Месяц адар и «арба парашийот» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Месяц адар и «арба парашийот»

2021-04-18 137
Месяц адар и «арба парашийот» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кроме Поста Эстер, Пурима и Шушан-Пурима, месяц адар замечателен еще тем, что в четыре его субботы (две перед Пуримом и две – после) читают «арба парашийот» – четыре отрывка из Торы, специально предназначенные для каждой из этих суббот. Их читают после обычной субботней главы. Называются эти четыре отрывка – «Шкалим», «Захор», «Пара» и «Гаходеш». Весь месяц адар несет на себе отпечаток великого чуда, свершенного для наших предков в Персидской империи во времена Мордехая и Эстер, и по постановлению мудрецов наших «с началом адара – умножают веселье».

СУББОТА «ШКАЛИМ»

Суббота «Шкалим» – это последняя суббота перед рош-ходешем месяца адар или суббота, совпадающая с ним. Когда мафтира вызывают к Торе, для него зачитывают отрывок из книги Шмот (гл. 30), говорящий о «шкалим». Во времена Храма в рош-ходеш месяца адар по всей стране объявляли, что настало время для сдачи «шкалим»: каждый еврей старше 20 лет был обязан отдать полшекеля в Храм на нужды общественных жертвоприношений.

Источник этого закона – в Торе, в книге Шмот: «Когда ты будешь считать сынов Израиля... пусть каждый принесет Б-гу искупительный дар за душу свою... Вот что дадут каждый из проходящих подсчет [т. е. каждый еврей старше 20 лет]: половину шекеля, священного шекеля... как возношение Б-гу... Богатый не больше и бедный не меньше половины шекеля должен дать как возношение Б-гу – для искупления ваших душ. И возьми этот выкуп, это серебро от сынов Израиля, и отдай его на устройство Шатра откровения, и будет это Б-гу добрым напоминанием о сынах Израиля – для искупления ваших душ».

В наши дни для исполнения этой заповеди мы берем три серебряные монеты – как память о древней «половине шекеля». Почему именно три? Потому что именно три раза упоминается слово «возношение» в приведенной выше цитате. Эти монеты мы опускаем в кассы цдаки, которые есть в каждой синагоге. Делаем мы это во второй половине дня Поста Эстер или вечером, после окончания поста – то есть в ночь на Пурим перед чтением Мегилат Эстер.

Кстати сказать, те «половины шекеля», которые отдавали когда-то наши предки в пустыне, имели еще одну цель: проведение всеобщего пересчета народа. Подсчитав число собранных монет, узнавали, сколько есть мужчин старше 20 лет, призывавшихся для общественной службы. Как известно, нельзя пересчитывать евреев подушно. Нарушив этот закон, царь Давид навлек на себя и на весь народ тяжелое наказание -мор. А вот царь Шауль, готовясь к войне, вел себя иначе: он пересчитал ягнят, представленных каждым из явившихся на призыв. Запрет этот основан на идее, согласно которой ценность народа Израиля не может быть выражена количественно – но только качественно. И вот поэтому, когда в синагоге хотят выяснить, собралось ли уже десять человек для «миньяна», произносят стих из десяти слов [Гошиа эт амеха...], с каждым из которых соотносят одного из присутствующих.

Но вернемся к субботе «Шкалим». Если рош-ходеш адар – будний день, то берут два свитка Торы, если суббота – то три.

В первом случае суббота «Шкалим» – это суббота, когда благословляют наступающий месяц. Семь человек вызывают для чтения очередной субботней главы Торы, а затем берут второй свиток и читают «мафтир» из книги Шмот, гл. 30-я. «Гафтара» тоже связана со «Шкалим» – это отрывок из книги Млахим I I (причем есть различие между обычаями сефардских и ашкеназских евреев относительно того, с каких слов «гафтара» начинается).

Если же суббота «Шкалим» совпадает с рош-ходе-шем, то для чтения субботней главы вызывают шесть человек, а для седьмого зачитывают из второго свитка Торы отрывок, который обычно читают в рош-ходеш (Бемидбар, 28), а затем – «мафтир» из третьего свитка Торы, отрывок, предназначенный для субботы «Шкалим».

Следующая суббота за субботой «Шкалим» называется «субботой перерыва» – потому что она отделяет субботу «Шкалим» от остальных суббот, в которые читают остальные три отрывка из «арба парашийот».

7 адара – день, когда, согласно традиции, умер Мо-ше-рабейну. Мы не знаем, где находится его могила. Армия обороны Израиля объявила этот день Днем поминовения тех солдат, место захоронения которых неизвестно.

