Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран

2021-04-18 89
Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко—правовыми, так как они имеют прямое отношение как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. В отличие от общей истории историко—правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений. Предмет истории государства и права зарубежных стран– это отношения социальных сил между народами, нациями, государствами по поводу суверенитета власти и прав человека. Предмет истории государства и права зарубежных стран включает в себя следующие положения: 1) изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших существенное влияние на историю государственности; 2) анализ содержания государственно—правовых процессов, протекающих в определенной последовательности; 3) исследование присущих им причинно—следственных связей и конкретно—исторических закономерностей.

Основные методы истории государства и права зарубежных стран:

1) исторический;2) сравнительно—исторический;3) системно—структурный;4) статистический;5) запрета;6) обязывания;7) дозволения;8) императивно—властный.

Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений. Сравнительно—исторический метод исходит из сопоставления исторических фактов.

При этом применяются следующие научные приемы: 1) аналогия;2) экстраполяция.

Историю государства и права зарубежных стран рассматривают как:

1) отрасль права – совокупность норм, закрепляющих политическую систему общества, экономическую

систему государства, форму правления, форму государственного устройства, правовой статус личности;

2) науку; 3) учебную дисциплину.

Таким образом, история государства и права изучает государство и право отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления, как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕВАВИЛОНСКОГО ГОСУДАРСВТВА

Особенности общественного и государственного строя. Возникновение государства Древнейшими жителями Двуречья (Месопотамии), о которых мы находим упоминания в письменных памятниках, были шумеры на юге и

аккадцы на севере. По-видимому, шумеры и аккадцы не были первыми обитателями Двуречья. Шумеры появились на крайнем юге Двуречья в конце V -начале IV тысячелетия до н. э. и заселили территорию,

северная граница которой проходила примерно у нынешнего Багдада. До сих нор неизвестна их прародина. Все попытки установить родство шумерского языка с каким-либо из известных живых или мертвых языков оказались безрезультатными. Аккадцы заселили Месопотамию с севера, придя туда через Сирию.

Маленькие человеческие общины были отделены друг от друга почти непреодолимыми препятствиями. Наносная лёссовая почва была исключительно плодородной. Однако урожаю постоянно угрожали и разливы рек. и засуха. Во время половодья и сильного южною ветра начиналось катастрофическое наводнение. сносившее жилища, уничтожавшее посевы. Всемирный погон не выдумка, он действительно имел место в Месопотамии, для древнейшего обитателя она и была всем "миром". Полная опасностей, тягот и лишений жизнь долгое время заставляла людей держаться своего рода и племени. Постепенно люди нашли возможность укротить реку. Строительство каналов, дамб, запруд сократило наводнения, а в летнее время, когда месяцами не выпадает ни капли дождя, появилась возможность орошения. Так, между Тигром и Ефратом сложились десятки небольших городов-государств (номов). Они долго еще сохраняют черты первобытной демократии. Во главе такого государства стоял правитель, носивший в разных общинах разные титулы: верховный жрец (эн), жрецстроитель (энси), большой человек (лугаль, царь). Власть правителя сначала не была наследственной, так как он был избранником народа. Опираясь на свою дружину и поддержку родоплеменной знати, лугаль со временем сосредотачивает в своих руках все большую власть и она становится наследственной. Часть общинной земли оказывается в руках правителя. Первым, кому удалось создать первую "великую державу", охватывающую всю Месопотамию,был Сарагон Древний, человек незнатный, но сумевший выдвинуться на военной службе. С начало он захватил городок Аккад, а затем ему повиновалась вся Южная Месопотамия. Номовая структура сохранилась,но теперь правители номов стали не более как чиновники, назначаемые царем. Сарагон ввел по всей Месопотамии единую систему мер и весов.. В результате целеустремленной и гибкой политики этой династии Вавилон в конце царствования царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) превратился в столицу огромного царства, подчинившего себе территорию от Персидского залива на юге до Ниневии на севере. Произошло окончательное слияние шумерского и аккадского этноса. Главным источником сведений о государстве и праве Вавилона явились сотни тысяч надписей на глиняных табличках, камне и металле, выполненных клинописью. Ключ к прочтению клинописных текстов удалось найти лишь в 1802 г. немецкому учителю Гротенфенду. Это удивительное открытие позволило прочесть многие тексты законов и указов царей. По обычаю того времени основной сборник законов был высечен на базальтовом столбе и выставлен на главной площади для всеобщего обозрения и изучения. Он получил название кодекса царя Хаммурапи.

