Глава 1. Теоретические основы изучения развития личности ребенка младшего школьного возраста — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава 1. Теоретические основы изучения развития личности ребенка младшего школьного возраста

2021-04-18 94
Глава 1. Теоретические основы изучения развития личности ребенка младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения развития личности ребенка младшего школьного возраста

§ 1.1 Ребенок как субъект воспитания. Сущность и пути формирования человеческой личности

§ 1.2 Младший школьный возраст

Глава 2. Коммуникация в нашей жизни

§ 2.1 Коммуникация, принципы, условия

§ 2.2 Особенности общения ребенка младшего школьного возраста

§ 2.3 Преодоление причин неэффективного общения

§ 2.4 Цели и задачи процесса психологической коррекции

Глава 3. Развитие коммуникационных навыков у ребенка младшего школьного возраста

§ 3.1 Организация и проведение исследования

§ 3.2 Констатирующий эксперимент

§ 3.3 Формирующий эксперимент

Заключение

Список используемой литературы

 


Введение

 

Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений и коллектива. Общественные зависимости, отношения, общение, образующиеся в коллективной деятельности, являются питательной средой образования человеческого, общественного начала в человеке. От богатства действительных общественных отношений личности зависит ее духовное богатство, возможность превратить потенциальные сущностные силы в разносторонне развитые человеческие способности к труду, творчеству, общественной деятельности, общению.

Младший школьный возраст является прямым продолжением дошкольного возраста в плане общей сенситивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Младший школьный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. В этом возрасте ребенок, осваивая мир отношений, испытывает ценностное отношение к окружающему предметному миру, открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.

Тема данной работы - Коммуникационная коррекция и развитие коммуникационных умений и навыков младших школьников.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по развитию коммуникационных умений у младших школьников, необходимо разработать комплекс занятий, направленный на развитие коммуникативных умений общения маленького человека, помочь ребенку стать членом детского коллектива, помочь преодолеть препятствия мешающие общению со сверстниками.

коммуникационный навык младший школьник

Объектом данной работы ставится ребенок, предметом - коммуникационные коррекция.

Цель исследования - определить наиболее эффективные пути применения методов коррекции в развитии коммуникационных навыков.

Задачи следующие:

)   Разобрать теоретические основы изучения развития личности школьника младшего возраста.

2) Определить важность коммуникации в нашей жизни

)   Разработать и опробовать модель коммуникационной коррекции.

Гипотеза. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по обучению школьников младшего возраста коммуникационным навыкам, то можно получить следующие результаты:

повысить уровень коллективного общения детей среднего и старшего дошкольного возраста;

обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию;

повысить эффективность работы по формированию навыков общения, удовлетворяющих насущные социальные потребности каждого ребенка;

получить высокие показатели в развитии личности школьника в целом.

Методы исследования:

изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

наблюдение за деятельностью детей младшего школьного возраста;

опытно-экспериментальная работа.

В работе использованы различные источники.

База исследования:

Младшие классы школы г. Батайска.


Глава 1. Теоретические основы изучения развития личности ребенка младшего школьного возраста

 

Младший школьный возраст

 

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению. Семья принимает решение о том, в какую начальную школу отдать ребенка: государственную или частную, трехлетнюю или четырехлетнюю.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем. Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе ("Я хороший"), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива "Я должен" над мотивом "Я хочу".

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.

Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

В период дошкольного детства в перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок обучается рефлексии на других людей. В школе в новых условиях жизни эти приобретенные рефлексивные способности оказывают ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношениях с учителем и одноклассниками. В то же время учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также контролем за вниманием, мнемоническими действиями, мысленным планированием и решением задач.

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.

В класс приходит много детей, и учитель должен работать со всеми. Это определяет неукоснительность требований со стороны учителя и усиливает психическую напряженность ребенка. До школы индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и учитывались близкими людьми. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенные состояния. Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания.

Общая сенситивностъ к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная. Помимо усвоения специальных умственных действий и действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд, ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.

В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими или зависти). Развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить в принятые позитивные формы общения.


Констатирующий эксперимент

 

Констатирующий этап эксперимента проводился на базе первого класса 1-А детей в возрасте с 6 - 7 лет, дети сравнивались с параллельным 1-Б классом.

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы педагогом выявлялись элементарные навыки ребенка об окружающем социальном мире. Умение детей действовать сообща, принимать решение, правильно слушанье и эмоциональная реакция на объяснение материала урока, навыки публичного выступления,

На данном этапе исследование имело целью определить уровень коллективного развития школьников 1-А класса, выявить недостатки в работе по этой проблеме, а также наметить пути совершенствования работы по воспитанию детей и применение в работе методов коммуникационной коррекции.

