений. Так как процесс управления рисками не является только функцией риск – менеджмента и интегрирован во все общие процессы банка, идентификация, управление и ограничение рисков происходят на всех уровнях, от рядового сотрудника, до высших менеджеров банка, при координации из единого центра, которым должно быть специально выделенное риск – подразделение.

Кредитование является одним из ключевых видов банковской деятельности и до сих пор остается самым крупным источником доходов для большинства банков. Но в то же время, выдача кредитов представляет и самую большую угрозу для надежности и безопасности банков. Стремясь увеличить прибыль, коммерческий банк подвергается риску банкротства. Главная задача поэтому, сформировать стабильный, эффективно управляемый портфель банка, который бы способствовал минимизации рисков и обеспечивал прибыльность ссудных операций [24; с.37-40].

Одним из инструментов выявления рисков операций банков с предприятиями и организациями, широко используемым на Западе, является создание систем раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед банками – кредитных бюро. Они могут быть сформированы как независимые структуры, работающие в интересах кредитных организаций и их клиентов, что очень важно для создания эффективной кредитной системы. В большинстве стран мира кредиторы на постоянной основе обмениваются информацией о платежеспособности заемщиков через кредитное бюро, которые выступают в качестве информационных посредников, либо учрежденных и принадлежащих самим кредиторам, либо действующих независимо и получающих прибыль от своей деятельности. Кредиторы снабжают бюро, данными о своих клиентах. Бюро сопоставляет их с информацией, полученной из других источников (суды, государственные регистрационные и налоговые органы и т.д.) и формируют картотеку на каждого заемщика. Кредиторы, при условии регулярности и достоверности предоставления информации о своих клиентах могут постоянно получать из бюро отчеты о кредитных операциях потенциальных заемщиков. Жесткость правил предоставления данных обусловлена тем, что кредитные бюро, особенно принадлежащие самим кредиторам, потенциально подвержены конфликту интересов: каждый хочет получать полную и достоверную информацию, не предоставляя свои данные. Другими словами, деятельность кредитных бюро основана на принципе взаимного обмена, который устанавливается в соглашении, заключаемом между бюро и кредиторами.

Кредитные бюро предоставляют разного рода отчеты о кредитных операциях, в зависимости от наличия информации о потенциальном заемщике, вида предоставляемого кредита, с, что наиболее важно, от степени детализации, необходимой кредитору.

Как и другие страны с развивающимися рынками, Казахстан ощущает на себе влияние асимметричности информации в сфере финансового посредничества, особенно в отраслях с высоким удельным весом убыточных и низкорентабельных предприятий и хозяйств, к которым, например, относятся сельхозпроизводители.

Отсутствие достоверной информации значительно усложняет управление банковскими расходами, поэтому назрела объективная необходимость создания типового органа, каким является кредитное бюро.

Существует две потенциальные возможности его организации:

1. Кредитное бюро создается либо при Национальном Банке Республики Казахстан, либо при его решающем участии, к тому же Национальный Банк уже имеет определенный опыт по ведению учетного регистра;

2. Кредитное бюро создается в качестве самостоятельной коммерческой или некоммерческой единицы.

Аргументы в пользу первого варианта:

- располагает структурой, объединяющей подразделения центрального аппарата и территориальных учреждений, которые обеспечивают контроль над деятельностью всех без исключения организаций;

- законодательно уполномочен на получение отчетов о деятельности кредитных организаций по широкому спектру вопросов;

- имеет уникально развитую телекоммуникационную сеть, объединяющую все регионы республики, позволяющую получать, обрабатывать и передавать значительные объемы информации в электронном виде, то есть обеспечивать и решать задачи по управлению базой данных.

Для обеспечения деятельности кредитного бюро на первом этапе достаточно использование отчетности кредитных организаций, установленной Правлением Национального Банка, что не требует внесения каких-либо изменений и дополнений в действующее законодательство. Контроль над достоверностью информации может быть обеспечен путем дистанционного надзора и проверок состояния кредитного портфеля.

В то же время имеются определенные минусы в создании кредитного бюро при Национальном Банке. Национальный Банк выступает органом банковского надзора. В ряде случаев раскрытие информации о качестве кредитного портфеля, составе заемщиков и клиентов конкретно взятой кредитной организации может быть использование третьей стороной в целях недобросовестной конкуренции, что вступает в противоречие с задачей Национального Банка по обеспечению стабильности банковской системы страны в целом.

Поэтому более трудоемким и длительным, но более реалистичным представляется подход, основанный на создании кредитного бюро как самостоятельной коммерческой или некоммерческой организации. Правовой формой этой структуры может быть либо акционерное общество, либо некоммерческое партнерство, либо структурное подразделение общественной организации (ассоциации банков, консалтинговой фирмы, рейтингового агентства и т.д.). Такой подход хотя и связан с дополнительными затратами времени, но лучше соответствует рыночным принципам функционирования экономики и практики большинства стран. Но и в этом случае поддержка Национального Банка не только желательна, но и необходима. Анализ международного опыта, показывает, что институты кредитных историй во многих странах, на начальных шагах своей деятельности получают прямую или косвенную поддержку центральных банков и органов исполнительной власти. К тому же, целесообразно привлекать к работе кредитного бюро аудиторские фирмы, имеющие высокую деловую репутацию и опыт работы на казахстанском рынке.

Успешное управление рисками в коммерческих банках балансирует деловой процесс, аналитику и технологические функции. Здесь необходимо естественное движение от установления делового процесса и организационной структуры, поддерживающей управление риском, до осуществления более усложненных функций аналитического и технологического управления риском.

Таким образом, активное изучение международного опыта в области управления банковской деятельностью показывает, что Казахстан может воспользоваться частью механизмов, инструментов и методов, применяемых в международной финансовой практике, с целью существенного повышения эффективности банковской системы.

Совершенствование системы управления рисками стало одним из ключевых элементов, сформировавших имидж АО «Альянс-Банк» как надежного финансового института. Риск-менеджмент осуществляется на уровне всего банка и охватывает все стороны финансовой деятельности. Банк внедрил интегрированный подход, когда управление рисками координируется высшим руководством, а каждый сотрудник рассматривает риск-менеджмент, как часть своей работы.

Самострахование банковских рисков в АО «Альянс-банк» осуществляется путем формирования резервов. В первой половине 2005 года была характерна пониженная доля специальных резервов в кредитном портфеле брутто - на уровне 5,1-5,3%. К концу 2005 года банк увеличил резервы по кредитам клиентам до 9,4-9,2% и сформировал резервы по кредитам финансовым организациям, осуществляющим отдельные банковские функции. В 2006 году АО «Альянс-банк» имел по результатам года максимальные размеры отчислений в резервы на возможные потери - 4783 млрд. тенге, что составляет 40% общей суммы полученных чистых доходов. Такое стремление банка застраховаться от потенциальных потерь и неожиданных убытков вполне понятно, если, конечно, оно идет не в ущерб делу и не съедает «лишние» доходы.

В целом, как говорится, для банка характерна устойчивость развития. Осуществляется переход на международные стандарты учета. Система управления рисками Альянс-банка соответствует требованиям к корпоративному управлению, практике проведения заемных операций и операций с финансовыми инструментами, практике управления активами и обязательствами, а также требованиям к обеспечению операционной деятельности банка, функционирования информационных систем и систем управленческой информации.

С каждым днем у банковского риск-менеджмента растет понимание места и роли автоматизации управленческих функций. Поэтому для совершенствования управления банковскими рисками большое значение имеют технологии моделирования и риск-менеджмента, которые позволяют оперативно корректировать финансовые планы банков в соответствии с рыночной ситуацией.

АО «Альянс-банк» затратил серьезные инвестиции в информационную систему. Процесс бюджетирования в банке осуществляется давно. И если вначале он находился в стадии развития и формирования, то активный рост банка по основным направлениям деятельности потребовал поддержки со стороны современных информационных технологий.

В настоящее время в значительной части процесс внедрения системы в банке завершен. Осуществляется планомерная работа департамента финансового планирования банка с самой системой: банк осуществляет ежедневную загрузку в хранилище фактических данных бухгалтерского учета и помесячную выверку загруженных данных, на базе которых рассчитываются управленческие балансы подразделений за каждый день, бюджет активов и пассивов, а также финансовый план. Загружены плановые значения бюджета активов и пассивов и финансовый план на 2006 г. в разрезе ЦФО. Следующим шагом реализации проекта будет планирование бюджета на 2007 г.

Целью проекта, реализуемого партнером Intersoft Lab, является создание в «Альянс Банке» комплексной системы управления операционными рисками, способной решать организационные, методологические и информационные задачи.

Важно отметить, что решение на основе продуктов «Контур» должно обеспечить построение в банке информационной части комплексной системы управления рисками в соответствии с международными стандартами Basel II. Причем такая система пока не имеет аналогов в Казахстане.

По итогам внедрения первой очереди системы «Контур Корпорация. Операционные риски» банк приступил к эксплуатации системы. Сотрудники департамента контроля рисков получили возможность выполнения полного цикла экспертной оценки рисков: создания технологических карт бизнес-процессов, ведения каталогов рисков, проведения экспертных опросов, настройки и расчет индикаторов подверженности риску, расчета карты рисков по данным опросов.

Таким образом, специалисты риск-менеджмента и информационных технологий АО «Альянс-банк» совместно с внедренческой компанией организовали процесс внедрения системы бюджетирования и получения управленческой отчетности.

Данная система позволяет управлять сложной финансовой структурой банка и обеспечивает прозрачность ведения бизнеса различными подразделениями, а также дает широкие возможности для анализа различных аспектов бизнеса, в том числе доходности продуктов банка. По итогам внедрения банк и его структурные подразделения получили возможность:

- видеть фактические значения бюджета активов и пассивов;

- оценивать финансовый результат по каждому ЦФО банка (департамент, филиал, расчетно-кассовый отдел), что до внедрения было возможно только по банку в целом;

- рассчитывать доходность отдельного продукта в разрезе ЦФО, бизнес-направления и бизнеса в целом.

Также положительно риск-менеджмент АО «Альянс-банк» характеризует взаимодействие данного банка с АО «Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций». Поскольку, как было рассмотрено в предыдущих главах дипломной работы риск инвестиционных вложений является одним из наиболее значимых рисков в банковской деятельности, мировая практика уже доказала высокую эффективность взаимовыгодного сотрудничества банков с организациями, предоставляющими услуги по страхованию экспорта и инвестиций.

АО «Альянс-банк», являясь участником системы гарантирования, предлагает ставки вознаграждения, соответствующие предельным ставкам, устанавливаемым Фондом гарантирования в зависимости от складывающейся макроэкономической ситуации в стране. Что касается ставок по депозитам юридических лиц, то они, как правило, устанавливаются на 1-1,5% ниже, чем ставки по вкладам населения на аналогичный срок. Повышение ставок по депозитам населения возможно только в случае пересмотра предельных ставок, установленных Фондом гарантирования. Возможно, что скоро будут отменены предельные ставки депозитов, установленные фондом, как мера абсолютно нерыночная. В свое время она была необходима – некоторые небольшие банки рисковали, завышая ставки по депозитам для привлечения большего числа клиентов. Проценты вознаграждения по депозитам тогда, конечно, были выше, но зато сейчас, благодаря деятельности фонда, у вкладчиков есть уверенность в сохранности своих денег независимо от размера активов и капитала банка, его места в банковской системе, наличия международных рейтингов и прозрачности структуры акционеров.

Далее Правление Альянс-банка планирует предпринять некоторые шаги в области совершенствования управления банковскими рисками.

В частности таким шагом является целевая политика по контролю кредитного риска. Вообще, проведение банком заемных операций предусматривает выдачу банковского займа и другие виды финансирования, предоставленные на условиях возврата банку с выплатой или без выплаты вознаграждения, в том числе путем покупки долговых ценных бумаг и других финансовых инструментов, выдачи гарантий, открытия аккредитива, учета векселя и совершения иных операций, связанных с кредитным риском.

В рамках вышеназванных требований Альянс-банк должен разработать и руководствоваться в своей работе политикой по контролю кредитного риска, формированию провизий и списанию классифицированных активов, осуществлять мониторинг подверженности банка и его дочерних организаций кредитному риску, анализировать кредитные операции и качество кредитного портфеля, определять степень влияния кредитного риска на финансовое положение банка.

В целях управления кредитным риском в АО «Альянс-банк» будут созданы соответствующие подразделения, включая службу внутреннего аудита (контроля), кредитный комитет, комитет по управлению активами и обязательствами. Служба внутреннего аудита (контроля) осуществляет контроль над соблюдением внутренних правил и процедур банка, исполнением отчетов внутренних и внешних аудиторов, мер воздействия и иных требований уполномоченного органа. Кредитный комитет устанавливает и утверждает требования по заемным операциям, следит за качеством займов и дает предварительное разрешение на выдачу займов, превышающих пять процентов собственного капитала банка. Комитет по управлению активами и обязательствами устанавливает и утверждает правила и процедуры заимствования, проведения операций по купле/продаже финансовых инструментов, инвестирования и выдачи банковских гарантий, а также определяет ориентиры по диверсификации активов, рентабельности, ликвидности и достаточности капитала. Подразделение управления рисками проводит мониторинг заемных операций в целях выяснения концентрации кредитных рисков Альянс-банка как на консолидированной основе, так и в разрезе заемщиков, отраслей экономики, стран/регионов.

Кроме того, банк должен разработать и применять политику ранжирования кредитов, которая заключается в распределении по уровням кредитных рисков на основе рейтингов банка и предусматривает периодичность присвоения корпоративных рейтингов на основе количественных и качественных факторов, установление кредитных лимитов и ставок вознаграждения по займам, с учетом рейтингов заемщиков, периодичность мониторинга убытков по рейтингам, а также принятие решений о выдаче займов при соответствии заемщика минимально допустимому уровню рейтинга.

Также Альянс-банк осуществляет работу по сбору информации об условиях, подлежащих обязательному отражению в договорах банковского займа, в том числе по раскрытию заемщиками информации о финансовом положении и иных сведений, которые могут негативно повлиять на возможность заемщика своевременно и в полном объеме исполнить обязательства по займу. При кредитовании нерезидентов Республики Казахстан Альянс-банк будет проводить правовую экспертизу законодательства соответствующего зарубежного государства, а также в целях оценки странового риска собирать и обрабатывать информацию о политической и экономической ситуации в каждой стране, резиденты которой являются заемщиками банка.

Таким образом, в данной главе были рассмотрены пути совершенствования управления банковскими рисками с учетом мирового опыта и на примере АО «Альянс-Банк». Правление Альянс-банка ответственно относится к рекомендациям Национального Банка в области совершенствования риск-менеджмента. В частности банком предприняты шаги в области как минимизации рисков путем их прогнозирования с помощью информационной системы, так и управлением имеющимися рисками с помощью страхования некоторых операций.


Заключение

 

Проведенное исследование убедило в многоаспектности темы дипломной работы. Изучение организации банковского дела предполагает анализ теоретических основ банковского дела, принципов построения банковской системы и организационно-управленческой модели коммерческого банка.

По мере развития рыночных отношений в экономике и обществе, усиливается экономическая роль банков. В их работе на первое место взамен административно-командных выдвигаются экономические методы. Повышается значение стоимостных инструментов банковского воздействия на экономику.

Для большинства коммерческих банков в настоящее время характерна явная тенденция к универсализации, к превращению в «финансовый супермаркет», где клиенты банка могут воспользоваться практически любой денежно-финансовой услугой. В нашей конкретно-исторической обстановке первых этапов становления рыночных структур универсализация деятельности коммерческих банков представляется явной, если не единственной возможностью выживания, развития и дальнейших перспектив существования. Вместе с тем, по мере развития и укрепления рыночных отношений, формирования реальных механизмов разделения властей и полномочий для каждого банка, на повестку дня встает вопрос поиска своей специализированной ниши или оптимального региона деятельности. Такие поиски будут вынуждать многие банки к глубокой перестройки своей деятельности.

Говоря о современных коммерческих банках, необходимо подчеркнуть, что, как и другие звенья кредитной системы, они постоянно эволюционируют, меняются формы операций, методы конкуренции, система контроля и управления.

В последние годы конкуренция в банковской сфере силилась благодаря более широкой поддержке открытия отделений банков, появлению электронных терминалов и распространению международных банковских операций. Конкуренция усилилась и в связи с быстрым ростом других финансовых институтов (например, сберегательные учреждения и взаимные фонды денежного рынка, которые предоставляют многие услуги, обычно характерные для коммерческих банков).

Обладая значительным по размерам собственным капиталом, коммерческие банки в потенциале могут превратиться в крупных инвесторов, то есть самым непосредственным образом воздействовать на развитие народного хозяйства в целом, вмешиваться в структурные перестройки и даже определять перспективу многих секторов экономики. Приобретая в довольно больших масштабах статус акционерно-правовой формы управления собственностью и формирования капитала, коммерческие банки могут превратиться в мощных финансистов и в значительной степени диверсифицировать свою деятельность на основе создания многочисленных холдингов, дочерних фирм и предприятии, а также развития различных форм участия.

Основным средством придания банкам их подлинной экономической роли является формирование в обществе правильного рыночного понимания категории коммерческого банка и создание для этого комплекса регуляторов, позволяющих удерживать их в рамках такого представления. Очень важное место в таком комплексе должны занять механизмы саморегулирования, которые должны выработать сами коммерческие банки с учетом своей миссии, выраженной в четко продуманной и обоснованной стратегии их развития.

В качестве объекта исследования был выбран АО «Альянс-банк», который является одним из самых динамично развивающихся казахстанских банков второго уровня и успешно работает на рынке банковских услуг вот уже более 10 лет. Будучи универсальным банком, Альянс Банк предлагает очень широкий спектр банковских операций.

По размеру активов и собственного капитала АО «Альянс-банк» входит в первую коммерческих банков Казахстана. По состоянию на 1 декабря 2006 г. активы банка составили 751,1 млрд. тенге, а собственный капитал – 51,3 млрд. тг.

Альянс Банк имеет рейтинг от Moody's Investors Service - рейтинг долгосрочных обязательств в иностранной валюте «Ва2» (прогноз «позитивный»), рейтинг краткосрочных обязательств в иностранной валюте «NP» и рейтинг финансовой устойчивости «Е+» (прогноз «позитивный»).

Доля АО «Альянс Банк» на рынке депозитов Республики Казахстан выросла с 1,6% несколько лет назад до уровня более чем в 5% в 2006 году.

АО «Альянс Банк» предлагает своим клиентам гибкую систему ставок по депозитам в иностранной и национальной валютах. Клиент может размещать депозиты на короткие сроки. Также благодаря ежедневному мониторингу мирового рынка депозитов АО «Альянс Банк» предлагает наиболее выгодные и конкурентные ставки по депозитам номинированных как в ведущих мировых валютах (Доллар США, Евро), так и в национальной валюте:

Благодаря эффективной политике АО «Альянс-банка» по привлечению ресурсов и их размещению, чистая прибыль банка за первое полугодие 2006 года составила 2 104 млн. тенге, что более чем в 2 раза выше по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. На рост депозитов Альянс Банка, помимо внешних факторов, таких, как улучшение общей макроэкономической ситуации в стране, функционирование системы гарантирования вкладов, влияет также ряд внутренних факторов.

Основной целью дальнейшей стратегии развития Альянс Банка будет являться обеспечение стабильного роста банковского бизнеса, адекватного росту экономики и банковского сектора Республики.

Изучение международного опыта в области управления банковской деятельностью показывает, что Казахстан может воспользоваться механизмами, инструментами и методами банковского дела, применяющимися в международной финансовой практике, с целью существенного повышения эффективности банковской системы.



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.