СУББОТА «ЗАХОР»

Последняя суббота перед Пуримом – это суббота «Захор». Из «арон кодеш» вынимают два свитка Торы, и в качестве «мафтира» читают отрывок из книги Дварим, гл. 25-я: «Помни, что сделал тебе Амалек в пути, когда уходили вы из Египта...» Чтение этого отрывка -это заповедь Торы. А «гафтара» (из книги Шмуэль I, гл. 15-я) рассказывает о войне Шауля против Амалека и о том, как пророк Шмуэль убил царя Амалека Агага.

Для этой «гафтары» избран именно этот рассказ потому, что наши мудрецы завещали нам, что «память должна предшествовать делу». Как известно, Гаман был прямым потомком царя Амалека Агага, и казнь его вместе с десятью сыновьями была осуществлением обещания «Совершенно сотру Я память об Амалеке из-под небес» (Шмот, 17:14). Итак, мы исполняем заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек» прежде, чем перейти к заповеди «Совершенно сотру», тем, что зачитываем это повеление Торы в субботу, предшествующую Пуриму.

СУББОТА «ПАРА»

В эту субботу благословляют месяц нисан в том случае, если рош-ходеш этого месяца выпадает на следующую субботу. Если же рош-ходеш – будний день, то суббота «Пара» предшествует субботе, когда благословляют месяц нисан. В эту субботу тоже берут два свитка Торы: из одного читают субботнюю главу, а из второго – отрывок из книги Бемидбар, гл. 19-я. Есть мнение, что чтение этого отрывка тоже является заповедью Торы. А «гафтара» этой субботы – это 36-я глава из книги пророка Йехезкеля, описывающая очищение народа Израиля во времена Машиаха.

Что же сказано в отрывке, который мы читаем в субботу «Пара»?

Тора указывает в нем путь к очищению от трупной нечистоты. Средством для этого очищения служит пепел рыжей телицы, растворяемый в «живой воде» родника. Этой водой окропляют человека, оказавшегося ритуально нечистым.

Закон о «рыжей телице» относится к тем законам Торы, смысл которых мы не в состоянии постичь, -эти законы следует исполнять только из чувства повиновения. Вс-вышний сказал Израилю: «Это – Мой закон, и тебе запрещено раздумывать о его смысле».

Но почему именно телица? И почему именно рыжая? Почему именно та, на которую никогда не надевали ярмо? Почему очищает от скверны именно пепел ее, сожженной в костре? Нет ответа на эти вопросы. Сказано в Торе: «Сокрытое – известно только Г-споду, нашему Б-гу...»

Однако есть точка зрения, согласно которой задача «рыжей телицы» – искупление греха создания золотого тельца. Мидраш говорит: «Пусть придет мать [т.е. телица] и очистит то, что наделал ее сын [т. е. телец]». Правда, вопросы остаются, например, почему следует брать для этой цели именно рыжую телицу?..

Но нам важно сейчас другое: почему этот отрывок из Торы читают именно в последнюю субботу месяца адар?

Ответ заключается в том, что сейчас, в преддверии месяца нисан, мы начинаем готовиться к Песаху, а подготовка к нему обязательно связана с очищением от ритуальной нечистоты. Потому что только в состоянии ритуальной чистоты можно исполнить заповедь о паломничестве в Иерусалим и принесении пасхальной жертвы. Всякий, кто осквернился, прикоснувшись к трупу, не может прийти в Храм и есть пасхальную жертву. Поэтому неотъемлемой частью подготовки к Песаху было напоминание о необходимости полного ритуального очищения – в этом и состоит смысл чтения этого отрывка из Торы. Народ, слыша в синагоге это чтение, знал, что наступает время для ритуального очищения, чтобы быть готовым к исполнению заповедей Песаха так, как предписывает Тора.

СУББОТА ГАХОДЕШ»

В эту субботу благословляют месяц нисан, если рош-ходеш – в середине недели. Случается, что эта суббота совпадает и с самим рош-ходешем нисан.

Почему эта суббота называется «Гаходеш», т. е. «месяц?

Название это соответствует первому слову того отрывка из Торы, который читают в эту субботу в качестве «мафтира» (из второго свитка Торы). Этот отрывок – 12-я глава книги Шмот: «Месяц этот – глава месяцев года для вас, первый он вам из всех месяцев года». Обо всех заповедях, связанных с принесением пасхальной жертвы, – о порядке жертвоприношения, структуре пасхального седера, о маце и мароре, о запрете «хамеца» и т. д., – обо всем этом говорится в этом отрывке. Он вводит нас в атмосферу подготовки к празднику Песах.

