Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2021-04-18 | 80 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Н.В. Артамонова
С.В. Дмитриева
Л.П.Фрумкин
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
(конспект лекций в таблицах, схемах и рисунках- часть1)
Санкт-Петербург
2012
Артамонова Н.В., Дмитриева С.В., Фрумкин Л.П. | |
Управление персоналом: Конспект лекций в таблицах, схемах и рисунках. - Санкт-Петербург, 2011. - с. |
В пособии темы дисциплины «Управление персоналом» изложены в виде краткого конспекта в форме различных таблиц, схем и рисунков. Данная форма подачи материала позволит студентам систематизировать достаточно большой объем информации, лучше запоминать изученное и в дальнейшем воспользоваться данным конспектом в процессе профессиональной работы при принятии соответствующих решений, связанных с управлением персоналом.
Учебное пособие разработано для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент», слушателей системы дополнительного профессионального образования, обучающихся по программе «Управление предприятием», а также для тех, кто изучает данные вопросы самостоятельно.
Введение
Кризис российской экономики требует от руководителей различных предприятий быстрой и качественной перестройки системы развития. Необходимо новое видение управленческого процесса ориентированного на раскрытие человеческого ресурса. «Управление персоналом» является важной отраслью знаний, которая неотрывно, связана с практикой эффективного управления современными компаниями.
Человеческий ресурс – важнейшая составляющая потенциала предприятия, от которого зависит успешность работы предприятия. Учебное пособие «Управление персоналом» направлено на изучение вопросов организации деятельности персонала предприятий и организаций, создания новых и модернизации имеющихся рабочих мест, подбора и расстановки кадров, разработки системы мотивации и стимулирования работников, обеспечения развития персонала и формирования их профессиональных компетенций.
В учебном пособии в сжатой, компактной форме отражены важные ключевые аспекты организации работы персонала, обеспечения эффективного его использования и развития. Для представления основных тем дисциплины построены различные типы схем: структурные, последовательно-логические и др., а также таблицы.
Системный подход к управлению персоналом
Таблица 1.1. Концептуальные подходы в теории управления работниками в процессе их трудовой деятельности
Период времени, год | Основные заботы менеджмента | Отношение менеджмента к работникам | Деятельность по кадровому управлению |
До 1890 | Производственные технологии | Безразличие к нуждам | Создание системы дисциплинарного воздействия |
1891- 1910 | Социальное обеспечение служащих | Создание для работников безопасных условий труда и возможностей для роста | Разработка программы по безопасности труда |
1911- 1920 | Эффективность задач | Обеспечение высокой зарплаты работникам при условии повышения производительности труда | Исследование трудовых движений во время работы и затрачиваемого времени |
1921- 1930 | Индивидуальные различия | Учет индивидуальных различий работников | Психологическое тестирование и консультации для работников |
1931- 1940 | Профсоюзное движение | Возможность официально выражать свое мнение в противовес мнению администрации | Создание программ коммуникации работников и профсоюзных приемов |
1941- 1950 | Социальная безопасность | Использование мер социальной защиты работников | Разработка программ по пенсионному обеспечению, здравоохранению, привилегиям и др. |
1951- 1960 | Участие работников в управлении деятельностью фирмы | Работникам требуется учет их мнения при управлении | Профессиональная подготовка менеджеров (ролевые игры, подготовка, обучение навыкам) |
1961- 1970 | Соучастие | Участие работников в принятии решений | Использование приемов коллективного менеджмента |
1971- 1980 | Сложность задачи | Совершенствование содержания труда, нацеливающего на решение сложных задач | Обогащение элементов труда, пересмотр должностных обязанностей |
1981- 1990 | Перемещение работников | Переподготовка и повышение квалификации работников в соответствии с рыночной конъюнктурой и НТП | Опережающее и непрерывное обучение работников |
1991- 2000 | Изменение в составе рабочей силы и ее дефицит | Повышение мобильности и гибкости рабочей силы и форм ее пользования | Стратегическое планирование, права работников, профессиональная подготовка, гибкая система льгот, компьютеризация и т. д. |
Таблица 1. 2. Концепция кадровой работы предприятия (на примере РАО «Газпром»)
Рисунок 1.1. Формирование кадровой политики организации
Таблица 1.3. Характеристика подсистем модели управления персоналом
№ п/п | Наименование подсистемы | Функции экономической подсистемы | Функции социальной подсистемы | Функции организационной подсистемы |
1 | Целевая подсистема | Повышение конкурентоспособности продукции предприятия | Повышение конкурентоспособности рабочей силы персонала | Повышение конкурентоспособности предприятия |