Государственный строй Древний Вавилон -государство восточной деспотии. У него три основные функции: общественных работ, военная и финансовая. Эти три функции и обусловили сосредоточение неограниченной законодательной, исполнительной и судебной власти у лугаля. Он считается представителем бога на земле. Политической ячейкой общества опять же является сельская община.

 Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государственной власти и правовых норм. Основой экономических отношений первобытно-общинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ. Наличие коллективной собственности на средства производства определялось низким уровнем развития производительных сил. Орудия труда были примитивны, люди же не имели достаточно достоверных представлений ни об окружающей действительности, ни о самих себе, что вело к очень низкой производительности труда. Общий труд неизбежно вел к совместной собственности на средства производства,к распределению продуктов на началах равенства.Основной ячейкой первобытного общества был род.

4.ГОСУДАРСВТЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЦАРЯ ХАММУРАПИ  

Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя I Вавилонской династии – Хаммурапи (1792 –1750 гг. до н.э.), который был выдающимся государственным деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым дипломатом, крупным стратегом, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором.За долгие годы успешного правления Хаммурапи сумел поочередно разгромить соседей-соперников,объединив под своей властью всю Месопотамию.

Хаммурапи появилась тенденция к некоторому упадку, но именно Вавилонию царя Хаммурапи можно считатьпервым в Западной Азии развитым государством в полном смысле этого слова. вавилонское государство уже представляло собой ту сложную структуру,которая в дальнейшем была характерна (в многочисленных вариантах) для всех достаточно развитых обществ традиционного Востока, да и не только Востока.

Законченная самостоятельная административная система сложилась в Вавилонском государстве в старовавилонский период и возродилась, с некоторыми изменениями, в периоды среднего (XVI – XI вв. до н.э.) и нового царств. Государственная администрация была жестко централизованной, но далеко не всеобъемлющей. Рядом с ней продолжала существовать храмовая администрация жрецов и чиновников. А на самом низшем уровне государственными административными функциями наделялись руководителями общин и союзов. Вавилонское государство приобрело определенные черты древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь, обладавший законодательной, исполнительной, судебной и религиозной властью. Он считался наместником богов и был классическим древневосточным монархом. Его власть имела и религиозный, и государственный характер. Если в период протогосударств и ранней монархии при возобновлении династии правителя, как правило, избирали (на особых собраниях от всех областей-номов; известны примеры об избрании царя 36000 представителей), со старовавилонского царства власть его наследственна, но точного порядка наследования не было; нередки случаи, когда наследовали и женщины царского или жреческого родов. Царь одновременно был и верховным военачальником. Как и в других древневосточных государствах, в руках царя сосредоточивалось обширные хозяйственные функции: руководство ирригационным хозяйством, строительство храмов, регулирование цен на товары,вознаграждения ремесленникам, врачам, строителям2.На втором месте в вавилонской иерархии государственных должностей стоял жрец. Он выполнял

религиозные обряды, руководил храмовыми хозяйствами с санкции правителя; вероятно, пользовался и судебными правами.Отношения между центральной властью и храмами были также сложны и противоречивы. Храмы, опираясь на собственное крупное землевладение и значительное число зависимых от них лиц, стремились к экономической независимости. Лишь при Хаммурапи почти полностью были подчинены в административном и хозяйственном отношении царю, который назначал в них жрецов и администраторов, требовал отчета о хозяйственной деятельности.

Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. В общинах коллегиальные суды по-прежнему состояли из членов совета старейшин, но руководить ими стали рабианумы. Этим судам не были подсудны царские люди, они и не могли рассматривать дела, касающиеся царского имущества. Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах, они рассматривали главным образом дела царских людей. Но царь не выступал ни высшей кассационной, ни аппеляционной инстанцией. Он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора. Ему приносили жалобу на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии. Жалобы передавались царем для решения соответствующим административным или судебным органам: общинным или царским. Здесь вообщене было судебных инстанций, всякое судебное решение было в принципе окончательным. Царские наместники почти повсеместно могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников. Видное место в судебном устройстве занял царский суд, сосредоточивший в своих руках основные судебные функции и заметно потеснивший храмовый суд, суд общины, суд квартала в городе, однако некоторые права решать семейные и уголовные дела, совершенные на их территории, они все же сохранили. Судьи объединились в коллегии, им подчинялись также глашатаи, гонцы, писцы, составляющие судейский персонал. Не потеряли полностью судебных полномочий и храмы. Им принадлежала важная роль в принятии клятв, в засвидетельствовании законности сделок, в процедуре ордалий – «божьего суда», который считался важным средством установления истины. В Вавилоне судебные решения в сознании людей издавна связывались с представлениями о справедливости. Богиня справедливости Киту считалась дочерью всемогущего бога Солнца Шамаша, ей посвящались специальные храмы. Однако вавилонские судьи нередко злоупотребляли своим положением. Об этом свидетельствует, в частности, ст. 5 Законов Хаммурапи, предусматривающая наказание для судьи, изменившего свое решение после того, как оно было записано в специальном документе на глиняной табличке с печатью.

Образование франкского государства. Реформы Хлодвига.

Падение Римской империи под натиском варварских племен означало крушение античных политико-правовых порядков и начало генезиса нового типа государственности и права. 476 г. принято считать началом феодальной формации в Европе. Основная тенденция государственно-правового развития Европы заключалась в переходе от племенной родоплеменной общности к примитивным государствам в виде варварских королевств, а позже – к централизованнымнациональным государствам. Cамым мощным племенным союзом северных германцев были франки, называвшие себя салическими. На завоеванных после распада Рима землях Галлии они расселялись общинами. В ходе завоевательных походов у франков сформировалась единоличная власть. Самым известным её носителем стал Хлодвиг, который объявил себя преемником римского императора. Он стал основоположником династии Меровингов. Важным фактором, ставшим катализатором генезиса франкской государственности, стало принятие Хлодвигом христианства. Монотеистическая религия способствовала закреплению в общественном сознании легитимности монархической власти, проповедовало идеи смирения и покорности. Кроме того, этот шаг позволил дальновидному Хлодвигу заручиться поддержкой галло-римской церкви, повысив международный статус франкского короля. Несмотря на то обстоятельство, что франкское государство сформировалось под влиянием римской политической и правовой культуры, оно качественно отличалось, будучи раннефеодальным. На первых этапах своего развития франкское государство характеризовалось слабой централизацией. Его административными единицами были графства, подразделявшиеся на округа (паги), объединявшие несколько сотен – мельчайших административные единицы. Округа и паги сохранили самоуправление. Графы управляли лишь владениями короля в графстве. Основной тенденцией государственно-политического развития франкского королевства стало усиление королевской власти и преодоление пережитков родового строя и военной демократии. Центром государственного управления становится королевский двор, который вместе с ближайшим окружением составлял королевский совет. Высшие чиновники назначались лично королем и смещались по его инициативе. Несколько раз в год проходили собрания знати, в которых принимали участие епископы, графы и герцоги. Их компетенция касалась общеполитических дел, положения церкви и земельных пожалование. В 7 в. стала складываться система вассально-ленных отношений, основанных на праве королевской власти жаловать земли своим подданным. В 6-7 вв. произошли важные изменения в статусе представителей местной власти. Графы превратились в представителей местной администрации. Несмотря на попытки королевской власти усилить централизацию, в 6 в. Отчетливо наметилась тенденция обособления некоторых областей, носителями которой были правители дворцов в отдельных областях – майордомы. Поэтому с конца 7 в. формирование централизованного государства началось заново.