«Гафтара» субботы «Гаходеш» взята из книги пророка Йехезкеля, гл. 45-я: «Весь народ страны...» (согласно ашкеназскому обычаю) или «Так сказал Г-сподь...» (согласно обычаю сефардов).

Если рош-ходеш месяца нисан совпадает с субботой, вынимают три свитка Торы – как в субботу «Шкалим», если она совпадает с рош-ходешем месяца адар.

Из первого свитка читают субботнюю главу, из второго – о жертвоприношениях в субботу и рош-эсодеш (Бемидбар, 28), а «мафтир» – это тот отрывок, который дал особое имя этой субботе.

Пурим

Мы празднуем Пурим 14-го и 15-го адара в память о спасении евреев от полного истребления во времена царя Ахашвероша, правившего громадной Персидской империей. Сановник паря Гаман замыслил погубить всех евреев и бросал жребий (пур), чтобы узнать, когда наиболее подходящее для этого время. По слову пур праздник называется Пурим, а все связанные с ним события описаны в Мегилат Эстер (книге Эстер). В городах, не обнесенных стеной, Пурим празднуется 14 адара, а в городах, обнесенных стеной еще со времен Йегошуа бин Нуна, – 15 адара. Этот день, 15 адара, называется Шушан-Пурим по имени древней столицы Персидской империи города Шушан, евреи которого именно в этот день избавились от угрожавшей им смертельной опасности.

Законы праздника Пурим собраны в Мишне, в 1-й и 2-й главах трактата Мегила, а также в Тосефте к этому трактату обоих Талмудов – Вавилонского и Иерусалимского.

Обязанность отмечать Пурим – одна из семи заповедей, установленных нашими мудрецами, и сама эта обязанность тоже состоит из семи заповедей. Вот они:

1. чтение Мегилат Эстер,

2. «мишлоах манот»,

3. «подарки бедным»,

4. чтение Торы,

5. произнесение вставки «Аль ганисим» в «Шмонэ-эсрэ» и в «Биркат гамазон»,

6. веселый пир,

7. запрет траура и поста.

В отличие от Хануки, увековечивающей спасение народа Израиля от духовного уничтожения, Пурим символизирует борьбу за физическое выживание еврейского народа. Поэтому празднование Пурима включает в себя моменты не только духовные, но и чисто материальные, как бы призванные заявить на весь свет: вот, мы живем, едим, пьем и веселимся! А «мишлоах манот» (обмен яствами с друзьями и близкими) и «подарки бедным» доказывают, что неотъемлемая часть нашей жизни – это забота о ближних. Веселье Пурима -также своего рода демонстрация жизненной силы еврейского народа, и демонстрация эта проходит на глазах наследников Гамана, всех тех, кто хотел бы продолжить его черное дело.

Мегилат Эстер упоминает о четырех законах Пурима: чтение Мегилат Эстер, праздничный пир, «мишлоах манот» и «подарки бедным». К этим законам наши мудрецы добавили чтение отрывка из Торы (Шмот, гл. 17), в котором говорится о войне с Амалеком после исхода из Египта, и вставку «Аль ганисим».

Но прежде чем мы рассмотрим эти законы более подробно, отметим, что 13 адара, канун праздника, -это Пост Эстер.

ПОСТ ЭСТЕР

Законы этого поста не отличаются от законов о других всеобщих постах (например, Посте Гедальи или Десятого тевета). Пост начинается с рассветом, в «Шахарит» читают особые «слихот», из Торы зачитывают молитву Моше-рабейну, которую он произнес после греха создания золотого тельца. В «Минху» к «Шмонэ-эсрэ» добавляется «Алейну», а затем читают «Авину, малкейну». Обычно именно во время «Минхи» исполняют заповедь, напоминающую о «половине шекеля» времен Храма: в специально предназначенную для этого тарелку опускают три монеты^ Почему именно три? Чтобы вспомнить о том, что по просьбе Эстер все евреи мира постились три дня, раскаиваясь в грехах. Известно из слов мудрецов наших, что персидские евреи тех времен проявляли сильную склонность к ассимиляции, и нашлись даже такие, что откликнулись на приглашение Ахашвероша прийти на его пир. А участие в этом пиру означало страшное унижение их национальной гордости – ведь вино там подавали в сосудах, захваченных в Иерусалимском Храме вавилонским царем Невухаднецаром. Разумеется, это означало также и пренебрежение законами Торы о кашерной пище и запретом пить вино, сделанное неевреями.