2 | Обеспечивающая подсистема | · информационное обеспечение; · ресурсное обеспечение; · техническое обеспечение; · обеспечение делопроизводства; · нормативно-методическое обеспечение; · правовое обеспечение. | ||
3 | Функциональная подсистема | прогнозирование и планирование результатов труда работников; организация трудовых процессов; стимулирование труда; учет и контроль результатов труда работников; оценка эффективности использования рабочей силы. | -Диагностирование социальной среды предприятия и уровня конкурентоспособности ее персонала; -Социальное планирование (планы по обучению сотрудников, решению их социальных проблем); -мотивация трудовой деятельности и организационного поведения сотрудников; -учет и контроль выполнения социальных планов | Формирование кадровой службы; определение организационного положения сотрудников; расстановка персонала по рабочим местам и организация их труда; принятие управленческих решений по обеспечению персонала |
4 | Адаптирующая подсистема | Формирование кадровой стратегии предприятия; формирование кадровой политики предприятия; формирование политики личных доходов персонала. | -Страхование, социальное обеспечение; -управление конфликтами и стрессами | -Профориентационная работа; -отбор и прием персонала на работу; -деловая оценка; сотрудника; ' -трудовая адаптация; -управление деловой карьерой; -трудовые перемещения; -формирование организационной культуры |
Рисунок 1. 2 - Модель системы управления персоналом
Таблица 1.4. Структура комплексной системы управления персоналом предприятия
Цель управления | Система управления |
Конкурентоспособность продукции предприятия | Экономическая |
Конкурентоспособность рабочей силы персонала | Социальная |
Конкурентоспособность предприятия | Организационная |
Таблица 1. 5. Роли персонала в организации
Роль | Исходные данные | Переносное значение | Необходимые мероприятия |
Стратегический менеджмент трудовых ресурсов | Текущая стратегия | Стратегический партнер | Сравнение системы трудовых ресурсов с текущей стратегией: "организационная диагностика'' |
Менеджмент организационной структуры | Построение эффективной организационной структуры | Административный эксперт | Реинжиниринг организационных процессов: "коллективное обслуживание" |
Управление персоналом | Расширение обязанностей и возможностей служащих | Лидер персонала | Внимательное отношение к сотрудникам: "обеспечение сотрудникам" |
Управление преобразованиями и изменениями | Создание обновленной организации | Агент перемен | Управление трансформацией фирмы: "обеспечение изменений" |
Таблица 2.1. Составляющие внешней и внутренней среды работы с персоналом
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ | АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ |
Результативность труда персонала Готовность и способность персонала к труду Корпоративный дух Культура предпринимательства Техника и технология | Потенциал рынка Инфраструктура фирмы Законодательство Взаимоотношения Демографическая среда |
Рисунок 2.1. Организация и ее среда
|
Рисунок 2.2. Вертикальное разделение управленческого труда
Рисунок 2.3. Горизонтальное разделение управленческого труда
Рисунок 2.4. Цели управления предприятием
Таблица 2.2. Сравнительные характеристики типов структур управления
Бюрократический тип | Органический тип |
Четко определенная иерархия | Постоянные изменения лидеров (групповых или индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем |
Система обязанностей прав | Система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований |
Разделение каждой задачи на ряд процедур | Процессный подход к решению проблем |
Обезличенность во взаимоотношениях | Возможность самовыражения, саморазвития |
Жесткое разделение трудовых функций | Временное закрепление работы за интегрированными проектными группами |
Рисунок 2.5. Линейная организационная структура
Таблица 2.3. Типы линейной организационной структуры
Рисунок 2.6. Функциональная организационная структура
Таблица 2.4. Преимущества и недостатки функциональной структуры управления
№ п/п | Преимущества | Недостатки |
1 | Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций | Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений |
2 | Освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов | Трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами |
3 | Стандартизация, формализация и программирование процессов и явлений | Появление тенденций чрезмерной централизации |
4 | Исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций | Длительная процедура принятия решений |
5 | Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля | Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения |
Рисунок 2.7. Линейно-функциональная организационная структура
Рисунок 2.8. Линейно - штабная организационная структура
Рисунок 2.12 Задачи управления основным производством
Рисунок 2.13 Задачи управления вспомогательным производством
Рисунок 2.2.
