Раздел 1. Теоретические основы организации кассы и нормативно-правовое регулирование учета кассовых операций — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Раздел 1. Теоретические основы организации кассы и нормативно-правовое регулирование учета кассовых операций

2021-04-18 204
Раздел 1. Теоретические основы организации кассы и нормативно-правовое регулирование учета кассовых операций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КАССЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

1.1 Обоснование, цель, правила и значение организации кассы

1.2 Нормативно-правовое регулирование учета кассовых операций

1.3 Контроль над соблюдением правил учета кассовых операций и меры ответственности за их нарушение

РАЗДЕЛ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В ООО «Муромский ЛПК»

2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика объекта исследования

2.2 Учет кассовых операций

РАЗДЕЛ 3. АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

3.1 Цель, задачи, информационная база аудита денежных средств и нормативно-правовое регулирование аудита денежных средств

3.2 Планирование аудиторской проверки денежных средств объекта исследования

3.3 Сбор аудиторских доказательств

3.4 Обобщение полученной информации и оценка результатов аудиторской проверки учета денежных средств

3.5 Примеры выполнения аудиторских процедур и рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета и контроля кассовых операций в ООО «Муромский ЛПК»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиография

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

 

Чтобы проводить денежные расчеты с поставщиками, подрядчиками, принимать выручку от покупателей, а также проводить расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с физическими и юридическими лицами по другим различным операциям, связанным с приемом и расходом наличных денег во всех организациях образуют кассу.

Актуальностьисследования темы «Бухгалтерский учет и аудит кассовых операций» в выпускной дипломной работе обусловлена тем, что для правильного ведения учета кассовых операций требуется знание их многочисленных законодательных и постоянно изменяющихся норм, правил и порядка. Участок же учета денежной наличности требует от учетного работника не только знаний, внимательности, аккуратности, но и еще врожденных свойств характера - скрупулезности и педантичности.

Предмет и объект исследования - кассовые операции общества с ограниченной ответственностью «Муромский Лесопромышленный Комбинат» (далее по тексту ООО «Муромский ЛПК»).

Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию учета кассовых операций на основе проведенного исследования нормативной базы, бухгалтерских положений, правил организации кассы, анализа порядка ведения учета и методологии их аудиторской проверки в исследуемом предприятии.

Для достижения цели исследования предполагается решить следующие задачи:

1.Изучить в теории основы организации кассы, рассмотреть и структурировать нормативную базу регулирования учета кассовых операций.

2. Проанализировать на примере исследуемой организации порядок образования кассы, документального оформления, аналитического и синтетического учета кассовых операций.

3. Дать определение независимого контроля над сохранением и использованием денежной наличности, проанализировать последовательность и способы проверки достоверности учета кассовых операций.

4. Разработать рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета.

Метод исследования - сбор, обобщение, систематизация и анализ полученной информации.

Выпускная дипломная работа содержит введение (постановку целей и задач исследования, обоснование актуальности избранной темы), основную часть (организацию учета расчетов), заключения (содержащего выводы), а также список использованных источников и приложения.

 


РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КАССЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

РАЗДЕЛ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В ООО «Муромский ЛПК»

 

Учет кассовых операций

 

Для осуществления расчетов наличными деньгами в ООО «Муромский ЛПК» образована касса. В кассе предприятие хранит определенную (ограниченную) сумму наличных денег (лимит) для использования на текущие расходы. Лимит остатка кассы определен исходя из объемов налично-денежного оборота предприятия с учетом особенностей режима его деятельности.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе, ООО «Муромский ЛПК» представила в банк специальный расчет по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы» (прил. 3) и оформила разрешение на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу. Расчет оформлен в двух экземплярах и передан в банк. Сверх лимита наличные деньги в кассе хранятся только для выплаты заработной платы и пособий, но не более 3 рабочих дней (включая день получения денег в банке). Всю денежную наличность сверх лимита предприятие сдает в банк.

Все хозяйственные операции, связанные с движением наличных денежных средств, проводимые в ООО «Муромский ЛПК», оформляются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные документы оформляются согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н и содержат следующие реквизиты:

· наименование документа (формы);

· код формы;

· дата составления документа;

· наименование организации, от имени которой составлен документ;

· содержание хозяйственной операции;

· измерители хозяйственной операции(в натуральном и денежном выражении);

· наименование должностей работников, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ееоформления;

· личные подписи этих работников иих расшифровки.

Документы заполняются в одном экземпляре, четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или на компьютере.

Печатью заверяются документы, для которых это предусмотрено законодательством.

Первичные документы в ООО «Муромский ЛПК» оформляются в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

В соответствии со статьей 9 Закона о бухгалтерском учете, применяется перечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных документов, утвержденный руководителем организации и согласованный с главным бухгалтером.

Прием наличных денег в кассу ООО «Муромский ЛПК» оформляют приходным кассовым ордером (ф. №КО-1) (прил. 4), в котором указывают: от кого поступают деньги, на какие цели или за что их вносят, сумму, дату. Приходный кассовый ордер заполняется в бухгалтерии и поступает в кассу при оформлении приема денег. После приема денег в кассу плательщику выдают квитанцию за подписью главного (старшего) бухгалтера и кассира. Квитанция удостоверяет, что деньги действительно внесены в кассу. При получении денег из банка квитанцию к ордеру не выписывают.

Выдачу наличных денег из кассы оформляют расходным кассовым ордером (ф. № КО-2) (прил. 5). В нем указывают: кому, на какие цели или за что выданы деньги, сумму, дату. Расходный кассовый ордер выписывает бухгалтерия, как правило, на основании заявления получателя, которое заполняется на оборотной стороне ордера. Заявление визирует, т. е. делает разрешительную надпись, руководитель предприятия. Выдачу денег по ордеру кассир удостоверяет своей подписью. Лицо, получившее деньги, также расписывается в ордере. Деньги по расходному кассовому ордеру выдают только в день его выписки. Не разрешается выдача расходного кассового ордера для получения денег из кассы на руки непосредственно получателю.

При выдаче денег по расходному кассовому ордеру кассир тщательно проверяет правильность его оформления, наличие и подлинность подписей руководителя хозяйства и главного бухгалтера, наличие перечисленных в документе приложений. При несоблюдении хотя бы одного из этих требований ордер к оплате не принимается. При выдаче денег по расходному кассовому ордеру кассир требует от получателя предъявления паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Номер документа, место и дату его выдачи отмечают в расходном кассовом ордере. Если деньги выплачивают по доверенности, то в тексте расходного кассового ордера бухгалтерия указывает фамилию, имя и отчество лица, через которое производится выдача. Доверенность остается у кассира и прикладывается к расходному кассовому ордеру

Все кассовые документы заполняют четко, ясно, без каких-либо исправлений. Исправления (даже оговоренные) в кассовых документах не допускаются. Приходные и расходные кассовые ордера нумеруют раздельно в порядковой последовательности от начала до конца года.

Все приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до подачи в кассу регистрируют в бухгалтерии в специальном журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. № КО-3) (прил.6). Журнал открыт раздельно на приходные и расходные кассовые документы.

На все кассовые документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, после их исполнения кассир ставит специальный штамп или надпись: "Получено" - на приходных документах и "Оплачено" — на расходных документах с указанием даты (число, месяц, год).

Деньги из кассы выдают также на основании платежных ведомостей при выплате заработной платы (оплаты труда). Расходный кассовый ордер оформляют (или наложение штампа) на фактически выплаченную по ведомости общую сумму заработной платы (оплаты труда). Против фамилий лиц, не получивших деньги, кассир ставит штамп или делает отметку от руки "Депонировано". На титульном листе платежной ведомости делают надпись о фактически выплаченной сумме, а также о сумме, оставшейся неполученной и подлежащей депонированию.

Движение денег в кассе кассир учитывает в кассовой книге типовой формы (прил.7). В ней ежедневно регистрируются все операции по поступлению и расходованию денег. По каждой операции записывают номер документа, от кого получены или кому выданы деньги и в какой сумме. По окончании рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги оборотов по приходу и расходу и выводит остаток денег по кассе на следующий день.

Поскольку в ООО «Муромский ЛПК» применяется автоматизированная форма учета кассовых операций кассовая книга ведется и в автоматическом режиме. Оттуда все данные автоматически регистрируются в журнале учета хозяйственных операций.

Пример. ООО «Муромский ЛПК» в течение одного рабочего дня (05.02.2007 г.):

· получила по чеку из банка наличные деньги в сумме 25 000 руб. на выплату заработной платы в сумме 20 000 руб. и на хозяйственные нужды в сумме 5 000 руб.

· Полученные наличные деньги оприходованы по приходному кассовому ордеру № 19;

· из этой суммы 20 000 руб. по расходному кассовому ордеру № 25 (на основании платежной ведомости № 2 за январь 2007 г.) выдана заработная плата сотрудникам организации за 2 половину января 2007 года;

· одному из сотрудников (Серову Р.В.) выдана под отчет по расходному кассовому ордеру № 26 сумма в размере 3 500 руб. на приобретение канцелярских товаров.

Остаток денег в кассе организации на начало дня составлял 450 руб. Лимит остатка кассы для организации установлен в сумме 3 000 руб.

Бухгалтерские проводки по совершенным кассовым операциям отражаются в журнале учета хозяйственных операций следующим образом (табл. 2.4):

 

Таблица 2.4

Журнал хозяйственных операций ООО «Муромский ЛПК» за январь 2007 года

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

 

Корреспондирующие счета

Сумма, руб.

Дебет Кредит
1. Получены из банка по чеку наличные деньги 50-1 51 25000
2. Выдана зарплата работникам организации 70 50-1 20000
3. Выдано под отчет Серову на приобретение канцтоваров 71 50-1 3500

 

Не реже одного раза в месяц в ООО «Муромский ЛПК» проводят ревизию (инвентаризацию) кассы с обязательным полным пересчетом всех денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.

В ООО «Муромский ЛПК» инвентаризацию кассы проводит ревизионная комиссия. При инвентаризации присутствие кассира обязательно. В случае обнаружения недостачи в кассе кассир несет полную материальную ответственность за причиненный хозяйству ущерб. Обнаруженные в кассе излишки ценностей оприходуются. Одновременно выясняются причины их возникновения.

Для оформления инвентаризации применяют формы первичной учетной документации, к ним относятся:

· ИНВ – 15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств»;

· ИНВ – 16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков до- кументов строгой отчетности»;

· КМ – 9 «Акт о проверке наличных денежных средств кассы».

Результат инвентаризацииоформляется Актом инвентаризации наличных денежных средств в двух экземплярах, и подписывается всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй - остается у материально ответственного лица. При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй - материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий - в бухгалтерию.

Соблюдение кассовой дисциплины в ООО «Муромский ЛПК» проверяет обслуживающий банк. Нарушениями кассовой дисциплины считаются расходование полученных в банке наличных денег не по назначению, несоблюдение правил о расчетах наличными деньгами, несдача в банк денежной наличности в установленные сроки и использование выручки не по назначению, выдача наличных денег из кассы взаймы другим предприятиям, учреждениям и организациям.

Основные корреспонденции счетов по учету кассовых операций, результатов инвентаризации кассы в ООО «Муромский ЛПК» приведены в табл. 2.5.


Таблица 2.5

Корреспонденции счетов по учету кассовых операций

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Документы, на основании которых производятся бухгалтерские записи

дебет кредит
1   Поступили в кассу наличные деньги из соответствующих счетов в банках на оплату труда, командировочные, операционно-хозяйственные и прочие расходы 50   51   Приходный кассовый ордер (ф. № КО-1)  
2   Возвращены поставщикам ранее полученные и неиспользованные платежи 50   60   Приходный кассовый ордер (ф. №КО-1)
3   Оприходованы наличные денежные средства, поступившие в кассу от покупателей и заказчиков 50   62   Приходный кассовый ордер (ф. № КО-1)
4   Внесены в кассу подотчетными лицами неизрасходованные подотчетные суммы 50   71   Приходный кассовый ордер (ф.№КО-1)
5 Обнаружены при инвентаризации излишки денежных средств 50 91 Акт инвентаризации наличных денежных средств
6 Взнос кассира в возмещение недостач денежных средств 50 73 Приходный кассовый ордер (ф.№КО-1)
7 Сданы из кассы и зачислены на расчетные и специальные счета в банках денежные средства 51   50   Расходный кассовый ордер (ф. № КО-2)
8   Оплачена задолженность поставщикам и подрядчикам наличными денежными средствами, а также выдан аванс 60   50   Расходный кассовый ордер (ф. № КО-2)  
9   Выплачены из кассы суммы заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности и т. п. 70   50   Расходный кассовый ордер (ф. № КО-2), платежная ведомость
10 Выданы под отчет денежные средства 71   50 Расходный кассовый ордер (ф. № КО-2)
  11 Выявлена при инвентаризации недостача денежных средств   94   50   Акт инвентаризации наличных денежных средств

Таким образом, проведенное исследование организации кассы и учета кассовых операций позволяет сделать вывод о том, что в ООО «Муромский ЛПК» бухгалтерский учет кассовых операций ведется в соответствии с требуемыми нормами и правилами российского законодательства. Недостатков в документальном оформлении визуально не выявлено.


Планирование аудиторской проверки денежных средств объекта исследования

 

Единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, определены Федеральным стандартом аудиторской деятельности «Планирование аудита» №3.

Аудитор планирует свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование в аудиторской проверке необходимо в связи с тем, что:

· оно способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно;

· планирование эффективно распределяет работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координирует такую работу;

· планирование организует внутренний контроль за качеством выполнения аудиторских работ.

При подготовке общего плана аудита кассовых операцийпроводятся процедуры, результаты которых детально документируются. В общем плане аудита определяет роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита, предусматриваются сроки проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству) и аудиторского заключения.

План служит руководством в осуществлении аудита и поэтому оформляется документально. Форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от сложности проверки.

 В процессе планирования затрат времени аудиторы учитывают:

· затраты времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;

· уровень существенности;

· проведенные оценки рисков аудита.

· вид деятельности организации, в том числе.

Принимается во внимание системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

· учетная политика, принятая организацией, и ее изменения;

· влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности организации;

· планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

· аудиторские риски и уровень существенность;

· характер, временные рамки и объем процедур;

· координация и направление работы;

· текущий контроль;

· проверку выполненной работы;

· прочие аспекты.

В общем плане предусматривается:

· формирование аудиторской группы, численности и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;

· распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

· инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

· контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

· разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

· документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновение разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

План аудита кассовых операций имеет следующий вид (табл.3.2):

 

Таблица 3.2

План аудита кассовых операций

№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель
1. 2. 3.   4. 5. инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств; проверка правильности документального оформления операций; проверка полноты, своевременности оприходования и правильности списания в расход денежных средств, проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета; проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины; Ежеквартально Ежеквартально Ежеквартально Ежеквартально Ежеквартально  

Программа аудита кассовых операций составляется и документально оформляется для осуществления общего плана аудита. Она определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур и представляет собой набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средство контроля и проверки надлежащего выполнения работ. В программу аудита включаются проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита. В процессе подготовки программы аудита аудитор принимает во внимание:

· оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;

· требуемый уровень существенности, который обеспечивает при процедурах проверки по существу;

· временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

· координацию любой помощи, которую предлагается получить организации;

· привлечение других аудиторов или экспертов.

Аудиторскую программу составляют в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля (прил.8) представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам, а также аналитические процедуры. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитор определяет, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составляет программу аудита по каждому разделу.

Аналитическая процедура – разновидность аудиторской процедуры, представляющая собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансово-экономических показателей отчетности с целью выявления неверно отраженных в учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснения причин ошибок.

Программа аудита кассовых операций по мере необходимости уточняется и пересматривается в ходе аудита, т.к. планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в программу аудита фиксируются документально.

Программа аудита кассовых операций имеет следующий вид (табл. 3.3)

 

Таблица 3.3

Программа аудита денежных средств

№ п/п Перечень аудиторских процедур Периодичность проведения Источники информации
1. Инвентаризация денежных средств в кассе Ежеквартально Договор о материальной ответственности кассира, Приказы, распоряжения, Журнал регистрации выписок приходно-расходных ордеров, приходно-расходные ордера, ведомости, кассовые отчеты, кассовая книга.
2. Проверка условий хранения денежных средств Ежеквартально Договор страхования кассы, наличие охранных средств, Документ на установление лимита хранения в кассе наличности.
3. Проверяется правильность оформления кассовых документов Ежеквартально Вся связанная сдвижением наличных денежных средств документация
4. Проверяется полнота оприходования выручки от реализации продукции основного производства и расходование наличных денег из кассы, сверяются записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отчетами, накладными и счетами (счетами-фактурами) по реализации продукции (работ, услуг), выясняется, своевременно ли в организации закрывают подотчетные суммы.   Ежеквартально Приходно-расходные ордера, Приказы, распоряжения, Журнал регистрации выписок приходно-расходных ордеров, приходно-расходные ордера, ведомости, кассовые отчеты, кассовая книга, счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты
5. Сверяются обороты, остаток по счету 50 «Касса» в данных аналитических данным синтетическим Ежеквартально Учетные регистры - ведомость, журнал, главная книга.
6. Проверяется правильность арифметического подсчета итогов в ведомостях, журналах.   Ведомости, журналы.
7.  Проверяется соответствие законодательным нормам списание в расход денег.   Связанная сдвижением наличных денежных средств документация
8. Проверяется корреспонденция счетов   Учетные регистры - ведомость, журнал, главная книга.

 

Единые требования к пониманию аудиторского риска и его составных частей содержатся в федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

Пункт 3 данного стандарта определяет, что под термином «аудиторский риск» понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения.

Аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения.

1. Внутрихозяйственный риск (чистый риск или неотъемлемый риск).

2. Риск средств контроля (контрольный риск).

3. Риск необнаружения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности (процедурный риск).

Аудиторский риск (АР) показывает серьезность опасности, что аудитор на основании выполненных им процедур может иметь неправильное суждение о достоверности и правильности финансовой отчетности (ввиду субъективности его действий).

Аудиторский риск оценивается качественно и количественно. Качественно аудиторский риск оценивается как низкий, средний и высокий. Количественно по следующей упрощенной предварительной модели:

 

АР = ВХР * РК * РН (3.1)

 

где АР - аудиторский риск (относительная величина);

ВХР — неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск;

РК — риск средств контроля;

РН — риск необнаружения.

Аудитор не может гарантировать полную уверенность в аккуратности внешней отчетности, поэтому АР оценивает между 0 и 100%. Нулевой риск будет означать абсолютную уверенность в достоверности информации, а 100-процентный - полное отсутствие таковой. В современных условиях России величина АР, превышающая 20%, является критической, при которой вероятность выдачи неправильного суждения очень велика, поэтому обычно аудитором планируется низкий процент АР.

Оценка неотъемлемого риска проводится на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Оценка неотъемлемого риска соотносится с существенными остатками по счетам бухгалтерского учета и группами однотипных операций на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности или предполагается, что неотъемлемый риск в отношении данной предпосылки является высоким. В Российской Федерации обычно неотъемлемый риск устанавливается на уровне 50% и выше.

На уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждому существенному остатку на счете бухгалтерского учета или группе однотипных операций проводится предварительная оценка риска средств контроля.

Риск средств контроля (РК) показывает опасность того, что внутренний контроль не предотвратит или не выявит имеющихся ошибок. Чем эффективнее СВК, тем ниже фактор ее риска. Между РК и информационной базой аудита существует прямая зависимость. Если внутрихозяйственный контроль клиента признан аудитором эффективным, объемы информации для тестирования могут быть уменьшены.

Риск необнаружения (РН) - субъективно определяемая аудитором вероятность того, что применяемые в ходе аудиторской проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие ошибки и искажения в бухгалтерском учете и отчетности, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности.

РН - это риск, который аудитор хочет определить на тот случай, если он не сумеет найти материальные ошибки и пропуски во внешней отчетности при проведении им аудита. При этом предполагается, что СВК не смогла выявить и исправить эти ошибки.

Этот показатель качества работы аудитора в большей мере зависит от его уровня квалификации и стажа работы, нежели от специфичности деятельности клиента.

Аудиторский риск как важный элемент планирования аудита представляет собой синтетическую величину, изменяющуюся под воздействием трех видов риска.

 


Таблица 3.4

Таблица зависимости между компонентами аудиторского риска

   

Аудиторская оценка риска средств контроля

Аудиторская оценка неотъемлемого риска   Высокая Средняя Низкая
    Высокая Самая низкая Более низкая Средняя
    Средняя Более низкая Средняя Более высокая
    Низкая Средняя Более высокая Самая высокая

Примечание.Заштрихованные клетки таблицы относятся к риску необнаружения.

 

Единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля содержатся в федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

Под «…системой бухгалтерского учета» в стандарте понимают упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Термин «…система внутреннего контроля» означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и включает контрольную среду. Под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства аудируемого лица, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также понимание важности такой системы. Контрольная среда влияет на эффективность конкретных средств контроля. К процедурам контроля, принятым руководством аудируемого лица, относятся:

· подотчетность одних работников другим;

· внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;

· сравнение результатов подсчета денежных средстс, ценных бумаг и товарно-материальных запасов с бухгалтерскими записями (инвентаризация);

· сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации;

· проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей;

· осуществление контроля за прикладными программами и компьютерными информационными системами, в том числе посредством установления контроля за изменениями компьютерных программ и за доступом к файлам данных, за правом доступа при вводе и выводе информации из системы;

· ограничение доступа к активам и записям;

· сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми показателями.

В процессе аудита финансовой отчетности аудитор уделяет внимание только тем основным целям и конкретным процедурам в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые имеют отношение к процессу подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Характер, временные рамки и объем процедур получения понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля могут изменяться в зависимости от многих факторов.

Аудитор на основе своего профессионального суждения самостоятельно принимает решение о количестве информации, необходимой для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Результат проведенного в рамках выпускной дипломной работы исследования на актуальную тему позволяет сделать следующие выводы:

Касса в организациях не просто место для приема, хранения и выдачи наличных денег. Касса служит и для обслуживания расчетов по текущим операциям.

Для кассы в организацииили в учреждениидолжно быть выделено изолированное помещение, куда запрещается доступ лицам, не имеющим отношения к работе кассы. Деньги и другие ценности должны храниться в несгораемых металлических шкафах или в отдельных случаях - в обычных металлических.

Для ведения операций обращения с денежными наличными средствами в штате организаций или учреждений предусматривается должность - кассир, обязанности которого предусматривает должностная инструкция. Кассир в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный организации, как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.

Деньги в кассе разрешается хранить только в установленных банком пределах лимита. Лимит устанавливается с учетом особенностей хозяйственной деятельности организации и учреждения, сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков и условий их хранения. В течение года лимит остатка по кассе может быть пересмотрен по просьбе организации или учреждения с учетом изменившихся условий работы.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются банками по согласованию с руководителями организаций или учреждений исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы банков.

Организации или учреждения имеют право на получение наличных денежных средств со своих счетов в банке в размере, необходимом на оплату труда, хозяйственные нужды, а также на командировочные расходы.

Выдача наличных денег из кассы организации или учреждения производится по расходно-кассовым ордерам, платежным или расчетно-платежным ведомостям и другим надлежащим образом, оформленным документам (счетам, заявлениям на выдачу денег) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассовог


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.