Я стадия – ДОЗНАНИЕ

Задачи дознания:

1. Установление факта совершения преступления.2. Выявление подозреваемого лица.3. Тайный сбор (судьей) информации о преступлении и подозреваемом.

Поводы для проведения дознания:

1) Явка с повинной.2) Задержание преступника на месте совершения преступления.3) Донос.4) Порочащая общая молва.

Хабеас корпус акт 1679 г.

ХАБЕАС КОРПУС АКТ (Habeas Corpus Act), закон, принятый 26 мая 1679 английским парламентом. Полное название его - "Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями" (т. е. вне пределов Англии). Согласно этому закону, судьи были обязаны по жалобе лица, считающего свой арест или арест кого-либо другого незаконным, требовать срочного представления арестованного суду для проверки законности ареста или для судебного разбирательства; заключение обвиняемого в тюрьму могло производиться только по предъявлении приказа с указанием причины ареста.Хабеас корпус - это существовавшее издревле, по некоторым данным, еще до Великой Хартии вольностей, понятие английского права, которым гарантировалась личная свобода.

Ни один свободный человек не мог быть посажен в тюрьму без предписания хабеас корпус, посредством которого судья повелевал доставить к нему личность (букв. тело, corpus) обвиняемого. В Великой хартии вольностей статья 39 специально оговаривала неприкосновенность личной свободы. Правило хабеас корпус постоянно употреблялось с 15 в. Вначале им пользовались как средством к восстановлению свободы, нарушенной частными лицами, в основном феодалами и их подчиненными, но уже со времен Генриха VII оно стало применяться в случаях преследования личности со стороны Короны.

Однако до акта 1679 выпуск постановления хабеас корпус предоставлялся на усмотрение судей, которые сами не обладали независимостью. Дело выдачи такого постановления часто затягивалось; кроме того, невыполнение предписания судьи не влекло за собой никакой ответственности. Эта недостаточность правовых гарантий проявилась с особой силой в период абсолютистского правления Тюдоров и Стюартов.

Именно несоблюдение этого принципа вызвало возмущение арестом Дж. Гемпдена в 1627 и принятие резолюции палаты общин 29 марта 1628, в которой говорилось: "1. Ни один свободный человек не может быть арестован или задержан в тюрьме или иначе как-нибудь ограничен в своей свободе по приказанию короля или Тайного совета.., если не будет указана какая-нибудь законная причина ареста, задержания или ограничения в свободе.

2. В приказе хабеас корпус не может быть отказано никому; он должен выдаваться по просьбе каждого лица, который подвергается аресту, задержанию... по приказу короля, Тайного совета или кого-либо другого.

3. Если свободный человек будет арестован и заключен в тюрьму" без указания законной причины, и "если это будет установлено на основании хабеас корпус, выданного такому лицу, то оно должно быть или вовсе освобождено, или отпущено под залог". Эти резолюции вошли в Петицию о праве 1628 и в дальнейшем неоднократно повторялись в документах Английской революции. В период реставрации Стюартов билль о хабеас корпус был внесен в палату общин в 1668, но не стал законом.

Два другие подобные билля были отклонены палатой лордов в 1670 и 1675. Наконец, в 1679 был издан Хабеас корпус акт, которым ограждались интересы личности от королевского произвола. Акт обязывал судей выдавать хабеас корпус во всех случаях, за исключением тех, когда основанием ареста являлось обвинение данного лица в государственной измене или тяжком уголовном преступлении.