Рисунок 2.14 Задачи управления охраной труда и техникой безопасности
Рисунок 2.15 Задачи управления материально-техническим снабжением
Рисунок 2.16 Задачи управления маркетингом и сбытом продукции
Рисунок 2.17 Задачи управления механизацией производства
Рисунок 2.18 Задачи управления обслуживающим хозяйством
Рисунок 2.19 Задачи управления внешнеэкономической деятельность
Рисунок 2.20 Основные исторические типы организационных культур
Таблица 2. 5. Х арактеристика основных типов организационных культур
Организация направляется
Проблемы решаются на основе
Лидерство основывается на
Повседневная работа
Функция и ответственность
Руководство
Продолжение таблицы 2 5.
Разногласия и конфликты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
отражают факт расхождения с общими целями и задачами | являются продуктивным выражением индивидуальных особенностей и различий | угрожают стабильности организации и мешают работе | считаются жизненно необходимыми для эффективного решения проблем | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммуникации (общение) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ограничены и несущественны | меняются по интенсивности и непредсказуемы | формальны и подчиняются правилам | открыты и насыщенны | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 3.1. Формирования кадровой политики организации
Таблица 3.1. Особенности и методы кадровой работы с персоналом на примере финансово-кредитной организации
Таблица 3.2. Направление деятельности и содержание управления персоналом в организации
Рисунок 3.3 - Пример стратегических целей в области работы с персоналом
Рисунок 3.4. Компоненты кадровой политики Таблица 3.3 - Перечень типовых подобластей кадровой политики по уровням работы с персоналом и их содержание
Структура персонала 4.3.Методика планирования дополнительной потребности фирмы в персонале
Планирование путей удовлетворения дополнительных потребностей фирмы в персонале Дисциплинарная ответственность и взыскания
Оплата труда сотрудников
5.9. Социальные методы управления
Н.В. Артамонова С.В. Дмитриева Л.П.Фрумкин
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (конспект лекций в таблицах, схемах и рисунках- часть1)
Санкт-Петербург 2012
В пособии темы дисциплины «Управление персоналом» изложены в виде краткого конспекта в форме различных таблиц, схем и рисунков. Данная форма подачи материала позволит студентам систематизировать достаточно большой объем информации, лучше запоминать изученное и в дальнейшем воспользоваться данным конспектом в процессе профессиональной работы при принятии соответствующих решений, связанных с управлением персоналом. Учебное пособие разработано для студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент», слушателей системы дополнительного профессионального образования, обучающихся по программе «Управление предприятием», а также для тех, кто изучает данные вопросы самостоятельно. Кризис российской экономики требует от руководителей различных предприятий быстрой и качественной перестройки системы развития. Необходимо новое видение управленческого процесса ориентированного на раскрытие человеческого ресурса. «Управление персоналом» является важной отраслью знаний, которая неотрывно, связана с практикой эффективного управления современными компаниями. Человеческий ресурс – важнейшая составляющая потенциала предприятия, от которого зависит успешность работы предприятия. Учебное пособие «Управление персоналом» направлено на изучение вопросов организации деятельности персонала предприятий и организаций, создания новых и модернизации имеющихся рабочих мест, подбора и расстановки кадров, разработки системы мотивации и стимулирования работников, обеспечения развития персонала и формирования их профессиональных компетенций. В учебном пособии в сжатой, компактной форме отражены важные ключевые аспекты организации работы персонала, обеспечения эффективного его использования и развития. Для представления основных тем дисциплины построены различные типы схем: структурные, последовательно-логические и др., а также таблицы. Системный подход к управлению персоналом Таблица 1.1. Концептуальные подходы в теории управления работниками в процессе их трудовой деятельности
Таблица 1. 2. Концепция кадровой работы предприятия (на примере РАО «Газпром») Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни... Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого... История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем... Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |