Легкоатлета и его возможностей — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Легкоатлета и его возможностей

2021-04-18 161
Легкоатлета и его возможностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтобы воздействия спортивной подготовки, развивающие и совершенствующие организм спортсмена, его психическую сферу, давали наилучший эффект, они должны достаточна строго соответствовать силам и возможностям атлета, его способностям выдерживать тренировочные нагрузки, восстанавливаться в требуемой мере к следующему занятию. Поэтому так важно определить возможности спортсмена и его, индивидуальные особенности: характер и склонности, условия жизни, работы, учебы и т. д.

Очень важную роль в тренировочном процессе играет медицинское и, главное, педагогическое обследование спортсменов.

Медицинское обследование. Прежде всего все спортсмены, новички и давно тренирующиеся, должны пройти тщательный врачебный контроль. У этого контроля две задачи - определить, можно ли допустить к спортивной тренировке по состоянию здоровья и каков уровень этого здоровья. Для этого используются различные методы, помогающие определить физическою развитие спортсменов, состояние сердечно-сосудистой системы, ЦНС, органов пищеварения, выделительной и кроветворной систем. Используя многообразные методы (функциональные пробы, кардиография, рентгеноскопия, анализ состава крови, мочи и др.), врач дает полную и объективную картину состояния здоровья спортсмена и уровня функциональных возможностей. Такое обследование обычно проводится 1 – 2 раза в год.

Важна в тренировке и подробная антропометрия. Рост стоя и сидя, вес, окружность шеи, груди (на вдохе и выдохе), талии, плеч, бедер, голеней; спирометрию и динамометрию (кистевая и становая) проводят перед началом тренировочного года и затем через каждые полгода. При этом важно выявить, все ли мышцы развиты в достаточной мере (гармоничное развитие), нет ли «отстающих групп мышц, нет ли асимметрии в их развитии. Кроме того, следует установить, имеются ли другие отклонения: сутулость, искривление позвоночника, плоскостопие и др. Следует измерить и толщину подкожного жира.

Если имеется возможность, то желательно измерить быстроту двигательной реакции, устойчивость вестибулярного аппарата, максимальное потребление кислорода и другие функциональные возможности, проявление которых связано с тренировкой в избранном виде спорта. Данные медицинского обследования очень помогают тренеру оценить функциональные возможности органов и систем спортсмена, увидеть сильные и слабые стороны его организма.

Надо также определить физиологический возраст, который часто отличается от паспортного. Это тем более необходимо при подборе однородных групп. В настоящее время физиологический возраст в среднем на 2 года старше паспортного. В отдельных же случаях эта разница может быть значительно больше.

Педагогическое обследование. О каждом ученике тренер в журнал записывает все данные: фамилию, имя, отчество; год и месяц рождения; дату начала занятий физкультурой; вид спорта, которым занимался ученик, и сколько времени; показанные результаты в соревнованиях.

Надо вносить в журнал данные медицинского контроля и заключение врача. Затем отметить условия жизни спортсмена: состав семьи, средний заработок на человека, бытовые условия. Нужно также описать условия работы ученика или учебы, отдыха, объем свободного времени, увлечения спортсмена помимо спорта. Необходимо в дневнике дать характеристику спортсмена, определить его моральные и волевые качества (дисциплина, трудолюбие, настойчивость, коллективизм, смелость, воля к перенесению трудностей, бойцовские качества и др.).

Необходимо правильно и многосторонне оценить физическую подготовленность спортсменов. Спортивные результаты в прикидках и состязаниях обычно служат основными показателями подготовленности в целом. Однако при этом трудно увидеть уровни компонентов подготовленности и в особенности ее слабые стороны. Такие данные можно получить лишь с помощью контрольных упражнений и двигательных тестов. Важно эти измерения производить всегда в одно и то же время дня.