По получении предписания хабеас корпус смотритель обязан был в течение 8-20 дней (в зависимости от дальности расстояния) доставить арестованного в суд. В случае задержки судебного расследования закон предусматривал освобождение арестованного под залог (чем не могли воспользоваться малоимущие); это не распространялось на несостоятельных должников. Правительству предоставлялось право приостанавливать действие акта в чрезвычайных случаях, но лишь с согласия обеих палат парламента и не долее, чем на один год. Эта мера практиковалась в очень редких случаях, в Англии и Шотландии она не применялась с 1818.Дополнения в Хабеас корпус акт вносились в 1689 ("Билль о правах"), 1766 и 1816.Литература:Дайси А. В. Основы государственного права Англии: Пер. с англ./ Под ред. П. Г. Виноградова.

Война за независимость США.

1.1775—1783

2.война между Великобританией и лоялистами

3.Причиной послужило стремление Америки к независимости от Англии

4. а)19 апреля 1775 года произошло первое вооружённое столкновение между британскими войсками и американскими сепаратистами;

б) 10 мая 1775 года, в Филадельфии собрался Второй Континентальный конгресс, который, с одной стороны, подал петицию королю Англии Георгу III о защите от произвола колониальной администрации, а с другой — начал мобилизацию вооружённого ополчения, во главе которого встал Джордж Вашингтон

в) американские сепаратисты предприняли осенью вторжение в Канаду, надеясь на помощь антибритански настроенного французского населения Квебека. Однако, британские войска отразили вторжение.

г) Летом 1776 года Король направил для подавления восстания флот с десантом из гессенских наёмников

д) В 1776 году британцы заняли Нью-Йорк, а в 1777 году, в результате сражения при Брендивайне, — Филадельфию. 4 июля 1776 года депутаты колоний приняли Декларацию независимости США.В битве при Саратоге американские сепаратисты впервые одержали победу над королевскими войсками. Франция, поддержала американских сепаратистов и заключила франко-американский союз 6 февраля 1778 года.

е) В 1778—1779 годах британский генерал Клинтон успешно воевал против сепаратистов в Джорджии и Южной Каролине, и установил над ними полный контроль.1779 год — у берегов Англии успешно действует франко-американская эскадра коммодора Джона Пол Джонса. 1781 год — франко-американская армия принудила армию британского генерала к капитуляции 19 октября у Йорктауна в Виргинии.Конец 1781—1782 годов — произошли несколько морских сражений, в том числе одно крупное у островов Всех Святых, и ряд мелких столкновений на суше.20 июня 1783 года — Сражение у Куддалора — последнее сражение войны за независимость США

5. 20 марта 1782 года года премьер-министр Фредерик Норт ушёл в отставку после вынесения ему вотума недоверия. В апреле 1782 года Палата Общин проголосовала за прекращение войны. 30 ноября 1782 года было заключено перемирие, а 3 сентября 1783 года Великобритания признала независимость США.Отдельными соглашениями от 2 и 3 сентября 1782 года Британия уступила Флориду и Минорку Испании, произвела размен заморских территорий с Францией и Голландией и добилась некоторых торговых привилегий в их владениях.

6. Британия потеряла в Северной Америке свои основные войска, она лишилась поддержки и в своей стране.

Конституция США 1789 г.

Введение конституции, ограниченной только изложением государственного строя и обходившей молчанием провозглашенные в Декларациях права человека, проходило с большим трудом. В законодательных собраниях штатов она была принята незначительным числом голосов и, главным образом, под условием включения в конституцию дополнений о демократических правах и свободах граждан. Законодатели понимали, что большинство американцев хотят видеть в конституции, прежде всего гарантию от любых посягательств государственных властей на их права и свободы.

Из этого исходил и Д. Мэдисон, внесший решающий вклад в подготовку конституционных поправок к собраниям штатов в 1789 г. и утверждены ими в 1789 - 1791 гг., ставшие известны как Билль о правах. Принципиальной идеей, положенной в их основу явилось признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободу граждан: свободы вероисповедания, свободы слова и прессы, мирных собраний, права обращения к правительству с просьбой о прекращении злоупотреблений (ст. I).

Провозглашалось право иметь у себя и носить оружие (ст. 2). Запрещался в мирное время постой солдат в частных домах без согласия их владельцев (ст. 3). Признавалось недопустимым задержание лиц, обыск, выемка вещей и бумаг без выдаваемых соответствующим должностным лицом законно обоснованных разрешений (ст. 4). Никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как по решению суда присяжных, за исключением дел, возникших в армии. Никто не мог быть подвергнут повторному наказанию за одно и тоже преступление, быть лишенным жизни, свободы, собственности без законного судебного разбирательства (ст. 5). Уголовные дела должны рассматриваться судом присяжных. Обвиняемый имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими не в его пользу, ему разрешалось вызывать свидетелей со своей стороны и прибегнуть к советам адвоката (ст. 6). Запрещались жесткие и необычные наказания (ст. 8). В качестве общего принципа устанавливалось, что названные в конституции, включая Билль 1791 г., права не должны умалять все другие права и свободы, "оставшиеся принадлежностью народа" (ст. 5) и неразрывно связанное с этим. Другое не менее важное: "правда, не представленные конституцией Соединенных штатов и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или народу" (ст. 10). В сочетании с этими положениями Конституция США приобрела еще большую прогрессивную направленность. Был создан, как показала последующая история, наиболее оптимальный вариант государственного строя для США.

Билль о правах 1791 г. явился одним из первых поправок к Конституции США, сделал огромный сдвиг в развитии демократических институтов буржуазного государства.

Этапы и особенности ВФР.

В истории Великой французской революции выделяют три этапа.
- первый – 14 июля 1779 – 10 августа 1792
На первом этапе революции власть захватили крупная буржуазия и либеральное дворянство. Они выступали за конституционную монархию.
- второй – 10 августа 1772 – 2 июня 1793
Произошло народное восстание, которое возглавила Парижская коммуна.
Парижская коммуна стала в этот период органом парижского городского самоуправления, а в 1793-1794 гг. была важным органом революционной власти.
Во Франции была фактически ликвидирована монархия.
- третий, высший этап революции – 2 июня 1793 – 27/28 июля 1794 года
Власть перешла в руки радикально настроенных слоев буржуазии, опиравшейся на основную часть городского населения и крестьянство. В этот момент народные низы имели наибольшее воздействие на власть. Для спасения революции якобинцы считали необходимым введение чрезвычайного режима – в стране оформилась якобинская диктатура.

В процессе утверждения конституционного порядка и новых демократических принципов организаций государственной власти особую роль сыграла Французская революция 1789—1794 гг. Ее нередко называют великой. Она была действительно таковой, поскольку превратилась в подлинно народную революцию как по широкому кругу своих участников, так и по далеко идущим социальным последствиям.

Революция во Франции в отличие от всех предшество­вавших революций потрясла до основания создававшееся веками здание феодализма. Она сокрушила экономические и политические устои "старого режима", в том числе и абсолютную монархию, являвшую собой символ и итог многовековой эволюции средневековой государственности.

Значение Французской революции XVIII в. не ограничивается рамками одной страны и одного десятилетия. Она дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире, предопределила триумфальное шествие по земному шару капитализма как передового для своего времени общественно-политического» строя, ставшего новой ступенью в истории мировой цивилизации.

Революция 1789—1794 гг. по существу была неизбежной, поскольку продолжающее нести на себе бремя феодальных представлений и институтов французское общество зашло в тупик. Абсолютная монархия не смогла предотвратить неуклонно нараставший экономический, социальный и политический кризис. Главной-помехой на пути дальнейшего развития Франции стала именно абсолютная монархия. Она давно уже перестала выражать общенациональные интересы и все более откровенно защищала средневековые сословные привилегии, в том числе исключительные права дворянства на землю, цеховой строй, торговые монополии и другие атрибуты феодализма.

