Инвентаризация имущества юридических лиц, — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Инвентаризация имущества юридических лиц,

2021-04-18 120
Инвентаризация имущества юридических лиц, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,

ПРОВОДИМАЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

 

Содержание.

 

Введение

1 Инвентаризация имущества юридических лиц, проводимая налоговыми органами.

1.1 Правовое регулирование процесса инвентаризации, проводимой налоговыми органами.

1.2 Основные положения.

2 Инвентаризация отдельных видов имущества налогоплательщиков

2.1 Инвентаризация имущества юридических лиц

2.1.1 Инвентаризация основных средств. Инвентаризация нематериальных активов.

2.1.2 Инвентаризация финансовых вложений.

2.1.3 Инвентаризация товарно-материальных ценностей.

2.1.4 Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов.

2.1.5 Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности. Инвентаризация расчетов.

2.2 Инвентаризация имущества индивидуальных предпринимателей

3 Результаты инвентаризации имущества налогоплательщиков

Заключение

Литература


Правовое регулирование процесса инвентаризации, проводимой налоговыми органами.

 

В соответствии с п. 6 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе «... проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам».

Вопросы проведения инвентаризации имущества юридических лиц налоговыми органами регулируются «Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке», утвержденным приказом Минфина РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39.

В соответствии с указанным Положением под налогоплательщиками в дальнейшем понимаются организации и индивидуальные предприниматели, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель государственной налоговой инспекции (его заместитель) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств (Приложение № 1 к указанному Положению).

Распоряжение регистрируется в журнале регистрации распоряжений о проведении инвентаризации (Приложение № 2 к указанному Положению).

Под имуществом в соответствии со ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. К имуществу налогоплательщика относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы.

В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество налогоплательщика независимо от его местонахождения.

Инвентаризация имущества организации производится по его местонахождению и каждому материально ответственному лицу.

 

Основные положения.

 

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Налоговые органы для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика вправе привлекать экспертов, переводчиков и других специалистов. В соответствии со ст. 131 Налогового кодекса Российской

Федерации порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством Российской Федерации и финансируются из федерального бюджета.

Перечень имущества, проверяемого при налоговой проверке, устанавливается руководителем государственной налоговой инспекции (его заместителем). Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика.

При проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке инвентаризационной комиссией заполняются формы, приведенные в Приложениях № 4–13 к указанному Положению.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на “…”» (дата), что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой оргтехники, так и ручным способом. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей.


Нематериальных активов.

 До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые налогоплательщиком в аренду и на хранение; при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности налогоплательщика.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям — указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.; по каналам — протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам — местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам — тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность Tc 3.035, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится экспертами.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях. Для этих целей привлекаются эксперты.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:

– наличие документов, подтверждающих права налогоплательщика на их использование;

– правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

 

Будущих периодов.

При инвентаризации незавершенного производства налогоплательщиков, занятых промышленным производством, необходимо:

– определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;

– определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);

– выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.

В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации материально ответственным лицам необходимо сдать на склады все не нужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.

Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.

Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам — с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.

Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризуются и фиксируются в отдельных описях.

Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, а по ним составляются отдельные описи.

По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья (в соответствующих отраслях промышленности), в описях, а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящих в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). При необходимости могут привлекаться эксперты.

По незавершенному капитальному строительству в описях указываются наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п. При этом проверяется:

а) не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;

б) состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.

По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.

На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи.

Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты.

На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.

Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов и отнесению на издержки производства и обращения (либо на соответствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой.

 

Предпринимателей

 

При инвентаризации налоговыми органами имущества индивидуальных предпринимателей применяется тот же порядок, что и для юридических лиц.

Инвентаризация имущества, используемого индивидуальным предпринимателем в целях осуществления предпринимательской деятельности, производится по месту осуществления им предпринимательской деятельности, а также местонахождению указанного имущества.

Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения, помимо или против воли проживающих в них индивидуальных предпринимателей, не допускается. Инвентаризацию имущества индивидуального предпринимателя, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, следует проводить в его присутствии. Индивидуальный предприниматель должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.

При проведении инвентаризации имущества индивидуального предпринимателя при выездной налоговой проверке применяются формы, приведенные в Приложениях № 4–13 к Положению № 20н/ГБ–3–04/39. До начала проверки фактического наличия имущества проверяющим надлежит получить последние (на день проверки) приходные и расходные документы о движении имущества, которые должны быть завизированы председателем инвентаризационной комиссии в порядке, установленном п. 2.4 указанного Положения.

Имущество индивидуального предпринимателя (за исключением движения имущества в день проведения инвентаризации) должно быть отражено в Книге учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и регистрах учета (ведомостях учета), ведущихся в соответствии с установленным порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования юридического лица, и подтверждаться первичными документами. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и индивидуальный предприниматель. В конце описи индивидуальные предприниматели дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций при продаже товаров в кредит, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132.

2. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету документов в общественном питании, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132.

3. Бородина В.В. Бухгалтерский учет в общественном питании. М., 2002.

4. Бородина В.В. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле: Учебное и практическое пособие. М., 2003.

5. Бородина В.В. Бухгалтерский учет для руководителя: Практическое пособие. М., 2002.

6. Бородина В.В. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. М., 2002.

7. Бородина В.В. Все о кассовых операциях. Изд. 2-е, переработ. и дополн. М., 2004.

8. Бородина В.В. Документирование и документооборот в бухгалтерском учете: Практическое пособие. М., 2002.

9. Бородина В.В. Как правильно исправлять ошибочные записи в бухгалтерском учете // Финансовая газета. 2000. № 1.

10. Бородина В.В. Методические рекомендации по изучению курса «Теория бухгалтерского учета». М., 2001.

11. Бородина В.В. Оформление кассовых операций // Финансовая газета. 2000. № 2.

12. Бородина В.В. Совершенствование форм бухгалтерского учета // Бухгалтерский бюллетень. 1999. № 2.

13. Бородина В.В. Совершенствование форм бухгалтерского учета // Консультант. 1999. № 7.

14. Бородина В.В., Свиридова Е.А. Новые требования по оформлению кассовых операций // Консультант. 1999. № 22.

15. Гражданский кодекс Российской Федерации.

16. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник. Изд. 2-е, переработ. и дополн. М., 1998.

17. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 № 1- 794/32-5.

18. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом МФРФ от 13 июня 1995 г. № 49.

19. Михайлов А.В. Бухгалтерский учет многопрофильных предприятий: Практическое пособие. М., 2000.

20. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2.

21. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

22. Письмо МНС РФ от 27 августа 1999 г. № ВГ-6-16/685 «Об унифицированных формах первичной учетной документации».

23. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.

24. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н (настоящий приказ вводится в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2000 г.).

25. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000).

26. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01).

27. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01).

28. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000).

29. Положение по бухгалтерскому u1091 учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01).

30. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02).

31. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации / Приказ МФ РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. изм. и доп.).

32. Пошерстник Е.Б., Мейксин М.С. Бухгалтерский учет современной производственной компании. М.; СПб., 1998.

33. Реформирование бухгалтерского учета РФ в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: Практич. пособие. 1999.

34. Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.