Вопрос 1. Предмет и методология теории государства и права. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Вопрос 1. Предмет и методология теории государства и права.

2021-04-18 82
Вопрос 1. Предмет и методология теории государства и права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 2: Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных (общественных) наук.

Виды наук – естественные, общественные (гуманитарные), технические.

Общественные (гуманитарные) науки включают юридические науки и иные (философию, социологию политологию и др). ТГП входит в систему юридических наук. Существует именно система, т.е. множество юридических наук. Система юридических наук называется- юриспруденция.

Система юридических наук (юриспруденция подразделяется на три основные группы наук:

1. Общеисторические науки о государстве и праве: теория государства и права, история государства и права России; история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений.

3. Отраслевые юридические науки: конституционное право, административное, финансовое, гражданское, трудовое, уголовное право и др.

4. Специальные юридические науки: криминалистика, судебная медицина, судебная психология, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия.

Место ТГП в системе юридических наук:

1.ТГП является общетеоретической наукой по отношению к другим юридическим наукам.

2. ТГП обобщает данные и выводы юридических наук в целях более глубоких общетеоретических обобщений.

3. ТГП исследует основные закономерности развития государства и права в целом.

4. ТГП вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие юридические науки.

Вопрос 3: Причины и условия возникновения государства.

В процессе длительного развития первобытного общества создавались предпосылки для его качественного преобразования и появления государств.

Экономические причины возникновения государства:

1.Переход от собирательства к производящей экономике.

2.Общественное разделение труда: а) отделение скотоводства от земледелия; б) отделение ремесла; в) появление купцов.

3.Рост производительности труда и появление излишков.

4.Появление частной собственности. Появились богатые и бедные.

Социальные причины возникновения государства:

1.Разложение рода и появление семьи.

2.Появление антагонизма, т.е. противоречий между богатыми и бедными.

3. Общество раскололось на классы. Общество, в силу раскола на экономически неравные классы людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна поддерживать интересы имущего класса и сдерживать противоборство с неимущим классом. Такой организацией, выделившейся из общества стало государство.

 

Вопрос 5: Закономерности возникновения государства.

При рассмотрении проблем происхождения государства в литературе оправданно обращается внимание, что не следует смешивать два сходных, но не идентичных вопроса: вопрос о закономерностях образования государства и вопрос о причинах возникновения государства.

Закономерность свидетельствует об объективной данности исторической предопределенности зарождения государства в любом обществе. А причины возникновения государства указывают на конкретные экономические и социальные условия-факторы его образования.

Итак, общие закономерности возникновения государства:

1. Возникновение государства представляет собой достаточно длительный исторический процесс.

2. Государство возникает объективно (не возникнуть на определенном этапе развития общества оно просто не может).

3. Государство возникает когда возникающие внутри общества противоречия объективно примирены быть не могут.

4. Возникнув на определенном этапе развития общества, государство будет в обозримом будущем неизменным его спутником.

 

Вопрос 4. Понятие и сущность государства.

Понятие государства.

Государство – понятие многогранное и поэтому существует многочисленные определения его понятия. Австрийский юрист Г.Кельзен писал, что государство можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В широком смысле, государство – это общность людей, проживающих на одной территории и организованные властью. В узком смысле – это система органов, осуществляющих власть, на определенной территории.

.Определение государства, широко используемое в современной литературе. Государство – это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций.

Разнообразие определений государства:

1. Древнегреческий ученый Аристотель – сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан.

2.Древнеримский ученый Цицерон – союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.

3.Русские юристы нач. ХХ в. Коркунов, Шершеневич, Трубецкой – государство – это общественный союз, представляющий собой самостоятельное принудительное властвование над свободными людьми в пределах определенной территории.

4.Марксистско-ленинская наука определяет государство с точки зрения классового подхода. Государство – это организация политической власти экономически господствующего класса.

 5.Кельзен был основателем теории правового нормативизма. В каких смыслах может употребляться понятие государства?:

А) В юридическом смысле. Государство – это юридическое лицо. От других юридических лиц государство отличается лишь установлением в масштабе страны правового порядка.

