Новый курс» Ф. Рузвельта в США. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Новый курс» Ф. Рузвельта в США.

2021-04-18 202
Новый курс» Ф. Рузвельта в США. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Новый курс» Ф.Рузвельта В 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882—1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Для выхода из него требовались неординарные меры. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием «Новый курс Рузвельта».Он представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Основные мероприятия «Нового курса»:

 I этап 1. Мероприятия в банковской и финансовой сфере

Прежде всего, началось спасение банковской и финансовой систем. Для их оздоровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото. В США были закрыты все банки. Несмотря на то, что многие общественные деятели и политики требовали национализации банков, Рузвельт не пошел на это. В принятом «Чрезвычайном законе о банках» предусматривалось возобновление функций и получение правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы, хотя это разрешалось только наиболее крупным банкам. Созданная при президенте Гувере Реконструктивная корпорация расширила свои операции — за первые 2 года «Нового курса» сумма займов, выданных ею, превысила 6 млрд. долл. В результате усилилась концентрация банковской системы — число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс. Для увеличения финансовых ресурсов государства США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) доллара. Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США. Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков была создана корпорация по страхованию банковских вкладов, а также приняты меры защиты вкладов от риска из-за биржевой спекуляции. Введение государственного страхования депозитов (вкладов) способствовало предотвращению банкротств, повышало доверие вкладчиков.

  2. Мероприятия в промышленной сфере Центральное место в мероприятиях «Нового курса» отводилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. был принят один из двух наиболее важных законов — закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА). Для его проведения была создана Администрация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой а также экономисты, деятели Американской федерации труда. Председателем Администрации национального восстановления был назначен генерал Хью Джонсон. Эмблемой этого органа стал синий орел. Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования этого подразделения экономики. Он включал три раздела. Первый раздел предусматривал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. В числе мер борьбы с безработицей были — создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18—25 лет. Они обеспечивались бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 долл. в день. Численность молодежи в лагерях достигала 250 тыс. человек. Закон о восстановлении национальной промышленности вводился на два года. Он предусматривал либеральные реформы в области трудовых отношений. Реализация этого закона укрепила положение крупных монополий, так как в конечном счете они определяли условия производства и сбыта; менее сильные компании были вытеснены. Несмотря на то, что сначала НИРА был воспринят американскими деловыми кругами с энтузиазмом, к осени 1934 г. они, недовольные излишней регламентацией и централизацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона. В целях предотвращения радикального развития«Нового курса» они создали специальную организацию «Лигу американской свободы». Поэтому в 1935 г., когда президент Рузвельт поставил вопрос о продлении срока действия этого закона, он натолкнулся на сильное сопротивление разных сил. В 1935 г. сторонников оказалось меньше, чем противников, и 27 мая 1935 г. Верховный суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль государства во многом сохранилась. Второй важный закон — закон о регулировании сельского хозяйства — Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была создана Администрация регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию.

3. Инфляционные меры Меры, предусмотренные законом о регулировании сельского хозяйства, прежде всего, затрагивали мелкие фермерские хозяйства, так как крупные фермеры могли сокращать посевы за счет малоплодородных земель, компенсируя эти потери улучшением обработки хороших земель, покупкой сельскохозяйственных машин и удобрений, добиваясь повышения производительности и увеличения получаемых продуктов. Льготными кредитами могли пользоваться также конкурентоспособные фермы, не обремененные долгами. Крупные сельскохозяйственные монополии и фермеры имели и большую прибыль от повышения цен. Благодаря этому процесс концентрации земельной собственности усилился.

II этап. В результате широкого движения трудящихся правительство Рузвельта на втором этапе осуществления «Нового курса» в значительно большей степени вынуждено было учитывать интересы рабочих и фермеров. Важнейшим завоеванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера, билль которого был вынесен на рассмотрение Конгресса после отмены НИРА. В билле признавались необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров. Закон Вагнера — «Национальный акт о трудовых отношениях» был подписан Рузвельтом 5 июля 1935 г., что представляло серьезный шаг навстречу рабочему движению. Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались с 65 лет; оказывалась помощь больным и инвалидам. Нормы пенсионного обеспечения устанавливались едиными для всей страны. Однако закон распространялся на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания. Таким образом, на втором этапе проведения «Нового курса» увеличились масштабы общественных работ. Итак, меры, проведенные «Новым курсом», сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США.

Совокупность антикризисных мер, направленных на государственное регулирование американской экономики, разработанных правительством Рузвельта получила в истории США название "нового курса", основные реформы которого были проведены в период первых "ста дней" его президентства, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны.
Смысл политики “нового курса ” был раскрыт Рузвельтом в речи перед избирателями: в виде элементов экономического планирования в целях «более справедливого распределения богатств и товаров и приспособления существенных элементов экономической организации к нуждам народа». Определенное влияние на советников Рузвельта оказало и несколько деформированное представление об успехах государственного регулирования хозяйства в СССР в годы первой пятилетки.
Провозглашенный «новый курс» сложился из целого ряда законодательных актов и административных мер. Часть их были рассчитаны только на выход из кризиса, часть — на перспективу. Но в целом они сформировали новую систему регулирования социально-хозяйственных отношений в рамках капиталистической экономики.
В “новом курсе ” – и в этом его главное значение – прошли своеобразную экспериментальную проверку политика и практика государственного вмешательства в частноэкономические отношения.
Эта программа не носила спонтанного характера (как Утверждало ранее большинство историков), еще в 1928 г. Ф- Рузвельт, став губернатором от демократической партии в штате Нью-Йорк, сформулировал доктрину "ответственности государства за судьбы своих граждан". Эта доктрина нашла воплощение в радикальной по тем временам программе реформ, предложенных им легислатуре штата, включающей в себя помощь фермерам и фермерским кооперативам, контроль за рынком сельскохозяйственных продуктов, решительное улучшение рабочего законодательства, поддержку школ, здравоохранения и пр. Там же Ф. Рузвельт получил и первый опыт социального реформаторства, когда законодательным собранием штата был принят беспрецедентный по тем временам Закон о чрезвычайной помощи безработным и была создана в целях проведения этого закона в жизнь Временная администрация помощи. Опыт создания соответствующих государственных органов, гарантирующих проведение чрезвычайных законов в жизнь, неукоснительно использовался Рузвельтом и в дальнейшем.

85.развитие брачно-семейного права в 20 веке в западноевропейских странах и США

В XX — начале XXI веков произошли значительные изменения демократического характера в сфере регулирования брачно-семейных отношений. Но нормы семейного права в различных зарубежных странах отличаются разнообразием.
Различается в них семейное право и источниками. В странах континентальной Европы брачно-семейные отношения регулируются нормами, содержащимися в специальных разделах гражданских кодексов, а также в отдельных нормативных актах.
А в странах общего права они регулируются нормами отдельных правовых актов и нормами прецедентного и обычного права.
В зарубежных странах наиболее распространена договорная концепция брака. В США, Франции, Японии И некоторых других странах она основывается на определенных нормативными актами условиях заключения любых договоров.
Договорная теория брака исходит из того, что само состояние брака порождается только брачным договором, который определяет права и обязанности супругов и их имущественные отношения.
В меньшей степени в праве зарубежных государств получила распространение концепция о браке как о партнерстве супругов. Она исходит из того, что функции между супругами-партнерами в браке должны быть четко распределены.
В законодательстве, например, восточноевропейских государств закреплено положение о том, что брак является союзом двух независимых и равноправных сторон. Оно закрепило их относительную свободу при решении вопроса о продолжении или прекращении брака.
Есть и концепция, которая трактует брак как статус, приобретаемый субъектами брачных отношений только в результате совершения вступающими в брак предписанных законом действий.
Имеется и концепция, которая исходит из главенства мужчины в семье и подчиненного положения жены, но сфера ее использования в законодательстве зарубежных стран постоянно сокращается.
В первой половине XX века брачно-семейное законодательство в основном отличалось устойчивостью и консервативностью.
Для развития семейного права в зарубежных странах во второй половине XX — начале XXI вв. характерны его постепенная гуманизация и демократизация. Прежде всего, конечно, это характерно для демократических стран запада.
Здесь в это время было принято несколько важных для семейного права нормативно-правовых актов, в том числе британский закон 1968 года, французский закон 1970 года, закон США 1970 года, германский закон 1976 года.
Причины этого были различны: изменение положения женщин в обществе, увеличение количества разводов и внебрачных детей и т.д.
Для брачного законодательства второй половины XX — начала XXI веков также характерны:

  • развитие принципа равенства супругов;
  • изменение регулирования имущественных отношений между супругами;
  • либерализация развода;
  • улучшение правового положения детей, рожденных вне браке.

В нормативных актах ряда стран запада (Италия, Германия) теперь вообще отсутствует понятие главы семьи. При этом подразумевается, что супруги совместно осуществляют руководство семейными делами. Хотя есть в некоторых зарубежных странах в нормативных актах семейного права и положение о том, что муж является главой семьи.
Несмотря на значительное выравнивание прав мужчины и женщины в браке, в законодательстве ряда стран, прежде всего Азии и Африки, сохраняется положение о неравноправном положении жены.
В целом в зарубежных странах законодательство предусматривает моногамный брак. Однако в некоторых государствах Африки и Азии дозволяется полигамия (многоженство) в брачно-семейных отношениях. В них закреплены также обычай внесения выкупа за невесту, низкий возраст для вступления женщины в брак.
Имеют и место ограничения брачной дееспособности по признакам расы и вероисповедания, оспариваются так называемые «хромающие браки», то есть браки, заключенные в другой стране, запрещаются браки с иностранцами.
Были некоторые негативные явления в регулировании брачно-семейных отношений и в Европе. В качестве примера этого можно указать на германский закон 1935 года, который предусматривал наказание, вплоть до смертной казни, для лиц, не относившихся к арийской расе, вступивших в брак с немцами. Было также установлено, что невозможно заключение брака, если в результате его родятся дети, «представляющие опасность для чистоты немецкой крови».
В 1962 году заключена международная конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков, которую ратифицировали более 50 государств. Она направлена на устранение устарелых обычаев и законов при бракосочетании. Конвенция провозгласила правила вступления в брак, которые сейчас применяются в большинстве государств.
В соответствии с законодательством многих зарубежных стран брак — это добровольный союз мужчины и женщины, который юридически оформлен.
Его целью является создание семьи, а сам союз порождает для его участников взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Национальное законодательство предусматривает регистрацию его в органах записи актов гражданского состояния, мэриях и в прочих органах, что придает ему юридическую силу. Хотя есть и страны, в которых допускается придание юридической силы браку путем совершения определенной религиозной церемонии.
Важным объектом регулировании в законодательстве зарубежных стран является порядок заключения брака. В связи с этим в нем предусматривается прежде всего соблюдение двух условий: наличие взаимного согласия и Достижение желающими вступить в брак брачной дееспособности. Она обычно наступает по исполнении 18 лет.
Во многих странах сохраняются различия в возрастных пределах для мужчин и женщин для заключения брака. Например, во Франции мужчины могут заключать брак с 18, а женщины — с 16 лет, а в Грузии, Узбекистане, Турции для мужчин это доступно с 18 лет, а для женщин — с 17 лет.
Законодательство многих стран дозволяет органам, занимающимся регистрацией брака, при наличии серьезных причин снижать в порядке исключения брачный возраст. В Литве, Эстонии, России брачный возраст может быть снижен на 2 года, а в Латвии и Казахстане он может быть снижен на год для женщин.
Правом снижения брачного возраста в конкретных случаях не всегда пользуются органы регистрации актов гражданского возраста и мэрии. Во Франции такое право предоставлено только президенту страны, а в США — судам.
Семейное право различных стран допускает или одну или две формы брака — гражданскую и религиозную. В большинстве стран, в том числе во Франции, России, Японии, Германии, Швейцарии, допускается только гражданская.
Немало еще и таких европейских стран (Италия, Испания, Англия), в которых допускаются и первая и вторая, то есть имеет место альтернатива при оформлении брака. Только религиозная форма заключения брака практикуется в Ираке, Иране, Израиле, отдельных провинциях Канады и нескольких штатах США.
Обычным является установление присутствия определенного законом количества свидетелей при совершении бракосочетания — от 2 до 6 человек.
В ряде стран обязательно перед вступлением в брак публичное извещение об этом путем вывешивания объявления в мэрии или в церкви. После этого все желающие могут заявить свои возражения против объявленного брака. Если лица, вступающие в брак, считают их неосновательными, вопрос о возможности брака рассматривается в суде.
Оглашение о браке практикуется в США и в Англии, но можно обойтись и без него. Для этого необходимо получить разрешение у гражданских и церковных властей, совершающих акт бракосочетания. Эта своеобразная лицензия на право вступления в брак выдается на срок от 1 месяца до 1 года.
Законодательство различных стран предусматривает присутствие обеих сторон при подаче заявления о заключении брака. Хотя допускается в ряде стран и подача заявления о вступлении в брак или женихом или невестой с двумя подписями. Однако подпись отсутствующего должна быть удостоверена уполномоченным на это органом или должностным лицом.
В некоторых католических государствах практикуется после церковного бракосочетания извещение об этом государственных органов или дополнительная регистрация в них брака.
В 13 штатах США применяются «браки по общему праву». Чтобы их заключить не нужны никакие формальные условия, достаточно согласия сторон и наличия между ними фактических брачных отношений.
В законодательных актах определяются условия вступления в брак с различными вариантами. До недавнего времени общим при этом было положение о том, что вступающие в брак не могут принадлежать к одному полу, но сейчас уже несколько стран отказались от этого положения (Дания, Канада, Голландия).
При наличии физических аномалий у лиц, желающих вступить в брак, вопрос о его возможности на основании Данных медицинского обследования в Италии решает прокуратура, в Великобритании и США — суд.
Законодательство устанавливает ответственность за Утаивание обстоятельств, которые серьезно препятствуют вступлению в брак. Одним из таких обстоятельств является сокрытие сведений об уже имеющихся брачных отношениях (при повторном браке).
В этом случае сторона, которая уже была ранее в браке, должна предоставить свидетельство об его расторжении или свидетельство о смерти супруга, или решение суда о признании этого брака недействительным.
Не допускается вступление в брачно-семейные отношения с недееспособными из-за душевной болезни или слабоумия. Обычным является запрет на вступление в брак братьев и сестер, родственников по восходящей и по нисходящей линии, между усыновителями и усыновленными.
Однако и в этом нет единообразия. Например, в Шведском королевстве возможен брак между родными братьями и сестрами при условии, что они воспитывались в разных семьях. По французскому законодательству дядья могут жениться на своих племянницах, а тетки выходить замуж за своих племянников.
В соответствии с местным обычаем или законодательством в некоторых странах перед бракосочетанием обязательно обручение. Этот ритуал нередко сопровождается подарками, например, в Японии, где жених и невеста обмениваются подарками. В Индии при этом составляется список подарков с указанием их стоимости.
Если один из участников обручения в дальнейшем отказывается от бракосочетания, это редко для него имеет юридические последствия. Обычно это обязанность возместить противоположной стороне ущерб. А гражданский кодекс Испании в этом случае требует возвращения подарков.
В XX — начале XXI веков значительное распространение получили браки с иностранцами. При этом применяются следующие коллизионные привязки для установления применяемого при этом права:

  • закон места заключения брака;
  • закон гражданства супруга;
  • закон компетентности учреждения, оформляющего брак.

Современной невесте, которая намеревается вступить в брачные отношения с иностранцем, полезно предварительно ознакомиться со статьями международной конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 года, которую подписали почти 100 государств.
Для лиц, постоянно или временно находящихся за границей, бракосочетание производиться только при предоставлении ими документов, подтверждающих их гражданство или подданство.
В исключительных случаях регистрация брака допускается дома, в больнице, если медики удостоверяют наличие у одной из сторон тяжелого заболевания.
В некоторых государствах допускается бракосочетание с женихом или невестой, которые находятся в заключении.
В нормативных актах обычно устанавливается, что брак совершенный с нарушением установленных законом условий, признается недействительным или оспоримым.
Так, в ряде штатов США и в Великобритании брак может быть признан недействительным, если имело ненадлежащее объявление о вступлении в брак или он был заключен по истечении срока лицензии — разрешения на совершение бракосочетания.
Во многих странах (Франция, Великобритания, США) брак считается недействительным, если он заключен с лицом, не достигшим брачной дееспособности. А при выявлении нарушения добровольности при вступлении в брак он может быть оспорен.
В брачно-семейном законодательстве все более конкретно регламентируются имущественные отношения супругов и при этом все большему выравниванию по сравнению с мужем подвергаются права жены.
Устойчивый характер приобрела тенденция к уравниванию в правах внебрачных детей с теми, которые родились в браке.
Правовой статус супругов относительно имущества определяется договорным или легальным путем. При первом для этого предварительно заключается брачный контракт. Во втором случае имущественные отношения определяется нормами брачного законодательства.
Легальный режим предусматривает общее владение супругами имуществом, нажитым в браке, но добрачное имущество, а также полученное в браке наследство и дары являются личной собственностью супруга (Франция).
При договорном режиме супруги владеют имуществом раздельно (Великобритания). В Дании имеет место отложенное общее имущество, то есть супруги владеют им раздельно, но при расторжении брака нажитое в нем имущество объединяется и делится между супругами поровну.
Законодательство и брачный контракт (при его наличии) определяют в зарубежных странах имущественные отношения между супругами. В законах нередко имеются статьи, которые предусматривают обязанность взаимного содержания супругов. В странах Европы супруг вправе требовать содержания от другого, а вот в странах общего права нет. В Великобритании муж имеет право на материальную помощь со стороны жены, если он докажет, что остро в ней нуждается. В тоже время здесь нет гарантированного права жены на получение средств существования от мужа.
А в законодательстве США, Франции, Швейцарии есть статьи, которые обязывают супругов в ряде случаев содержать своих бывших партнеров по браку в соответствии со своими возможностями.
При регулировании личных правоотношений широко используется принцип равноправия супругов. В ст. 213 гражданского кодекса Франции установлено, что супруги сообща осуществляют моральное руководство семейными делами и совместно заботятся об ее материальном обеспечении.
Уже французский закон 1907 года дозволил женщине самостоятельно без согласия мужа распоряжаться заработанными ею деньгами. А французский закон 1965 года предоставил замужней женщине право по своему усмотрению заниматься любой профессиональной деятельностью.
Правовое положение замужней женщины в Великобритании мало чем отличается от положения мужа, но неравенство в оплате за равный труд мужчин и женщин сохраняется.
Иная картина в США, где в соответствии с актом федерального конгресса 1963 года предусмотрена равная оплата за труд и для мужчин и для женщины. Однако правовой статус супругов в браке в США определяется в основном не федеральными, а нормативными актами каждого штата.
Немало сделано для выравнивания прав супругов в браке, наследственных прав брачных и внебрачных детей, по ослаблению власти отца в семье в Японии.
К регулируемым личным правам супругов относится и их право на фамилию (или свою или супруга), и право на выбор места проживания и профессии. Однако германское гражданское уложение предусматривает, что при выборе супругом профессии или занятия надо учитывать интересы другого супруга и семейные обстоятельства.
В странах общего права принцип равноправия супругов не получил полного развития. Это проявляется в том, что жена не может не носить фамилию мужа. Жена обязана проживать совместно со своим мужем, обязана следовать за ним, проживать в том месте, которое он для этого избрал.
В XX — начале XXI веков процесс развода супругов шел по пути его упрощения и выравнивания при этом прав мужа и жены. Так, британский закон 1923 года установил, что прелюбодеяние мужа тоже является достаточным основанием для развода, так же как и измена жены Для мужа.
Британский закон 1965 года путем перечисления определил причины, которые являются достаточным основанием для развода и мужа, и жены. Однако заявление о разводе по этому закону могло быть подано только через 3 года после появления основания для этого. А любовник жены мог быть приговорен к уплате убытков мужу.
При разводе ликвидируются правоотношения, которые возникают при заключении брака. Однако не все: бывший супруг, требующий материальной помощи, имеет право по решению суда на ее получение от другого бывшего супруга. А гражданский кодекс Франции устанавливает возможность возмещения материального и морального ущерба одним супругом другому.
В XX — начале XXI веков изменилась сама квалификация развода. До недавнего времени он рассматривался как санкция за виновное поведение одного из супругов, а сейчас как результат распада семьи.
В странах Европы в законодательстве установлены следующие причины для развода:

  • Супружеская измена, которая делает невозможным дальнейшее совместное проживание супругов.
  • Раздельное проживание в течение 2-х лет.
  • Оставление одним из супругов семьи на срок не менее 2-х лет.

Католичество исходит из того, что брак должен продолжаться до смерти супругов. Это привело к тому, что законы некоторых католических стран или вообще запрещают, или сильно ограничивают право на развод. Например, в Аргентине, Колумбии, Ирландии законодательство не предусматривает возможность развода. А вот супруги в Италии, Португалии, Испании в последней четверти XX века получили возможность развода, правда, сильно ограниченную.
Если в первой половине XX века регулирование брачно-семейных отношений в зарубежных странах в основном отличалось устойчивостью и консервативностью, то во второй половине XX — начале XXI веков оно пошло по пути гуманизации и демократизации (даже излишней), что значительно ослабило брачно-семейные узы.

86.механизм фашистской диктатуры в германии

Фашизм в Германии появился после окончания первой мировой войны в качестве одной из разновидностей реакционных милитаристических националистических течений.

В 1921 г. складываются организационные основы фашистской партии - Национал-социалистической рабочей партии, - основанные на принципе неограниченной власти вождя (фюрера). Главной целью создания партии становятся распространение фашистской идеологии, подготовка специального террористического аппарата для подавления демократических, антифашистских сил и, в конечном счете, захват власти.

В 1923 г. фашисты предпринимают прямую попытку захватить государственную власть. Провал путча заставляет фашистских лидеров изменить тактику борьбы за власть.

С 1925 г. начинается "битва за рейхстаг" путем создания широкой социальной базы фашистской партии. Программа партии была рассчитанана привлечение недовольных - рабочим обещали ликвидацию безработицы, крестьянам - повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, мелким лавочникам - ликвидацию крупных магазинов и т. д. Уже в 1928 г. эта тактика дала свои первые плоды - фашисты получили 12 мест в рейхстаге; в 1932 г. по числу мандатов фашистская партия получила

больше мест, чем любая другая партия, представленная в рейхстаге.

30 января 1933 года Гитлер по распоряжению Гинденбурга занимает пост рейхсканцлера Германии.

С этого времени рейхстаг сохранялся лишь формально.

Германский фашизм в первые же месяцы гитлеровского правления лик-

видировал буржуазно-демократические свободы. С этой целью были изданы чрезвычайные декреты:

• отменялись свобода личности, слова, печати, собраний;

• полиция наделялась неограниченными правами;

• запрещались партии - в первую очередь коммунистическая, а затем все

остальные партии, не исключая и буржуазные.

Право на существование и господство получила лишь одна националсоциалистическая партия - воцарилась однопартийная правительственная система.

Партия имела военизированную структуру. Члены партии были обязаны безусловно подчиняться приказам и указаниям фюрера. В непосредственном подчинении партийного центра находились штурмовые отряды, эсэсовские охранные отряды, воинские части, укомплектованнысторонниками Гитлера. Решения съездов партии с момента их принятия получали силу закона.

Пребывание в рейхстаге и на правительственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные органы партии получили правительственные функции и практически

решали все существенные вопросы правления.

Государственная власть в гитлеровской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть - в руках фюрера.

Местное самоуправление и традиционное деление государства на земли в интересах централизации управления были ликвидированы. Областями управляли чиновники, назначаемые из Берлина центральным

Правительством.

Три обстоятельства способствовали установлению фашистской диктатуры в Германии:

а) монополистическая буржуазия видела в диктатуре единственный выход из той острой политической ситуации, которая возникла в связи с экономическим кризисом;

б) мелкая буржуазия и некоторые слои крестьянства приняли на веру демагогические обещания гитлеровцев, особенно касавшиеся ликвидации экономических трудностей, вызванных всевластием монополий и усугубленных кризисом;

в) рабочий класс Германии, и это едва ли не главное, оказался расколотым и поэтому ослабленным.

87. Основные тенденции развития европейской и американской государственности в первой половине XXв.

1.Изменения в европейской государственности в период Первой мировой войны. «Новый курс» Рузвельта.

Итоги первой Мировой войны способствовали складыванию в Европе новой геополитической ситуации, предопределившей тенденции государственного развития на всё XX столетие. В войне участвовало 38 европейских, азиатских, американских и африканских государства, что способствовало формированию нового типа взаимосвязей между ними и складыванию нового мирового сообщества. Во время войны были выработаны новые формы международного согласия в виде надправительственных, наднациональных правовых институтов.

Война сыграла роль катализатора внутренних государственно-политических процессов, ускорив падение полуфеодальных режимов и становление более прогрессивных в одних странах, крушение колониальных империи и генезис национальной независимой государственности в других. Война изменила и национально-правовые уклады многих европейских государств.

Важнейшим последствием первой Мировой войны явились деформации государственно-политических режимов побежденных стран. Многие явления, существовавшие ранее лишь в сфере идеологии, превратились в политическую практику (фашизм, тоталитаризм, социализированное государство). Изменения в западноевропейской государственности были вызваны необходимостью приспособления к условиям военного времени как парламентских республик, так и конституционных монархий, сложившихся на протяжении XIX в. Государственное управление характеризовалось милитаризацией. Военное управление стало доминирующим в общественно-политической сфере. Это обусловило снижение роли парламентских институтов. Перераспределение властных полномочий в пользу правительственных структур проявилось в наделении правительств ряда европейских государств, включая Великобританию и Германию, чрезвычайными полномочиями. В годы войны завершается становление делегированного законодательства не как исключения, а как правила правительственной деятельности. Поэтому правительственные акты превращаются в этот период в основной законодательный источник.

Государственно-политические режимы европейских стран военного времени характеризовались законодательным ограничением политических прав и свобод граждан: свободы передвижения, митингов и собраний. Повсеместно вводится военная цензура.

Ещё одна новая тенденция проявилась в усилении регулирующей роли государства вплоть до перехода к системе прямого распределения. Регулирующая роль государства коснулась и социально-трудовой сферы, где распространились многочисленные ограничения права рабочих на забастовки, митинги и другие формы выражения своего несогласия с политикой администрации предприятия.

Не менее важным итогом войны стал распад крупнейших империй в Европе: России и Австро-Венгрии. Поражения и вызванные войной хозяйственно-экономические трудности обострили национальные конфликты и стимулировали стремление народов к национальной независимости. В результате на территории Европы возникло более 10 новых государственных образований. В конце 1918 г. было провозглашено самоопределение Чехии, Словакии, Сербии и Венгрии. В 1919 г. Австрия конституировалась в отдельное государство в виде президентско-парламентской республики с федеративным устройством. После присоединения Словацких областей к Чехии образовалось Чехословацкое государство. Конституция 1920 г. установила здесь республиканский строй с сильной президентской властью. Этот документ впервые в истории европейского парламентаризма вводил конституционную юстицию в виде Конституционного суда.

В результате геополитического распада Российской империи, вызванного Февральской революции 1917 г., независимость получила Финляндия, которая обладала автономией с 1905 г. Теперь она провозглашалась президентской республикой с однопалатным парламентом и сильной президентской властью. Создание национальной республиканской государственности провозгласили и прибалтийские государства: Латвия, Литва и Эстония.

Война вызвала всплеск революционного движения в Европе. Социализм как идейно-политическое течение и как политическая практика стал важным фактором государственного переустройства и правовых преобразований. Попытка построения социалистического общества в России повлияла и на другие европейские страны, в некоторых из которых были установлены, хотя и кратковременные, советские режимы (Венгерская и Баварская советские республики). Даже после их падения коммунизм приобретает статус международного политического течения, имевшего свои организационные структуры.

Таким образом, влияние первой Мировой войны заключалось в том, что она внесла существенные изменения в государственно-политический облик Европы, допустив отмену некоторых демократических принципов организации власти. Однако это нельзя рассматривать как отход от демократии и нарушение принципов парламентаризма. Эти меры носили временный характер и основывались на соответствующих законодательных актах. Особо значимые изменения произошли в государственности стран побежденного блока.

^ 2.Веймарская республика в Германии

Сложи


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.