Данная методика состояла из учета всех методов, коммуникационной коррекции стиля общения:

ü метод индивидуального консультирования,

ü метод группового тренинга,

ü метод индивидуального тренинга.

С учениками 1-А класса при первом знакомстве была проведена индивидуальная консультация "Семейная история", направленную на осознание идентификации с деструктивными эмоциональными и поведенческими моделями общения и пробуждение потребности самосовершенствования, освобождение от негативного эмоционального опыта, изменение отношения к себе и другим, в которой использовалась:

ü построение генограммы;

Построение генограммы осуществлялась с помощью следующих вопросов.

Система вопросов:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

.   У тебя есть папа и мама?

.   Как зовут твоих родителей?

.   Сколько им лет?

.   Когда у них день рождения?

.   Есть у тебя дедушка и бабушка?

.   Кем они работали?

.   Как их зовут?

.   Сколько им лет?

.   Какие у вас отношения с бабушкой и дедушкой?

.   Как родители относятся друг к другу?

.   Чем они занимаются?

.   Если умерли, то по какой причине?

.   Какие взаимоотношения между матерью и отцом сейчас?

.   Есть у тебя братья и сестра?

.   Какими взаимоотношения между тобой и братьями и сестрами?

.   Как ваши родители относились к тебе и твоим братьям и сестрам?

.   Чем занимаются братья и сестры сейчас?

При анализе ответов на эти вопросы можно выделить типичные модели общения в семье, обращая особое внимание на типичные модели агрессивной и инфантильной стратегий контакта. Кроме того, выделяются эмоции, которые сопутствуют моделям и послужили причиной их возникновения.

Ход констатирующего эксперимента и полученные результаты.

. Краткая характеристика экспериментальной группы испытуемых

.   Смирнов Артем 6 лет. 5 мес. - общительный, много друзей,

2. Сердюк Дарья 6 лет. 6 мес - очень обидчивая, мнительная, боится своих неправильных ответов, поэтому предпочитает молчать.

.   Ключенко Вова 6 л. 8 мес. - страдает заиканием, поэтому сильно стесняется этого;

.   Шарова Лена 6 л. 8 мес. - общительна, но ждет подсказки в игре

.   Клименко Вова 6 л. 5 мес. - большой фантазер;

.   Лебедь Оля 7 лет - спокойная, немного застенчива;

.   Тихий Сергей 6 л. 7 мес - говорит редко, выговаривает слова;

.   Сосновская Наташа 6 л. 6 мес. - иногда мямлит;

.   Усатый Женя 6 л. 10 мес. - подвижен, но рассеян;

.   Левченко Игорь 6 л. 8 мес. - общителен.

.   Житнюк Вера 7 лет - много знает сказок.

.   Какадце Оля 7 лет - общительна

.   Курич Евгений 7 лет - спокойный.

.   Выдрина Мила - 6 лет 2 мес. - замкнутая

.   Милович Кирил - 6 лет 6 мес. - насторожен, прячется за других.

Ориентируясь на этих 15 детей при разработке занятий учитывалось формирование навыков, которые помогли бы детям научится коммуникативным навыкам в коллективе, развивали в них активность и интерес к общению.

Задача учителя при работе с детьми 6-7 лет - построить совместное общение таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно социальное поведение.

Задача учителя - установления доверие. Самым важным в процессе психокоррекции является доверительное общение школьника с учителем. Независимо от характера и содержания общения суть процесса: учитель осознанно использует доверие как главный инструмент воздействия. Благодаря этому сложному и несколько загадочному явлению возникает не только взаимное понимание, но и главные изменения личности ученика.

Доверие - ключевой момент в работе психолога, как, впрочем, и специалиста любой профессии, сущность которой связана с влиянием на людей.

Целью воспитателя является - научить детей, играя вместе, учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точу зрения, строить и реализовывать совместные планы.

. Анализ интегрированного занятия, его результат - знания, умения, навыки, поведение детей к моменту проверки

 

Таблица 1.