Б) В социологическом смысле. Государство – это социальная общность, существующая независимо от ее правового порядка. Характерная черта государства – рассредоточение власти между различными органами.

В) Понятие государства определяется как живой естественный организм. Данная теория разделялась сторонниками органической теории государства. Общество полностью отождествлялось с биологическим организмом, а государство считалось единственным институтом, предназначенным для обеспечения его благополучия.

Г) Понятие государство определяется как система норм, нормативный порядок или же политически организованное общество. Государство- это политическая организация общества.

 

Сущность государства.

Раскрыть сущность государства – значит выяснить главное, что определяет объективную необходимость существования государства, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.

Выявить сущность государства - значит установить, в чьих интересах сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит.

В определении сущности государства существует несколько подходов.

 1. – классовый. По классовому подходу сущностью государства является организация политической власти в интересах господствующего класса. Например, рабовладельческое государство – политическая организация власти рабовладельцев, феодальное государство – основной орган политической власти феодалов, капиталистическое государство на первых (классических) этапах своего развития выступало как орган власти буржуазии. Особенность исторических типов государств, предшествующих современным, состоит в том, что они в основном выражали экономические интересы господствующего меньшинства (рабовладельцев, феодалов, капиталистов).

2. - общесоциальный. Государство – это организация политической власти, которая создает условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. В середине ХХ в. возникает ряд теорий: правовое государство, социальное государство. Какие изменения претерпело государство:

а) государство превращается в орган преодоления противоречий между классами и социальными группами.

б) в деятельности государства на первый план начинают выступать принципы разделения властей, верховенства закона, гласность, плюрализм и т.д. 

.- Германия, Франция, Швеция, Швейцария, Австрия, США.

3. – религиозный. Государство – это организация политической власти которая содействует осуществлению интересов определенной религии. Так. Католический Ватикан, исламские государства – Пакистан, Ирак, Иран и др. в своей политике руководствуют в большей мере религиозными началами.

4.национальный. Государство- это организация политической власти, которая содействует преимущественному осуществлению интересов определенной (титульной) нации за счет интересов других наций, проживающих на территории данной страны. – Латвия, Эстония.

С сущностью государства связано такое понятие как социальное назначение государства. Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить. Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой. Государство – это организация всего общества, его институт, обслуживающий интересы общества и призванный действовать во имя всеобщего блага.В этих целях государство должно:

1. устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;

2. обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными слоями общества при столкновении их интересов;

3. обеспечит безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;

4. защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях населения, т.е. быть социальным государством.

Феодальная,

 4.капиталистическая(буржуазная) и

 5. коммунистическая.

 Маркс отмечал,что коммунизм – закономерный этап развития всего человечества, где осуществляется самоуправление народа и отсутствует государство. Все страны закономерно, проходя все общественно-экономические формации должны были придти к коммунизму. В соответствии с общественно-экономическими формациями выделяют четыре типа государств: рабовладельческое, феодальное капиталистическое и социалистическое:

1. Рабовладельческое государство - орудие поддержание власти класса рабовладельцев. Два антагонистических класса: рабовладельцы и рабы. Рабы являются собственностью рабовладельцев.

2. Феодальное государство – орудие власти класса феодалов (помещиков), земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Два антагонистических класса: феодалы и зависимые крестьяне.

3. Капиталистическое государство – орудие власти класса буржуазии. Капиталист (буржуазия) – собственник средств производства. Рабочий лишен средств производств, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту (рабочий нанимается работать на заводы и фабрики, принадлежащие капиталисту).Капиталистическое государство проходит различные стадии развития: монополистическое, индустриальное и постиндустриальное. Современные западные страны в современный период находятся на этапе постиндустриального развития.

4. Социалистическое государство – отмирающее государство, которое базируется на общественной собственности на средства производства. Имеет широкую социальную базу: рабочие, колхозное крестьянство, интеллигенция.

Достоинства данной типологии:

1. Продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов.

2. Она показывает поэтапность развития государств.

Слабые стороны данной типологии:

1. Сам Маркс, создатель данной типологии отмечал, что восточные страны имеют важные особенности развития, которые отличают их от западных стран. Развитие восточных стран не вписывается в пятичленную систему и Маркс добавлял к вышеназванным формациям так называемый – азиатский способ производства.

2. Типология недооценивает духовные факторы (религиозные, национальные, культурные).

11 .Цивилизационный подход. Представители –Тойнби, Питирим Сорокин, Шпенглер, Вебер. С позиции цивилизационного подхода критерием типологии государств выступает цивилизация. Английский историк Тойнби определил понятие цивилизация как сообщество государств, объединенных общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Из определения ясно, что в рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают не социально-экономические, как при формационном подходе, а культурные, религиозные, национальные, психологические ценности. Выделяют: египетскую, китайскую,

западную, восточную, православную цивилизации.

Достоинства данной типологии:

1.Выделены факторы культуры как существенные.

2. В современный период расширяется количество духовных критериев, которые характеризуют особенности государств.

Слабые стороны:

1.Недооцениваются социально-экономические факторы.

 

Правовое государство – это такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина и ограничивает с помощью права государственную власть в целях недопущения злоупотреблений.

Можно выделить 2 основных принципа правового государства, которые исходят из определения правового государства:

1. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип нашел закрепление в ст.2 Конституции РФ, устанавливающий, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» Права человека и гражданина содержатся во Всемирной декларации прав человека 1948г.

2. Ограничение с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Данный, второй принцип воплощается в жизнь с помощью следующих способов, которые выступают в качестве самостоятельных принципов:

а) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Еще древнегреческий философ Аристотель говорил, чтобы не было произвола власти, власть необходимо разделить.

б) верховенство закона- означает, что деятельность государственных органов и должностных лиц должна строиться на основе закона.

в) взаимная ответственность государства и личности.

г) наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Не во всех государствах развитое законодательство свидетельствовало о наличии правового государства. В тоталитарных государствах (СССР- 30-4-е гг. фашистская Германия) регулярно издавали правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирования являлось антиподом правового государства. Поэтому, для правового государства необходимы политические, экономические, социальные и нравственные основы:

1. Политические основы правового государства проявляются прежде всего в суверенитете государства, так как благодаря суверенитету координируются интересы различных элементов политической системы (государственных и негосударственных организаций).

2. Экономическая основа правового государства- это наличие различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной).

3. Социальная основа правового государства –  это саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан. Через систему негосударственных организаций организаций (партии, профсоюзы, союзы предпринимателей, комитеты матерей, творческие организации) создаются необходимые условия для реализации разнообразных интересов человека. Правовое государство – это одновременно и социальное государство. В ст.7 Конституции РФ говорится, что социальное государство – это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

4. Нравственная основа правового государства- это общечеловеческие ценности гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав человека и гражданина во взаимоотношениях с государством.

 

Соотношение.

Гражданское общество.

 

    гражданское общество - это совокупность горизонтальных социальных связей, автономных от государства институтов и объединений, созданных свободными и ответственными индивидами для защиты своих интересов. Иными словами, гражданское общество есть форма сосуществования народа и власти, противостояния деспотическим наклонностям власти, часто думающей о своем, а не об общественном интересе. Гражданскому обществу отводится роль посредника между семьей и государством. Одна из важнейших задач гражданского общества – добиться, чтобы государство не вторгалось в частную жизнь граждан, а наоборот, охраняло ее.

 Гражданское общество представляет собой определенного рода систему.   Основными элементами этой системы являются:

1. Негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, предпринимательство, частные фирмы).

2. Общественные объединения и организации, созданные без участия, финансирования и контроля со стороны государственных органов(политические партии, общественные объединения, культурные, научные, религиозные учреждения).

3. Механизмы и формы общественного (товарищества собственников жилья, домовые комитеты) и муниципального самоуправления;(органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, ст 12 Конституции РФ).

4. Свободные СМИ и средства массовой коммуникации;

5. Учреждения негосударственного образования и воспитания.

6. Развитые частное право, частная жизнь;

Важнейшими принципами функционирования гражданского общества выступают:

+ частная собственность на средства производства;

+ индивидуальная свобода и самостоятельность личности;

+ народный суверенитет, верховенство и полновластие народа;

+ осведомленность граждан о деятельности государства;

+ свобода формирования общественного мнения;

+справедливость законов и неукоснительность их   

исполнения.

Вопрос 51. Типы права.

Типология права – это его специфическая классификация, производимая в основном с позиций двух подходов:

1. Формационный подход. Главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является решающим фактором общественного развития, который определяет и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.

2. Второй подход - классификация осуществляется на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных и др. признаков. Различают следующие типы права:

а) Национальные правовые системы – это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

Б) Правовые семьи – это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Выделяют правовые семьи: романо-германская, англосаксонская, религиозная и традиционная.

Б) неофициальное толкование.

Официальное толкование обязательно для других субъектов и дается органами уполномоченными государством. Официальное толкование подразделяется на нормативное (распространяется на большой круг лиц и случаев, например, руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ) и казуальное (обязательно только для данного конкретного случая, напр. приговор суда, в котором обосновывается мера наказания в отношении осужденного, указывается смягчающие и отягчающие вину обстоятельства). В свою очередь нормативное толкование делится на аутентичное (авторское) – дается тем же органом, который издал нормативный акт, напр., Гос. Дума принимает федеральные законы и их же разъясняет и легальное – исходит от уполномоченных на то субъектов, напр., от Конституционного Суда РФ.

Неофициальное толкование бывает:

1. Обыденным – не требуется специальных познаний и дается любым гражданином.

2. Профессиональным – дают юристы: судьи, прокуроры, адвокаты.

3. Доктринальным – научное разъяснение юридических норм учеными-юристами в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях.

Неофициальное толкование по форме выражения может быть устным и письменным(в периодической печати, в комментариях). Хотя неофициальное толкование не имеет юридической силы, но оно оказывает влияние на правовую жизнь общества через правосознание субъектов.

 

Неосновные функции:

1. Компенсационная функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями гос. органов, должностных лиц, других лиц. Напр., оплата вынужденного прогула при восстановлении на работе незаконно уволенного, возмещение морального вреда.

2. Ограничительная функция направлена на ограничение действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

3. Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе. Восстановительная функция связана с компенсационной, так как восстановление нарушенного права влечет за собой и компенсацию потерь лица.

 

Акты применения права.

Акт применения права – это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Особенности акта применения права:

1. Исходит от компетентных органов.

2. Носит властный характер.

3. Носит индивидуальный, а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам.

4. Имеет определенную установленную законом форму.

Классификация актов применения права по различным основаниям:

1. По форме:

а ) устные (наложение штрафа за безбилетный проезд).

Б) резолютивные (наложение резолюции, напр. «согласен» руководителем организации на заявление работника)

В) документированные (указ Президента, приговор или решение суда).

2. По субъектам, их издающимна:

а) акты органов государственной власти ( постановление Гос. Думы о назначении Председателя Центрального Банка, указ Президента РФ о назначении федерального министра).

Б) акты органов государственного управления (приказ о принятии на работу конкретного лица, приказ о назначении на должность внутри организации).

В) акты контрольно-надзорных органов, инспекций (постановление налоговой инспекции о применении мер юридического воздействия в отношении конкретного неплательщика налога – физического лица, организации).

Г ) акты судебных органов (приговор суда по конкретному уголовному делу, решение суда по гражданскому делу).

Д) акты органов местного самоуправления (постановление представительного органа муниципального образования об утверждении конкретного лица на должность главы местной администрации).

3. По функциям права – на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела).

4. По предмету правового регулирования – на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, семейно-правовые и др.

5. По характеру – на материальные и процессуальные.

 

Структура правоотношения:

1. Объекты – те конкретные материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение.

2. Субъекты – участники правоотношения, выступающие в качестве управомоченной (имеющей субъективные права) либо обязанной (несущей юридические обязанности) стороны, либо одновременно и управомоченной и обязанной.

3. Субъективное право – мера возможного поведения управомоченной стороны в целях получения блага, по поводу которого возникло правоотношение.

4. Юридическаяобязанность – мера должного поведения обязанной стороны для реализации интересов управомоченной.

Фактическим содержание правоотношений являются сами общественные отношения, а юридическим содержанием – субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений.

 

 

Принципы правопорядка:

1. Общие принципы: а) законность, конституционность, справедливость.

Специальные принципы:

а) целостность правопорядка обозначает его единство в масштабах всей страны;

б) структурность характеризует правопорядок как сложное явление;

в) иерархичность обозначает подчинение элементов правопорядка, напр.

верховенство конституции, соответствие законов конституции.

Законность и правопорядок выступают ядром общественного порядка, т.е. порядка в обществе. Под общественным порядком понимается система правил и институтов, обеспечивающая упорядоченность общественных отношений. Правопорядок составляет часть общественного порядка, они тесно связаны. Но между ними есть и различия:

1. У них разная нормативная основа: если для общественного порядка требуется вся совокупность социальных норм, то правопорядок устанавливается с помощью права и законности.

2. Они не совпадают по происхождению: общественный порядок появляется вместе с возникновением человеческого общества, а правопорядок – вместе с государством и правом.

3. Они по-разному обеспечиваются: правопорядок – принудительной силой государства, а общественный порядок – всем обществом.

Вопросы укрепления правопорядка и общественного порядка должны решаться в комплексе, так как без общественного порядка не будет и правопорядка, а без стабильного правопорядка невозможно установить общественный порядок.

 

Вопрос 1. Предмет и методология теории государства и права.

    1. Предмет теории государства и права.

Предмет теории государства и права показывает, что изучает данная наука.

 . Предметом теории государства и права являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права их воздействие на общественную жизнь.

    Особенности предмета теории государства и права:

А) ТГП изучает государственную и правовую надстройку в целом.    

Б) Содержание предмета теории государства и права составляют не любые, а основные общие закономерности государства и права;

В) Предмет ТГП составляют государства и право в их единстве. Государство издает и охраняет нормы права. С другой стороны, в нормах права государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму государственного правления, структуру государства, систему его органов,

Исходя из особенностей предмета государства и права можно сделать вывод о том, что теория государства и права является:

-общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право;

- юридической наукой, изучающей только государственную и правовую стороны общественной жизни;

-общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.

11. Методология теории государства и права.

Метод теории государства и права отвечает на вопрос, как изучается государство и право.

Метод науки –это приемы и способы, с помощью которых изучается предмет науки. Метод ТГП – это приемы и способы, с помощью которых изучается государство и право.   Методология теории государства и права – это применение совокупности определенных методов и приемов исследования основных общих закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений.

Методы теории государства и права:

1. Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления:

а) метафизика – рассматривает государство и право как вечные и неизменные институты, тесно не связанные друг с другом и с иными явлениями.

 б) диалектика – метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении. субъективный идеализм.

2. Общенаучные методы- это приемы, которые не охватывют все научное познание, а применяются на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов.

а) Анализ – расчленение объекта на элементы.

б) Синтез - соединение элементов в единое целое.

в) Индукция – умозаключение от фактов к гипотезе (общему утверждении.), т.е. от частного к общему.

г) Дедукция – умозаключение от общего к частному (фактам).

д) Аналогия – сходство, подобие предметов, познание их путем сравнения. е) Системный метод – рассмотрение объектов как систем. Метод ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта изучения.

 ж ) Функциональный метод – позволяет проникать в сущность явления посредством изучения его функций

3. Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук.

а ) Статистический метод – состоит в получении, обработке и анализе информации, которая характеризует количественные закономерности жизни общества.

б) Математический метод – состоит в систематизации и исследовании статистических данных для научных и практических выводов.

в) Социологический метод (опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение)- состоит в исследовании государства и права на основе фактических данных.

Среди частнонаучных методов следует выделить четыре метода, которые являются сугубо юридическим:

а) Сравнительно правовой метод – это изучение правовых систем различных

 государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых

 институтов, систем права.

б ) Правовой эксперимент – это апробация законодательных нововведений в

 ограниченном масштабе с целью определения эффективности.

в) Правовое прогнозирование - это изучение конкретных перспектив развития государственно-правовых явлений.

г) Формально-юридический – право изучается в «чистом» виде, вне связи с

 другими сферами жизнедеятельности людей (экономикой, политикой, государством).

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.