Чтобы приготовить почву для совершения чуда, народ Израиля должен был вернуться ко Вс-вышнему – в посте, плаче и молитвах. В память об этом мы и соблюдаем Пост Эстер.

В праздники мы прерываем веселье в самом его разгаре и поминаем души наших родных и друзей, ушедших из этого мира. Так же и в Пурим: от поста мы сразу же переходим к веселью праздника. Этот резкий переход напоминает нам, что нет веселья в этом мире, которое не было бы хоть немного смешано со скорбью.

ЧТЕНИЕ МЕГИЛАТ ЭСТЕР

Прослушать чтение Мегилат Эстер мы обязаны в Пурим дважды: при наступлении праздника, вечером, после «Маарива», и утром – после «Шахарит». Читать следует обязательно по свитку, написанному на пергаменте с соблюдением всех правил. Чтец должен быть опытным, хорошо знающим правила чтения Мегилат Эстер.

Перед чтением произносятся три благословения, после чтения – одно.

Вот благословения, которые произносят перед чтением:

1. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам читать мегилу!»

2. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, совершивший чудеса для наших отцов в те дни, в это же время!»

3. «Шегехеяну».

Следует внимательно слушать, как чтец произносит благословения, и отвечать «амен». Тот, кто отвечает «амен» на благословение, словно благословляет сам.

Поэтому когда чтец произносит благословение, нельзя отвлекаться и прерывать молчание даже обычным «благословен Он, и благословенно имя Его».

После чтения Мегилат Эстер чтец произносит следующее благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, заступающийся за нас, судья в нашем споре, мстящий за нас, взыскивающий с притеснителей наших и платящий по заслугам всем нашим смертельным врагам! Благословен Ты, Г-сподь, взыскивающий со всех притесняющих народ Твой, Израиль, – Б-г-спаситель!»

Произнося утром благословение «Шегехеяну», следует помнить, что оно относится также к заповедям пира, «мишлоах манот» и «подарков бедным», которые относятся к этому дню. Ведь всякий раз, когда мы готовимся исполнить заповедь, исполняемую лишь раз в году, мы произносим «Шегехеяну».

Слушать чтение Мегилат Эстер надлежит очень внимательно, не пропуская ни единого слова. Поэтому и от чтеца требуется, чтобы в тех местах, где при упоминании имени Гамака в синагоге поднимается шум, он прерывал чтение и терпеливо ждал, пока вновь не наступит тишина. Если лее шум заглушил несколько слов, чтец обязан прочитать их снова, чтобы все их услышали. Многие, стремясь исполнить заповедь наилучшим образом, приносят в синагогу собственные свитки Мегилат Эстер и следят по ним за чтецом, шепотом повторяя каждое слово, чтобы ничего не пропустить. Принято, что четыре стиха, особенно тесно связанные с избавлением, вся община произносит громко – а затем чтец их повторяет. Вот эти стихи:

1. «Муж-иудей был в столице Шушан, по имени Мордехай, сын Яира, сына Шими, сына Киша – из рода Биньямина».

2. «А Мордехай вышел от царя в царской одежде из голубой шерсти и виссона, с большой золотой короной на голове, в плаще из льна и пурпура, – а город Шушан ликует и веселится».

3. «У иудеев был свет, веселье, радость и почет».

4. «Ибо Мордехай-иудей – первый после царя Ахашвероша и велик среди иудеев, желанный для большинтва его братьев – шлет добро своему народу и заботится о всем потомстве его».

Слушать чтение Мегилат Эстер женщины обязаны наравне с мужчинами, потому что и они имеют отношение к этому чуду, ведь именно царица Эстер сыграла главную роль во всех этих событиях.

ПУРИМСКАЯ ТРАПЕЗА

Пурим – это «дни пира и радости». Поэтому мы должны устроить днем в Пурим пышную трапезу. Недостаточно вечерней трапезы при наступлении праздника. Во время трапезы днем мы обязаны пить вино, ибо сказали мудрецы наши: «Должен человек напиться в Пурим до того, чтобы не отличать слова «проклят Гаман» от слов «благословен Мордехай».

«МИШЛОАХ МАНОТ» И «ПОДАРКИ БЕДНЫМ»

Чтобы укрепить дружбу и братство среди евреев, наши мудрецы заповедали нам исполнять заповедь «мишлоах манот» (буквально – «посылка яств»). Слово мишлоах – в единственном числе, а манот – во множественном. Значит, каждый раз следует посылать не менее двух блюд – только тогда можно считать, что заповедь выполнена. Подчеркнем, что заповедь «мишлоах манот» следует исполнять именно в течение дня Пурима.