Из всего многообразия этих тестов (для измерения силы, быстроты, выносливости, подвижности в суставах) выбираются те, которые наиболее полно могут охарактеризовать компоненты двигательной деятельности спортсменов в избранном виде легкой атлетики. Если есть возможность, то можно провести более глубокий анализ компонентов подготовленности с помощью средств срочной и экспресс-информации (динамография, электромиография, спирометрия, измерение максимального потреблеяия кислорода, величины легочной вентиляции, определение картины крови и многое другое).

Важную роль играют данные контрольных упражнений, которые отражают специфику вида легкой атлетики. Например, такие упражнения: преодоление одного препятствия - для барьериста; повороты - для метателя молота; выполнение второго прыжка - для прыгуна тройным; «вход» - в прыжке с шестом и т. д.

Оценка техники легкоатлета производится с помощью объективных методов (киносъемка, видеомагнитофонная запись), измеряются кинематические параметры движения спортсменов иосновного упражнения в целом.

Установление цели и продолжительности ее достижения. Чрезвычайно важно поставить перед каждым спортсменом реально достижимые цели - перспективную (на несколько лет вперед) и близкую (на ближайший год). Цель устанавливается исходя из функциональных возможностей спортсмена, его настойчивости трудолюбия и других психических качеств. Учитывается также кривая роста спортивных результатов по годам: в среднем один спортивный разряд в год. Но имеются случаи и более быстрого пporpecca.

Установление конкретных задач обучения, воспитания и повышения функциональных возможностей. Путь к поставленной цели идет через решение многих задач обучения, воспитания и повышения функциональных возможностей спортсмена. Отсюда понятно, как важно определить именно те задачи, которые нужны, н сделать их более конкретными.

К сожалению, даже в индивидуальных планах сильнейших спортсменов все еще нередко ставятся задачи в самой общей форме, которые могут дать лишь направление процессу подготовки спортсменов. В настоящее время особенно важно устанавливать более полные и, главное, совершенно конкретные задачи для каждого спортсмена на каждый тренировочный микроцикл, этап, период, год подготовки. Без этого нельзя подобрать оптимальные средства и методы, тренировочные нагрузки и микроциклы, невозможно обеспечить более высокую эффективность процесса подготовки спортсменов. Надо, чтобы тренер и спортсмен точно знали, что они должны достигнуть, например, в развитии мышечной силы или в приобретении быстроты движений и выносливости, в спортивной технике. Нужно, чтобы каждому легкоатлету ставились задачи соответственно его индивидуальным особенностям.

Задачи в индивидуальных планах следует по возможности выражать в конкретных цифровых величинах (например, улучшить прыгучесть толчком двух ног до 85 см, прыгуну с шестом - довести максимальную силу сжатия кисти до 80 кг, барьеристу - улучшить подвижность в тазобедренных суставах при наклоне вперед на 15°, метателю - выпрямиться из приседа со штангой весом 250 кг).

Выбор средств и методов подготовки. Исходя из конкретных задач тренировки, выбирают средства: физические, технические, волевые, идеомоторные и другие упражнения; активный отдых, массаж и др. Таких средств очень много, поэтому использовать их в соответствии с решением поставленных задач нетрудно. Подробно об этом говорилось ранее.

Исходя из задач и избранных средств, а также учитывая уровень подготовленности спортсмена, выбирают методы выполнения упражнений. Только конкретизация задач позволяет выбрать оптимальный метод.

Величины тренировочных нагрузок определяются прежде всего уровнем подготовленности спортсмена и задачами. Конкретные величины нагрузок устанавливаются исходя из накопленного в спорте опыта, научных данных и нагрузки спортсмена в предыдущем годк, а также с учетом тезиса о постоянном повышении нагрузок (по объему и интенсивности), этот процесс корректируется с данными восстановления.

Контроль и учет тренировочных и соревновательных нагрузок. Намеченная планом программа подготовки выполняется, легкоатлетом под руководством тренера и самостоятельно, под наблюдением врача и ученых.

В целях эффективного контроля за тренировочным процессом используются:

1. Педагогический контроль и учет.

2. Ежедневный самоконтроль спортсмена и его дневник.

3. Медицинский и научный контроль.

4. Анализ динамики показателей подготовленности спортсмена и тренировочная нагрузка.

Педагогический контроль и учет. Наблюдения за ходом тренировки и запись данных контроля осуществляются спортсменом в дневнике, а тренером - в специальном журнале. Фактическое выполнение плана тренировки фиксируется в месячном плане и затем постепенно переносится в годичный план (важно видеть общую картину выполнения плана).

Контроль за ходом подготовки спортсменов проходит по следующим направлениям:

1. Фиксирование фактического выполнения индивидуального плана по объему, интенсивности, планированию и другим показателям тренировочного процесса.

2. Ежедневное определение состояния спортсмена, его работоспособности, переносимости нагрузок, восстановления, настроения, желания тренироваться, оведения и др. Осуществляется это на основе данных самоконтроля спортсмена, наблюдений тренера за ходом тренировки и ее эффективностью, сопоставления уровней работоспособности в одном и том же упражнении ежедневно и в разные дни и т.д.

3. Измерение показателей подготовленности:

а) весь комплекс контрольных упражнений по ОФП и СФП проводится 4 раза в год; б) более узкий круг контрольных упражнений для наблюдений за динамикой наиболее важных физических качеств легкоатлета - не менее 1 раза в месяц. Сроки контроля приводят в соответствие с периодизацией тренировки в данном виде легкой атлетики и календарем состязаний.

4. Наблюдение за уровнем спортивной техники и процессом ее совершенствования, осуществляемое с помощью видеомагнитофона и киносъемки (с последующим анализом совместно со спортсменами). По возможности используются специальные приборы срочной информации. Постоянно применяется визуальный метод - определение изменений в технике по эффективности и результативности движений и т.д.

5. Определение работоспособности спортсмена путем выполения установленной «стандартной тренировочной пробы» (СТП), устанавливаемой для каждого легкоатлета. Она состоит из выполнения одного или нескольких наиболее часто применяемых спортсменом упражнений, всегда одних и тех же по структуре движений, продолжительности, интервалам отдыха и т.п. Необходимо, чтобы спортивная результативность тренировочной пробы могла изменяться в зависимости от состояния и работоспособности спортсменов. При соблюдении этого будет наглядно раскрываться динамика тренированности, позволяющая тренерам, спортсменам, врачам и ученым судить о ходе развития спортивной формы, анализировать процесс подготовки и вносить в него изменения.

6. Фиксирование всех результатов, показанных спортсменом в прикидках и соревнованиях любого масштаба с указанием задач, поставленных в них (показать наивысший результат, проверить тактический вариант и др.).

Дневник и ежедневный самоконтроль спортсмена. С первых же дней тренировки легкоатлет обязан вести ежедневный личный спортивный дневник. В нем следует записывать: начало и конец тренировочного занятия, место и условия (погода, состояние грунта и др.), содержание тренировки, ее дозировку, результаты, ра боту над овладением и совершенствованием в технике. Помимо того, отмечаются наиболее удачные движения, их характер и связанные с этим ощущения. Можно использовать также портативный магнитофон и видеомагнитофон, чтобы фиксировать наиболее интересное в тренировке сегодня и прослушать и просмотреть перед занятием завтра, сравнивать в последующем с целью анализа и выявления более эффективных действий.

В дневнике конкретно указываются недочеты, ошибки и все то, на что нужно обратить внимание в последующих занятиях. Особо важно регулярно записывать в дневнике выполнение контрольных упражнений, показывающих динамику развития отдельных качеств: быстроты, силы, выносливости, подвижности в суставах и др.

Все это понадобится для того, чтобы сделать правильные выводы за определенный период тренировки.

