Республиканские и местные налоги — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Республиканские и местные налоги

2021-04-18 140
Республиканские и местные налоги 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Республике Абхазия взимаются:

а) республиканские налоги;

б) местные налоги.

Компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах определяется в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами. (в ред. Закона Республики Абхазия от 30.06.2016 N 4162-C-V)

Органы государственной власти Республики Абхазия разных уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Республики Абхазия, равно как и повышать ставки установленных налогов. (в ред. Закона Республики Абхазия от 30.06.2016 N 4162-C-V)

Статья 16. Республиканские налоги

К республиканским относятся следующие налоги:

а) налог на прибыль организаций; (в ред. Закона Республики Абхазия от 30.06.2016 N 4162-C-V) б) налог на добавленную стоимость; в) акцизы на отдельные группы и виды товаров; г) налог на операции с ценными бумагами; д) таможенная пошлина; е) государственная пошлина; ж) транзитный налог;

з) налог на имущество организаций; (в ред. Закона Республики Абхазия от 30.06.2016 N 4162-C-V)

и) платежи за пользование природными ресурсами;

к) налог на реализацию горюче-смазочных материалов;

л) налог с владельцев транспортных средств;

м) лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют центральные органы государственного управления; (п. "м" введен Законом Республики Абхазия от 12.07.2006 N 1402-с-XIV) н) страховые взносы и платежи во внебюджетные социальные фонды. (п. введен Законом Республики Абхазия от 24.11.2011 N 3021-с-IV с 1 января 2012 года)

Республиканские налоги (в т.ч. размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в бюджет устанавливаются законодательством Республики Абхазия и взимаются на всей ее территории. (в ред. Закона Республики Абхазия от 30.06.2016 N 4162-C-V)

Статья 17. Местные налоги

К местным относятся следующие налоги:

а) подоходный налог с физических лиц и индивидуальных предпринимателей; б) налог на имущество физических лиц;

в) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется специальным законодательством Республики Абхазия о земле

д) сбор за право торговли. Сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента;

е) сбор за право торговли вино водочными изделиями. Сбор вносят организации, индивидуальные предприниматели, реализующие вино водочные изделия населению в размере, не превышающем 60 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год;

ж) сбор за выдачу ордера на квартиру. Сбор вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;

з) сбор за использование национальной символики, наименований "Республика Абхазия", "Абхазия", "Апсны". Сбор вносят производители продукции, использующие национальную символику, в размере не более 0,5 процента от стоимости реализуемой продукции;

л) лицензионные сборы по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют местные органы государственного управления. Налоги, указанные в подпунктах "а", "б", "в", "к" и "л" части первой настоящей статьи, устанавливаются законодательством Республики Абхазия и взимаются на всей ее территории.

Прямые и косвенные налоги

Прямые и косвенные налоги

На­ло­ги могут быть клас­си­фи­ци­ро­ва­ны по раз­лич­ным при­зна­кам: в за­ви­си­мо­сти от уров­ня уста­нов­ле­ния (фе­де­раль­ные, ре­ги­о­наль­ные и мест­ные), ка­те­го­рий пла­тель­щи­ков (физ­ли­ца и ор­га­ни­за­ции), на­зна­че­ния (общие и спе­ци­аль­ные) и т.д. При этом одной из ос­нов­ных груп­пи­ро­вок яв­ля­ет­ся клас­си­фи­ка­ция на­ло­гов по спо­со­бу взи­ма­ния. Так, на­ло­ги и сборы по спо­со­бу взи­ма­ния бы­ва­ют пря­мы­ми и кос­вен­ны­ми. А чем от­ли­ча­ют­ся пря­мые на­ло­ги от кос­вен­ных?

Отличие прямых налогов от косвенных

Дей­ству­ю­щее на­ло­го­вые за­ко­но­да­тель­ство не уста­нав­ли­ва­ет, что на­ло­ги бы­ва­ют пря­мы­ми и кос­вен­ны­ми. Такая клас­си­фи­ка­ция на­ло­гов по ме­то­ду взи­ма­ния про­ис­те­ка­ет ско­рее из их сути и ха­рак­те­ри­сти­ки на­ло­го­пла­тель­щи­ков и эле­мен­тов на­ло­го­об­ло­же­ния в от­но­ше­нии кон­крет­но­го на­ло­га.

Пря­мой налог озна­ча­ет, что взи­ма­ет­ся он с до­хо­да или иму­ще­ства на­ло­го­пла­тель­щи­ка и упла­чи­ва­ет­ся им за счет своих средств. Кос­вен­ный же налог рас­смат­ри­ва­ет­ся как уста­нов­ле­ние над­бав­ки к цене то­ва­ров и услуг, ко­то­рая упла­чи­ва­ет­ся ко­неч­ным по­ку­па­те­лем.

Прямой налог и косвенный: примеры

Ти­пич­ны­ми при­ме­ра­ми пря­мых на­ло­гов яв­ля­ют­ся налог на при­быль или, к при­ме­ру, НДФЛ, а также налог на иму­ще­ство.

Наи­бо­лее явный при­мер кос­вен­но­го на­ло­га – это НДС.

Виды налогов: прямые и косвенные

Чтобы опре­де­лить­ся, какие на­ло­ги кос­вен­ные, а какие пря­мые, при­ве­дем пе­ре­чень уста­нов­лен­ных в РФ пря­мых и кос­вен­ных на­ло­гов в таб­ли­це.

Вид на­ло­гов

Пря­мой Кос­вен­ный
НДФЛ; налог на при­быль ор­га­ни­за­ций; налог на до­бы­чу по­лез­ных ис­ко­па­е­мых; вод­ный налог; ЕСХН; УСН; ЕНВД; ПСН; налог на иму­ще­ство ор­га­ни­за­ций; налог на игор­ный биз­нес; транс­порт­ный налог; зе­мель­ный налог; налог на иму­ще­ство фи­зи­че­ских лиц НДС ак­ци­зы    

Общие и целевые налоги

Как уже было отмечено, по бюджетному назначению налоги делятся на общие и целевые. Большинство взимаемых на территории Ра налогов относится к категории общих, закреплен принцип общего совокупного покрытия расходов, согласно которому по общему правилу расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета.

Однако некоторые налоги имеют целевое назначение. Таковыми являются, например которые при поступлении в бюджет относятся к категории нефтегазовых доходов (налоги на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья). В связи с формированием дорожных фондов в составе бюджетов всех уровней бюджетной системы некоторые налоговые платежи также приобрели целевое назначение. в дорожный фонд, средства которого используются в целях финансового обеспечения дорожной деятельности, поступают акцизы на автомобильный бензин.

Рентные налоги — это налоги, уплата которых обусловлена использованием плательщиком природных ресурсов, принадлежащих по праву собственности государству. К таким платежам в настоящий момент относятся водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Регулятивные и разовые

Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. Например, подоходный налог с физических лиц и земельный налог взимаются ежегодно, налог на добавленную стоимость — помесячно или поквартально.

Уплата разовых налогов связывается с событиями, не образующими системы.

Например, уплата таможенной пошлины зависит от факта импорта или экспорта товара. Для конкретного плательщика экспортно-импортная операция может иметь непостоянный, случайный характер. К разовым относится также налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

19.

Элементы закона о налоге (элементы налога) — это закрепленные в законе слагаемые налоговых формул, определяющие налоговое обязательство. Они делятся на существенные и факультативные.

Те элементы юридического состава налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, можно назвать существенными (обязательные) элементами юридического состава налога.

К ним относятся:

налогоплательщик (субъект налога);

объект налогооблажения;

налогооблагаемая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Кроме указанных элементов, существуют и факультативные элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства, однако существенно снижает гарантии его надлежащего исполнения.

К ним относятся:

порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога;

ответственность за налоговые правонарушения.

Факультативные элементы не обязательно присутствуют в каждом законе о налоге вопросы взимания недоимок и возврата налогов, налоговой ответственности решены в части первой. Эти нормы применимы в отношении любого налога, они характеризуют выполнение налогоплательщиком своих обязанностей по уплате всех налогов в целом и конкретных налогов в частности. Угроза применения мер ответственности – «приводной ремень» налогового механизма.

К факультативным элементам следует также отнести и налоговые льготы. «в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком»

Также можно определить дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установ­ления налога, но в какой-либо форме должны или присутствуют при установлении налогового обязательства:

предмет налога;

масштаб налога;

единица налога;

источник налога;

налоговый оклад;

получатель налога.

Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить:

• обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения;

• границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика.

Нечеткость, двусмысленность или неполнота закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях (налоговые лазейки) или к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, выражающимся в расширительном толковании положений закона.

Хотя число налогов велико и структура их различна, тем не менее, слагаемые юридического состава налога имеют универсальное значение. «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», однако не определяет, что значит установить налог с позиции содержания закона о налоге.

налог – это не значит только дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если неизвестны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения. Поэтому установить налог – это значит установить и определить все существенные элементы его юридического состава (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.п.).

Субъект налогообложения

Субъект налогообложения – это лицо, на которое возлагается обязанность по уплате налогов собственными средствами. Довольно близким, по сути, является понятие «носитель» налога, на которого перекладывается это бремя.

Носителем становится тот, кто в результате переложений налога становится его конечным плательщиком в итоге. Если рассмотреть конкретный пример с акцизом, получается что субъект – юридическое лицо изготовившее продукцию, либо реализовавшее ее. Он обязан начислить и оплатить в бюджет сумму акциза. Данная сумма включается в стоимость продукции, конечный потребитель покупает этот товар по цене, включающей в себя акциз. Покупатель в данном случае является носителем налога и плательщиком акциза.

Относительно каждого налога или сбора установлен круг лиц, которые несут ответственность за своевременность и полноту его оплаты. Универсального налогоплательщика не существует в принципе. Законом предусмотрено, что налог сокращает доходы плательщика и оплачивается его собственными средствами. Запрещено применение налоговых оговорок, в результате которых на другое лицо может быть переложена ответственность за уплату налога. Если взять, к примеру, порядок начисления и внесения подоходного налога, там четко прописано, что работодатель не может брать на себя расходы по его оплате. Если, все же, предприятие за своего сотрудника погасило определенную сумму, то налогооблагаемый доход будет увеличен соответственно.

Налоговое право регулирует отношения между государством и плательщиком с помощью экономических связей. В целом, субъекты могут классифицироваться по целому ряду признаков. Важнейшим показателем для определения экономических отношений является постоянное место пребывания или резиденство налогоплательщика. Существует два вида: нерезиденты – не пребывающие постоянно на территории страны; резиденты – постоянно находящиеся в государстве.

Налоговая обязанность резидентов предусматривает начисления на доходы, полученные как внутри страны, так и за ее пределами. В то время как субъекты налогообложения нерезиденты по ограниченной налоговой обязанности, в качестве базы используют доходы, заработанные только в данной стране. Порядок декларирования, отчетности и сроков тоже значительно отличается. Постоянное место пребывания плательщика устанавливается ежегодно. Резидентом считается лицо, которое:

на протяжении одного года находится в РФ 183 дня и больше, в том числе распространяется на лиц без гражданства и иностранцев; живущие меньше 183 дней в году и не имеющие постоянного места жительства в РФ. Некоторые страны в качестве периода применяют не календарный, а налоговый год. В случаях, когда стандартные методы определения не эффективны, можно использовать такие признаки: центр личных и финансовых интересов; местонахождение постоянного жилья; гражданство; место обычного проживания. Порядок определения регулируется международными актами и национальными законами

 

Субъекты – юридические лица Для обозначения резиденства юридического лица используется ряд тестов: Инкорпорация. Фирма признается резидентом той страны, в которой она основана. Все предприятия, зарегистрированные на территории РФ, оплачивают налог на прибыль в бюджет, независимо от места проведения деятельности. Юридический адрес. Если компания зарегистрировала свой юридический адрес в данной стране, налоги и сборы должны оплачиваться по месту регистрации. Место центрального контроля и управления. Если с территории конкретной страны происходит центральное управление делами фирмы, признается ее резиденство. Место текущего управления. Если органы управления компанией расположены в стране, то она признается резидентом данного государства. Деловая цель. Если большая часть операций проводится в данном государстве. Объекты и субъекты налогообложения создают комбинацию ряда элементов непосредственно влияющих на размеры и порядок оплаты налогов. К примеру, юридические лица делятся не только по признакам резидентства, но и по другим аспектам. Может влиять на порядок налогообложения форма собственности, организационно-правовая форма и даже численность сотрудников на предприятии.