Ребенок Возраст

Родители

Отношения Эмоции
      оба Один Нет    
1 Сердюк Дарья 6 лет 6 мес   +   Хорошие хорошие
2 Смирнов Артем 6 лет 5мес. +     Средние Нет
3 Шарова Лена 6 лет. 8мес.     +  - хорошие
4 Клименко Вова 6 лет. 5мес.   +   Средние Нет
5 Лебедь Оля 7 лет +     Хорошие хорошие
6 Тихий Сергей 6 лет. 7мес +     Средние хорошие
7 Сосновская Наташа 6 лет. 6мес. +     Хорошие хорошие
8 Усатый Женя 6 лет. 10мес.   +   Средние Нет
9 Левченко Игорь 6 лет. 8мес. +     Не очень Нет
10 Житнюк Вера 7 лет   +   Хорошие хорошие
11 Какадце Оля 7 лет +     Средние хорошие
12 Курич Евгений 7 лет   +   Хорошие Нет
13 Выдрина Мила 6 лет 2 мес +     Средние хорошие
14 Милович Кирил 6 лет 6 мес   +   Хорошие Нет
15 Ключенко Вова 6 л. 8 мес +     Не очень Нет

 

В ходе проверки выявлено уровень отношение в семье между родителями

. хорошие - 60%

. не очень - 30%

. средние - 60%

 

Диаграмма 1.

 

Проверочное занятие было проведено и во втором 1-Б классе. Результаты констатирующего эксперимента обозначены в таблице №2.

Таблица № 2

Оценка результатов экспериментальная группа контрольная группа
  15 чел. 15 чел.
1. хорошие 6 5
2. средний уровень 6 5
3. низкий уровень 3 5

 

Диаграмма 2.

 

Анализ проведенные исследования позволяет сделать следующие выводы:

. Ha основании констатирующего эксперимента можно сказать, что уровень коллективного развития детей одинаково невысок.

. Данная экспериментальная работа доказала необходимость систематического, целенаправленного влияния на коллективное развитие детей.

Формирующий эксперимент

 

На основе первых результатов была составлена программа занятий с применениями чередования этапов, ступеней и шагов коммуникационной коррекции. Составлен План занятий. На занятиях использовались:

"Уроки доверия" - упражнения и техники, восстанавливающие и развивающие доверие себе и другим;

"Беседы об истине", построенные на библейских сюжетах;

"Стратегии гармонии" - специальные приемы и техники дифференциации и интеграции эмоциональных состояний, а также модели и техники развития партнерской стратегии общения.

Кроме того, используются апробированные техники и приемы психогенетики, гештальттерапии, нейролингвистического программирования, биоэнергетического психоанализа.

В ходе года были пройдены этапы:

. Доверие

. Ответственность

Осознание настоящих трудностей общения

. Осознание возможности выбора

Вся последующая экспериментальная работа с детьми младшего школьного возраста была направлена на оптимизацию отношений детей со сверстниками в процессе обучения коммуникационным умениям.

При этом показателями уровня отношений детей, как было обнаружено в ходе исследований, стали их умения:

а) согласовывать свои действия с действиями партнеров;

б) правильно оценивать себя в качестве исполнителя главных ролей;

в) адекватно судить о своем однокласснике;

г) проявлять терпимость к одноклассникам, оказывать им помощь, быть доброжелательными, высказывать оценки-поощрения, радоваться успеху другого.

Благодаря различному содержанию экспериментальных уроков дети получали возможность проявить в них свои индивидуальные умения, знания, способности (физические, интеллектуальные, творческие) и тем самым заслуживали высокую положительную оценку сверстников и учителей. В то же время каждый учащийся мог сравнивать свои конкретные достижения в том или ином виде деятельности с достижениями других детей и при соответствующем руководстве со стороны учителя правильно оценивать себя и товарищей.

Прошел год экспериментальной работы дети были переведены во 2 класс.

После проведения формирующего эксперимента, были зафиксированы следующие изменения:

 

Таблица 3.

Динамика изменений уровня овладения социальной ролью у старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах

Уровень коммуникационных элементов

Экспериментальная группа

Контрольная группа

  "до" эксп. "после" эксп. "до" эксп. "после" эксп.
Высокий 60% 80 % 50% 50 %
Средний 60% 50 % 50% 70%
Низкий 30% 20% 50% 30%

 

Диаграмма 3.


 Результаты вторичной диагностики у детей уже второклассников после проведения формирующего эксперимента показали значимость изменений в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

Проведенное экспериментальное исследование представляет собой один из вариантов процесса социальной адаптации, направленной на формирование определенных личностных качеств и свойств, способствующих реализации ребенка в коллективе, приобретения им навыков общения и активного участия в коллективной жизни. Результаты исследования показали эффективность использования апробированные техники и приемы психогенетики, гештальттерапии, нейролингвистического программирования, биоэнергетического психоанализа.


Заключение

 

Опытно-экспериментальная работа показала, что эффективное осуществление навыков коллективного воспитания подрастающего поколения и формирование всесторонне и гармонически развитой личности в настоящее время невозможно без комплексного подхода, который включает в себя следующие элементы:

Педагогическая деятельность есть особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.