Исполняя заповедь «подарков бедным», следует в этот день давать вдвое больше, чем при исполнении заповеди «мишлоах манот». Это выводится из того факта, что и слово «подарки» множественного числа, и слово «бедным»: значит, следует давать по крайней мере два подарка двум беднякам. Эта заповедь призвана выявить характерное для евреев чувство сострадания и жалости.

Заповедь «подарков бедным» не означает, что надо давать именно еду. Можно – и даже желательно – тем, кто нуждается в деньгах, дать деньги. Еще со времен глубокой древности стало обычаем организовывать сбор средств для нуждающихся, чтобы обеспечить им все необходимое для Пурима. Не исключено, что в «подарках бедным» содержится также косвенная помощь и на праздник Песах, начинающийся месяцем позже.

ОБЫЧАИ ПУРИМА

На протяжении веков возник чрезвычайно богатый фольклор, связанный с Пуримом. Среди океана мучо ний, тревог и испытаний, окружающего нас круглый год, Пурим стоял как одинокий остров безоглядного веселья, юмора и оптимизма, характерного для еврейского народа. Особая пуримская литература, шуточные представления с переодеваниями и потешными масками веселили сердца. Лишь в этот день были разрешены театральные представления с характерными персонажами. Например, выбирали «пуримского раввина», тем самым «сводя счеты» с теми руководителями общины, на которых «имели зуб». Возник обычай печь на Пурим сладкие пирожки с начинкой из мака и сладостей, которые почему-то получили название «уши Гамана». Следует отметить, что в разных общинах есть свои варианты пуримских обычаев.

ШУШАН-ПУРИМ

По всей Стране Израиля и во всех странах рассеяния Пурим отмечается 14 адара (а в високосный год – 14 числа «второго адара»). Однако в Иерусалиме – как в свое время в Шушане – а также в тех городах, о которых известно, что они были обнесены стеной во времена Йегошуа бин Нуна, Пурим празднуют 15 адара. И день этот называется Шушан-Пурим.

Причина этого разделения подробно изложена в Мегилат Эстер: евреи воевали со своими врагами 13 адара и праздновали победу на следующий день, 14 адара, в честь чего и установлен праздник Пурим. Но в городе Шушан евреям было дано разрешение расправляться со своими ненавистниками два дня – 13 и 14 адара. Так что евреи Шушана радовались и веселились 15 адара, и для них именно этот день стал праздником. Однако чтобы не унизить честь Страны Израиля, тогдашние мудрецы Торы распространили празднование Шушан-Пурима и на те города Страны Израиля, которые во времена Йегошуа бин Нуна были обнесены крепостной стеной. Одновременно честь была оказана и самому Йегошуа бин Нуну – потому что именно под его руководством была завоевана Эрец-Исраэль и именно он руководил первой войной с Амалеком, от которого произошел Гаман. Поэтому в Иерусалиме – относительно которого нет сомнения, что во времена Йегошуа бин Нуна он был обнесен стеной, – читают Мегилат Эстер и выполняют все обычаи Пурима только в Шушан-Пурим, то есть 15 адара. В тех же древних городах, относительно которых точно неизвестно, были ли они обнесены стеной во времена Йегошуа бин Нуна, Мегилат Эстер читают дважды: 14 и 15 адара, и тем самым избавляются от сомнения.

ПУРИМ-МЕШУЛАШ

Иногда случается, что Пурим празднуется три дня подряд и называется он тогда Пурим-Мешулаш – «утроенный Пурим». Так может случиться в Иерусалиме в тот год, когда 15 адара – суббота. В субботу Мегилат Эстер читать нельзя (так же, как не трубят в шофар, если Рош-Гашана совпадает с субботой, и не берут «арбаа миним» в субботу праздника Сукот – из опасения нарушить запрет выносить на улицу вещи в субботу). С другой стороны, нельзя отложить чтение Мегилат Эстер на воскресенье, 16 адара. Поэтому в Иерусалиме поступают следующим образом: Мегилат Эстер читают в тот же день, что и во всем мире, – 14 адара; тогда же дают «подарки бедным» – чтобы они могли купить все необходимое для праздника; в субботу, 15 адара, произносят «Аль ганисим» в «Шмонэ-эсрэ» и в «Биркат гамазон», берут два свитка Торы:

один для чтения обычной субботней главы Торы, другой для чтения отрывка, предназначенного для чтения в Пурим; а в воскресенье, 16 адара, пируют и посылают «мишлоах манот».


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.