Виды субъектов

В отличие от других отраслей публичного права, где определяющими являются политико-правовые отношения лица и государства, в налоговом праве прежде всего учитывают экономические связи налогоплательщика и государства.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), согласно которому налогоплательщиков подразделяют на лиц:

• имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);

• не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты) (

Важное различие этих двух групп налогоплательщиков состоит в том, что у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обязанность), у нерезидентов — только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).

Есть и другие различия в налогообложении этих двух групп плательщиков — порядок декларирования и уплаты налога и др. Под источником доходов понимается деятельность или активы, приносящие доход (доходы от работы по найму, предпринимательской деятельности, авторских прав, имущества и т.п.). Понятие «источник доходов» не стоит путать с понятием "источник выплаты", т.е. с лицом, фактически выплачивающим сумму другому лицу.

Правила определения резидентства имеют существенные различия в отношении налогоплательщиков — физических и юридических лиц.

22. Предмет и объект налогообложения

Предмет налогообложения— это реальная вещь (земля автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели и др.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.

Предмет налогового обложения обозначает признаки фактического (не юридического) характера. Предметом является земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий; объект же налога — право собственности на землю.

Объект налогообложения— это юридический факт (действие событие, состояние), который обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.).

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложение определяемый в соответствии со второй частью Налогового кодекса. Например, при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиком.

Объект налогообложения необходимо отличать от источника налога. Источник налога — это резерв, используемый для его уплаты. Источником являются доход и капитал налогоплательщика, а применительно к хозяйственной деятельности предприятия— такие экономические показатели, как себестоимость, финансовый результат, прибыль и т.д.

Реальным источником для НДС, таможенной пошлины является себестоимость; для налога на имущество предприятий — финансовый результат; для налога на прибыль и большинство местных налогов — соответственно налогооблагаемая и чистая прибыль.

Теоретически объекты налогообложения можно разделить на следующие виды:

права имущественные (право собственности на имущество и пользование имуществом);

права неимущественные (право пользования чем-либо и право на вид деятельности);

действия субъекта (реализация товаров, работ, услуг);

ввоз (вывоз) товаров (работ, услуг) на территорию страны;

результаты хозяйственной деятельности (добавленная стоимость, доход, прибыль).

Объект налогообложения можно рассматривать как ориентир, с которым законодатель может связывать возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Объектами налогообложения согласно Налоговому кодексу являются:

операции по реализации товаров (работ, услуг);

имущество;

прибыль;

доход

стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

иной объект.

Все это объясняется тем, что в Налоговом кодексе «объект налогообложения» рассматривается в качестве основания возникновения обязанности по уплате налога. Отсюда появляются и некоторые правовые коллизии, которых можно было бы избежать, рассматривая объект налогообложения как самостоятельный элемент.

Для того чтобы исчислить налог, необходимо измерить предмет налога, каким-либо образом его оценить. Оценка, в свою очередь, требует выбора соответствующего масштаба. Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах. Для их измерения выбирают физическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым определяя масштаб налога.

Масштаб налога — это установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога.

Масштаб налога определяется посредством стоимостных и физических характеристик При измерении дохода или стоимости товара в качестве масштаба налога используют денежные единицы, при исчислении акцизов на алкоголь — крепость напитков, при определении налога с владельцев автотранспортных средств мощность или объем двигателя Для количественного выражения налоговой базы используется понятие единица налога Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба. Выбор единицы налогообложения определяется практическим удобством ее использования. Например: при обложении налогом земель— это гектар, квадратный метр; при налогообложении добавленной стоимости — рубль; при исчислении транспортного налога — лошадиная сила.

Налоговая база и масштаб

Налоговую базу называют также основой налога, поскольку это величина, к которой непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма.


Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах налогообложения. Для измерения такого предмета первоначально необходимо избрать какую-либо физическую характеристику, какой-либо параметр измерения из множества возможных, т.е. определить масштаб налога.
Например, предметом налога на владельцев автотранспортных средств являются транспортные средства. Но в разных странах выбраны разные параметры их налогообложения: во Франции и Италии — мощность двигателя, в Бельгии и Нидерландах — вес автомобиля, в ФРГ— объем рабочих цилиндров.
В таких случаях налоговую базу нельзя определить как часть предмета налогообложения. Говоря образно, налоговая база в таком случае является проекцией предмета налогообложения под определенным углом.
Налоговая база необходима именно для исчисления налога. Но она непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог (объектом налогообложения)

Масштаб этого налога в отношении недвижимости — стоимость (база определяется по инвентарной стоимости), в отношении транспортных средств — мощность двигателя (в лошадиных силах или киловаттах). дно и то же имущество может быть предметом нескольких налогов, и в каждом случае масштаб налога или порядок исчисления налоговой базы могут быть разными. Так, принадлежащий предприятию автомобиль облагается налогом на приобретение автотранспортных средств, налогом на владельцев автотранспортных средств и налогом на имущество. Если этот автомобиль куплен за рубежом, то при таможенном оформлении он же является объектом обложения таможенной пошлиной, акцизом, налогом на добавленную стоимость. Из шести налогов два имеют особые параметры обложения: мощность двигателя (налог на владельцев автотранспортных средств) и объем двигателя (таможенная пошлина). Остальные четыре имеют одинаковую основу — стоимость автомобиля, однако при этом базы налогообложения исчисляются по-разному.
В практике налогообложения весьма распространено необоснованное отождествление понятий объект налогообложения и налоговая база, что приводит к неправильной квалификации действий налогоплательщиков как налоговых правонарушений.
Нетрудно заметить, что в данном случае понятие «налоговая база» означает одновременно и масштаб налога, и количественную оценку предмета налогообложения. Очевидно, что законодатель не может установить налоговую базу в этом значении. Поскольку у каждого налогоплательщика показатели деятельности индивидуальны, то и налоговые базы различны.
В законе могут быть определены лишь основания оценки предмета налогообложения и порядок определения налоговой базы, но не сама налоговая база. Расплывчатое определение понятий существенных элементов налогового обязательства не способствует принятию четкого налогового законодательства.

Источник налога

Объект налогообложения необходимо отличать от источника налога, т.е. от резерва, используемого для уплаты налога.

Если можно бесконечно долго экспериментировать с объектом, предметом, масштабом налогообложения, порядком исчисления налоговой базы, то выбор источника налога строго ограничен: в экономическом смысле существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен налог, —доход и капитал налогоплательщика.

Например, объектом земельного налога является земельная собственность, а предметом — конкретный участок земли. Источником этого налога может быть либо доход, полученный от использования этого участка, либо иной доход налогоплательщика, а также средства, вырученные от продажи этого земельного участка (его части) или другого имущества.

Налог может быть уплачен и из заемных средств, однако заем погашается также за счет либо дохода, либо выручки от реализации имущества.

Если налог постоянно будет уплачиваться за счет капитала, то в конце концов капитал иссякнет и исчезнет возможность уплаты налога. Поэтому налог должен уплачиваться из доходов налогоплательщика и не затрагивать капитала.

Лишь в экстраординарных ситуациях, когда возникает угроза существованию производственной базы как таковой, обращение налога на капитал является явлением обоснованным. Так, в условиях стихийного бедствия или войны в целях сохранения части имущества, приносящего доход, может быть изъята другая часть этого имущества. В противном случае угроза уничтожения может грозить всему капиталу, а следовательно, и возможности получения доходов в будущем.

Доходы налогоплательщика имеют различные формы — заработная плата, прибыль, рента, проценты с капитала.

Для налогообложения форма дохода имеет существенное значение.

На макроэкономическом уровне совокупность различных форм доходов населения образует национальный доход, который и является источником налогов.

