Полеты с финской территории накануне Барбароссы — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Полеты с финской территории накануне Барбароссы

2021-01-31 145
Полеты с финской территории накануне Барбароссы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Поскольку для изложения данной темы время проведения акций имеет решающее значение, перечень вылетов с территории Финляндии до ее вступления в войну дается в хронологической последовательности.

1. Получив современные самолеты Бленхайм, Финляндия, начиная с 30 апреля 1939 г., стала использовать их и для проведения секретных полетов. Цель — фотографирование местности за государственной границей страны. Эти полеты осуществлялись по приказу Главного штаба добровольно согласившимся на выполнение опасного задания капитаном Армасом Эскола и его командой. Согласно дневниковым записям, к 29 августа 1939 г. над территорией Карельского перешейка и Северного Приладожья было совершено 23 полета. Они осуществлялись с аэродромов Иммола, Вяртсиля и Онттола (Йоэнсуу), и проходили на высоте 7–8 тысяч метров. В 13 случаях аэрофотосъемка была удачной. Обошлось без аварий и неприятностей. 13 октября и 11 ноября 1940 г. тот же экипаж осуществил из Пори успешные разведывательные полеты над военной базой Ханко. С обострением ситуации весной 1941 г. вновь поступили приказы о проведении воздушной разведки над Карельским перешейком (с аэродрома Луонетъярви в Ювяскюля). Все четыре вылета совершил Эскола на своем BL 114. Полеты, выполненные 24 мая (с 11.00 до 12.25 минут) и 25 мая (с 8.40 до 11.25 мин.) полностью удались. Первая попытка, предпринятая 11 июня в 14–15.30, оказалась неудачной, но второй — в ходе которой пролетели через Карельский перешеек и возвращались над Ладожским озером, сопутствовал успех. Как утверждает устная традиция, первый из трофейных бомбардировщиков ДБ-3, захваченный 29 января 1940 г., был переоборудован для ведения аэрофотосъемок. Летом 1940 г. он вел топографическую съемку на восточной границе и «даже за границей», взлетая с аэродромов Онттола и Йоройнен. Наряду с дальними полетами финны проводили и ближнюю воздушную разведку, совершенно легально «подглядывая» со своей стороны за приграничной территорией соседа и пытаясь обнаружить там военные приготовления.

2. На севере дальние разведывательные полеты также начались до вступления в войну. Офицер связи финских военно-воздушных сил капитан Лумиала, прибывший 21 июня в Киркенес, сообщал в своем рапорте от 11 июля 1941 г., посланном в Финляндию:

 

«До начала военных операций воздушное соединение провело неоднократное фотографирование района будущих боевых действий. Аэрофотосъемка велась с высоты 8000 метров 50 см. камерой. Важнейшие объекты бомбовых ударов — аэродромы в районе Кандалакши, порты, участки железной дороги, а также местность предстоящего продвижения от Петсамо до Мурманска и района Саллы сфотографированы, материалы с пояснениями размножены. Экипажи самолетов хорошо ориентируется в районе будущих действий».

 

Русские были хорошо осведомлены о подобной деятельности. И. Иноземцев в своей работе «Крылатые защитники Севера» пишет: «К лету 1941 г. полыхавшая в Европе вторая мировая война вплотную подошла к границам СССР. За несколько недель до начала Великой Отечественной войны в воздушное пространство Советского Союза неоднократно вторгались самолеты германских ВВС. Особенно участились случаи нарушения воздушной границы в последний предвоенный месяц. 17 июня в Заполярье над полуостровами Средний и Рыбачий пролетел разведывательный двухмоторный самолет с черными крестами. С этого дня немецкие самолеты, взлетая с аэродромов Северной Норвегии и Финляндии, ежедневно появлялись над Кольским полуостровом и Карелией, проходили на небольшой высоте над базами, портами и другими важными объектами. Интенсивная воздушная разведка советских приграничных районов свидетельствовала о том, что враг готовится к нападению. Угроза войны становилась все более очевидной».

В «Истории Северного флота» сообщается, что двухмоторный немецкий самолет 17 июня 1941 г. производил разведку Полярного, а также островов Средний и Рыбачий. Двум днями позднее, 19 июня, уже произошел первый бой, в ходе которого русский истребитель И-153 вытеснил из района Рыбачьего производившего разведку двухмоторный немецкий Хейнкель 111, которого в свою очередь прикрывал Мессершмитг 110.

 

 

Полеты через границу Финляндии до начала Барбароссы. Вертикальная штриховка — сфера германской ответственности в Лапландии, горизонтальная — зона III АК, подчиненного немецкому командованию. Аэродромы, отмеченные силуэтом самолета, использовались немцами. Рейды немецких и русских самолетов показаны сплошными стрелами, финских — пунктиром. Схема составлена М. Йокипии

 

3. Соответственно Fernaufklarungskette Lapland на своих двухмоторных самолетах Dornier 17 произвела 19 июня 1941 г. фотографирование территории будущих боевых действий в районе Саллы и буквально метр за метром дефиле Кайрала с высоты 6500 метров. Советские зенитки молчали. В результате своих неоднократных полетов через границу старший лейтенант Кнабе сумел создать хорошую карту территории, которая тут же легла на стол начальника штаба Лапландской армии, полковника Бушенхагена. После этого до 22 июня 1941 г. полеты через границу не совершались.

4. Военный журнал финской эскадрильи № 46, базировавшейся на аэродроме Тиккакоски, сообщает, что 20 июня в 12 часов сюда прибыли два самолета Dornier 215 и один бомбардировщик Heinkel 111, которые были помещены в ангары названной эскадрильи. Поскольку у немцев еще не было своих механиков, их работу выполняли финны. Вечером два немецких самолета совершили трехчасовой полет. Переданный шведским военным атташе еще 15 июня слух о том, что Ювяскюля (Тиккакоски) стал немецким аэродромом, полностью подтвердился.

Известно, что самолеты из Банака и Киркенеса производили разведку Мурманского порта и северной участка железной дороги, самолеты из Рованиеми и Кемиярви — района Саллы, финские летчики совершали полеты над Карельским перешейком. Поэтому, я думаю, что финские самолеты вели разведку южного участка Мурманской железной дороги и канала Сталина, в направлении которых и стали развиваться события в ближайшие дни.

5. Финские источники сообщают 21 июня 1941 г., что «перед рассветом немцы прибыли на аэродром Утти и поздно вечером сюда же сел первый немецкий бомбардировщик (FH)». Их появление связано с предпринятой разведкой Кронштадта в связи с его предстоящей бомбардировкой и минированием.

Финны и немцы, однако, не были единственными нарушителями границы. На протяжении 1941 г. русские на гидросамолетах МБР-2 вели наблюдение за протяженной береговой линией Финляндии и совершили, по крайней мере, 59 зафиксированных полетов. В январе русские вторгались в финское воздушное пространство 8 раз, феврале — 5, марте — 19, апреле — 5, мае — 13 и в июне — 8 раз. Во всех случаях русским делались представления, но ответа, как правило, не было.

В общем, можно сказать, что финны и немцы, выполняя свои ранние разведывательные полеты, платили той же монетой. Хотя в полетах, которые стали совершаться со второй половины июня, уже присутствовал явный наступательный дух.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.