Педагогическая деятельность представляет собой самостоятельное общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него. По определению советского педагога И.Ф. Козлова, педагогическая деятельность есть". сознательная целенаправленная деятельность взрослых, старших поколений (а не детей) - родителей, учителей, школы и других воспитательных учреждений, направленная на осуществление и осуществляющая руководство процессом воспитания детей". Педагогическая деятельность есть сознательное вмешательство взрослых людей в объективно-закономерный общественно-исторический процесс воспитания, становления детей взрослыми людьми с целью подготовки зрелого члена общества.

Педагогическая деятельность, вооруженная осознанным воспитательским опытом, педагогической теорией и системой специальных учреждений, сознательно вмешивается в объективный процесс воспитания, организует его, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни. Воспитание людей всегда, на любой стадии общественного развития осуществляется всем обществом, всей системой общественных отношений и форм общественного сознания. Оно вбирает в себя и отражает всю совокупность общественных противоречий. Педагогическая деятельность как общественная функция возникает в недрах объективного процесса воспитания и осуществляется педагогами, специально подготовленными и обученными людьми. В отличие от них, многие взрослые, участвующие в воспитательном процессе, не осознают огромного воспитательного значения своих взаимоотношений с детьми, действуют и поступают вопреки Педагогическим целям.

Педагогическая деятельность всегда носит конкретно-исторический характер. Воспитание и педагогическая деятельность едины и противоположны. Воспитание - объективно закономерный исторический процесс. Педагогическая деятельность как субъективное отражение этого процесса возникает в недрах воспитания и развивается на основе воспитательской практики. Педагогическая деятельность может отставать от требований жизни, от объективного воспитательного процесса, вступать в противоречие с прогрессивными социальными тенденциями. Научная педагогическая теория изучает законы воспитания, воспитательного влияния жизненных условий и их требования. Тем самым она вооружает педагогическую деятельность достоверными знаниями, помогает стать глубоко сознательной, эффективной, способной к разрешению возникающих противоречий.


Список используемой литературы

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения развития личности ребенка младшего школьного возраста

§ 1.1 Ребенок как субъект воспитания. Сущность и пути формирования человеческой личности

§ 1.2 Младший школьный возраст

Глава 2. Коммуникация в нашей жизни

§ 2.1 Коммуникация, принципы, условия

§ 2.2 Особенности общения ребенка младшего школьного возраста

§ 2.3 Преодоление причин неэффективного общения

§ 2.4 Цели и задачи процесса психологической коррекции

Глава 3. Развитие коммуникационных навыков у ребенка младшего школьного возраста

§ 3.1 Организация и проведение исследования

§ 3.2 Констатирующий эксперимент

§ 3.3 Формирующий эксперимент

Заключение

Список используемой литературы

 


Введение

 

Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений и коллектива. Общественные зависимости, отношения, общение, образующиеся в коллективной деятельности, являются питательной средой образования человеческого, общественного начала в человеке. От богатства действительных общественных отношений личности зависит ее духовное богатство, возможность превратить потенциальные сущностные силы в разносторонне развитые человеческие способности к труду, творчеству, общественной деятельности, общению.

Младший школьный возраст является прямым продолжением дошкольного возраста в плане общей сенситивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Младший школьный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. В этом возрасте ребенок, осваивая мир отношений, испытывает ценностное отношение к окружающему предметному миру, открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.

Тема данной работы - Коммуникационная коррекция и развитие коммуникационных умений и навыков младших школьников.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по развитию коммуникационных умений у младших школьников, необходимо разработать комплекс занятий, направленный на развитие коммуникативных умений общения маленького человека, помочь ребенку стать членом детского коллектива, помочь преодолеть препятствия мешающие общению со сверстниками.

коммуникационный навык младший школьник

Объектом данной работы ставится ребенок, предметом - коммуникационные коррекция.

Цель исследования - определить наиболее эффективные пути применения методов коррекции в развитии коммуникационных навыков.

Задачи следующие:

)   Разобрать теоретические основы изучения развития личности школьника младшего возраста.

2) Определить важность коммуникации в нашей жизни

)   Разработать и опробовать модель коммуникационной коррекции.

Гипотеза. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по обучению школьников младшего возраста коммуникационным навыкам, то можно получить следующие результаты:

повысить уровень коллективного общения детей среднего и старшего дошкольного возраста;

обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию;

повысить эффективность работы по формированию навыков общения, удовлетворяющих насущные социальные потребности каждого ребенка;

получить высокие показатели в развитии личности школьника в целом.

Методы исследования:

изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

наблюдение за деятельностью детей младшего школьного возраста;

опытно-экспериментальная работа.

В работе использованы различные источники.

База исследования:

Младшие классы школы г. Батайска.


Глава 1. Теоретические основы изучения развития личности ребенка младшего школьного возраста

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.