XVIII век во Франции характеризуется абсолютизмом. С точки зрения социально-экономического развития феодального производства на одной стороне возникла небольшая группа крупной земельной аристократии, а на другой стороне громадная масса крестьян, находящаяся в личной и экономической зависимости. На базе крупных городов начинается закладывание основ промышленного производства, необходимы были рабочие. Таким образом, экономические предпосылки лежали в самих недрах феодального устройства, в базисе. Необходимо было освободить крестьян, для работы на промышленном производстве.

Исполнительная власть

Текущее административно-распорядительное управление вручалось исполнительному совету, который образовался следующим образом: собрание выборщиков каждого департамента выдвигало по одному делегату; из назначенных таким путем 83 кандидатов (по числу департаментов) Законодательный корпус избирал 24 члена исполнительного совета, половина из них подлежала ежегодному переизбранию. Исполнительному совету, действовавшему строго в границах принятых законов и декретов, предстояло руководить деятельностью всех ведомств (министерств), координировать и контролировать ее, назначать высших должностных лиц во все ведомства.

Конституция устанавливает выборность местных органов власти.

Чрезвычайные обстоятельства, в которых находилась тогда Франция, а именно война со странами, составившими коалицию против нее, необходимость борьбы с внутренней контрреволюцией (восстание в Ванде и других местах) побудили Конвент отсрочить введение в действие конституции до заключения мира.

Аграрное зак-во.

Феодальные порядки были еще сильны на момент революции.

Выделяют несколько видов феодальных прав:

  1. «серваж» - личная зависимость крестьянина от землевладельца.
  2. сеньоральная юстиция – основанная на неравенстве крестьянина и сеньора перед законом.
  3. монопольные права сеньоров (баналитеты) - плата за право помола, за право проезда, за право сбора плодов.
  4. рентные платежи – терраж, талья, чинш, десятина.

Взятие Бастилии в Париже влечет за собой крестьянские волнения, в ходе которых крестьяне грабять замки феодалов и уничтожают акты о своих повинностях.

1 декрет.

4 – 11 августа 1789 – Учредительное собрание издает декрет относительно уничтожения всех привилегий. Ст. 1 провозглашала полное уничтожение феодального порядка. Все личные права дворян на зависимость крестьян уничтожались. Те повинности, которые были связаны с землей, а не с личностью, подлежали выкупу. Крестьян призывали к аккуратному платежу налогов, повиновению властям. Декрет утвержден 3 ноября.

Закон 3 мая 1790 – сохранил права связанные с рентными обязательствами. Вся совокупность этих прав подлежала выкупу, но права связанные с повинностью, баналитет и шампар (натуральные повинности крестьян на право пользования имуществом последнего) не подлежали выкупу.

2 декрет.

22 августа 1792 - жирондистский Конвент принимает декрет, который вводит институт раздельного выкупа постоянных повинностей. Если у феодала на руках не было первоначального документа (с момента, когда его род стал владеть землей), то земля объявлялась свободной от феодальных повинностей. Если такой документ находился, то повинности подлежали выкупу в рассрочку на 2,5 года.

3 декрет.

28 августа 1792 – возвратил общинам крестьян отнятые у них сеньорами земли. Объявлял мораторий на истребование доходов, полученных с угодий за все время их пребывания в руках сеньоров.

4 декрет.

4 марта 1793 – якобинцы предложили продажу эмигрантских земель с торгов с 10-летней рассрочкой платежа.

Закон 10 июля – утверждает безусловное право крестьянских общин на землю.

Вводится институт раздела общинного фонда земли между членами общины по требованию 1/3 ее членов.

Декрет отражает направление революции – стремление к индивидуализации собственности. Цель – создать многочисленный класс мелких собственников.

5 декрет.

17 июля 1793 – полностью и безвозмездно отменялись любые феодальные платежи. Все документы, подтверждающие феодальный титул – сжигались.

Происходило перераспределение земли крестьянам из фонда национальных имуществ (феодальная земля + церковные имущества). Перераспределение носила характер выкупа земли; цена была очень низкая.

Уголовное зак-во революции.

В Декларации прав и свобод от 26 августа 1789 – постановлялось общее определение преступления; так же предполагалось одинаковое наказание за одно и то же преступление для лиц все зависимости от социального положения.

Сентябрь 1789 – Учредительное собрание создает комиссию по выработке УК.

В 1791 – Законодательным собранием принимается Кодекс.

Кодекс содержит 2 части: общую и особенную.

Общая часть – определение понятия преступления и наказания, рассматривала вопросы вменяемости. Кодекс сохранил смертельную казнь и позорящие наказания.

Особенная часть - знала штраф в размере полученной взятки. Введена реабилитация осужденного, отбывшего наказание. Особенная часть вводила классификацию преступлений: против публичных интересов против частных лиц.

Летом 1791 – принимается Кодекс полиции муниципальной и полиции исправительной.

25 октября 1795 – Кодекс о преступных деяниях и наказаниях.

1 января 1811 – вступили в силу Code penal и Уголовно-процессуальный кодекс.

УК 1811 состоял из 4 книг: 1 – об уголовных наказаниях(выстраивает лестницу). 2 – о лицах наказуемых, освобождаемых от ответственности или ответственных за преступления или проступки.; 3 – постановления о видах преступлений (публичные и частные)

Уголовный кодекс 1810 г.

Стройное и законченное выражение уголовно-правовая программа нового времени (классическая школа уголовного права) получила во французском Уголовном кодексе 1810 г, разработанном при Наполеоне I. Хотя Кодекс в ряде моментов представлял собой шаг назад по сравнению с законодательст­вом эпохи революции, в целом он был прогрессивным для сво­его времени документом. В нем проводилась идея равенства лиц перед уголовным законом, вводились ясные критерии пре­ступления, четко очерчивался круг наказаний и т.д.

Работа над этим наказательно-исправительным кодек­сом началась в 1801 г. Руководитель комиссии Таржье оставил интересные комментарии к этому про­екту, который состоял в тот момент из 1207 статей. Вот некоторые из его комментариев и обобщений:

1. Конечная цель закона не в том, чтобы виновный страдал, а чтобы были предупреждены преступления.

2. Гуманность страдает оттого, что наказание является необ­ходимостью, она взывает во всяком случае к умеренности и мяг­кости.

3. Разум законодателя использует плоды философии, но счи­тается с фактами, окружающими его, изменить которые вне его власти.

4. Когда издаются законы для общества, то надо иметь в виду общество, каким оно является в действительности, а не каким может быть.

Работа над Кодексом продолжалась в течение 10 лет. Он был утвержден без прений Госсоветом в январе 1810 г. и введен в силу в 1811 г. вместе с Уголовно-процессуальным кодексом.

Структура Кодекса 1810 г.

Кодекс состоял из четырех книг, включающих две части:

1. излагала принципы различения деяний и лиц, подлежащих наказанию по закону;

2. содержала нормы для оценки на­казуемых законом деяний.

 

Первую часть составляют краткие пред­варительные положения из первых двух книг (они напоминают общую часть современных кодексов). Третья и четвертая книги образуют так называемую особенную часть Кодекса.

Дефиниция преступления очень проста — преступлениями являются деяния, за которые законы наказывают мучительным или позорящим наказа­нием (ст. 1).

Французский законодатель, однако, к этому времени еще не разработал многих общих вопросов уголовного пра­ва: не были определены формы вины, ничего не говорилось о давности, о совокупности преступлений. В УК упомина­лось покушение, но оно полностью приравнивалось к закон­ченному преступлению, если преступное действие преры­валось не по воле покушавшегося.

Наиболее оригинальной структурной частью Кодекса следует считать способ различения всевозмо


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.