Теории цикличности эконом кризисов — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Теории цикличности эконом кризисов

2021-04-18 83
Теории цикличности эконом кризисов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Типы экономического развития.

Экстенсивный-способ экономического роста при котором достижение основ целей происходит путем колличественных изменений производственных причин (привличения долгоссрочных ресурсов, создание новых производств) на основе существующего научно-технологического уровня.

Интенсивный - способ экономического роста, який предполагает использование передовых научно-технических достижений для повышения продуктивности и результативности социально-экономической системы.

Инновационный -способы экономического роста, основаный на постоянных и систематически новвоведение, направленных на существенное улучшение систематически нововведений всех аспектов деятельности хоз системы, переодической перегруппировкой сил, обусловленых логикой НТП, целями и заданиями развития системы, возможности использования определенных ресурсных чинныков для создания инновационных товаров и формирования конкурентных преимуществ.

 

Про Украину

Сильному Украины, с точки зрения инновационности являются:

охвата населения высшим образованием

(Шестое место в мире),

патентная активность (семнадцатое место),

интенсивность НИОКР (тридцать девятая место),

технологические возможности промышленности (тридцать четвёртой место).

Ос ­ Основного характеристиками научного комплекса Украины являются:

1. В Украине исторически сформировались две крупные сети науч ­вых организаций. Это - отраслевой сектор, на долю которого приходится 57,8%, и академический сектор, включая 25,5% научных (науч ­ во-технических) организаций, учреждений, предприятий. Доля сектора высших учебных заведений составляет лишь 11,2%;

2. Территориально научные (научно-технические) объекты располагалась ­ ются преимущественно в экономически развитых регионах:. Киев - 25,8%, Харьковская - 15,5%, Днепропетровская - 7,2%, Львовская - 5,9%, Донецкая - 5,5% и Одесская области - около 5%;

3. научными отраслями организации, учреждения и предприятия, которые выполняли научные и научно-технические работы, распределялись следующим образом: в области технических наук их доля составляла 53,6%, естественных наук - 30,2%, общественных - 9,4%, гуманитарных - 1,7%, научные учреждения и высшие учебные заведения, имеющие бага ­ тогалузевий профиль - 5,1%.

 

Инновационные стратегии

 

Учитывая время привлечения к инновационному процессу и подход к выбору инноваций рыночные субъекты разделяют на четыре категории: эксплеренты, патиенты, коммутанты и виоленты.

1. Виолентная (силовая) стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного, стандартного производства. Фундаментальный источник сил - массовое производство продукции хорошего (среднего) качества по низким ценам.По счет этого фирма обеспечивает большой запас конкурентоспособности. Девиз фирм: «Дешево, но прилично» (но не "Дорого и плохо»).

2. Патиентная (нишевая) стратегия типична для фирм, встав на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция.Дорого но зато хорошо.

3. Эксплерентная (пионерская) стратегия связана с созданием новых или с Радикальным преобразованием старых сегментов рынка, это первопроходцы в поиске и реализации революционных решений преимущественно 1-го хода.Лучше дешевле если получится.

4. Коммутантная (соединяющая) стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила местного неспециализированного предприятия в его лучшей Приспособленность к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента. Это путь повышения потребительской ценности не по счет сверхвысокого качества (как в патиентам), а за счет индивидуализации услуги.

«Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы» - лозунг коммутантов.

 

 

Технопарки (научно-технические парки).

Они объединяют научно-исследовательские подразделения промышленных компаний и созданные ими предприятия, привлекающие для работы над заказами компаний персонал университетов.

Благодаря этому научные сотрудники имеют возможность применить на практике результаты своих исследований.

Технополисы

Главными задачами технополисов является модернизация традиционных для региона отраслей промышленности и вывода их на современный уровень, выбор научных направлений, определяющих для данного технополиса, Которые могут обеспечить опережающее развитие производственной инфраструктуры, а также создание благоприятных условий для сотрудников, специалистов и жителей то местности, на промышленной базе которой формируется технополис, то есть направленность технополиса на удовлетворение потребностей людей, повышение их жизненного уровня и экономическое процветание региона

Консорциумы.

Консорциумы являются временными формами добровольного объединения организаций для решения сложного в научном, техническом и инвестиционного аспекте задачи, реализации программы или большого проекта. К ним могут относиться предприятия и организации различных форм собственности, профиля и размера; участниками консорциума могут быть Не только фирмы, но и целые государства. Лидер консорциума - компания или организация, Координирующая работу консорциума и представляющая его интересы перед покупателем, заказчиком и Третье лицами. Обычно лидер является одним из членов консорциума, он действует в пределах предоставленных ему полномочий и согласовывает Принципиальные вопросы со всеми членами консорциума.

По свою работу лидер получает от вторых членов консорциума вознаграждение (3-5% от доли участника).

Риски

риски, обусловленные неопределенностью внешней среды: В процессе стратегического управления рисками следует выделять две группы рисков:

Риски, обусловленные неопределенностью факторов внешней среды косвенного воздействия

Риски, обусловленные неопределенностью факторов внешней среды непосредственного влияния

2. Риски, обусловленные ограниченностью ресурсов и возможностей предприятия

Риск неэффективного использования маркетингового инструментария

Риск снижения усилий предприятия

Риск снижения маркетинговой активности предприятия

Риск снижения финансовых ресурсов и инструментария

Риск неэффективного использования информационных ресурсов

Риск снижения компетенции специалистов

Риск снижения качества управления

Ранжирование индикаторов риска, обусловленных неопределенностью факторов внешней среды косвенного воздействия: риски высокого уровня политической неопределенности, риска нестабильного законодательства, риски неблагоприятно состояния экономич ситуации, риски усиления налогового давления, риска снижения платежеспособности населения, риски неразвитой системы страхования в украине.

Ранжирование обусловленое неопределенностью факторов внешней среды непосредственного влияния риск усиления рыночной власти покупателей, риск снижения приверженность покупателей по отнош к предприятию, риск отсутствия возможностей более глубокого проникновения на рынок, Р отсутствия возмож выхода на нов сегменты рынка, г. появления новых конкурентов, Р усиления конкурентной борьбы, Р экспансии на местном рынке со стороны заграничных экспортеров, Р усиления рыночной власти поставщиков.

Индикаторы риска неэффективного использования маркетинговых инструментов:Р допущения ошибок при проведении интегрированной сегментации рынка, Р ошибочно выбора целевого сегмента, Р разработки неэффективной стратегии позиционирования компании на рынке, Р неэффективного стратег маркетинга.

Р анжиров Индик Р снижения усилий предприятия: Р стратег ошибок руководства при разработке маркетинговой стратегии, Р снижения качества разработки стратег программ, Р формирования не оптимальной маркетинговой стратег набора предприятия, Р отсутствия проведения дигностики системы управления, Р отсут проведения оценки эффективности стратегии.

Снижения маркет активности предприятия: Р формир неоптимального товарного портфеля, Р неэффективной системы контроля качества ООО, Р снижения силы ТМ предприятия, Р неэффективной системы ценового стимулирования, г. ошибочно выбора стратегии продаж, Р неэф использования торговых площадей, Р отсутствия программ рекламной деятельности и оценки ее эффективности.

Ранжировать при снижению фин независимости предприятия: Р снижения рын доли, г. снижения темпов роста товарооборота, Р снижения рентабельности предприятия, Р недостаточности бюджетирования стратег маркетинга.

Ранжировать при неэф использов информ ресурсов: г. недостаточности информации для принятия стратег решений, Р низкой доступности источников получения стратег маркет информ, г. низкого качества организации единого информационного пространства, Р неэффективного формирования информационного банка данных.

Ранжировать при снижению компетентности работников: Р низкого уровня использов компетенции стратег видения, Р низкого уровня ко мпетенциы работы с информацией..

Ранжировать при снижению качества управления: Р неэф использов бечмаркетинга, г. неэф использов маркетинговых отношений, Р неэф использов креативного маркетинга, Р неэф использов соц маркетинга, Р неэф управления инновациями.

 

 

СВОТ

Сильные стороны:

1. Наличие финансовых ресурсов

2. Многолетний опыт работы на рынке кондитерских изделий

3. Отлаженная система поставки сырья

4 Высокая степень технической обеспеченности фабрик современным и многофункциональным оборудованием персо нала

5. Рекордные объемы инвестиций в развитие шоколадного направления

6. Производство сезонных сладостей

7. Высокий уровень репутации компании АВК у потребителей

8. Наличие широкого ассортимента продукции

9. Производство продукции высокого качества

10. Выгодное географическое расположение фабрик11. Наличие высококвалифицированного персонала

Слабые стороны:

1. Повышение себестоимости продукции

2. Слабая маркетинговая политика компании

3. Сокращение экспорта продукции в страны ближнего зарубежья

4. Приостановление работы фабрик на территории Восточной Украины

5. Снижение показателя фондоотдачи производства

6. Снижение показателей рентабельности компании

7. Недостаточное популярность «АВК» в Европи8. Снижение производительности труда рабочих

 

Возможности:

1. Рост стабильного спроса на продукцию

2. Развитие НТП

3. Возможность избежать простоев в производстве

4. Снижение импортной пошлины для украинских товаров

5. Доступность сырья

6. Сезонность спроса на отдельные виды продукции

7. Ослабление налогового бремени

8.Можливисть стабилизации ситуации на Востоке Украины

Угрозы:

1. Рост цен на сырье и энерго-ресурсы

2. Усиление конкуренции на рынке

3. Повышение стоимости сырья

4. Снижение платежеспособности на-селения Украины

5. Девальвация национальной валюты

6. Политическая нестабильность в Украине

7. Форс-мажор

Сил + В

За счет высокого качества продукции и широкого ассортимента предприятие может найти новые рынка сбыта, тем самым расширить долю занимаемая рынке.

Открытие новых фабрик для удовлетворения спроса за счет наличия финансовых средств

Создание новых видов продукции за счет использования многофункционального оборудования с целью удовлетворения новых потребностей покупателей

Сохранение позиции лидера шоколадных конфет за счет привлечения инвестиций к этому направлению

Слаб + В

Восстановление работы фабрик на Востоке Украины при стабилизации ситуации.

Снижение себестоимости продукции за счет открытия собственной фабрики по производству упаковочных материалов при наличии свободных финансовых ресурсов

Увеличение экспорта на территорию Таможенного Союза за счет использования специальных скидок импортной пошлины для украинских товаров

Угроз + Сил

Ликвидация угрозы уменьшения объемов реализации при сезонном падении спроса за счет производства сезонных сладостей.

Сохранение существующих позиций на рынке за счет высокого уровня репутации компании

 

Угрозы + Слаб

Создание маркетинговых программ для европейских стран с целью повышения экспорта в Европу

 

 

Определения

Эффкутивность инноваций- величина, которая определяется конкретной способностью инноваций хранить определенное количество трудовых, материальных и финансовых ресурсов в расчете на единицу создаваемых продуктов, технических систем, структур.

Научная деятельность- интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний. Основными ее формами являются фундаментальные и прикладные научные исследования.

Нвучно -техническая деятельность - интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний во всех отраслях техники и технологии.

Авторское право - система правовых норм, регулирующих пра вые отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки и различных видов искусства,

 
Бизнес-инкубатор - организационная структура, целью которой является формирование благоприятных условий для стартового развития малых предприятий путем предоставления им определенных услуг и ресурсов,
Бренд - (англ. brend - клеймо, фабричная марка) - совокупность материальных и нематериальных характеристик товара (услуги), которые, будучи соединенными, формируют восприятие потребителем места на рынке определенного предприятия (владельца бренда),
Венчурный (рисковый) капитал - качественно новый способ инвестания средств крупных компаний, банков, страховых, пенсионных и других фондов в акции малых инновационных фирм, имеющих значительный потенциал роста, и реализуют инновационные проекты с высоким уровнем риска,
Изобретение - это обозначено существенной новизной решения технического задания в любой отрасли народного хозяй ства, которое дает положительный эффект,
Изобретатель - физическое лицо, результатом творческой работы которой является вы изобретение. Если в создании изобретения участвовали несколько фи зических лиц, все они признаются изобретателями, а поря док пользования их правами определяется соглашением между ними,
Государственная инновационная политика - совокупность форм и методов ди тельности государства, направленных на создание взаимосвязанных механизмов институционального, ресурсного обеспечения поддержки и развития инновационной деятельности, на формирование мотивационных факторов активизации инновационных процессов, 153
Эффективность инноваций - величина, определяемая конкретной способностью инноваций хранить определенное количество трудовых, материальных и финансовых ресурсов в расчете на единицу создаваемых продуктов, технических систем, структур,
Единая система конструкторской документации - комплекс государственных стандартов, устанавливающих единые взаимосвязанные правила и положения по составлению, оформлению и обращению конструкторской доку ментации, которая разрабатывается и применяется промышленными пред приятиями, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими организа циями,
Жизненный цикл инноваций - это период от зарождения идеи, создания и распространения новшества к его использованию и утилизации (упадка) продукта,
Инициирование инноваций - рекомендации по совершенствованию нау но-технической, организационной, производственной или коммерческой деятель ности предприятия, целью которых является начало инновационного процесса или его продолжения (развитие),
Инновационная деятельность - деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствование технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках,
Инновационная политика организации (фирмы) - форма стратегического управ ления, которая определяет цели и условия осуществления инновационной деятель ности организации, направленной на обеспечение ее конкурентоспособности способности и оптимальное использование имеющегося производственно го и интеллектуального потенциала,
Инновационная стратегия - одно из средств достижения целей организации, который отличается от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации, для отрасли рынка, потребителей, страны в целом,
Инновационный спрос - представленная на рынке потребность производителей в новых технических средствах, технологиях, формах и методах организации труда и производства товаров, оказания услуг и готовность их приобрести по установленной рынком цене,
Инновационный проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, разрабо них с целью создания, производства и продвижения на рынок новых высокотехнологичных продуктов в условиях установленных ресурсных ограничений, 150
Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, то есть последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании,
Инновация - конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, процесса, либо в новом подходе к социальным услугам,
Инструменты (средства) государственного регулирования инновационной деятельности - акты нормативно-правового или директивного ха Теру, регулирующих отдельные аспекты инновационной деятельности,
Интеллектуальная собственность - совокупность авторских и других прав на продукты интеллектуальной деятельности, охраняемые законодательными актами государства,
Коммерческая тайна - сведения технического, организационного, коммерческого, производственного и другого характера, которые при их седника лошенни сторонним могут нанести вред лицам, чьей собственностью они являются,
Консорциум (лат. Consortium - соучастие, сообщество) - временное объединение промышленного и банковского капитала для осуществления совместного крупного хозяйственного проекта, участники которого сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность и пидпо рядковуються совместно выбранном исполнительному органу в той части деятельности, касающейся целей консорциума,
Полезные модели - это новые по внешнему виду, форме, размеры ем частей или построением технические конструкции (модели), которые отличаются от других объектов промышленной собствен ности тем, что предметом технического решения является только конструкция изделия, его форма,
Лизинг - это долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, производственных сооружений и т.п. на основании договора между арендодателем и арендатором, предусматривающий возможность их выкупа арендатором,
Лицензионный договор - договор, согласно которому владелец изобретения, промышленного образца, полезной модели, товарного знака, комер ной тайны (лицензиар) передает другой стороне (лицензиату) ли цензию на использование в определенных пределах своих прав на патенты, ноу-хау, товарные знаки,
Лицензия - разрешение использо ты техническое достижение или другой нематериальный ресурс тече ние определенного срока за обусловленное вознаграждение,
Метод ФСА - метод комплексного технико-экономического ис ния объекта с целью развития его полезных функций при оп мальном соотношении их значимости для потребителя и затрат на их осуществление,
Методы государственного регулирования инновационной деятельности - прямые и косвенные способы воздействия органов государственного уп ния на поведение субъектов инновационной деятельности с целью повышения их интереса к созданию, освоению и распространению инно вации и реализации на этой основе инновационной модели развития страны,
Мониторинг (англ. monitoring, от лат. monitor - тот, что контролирует, предупреждает) - это непрерывное комплексное наблюд ния и контроль за объектами, измерение и анализ их параме тров и результатов функционирования,
Мониторинг инноваций - ре зультат проведения инновационного процесса на всех этапах и стадиях - от получения нового научного знания к созданию на его основе нового продукта,
Мотивация к инновационной деятельности - управленческий процесс, направленный на формирование эффективного поведения участников инновационного процесса в соответствии с конкретными целями деятельности,
Научно-техническая информация - это информация, размещенная в книгах, научных статьях, депонированных рукописях, отчетах о проведенных научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, диссертациях,
Научно-технический альянс - устойчивое объединение нескольких фирм различных размеров между собой и (или) с уни верситет, государственными лабораториями на основе соглашения о совместном финансировании НИОКР, разработку или модернизацию продукции, 142
Новация - продукт интеллектуальной деятельности людей, оформленный результат фундаментальных, пример них или экспериментальных исследований в любой сфере человеческой дительности, направленный на повышение ее эффективности, 21
Ноу-хау - форма интеллектуальной собственности, научно-технический результат, умышленно не патентуется с целью опережения конкурентов, полного собственного ис вания его для получения сверхприбыли или передачи другим пользователям на выгодных условиях по лицензионному договору,
Опцион - разновидность срочной сделки, необязательно выполнять: право купить или продать товар в течение определенного срока в обмен на уплату оговоренной суммы,
Организационная структура управления - система оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, по строке и форм взаимодействия между отдельными структурными единицами, входящих в состав организации, и людьми, которые в них работают,
Патентная информация - информация в представленных, но еще не рассмотренных заявках, акцептующих заявках и выданных охранных документах (патентах, авторских свидетельствах),
Патентный поиск - изучение охранных документов различных стран с целью выявления среди них патента на изобретение или открытие, аналогичных сделанном или испытуемых,
Право интеллектуальной собственности - право человека на результаты интеллектуальной деятельности, 175
Право на промышленную собственность - исключительное право на ис ния определенных нематериальных ресурсов в процессе производственной деятель ности в сфере промышленности, торговли, сельского хозяйства,
Промышленный образец - это новое, пригодное к осу ществления промышленным способом художественное решение прои бу, в котором достигнуто единство технических и эстетических свойств, 179
Стратегия - это совокупность всех действий управленческого характера, направленных на укрепление позиций организации (предприятия, корпорации) и удовлетворения потребителей, которые способствуют достижению миссии и целей организации, 59
Субъекты инновационной деятельности - физические и юридические лица, осуществляющие инновационную деятельность и (или) привлекают имущественные и интеллектуальные ценности, вкладывают собственные или заемные средства в реализацию инновационных проектов,
Тематический поиск - это поиск информации по теме исследований с помощью тематических указателей международный патентный классификатор или универсального десятичного классификатора,
Техника - совокупность вещественных факторов производства (средств и предметов труда), в которых материализованные новые знания и умения человека,
Технико-технологическая база предприятия - это совокупность специализированных орудий, предметов и способов труда, с помощью которых производятся определенные виды однородной продукции или предоставляются услуги, удовлетворяющие однородные потребности,
Технологическая подготовка производства - совокупность обоюдного мозалежних научно-технических процессов, обеспечивающих техно логическую готовность производства: наличие полных комплектов конструкторской и технологической документации и технологической оснастки, необходимых для выпуска в заданные сроки запланированного объема продукции с установленными технико-экономическими показа ками и соответствующими стандартами и техническими условиями качества,
Технопарк (научно-технический парк) - компактно расположен научно-технический комплекс, который охватывает научные учреждения, вы щи учебные заведения, коммерческие, консалтинговые, информа ные и другие сервисные службы и функционирует на основе коммерционализма ции научно-технической деятельности, 140
Технополисы - объединения научных, инновационных, научно-технологических парков и бизнес-инкубаторов на определенной территории с целью предоставления импульс экономическому развитию региона, 141
Торговые марки - это оригинальные отметки, имеющей ют правовую защиту и предназначены для выделения товаров (услуг), изготавливаемых (предоставляются) одним лицом, от товаров (услуг), изготавливаемых (предоставляются) дру ми лицами, 180
Трансфер технологий - передача субъектам, которые не являются авторами технологических новаций, права на их использование через продажу ли ценз и оказание инжиниринговых услуг, 84
Управление инновационным процессом - неотъемлемая составляющая ди тельности современного предприятия, включающую планирование, органе цию и стимулирования инновационной деятельности, реализацию др новационных проектов, рассчитанных на получение конкурентных преимуществ и укрепления рыночных позиций предприятия, 81
Франчайзинг - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения,
Центр трансфера технологий - организация, предоставляющая информационные и консультативные услуги по выбору технологии для предпринимательской деятельности, раз обрабатывают стратегию ее трансфера и осуществляет юридическую поддержку о процесса ее передачи от разработчика к пользователю,

 

Теории цикличности эконом кризисов

Влияние инноваций на социально-экономическое развитие общества исследовали многие ученые. Еще в XVIII в. шотландец Адам Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» указал на важную роль технологических новаций в обеспечении возросла ­ и ния экономической производительности.

Теория циклических экономических кризисов. Сформулированная она в 60-е годы XIX в. немец ьким экономистом Карлом Марксом. Маркс доказывал, что непрерывное раз ­ расширение производства требует вклад ения капитала в ос ­ новные средства.

Внедрение нового, более совершенного оборудования является ос ­ новой технических революций, которые распространяются на другие сектора и отрасли экономики, включая всю сферу сплошь ­ ного производства. Технический прогресс преимущественно сосредотачивается на працеощадних инно ­ ции, следствием чего является рост безработицы.

Маркс, как и большинство его последователей, считал при ­ чинами цикличности экономического развития внешние по ­ действия. Технический прогресс он объяснял результатом научной работы изобретателей. причинами колебаний является экзогенные (внешние) фак ­ торы: войны и революции, появление новых рынков, уве ­ ния запасов золота, введение новых технологий и т.д.

Теория длинных волн Н. Д. Кондратьева. Российский экономист Николай Кондратьев (1892-1938 г.г.), утверждал су ­ ния длинного цикла экономической конъюнктуры с тривалис ­ тю 50 - 55 «длинные волны» Известно 5 технологических волн (укладов):

И волна (1785-1835 г.г.) - механизация труда в ткачестве; II волна (1830-1890 г.г., середина XIX в.) - Угледобыча и паровой дв и гун; III волна (1880-1940 г.г., конец XIX - начало XX в.) - Черная металлургия; ИV волна (1930-1990) - нефть вместе с продуктами органической х и мии; V волна (1985-2035 г.г.) - микроэлектроника.

Основными причинами возникновения дов ­ гих волн Н. Кондратьев считал нововведения, войны и революции, открытие новых рынков, увеличение запасов золота и пр. Это перед ­ всем достаточный уровень накопления ресурсов в денежной форме и низкий ссудный процент, что позволяет осу ­ ществлять инвестиции в радикальные нововведения.

Теория экономического развития И. Шумпетера. Причиной длинных волн он считал концентрацию важных нововведений в отдель ­ ных отраслях. Н ововведення появляются в экономической системе не равномерно, а в вы ­ виде почти одновременно осваиваемых объединенных новаций. И. Шумпет эр разработал классификацию волн:

1790-1840 гг. (в ее основе - механизация труда в текстильной промышленности);

1840-1890 гг. (ее возникновение связано с изобретением парового двигателя и развитием железнодорожного транспорта);

1890-1940 гг. (активизирована глобальной электр ­ классификацции и развитием черной металлургии);

1940-1990 гг. (толчком было развитие нефтяной промышленности и продуктов органической химии).

Современные ученые определили начало 5-й волны в 90-е годы XX в. Она связана с развитием микроелек-троник и компьютерной техники. Стремительно приближается и 6-волна - волна развития нано- и биотехнологий.

Принципиальным положением теории Й. Шумпетера является то, что новое, как правило, не вырастает из старого, а появляется рядом с ним и вытесняет его. Дальнейшее развитие - это не продолжение предыдущего, а новый виток, порожденный другими условиями и другими людьми.

Таким образом, экономическая теория признала, что инновации являются клю ­човим фактором экономического роста.

Исследования С.-С. Кузнеца. По его мнению, революционные инновации вине ­кают преимущественно случайно, под влиянием определенных внешних обстоятельств (изменения в политике, экономике, появление новых открыт ­ тов и т.д.).

Исследования Г. Меньшая. Каждая страна в определенный период своего развития оказывается в кризисе, выход из которого невозможен при существующей техники, отсутствия революционных (базисных) нововведений.

Инновационные технологии Г. Менее разделил на две группы - базисные (совокупность таких производственных процессов, которые потен ­ ально могут создавать большое количество новых рабочих мест, требующих иной квалификации) и улучшающих (раскрывают все возможности базисных). Обе формы инноваций находятся в постоянной конкуренции, которая и спо ­ растворяют периодические S-подобные волны, соответствующие циклам Кондратьева.

Итак, согласно Меншем, генератором условий для по ­ Объявления инноваций, которые составляют технологический базис новой длинной волны, является депрессия.

Концепция технологических укладов Д. Львова и С. Глазьева. Они исследовали межотраслевые тех ­ нологических цепи объединенных производств, возникающие вследствие процессов кооперации и специализации и имеют обычно устойчивый характер. Совокупность таких технологических цепей они называют технологическим устройством

Д. Львов и С. Глазьев выделили три этапа научно-технического прогресса (технологические уклады), имевших место в XX в.

I этап - начало XX в. Его основой является электроэнергетической ­ тика,

II этап - 50-60-е годы XX в. Базируется он на орга ­ ночном синтезе, автомобилестроении, радио- и авиакосмической промышленности,

III этап - середина 70-х годов XX в. Его ядром является электроника и микропроцессорная технология.

Исследования Р. Фостера. В процессе перехода от одной технологии к другой имеет место технологический разрыв. Технологический разрыв характеризует различия в по ­ потенциала (эффективности) новой и старой технологий, а также объем средств, необходи ­ них для вложения в новую технологию с целью достижения им результативности, которой старая технология.

Итак, инновационные теории технологических изменений сформува ­ ли концептуальные основы развития обществ и экономик, основанные на постоянном в обновлении технологической ба ­ зы. побуждает к таким изменениям - стремление предпринимателей к повышению нормы доходности, ее уменьшение ре ­ док широкой диффузии инноваций в области заставляет подпором ­ цев к постоянному инновационного поиска.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.