Структура деятельности человека — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Структура деятельности человека

2021-04-18 84
Структура деятельности человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждая конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия, и, в том числе, навыки (способы достижения общей цели), и психические акты в них включенные, и результаты деятельности. Цель — это мысленный результат деятельности (т.е. то, ради чего действует человек), а мотив — это побудительная сила действия (т.е. то, почему действует человек).

Действие — это относительно законченный элемент деятельности, в процессе которой достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие имеет подобную деятельности психологическую структуру: цель — мотив — способ — результат. В зависимости от психических актов, доминирующих в способах действий, различают действия: сенсорные, моторные, волевые, мыслительные, мнестические

(т.е. действия памяти). Последние два объединяют термином «умственные действия».

Сенсорные действия — это действия по восприятию объекта, например, определение размера предмета, его расположения и перемещения в пространстве, его состояния. К числу сенсорных действий относится и оценка настроения человека по его мимике. Моторные действия — это действия, направленные на изменение положения объекта в пространстве путем его непосредственного перемещения (руками, ногами) или непосредственно с использованием орудий труда (переключение скорости при управлении автомобилем).

Важно отметить, что выполнение предметного действия заключается в осуществлении определенной системы движений, которая зависит от цели действия, свойств предмета, на который это действие направлено, и условий действия.

Цель действий, казалось бы, одинаковая в этих примерах, но объекты действий различны. Различие объектов обусловливает разную структуру и мышечной деятельности. В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны.

Важную роль выполняют два вида процессов: интериоризации и экстериоризации. Интериоризация — процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию. Благодаря интериоризации, психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.  Важным орудием этого перехода служит слово, а средством перехода — речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества.

Экстериоризация — процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие. Процессы интериоризации и экстериоризации неразрывно связаны в деятельности, поскольку взаимосвязаны внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны ее. Анализ этих процессов имеет исключительное значение в ходе профессионального обучения, а также, при развитии конструктивно-технической творческой деятельности.

 Поскольку деятельность является процессом, то в ней, как и во всяком процессе, можно выделить определенные этапы:

· постановка цели (ясное осознавание конкретной задачи);

· планирование работы (включает определение последовательности действий, выбор для каждого действия соответствующих средств, способов, определение критериев выполнения действий и форм контроля);

· выполнение, осуществление деятельности, сопровождаемое текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости;

· проверка результатов деятельности, исправление ошибок, если они были; сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и ее оценка.

 

Виды: общение, игра, учение, умение, знание, навыки.

 

Общение и развитие личности

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее остается биологическим существом в своем психическим развитии. В качестве примера можно привести состояние людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.
Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразим его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.
Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия индивидуального развития.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.