В законах о налогах может указываться конкретный источник уплаты (удержания) налога. Например, в ст. 20 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» определено, что налог с выплачиваемых физическим лицам доходов удерживается и перечисляется в бюджет непосредственно из этих доходов.

Одна из ключевых проблем, возникающих при разработке любого налога, —четкое определение порядка формирования налоговой базы. От этого зависит, насколько точно будет определен размер налоговых обязательств налогоплательщика.

Эта проблема имеет множество аспектов, среди которых следует выделить прежде всего территориальный аспект (пределы налоговой юрисдикции государства) и временной аспект (распределение налоговой базы между различными налоговыми периодами).

Единица налогообложения

Под единицей налогообложения понимают единицу масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы.

Так, масштабом налога с владельцев автотранспортных средств является мощность двигателя автомобиля. Мощность может быть определена в различных единицах — в лошадиных силах или в киловаттах. Избранная единица измерения мощности в целях налогообложения и будет являться единицей налогообложения.

Выбор той или иной единицы налогообложения из ряда возможных диктуется соображениями удобства, а также традициями.

Например, при обложении земель используются единицы измерения, принятые в стране (акр, гектар, сотка, квадратный метр и др.). При установлении акцизов на бензин в качестве единицы налогообложения могут фигурировать литр, галлон, баррель и т. При налогообложении прибыли и доходов единицей налогообложения принята национальная денежная единица.

Ставка налога

Прибыль абхазских организаций и иностранных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Республики Абхазия через постоянное представительство, облагается налогом по ставке 18 процентов. (в ред. Закона Республики Абхазия от 30.06.2016 N 4162-C-V)

Для отдельных видов деятельности ставки налога на прибыль устанавливаются:

- банковская деятельность - 25%;

- страховая деятельность - 20%;

- посреднические операции и сделки - 25%;

- коммунальное хозяйство - 10%;

- магазины свободной торговли - 15%.

 

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая ставка является одним из обязательных элементов налога и одним из основных критериев подсчета налога наряду с объектом налогообложения, налоговой базой, налоговым периодом, порядком начисления суммы налога и пр.

Только когда определена вся совокупность этих элементов, налог считается установленным.

Основные виды налоговых ставок

По способу начисления налоговые ставки бывают четырех видов: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Твёрдые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы (например, транспортный налог). Такую ставку еще называют реальным налогом.

Твердые ставки достаточно просты с точки зрения исчисления налогоплательщиком и контроля со стороны налоговых органов. Указанные ставки применяются в тех случаях, когда налоговая база представляет собой любую количественную характеристику объекта налогообложения, за исключением стоимостной характеристики. Вместе с тем существенный недостаток этого вида ставки состоит в том, что в условиях инфляции необходимо эту ставку периодически повышать, чтобы сохранить должный уровень изъятия имущества в виде налога.

Пропорциональная налоговая ставка выражается в определенном проценте от налогооблагаемой базы независимо от ее объема (например, налог на прибыль, НДС, налог на имущество).

Также пример пропорциональной налоговой ставки является налоговая ставка налога на доходы физических лиц, которая составляет 13 процентов.

Пропорциональные ставки применяются в случаях использования стоимостных характеристик объекта налогообложения в качестве налоговой базы. Ставки достаточно универсальны, поскольку при сохранении общей государственной политики налогообложения не требуют индексации.

Прогрессивная налоговая ставка возрастает по мере увеличения роста налоговой базы.

Есть два типа прогрессивной ставки: простая и сложная.

При простой прогрессии величина ставки растет при увеличении налоговой базы для всей суммы дохода.

При сложной прогрессии налогооблагаемая база делится на части, на каждую из которых начисляется налог по собственной ставке. При этом ставка повышается не для всего дохода, а лишь его части, которая увеличилась относительно предыдущего налогового периода.

Регрессивная налоговая ставка уменьшается по мере увеличения роста налоговой базы. Регрессивные налоговые ставки необходимы тогда, когда государство старается стимулировать подобный рост.

Налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу плательщика, называется налоговой квотой.

Налоговые льготы

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

налоговые вычеты;

пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

иные формы.

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

освобождении от налога;

уменьшении налоговой базы;

предоставлении налогового кредита.

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций

пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.