Ежедневный обязательный минимум самоконтроля включает в себя следующие показатели:

1. ЧСС. Измеряется на протяжении 15 с по частоте пульса лежа в постели, тотчас же после сна, по возможности в одно и то же время. ЧСС записывается в пересчете на 1 мин.

2. Самочувствие. Определяется субъективно по ощущениям своего состояния тотчас после сна. Записывается исходя из пятибалльной оценки: 5 - отличное самочувствие, 4 - хорошее, 3 - удовлетворительное, 2 - плохое, 1 - очень плохое.

3. Кистевая динамометрия. Измеряется величина максимального сжатия - одним и тем же движением, всегда только правой или только левой рукой, тотчас же после сна, всегда в одной и той же позе. Вместо динамометрии или вместе с нею можно использовать измерение прыгучести по В.М. Абалакову. В течение дня динамометром не пользоваться, иначе можно травмировать ладонь и дальнейшее измерение в последующие дни станет неточным, а то и вовсе невозможным.

4. Вес. Измеряется дважды. Непосредственно перед началом основного тренировочного занятия и тотчас же по окончании его. Одежда и обувь должны быть при взвешивании одни и те же. При портативных весах дома рекомендуется взвешиваться до зарядки и завтрака (после стула).

5. Желание тренироваться в избранном виде спорта. Определяется субъективно перед занятием до начала разминки. Записывается исходя из пятибалльной оценки: 5 - очень большое желание, 4 - большое, 3 - среднее, 2 - малое, 1 - нет желания.

6. Работоспособность в избранном виде спорта. Определяется субъективно и на основании объективных показателей, обычно получаемых в процессе тренировочных занятий и на соревнованиях. Записывается после тренировочного дня исходя из пятибалльной оценки: 5 - отличная работоспособность, 4 - хорошая, 3 - удовлетворительная, 2 - плохая, 1 - очень плохая.

Ha первых порах более целесообразно применять указанный комплекс методов. В дальнейшем можно его усложнять, в особенности за счет использования портативных приборов для самоконтроля.

Все показатели самоконтроля ежедневно записываются спортсменом в дневник и могут изображаться графически.

B конечном итоге анализ показателей вчерашнего тренировочного дня и данных утреннего измерения позволяет довольно точно судить о величине суммарной нагрузки, оценивать ее не только километрами, числом повторений и другими показателями, но и переносимостью организма, его возможностями восстановления. Исходя из этого, нетрудно определить доступность нагрузки, необходимость ее снижения, увидеть возможности для дальнейшего увеличения тренировочных и соревновательных требований.

Такие данные позволяют тренеру наглядно видеть становление и развитие спортивной формы атлета, более точно осуществлять соответствие между тренировочными нагрузками и функциональными возможностями спортсмена, успешнее подводить его к участию в состязании. На основании этих же данных тренер вносит необходимые изменения в планирование соревновательных нагрузок.

Наряду с текущим анализом необходимо время от времени делать подробный анализ проведенного этапа тренировки. Тренер вместе со спортсменом разбирает пройденный микроцикл или этап тренировки; выявляет причины отклонения от плана. После этого тренер советуется с врачом и ученым, обсуждает с ними данные индивидуального контроля. Совместно они приходят к определенным выводам по оценке состояния спортсмена, его возможностей, правильности и эффективности подготовки и т.п. На таких обсуждениях должны рассматриваться также вытекающие из анализа

рекомендации по исправлению недочетов методики тренировки, по ее совершенствованию. С окончательными выводами тренер знакомит ученика.

Переносимость спортсменом соревновательных и тренировочных нагрузок постоянно должна быть в центре внимания тренера. На первых занятиях в начале годичного цикла особенно нужно опасаться перегрузки. Надо помнить, что постепенное повышение нагрузки, доведение ее до уровня, требуемого тренером, должно сопровождаться полным восстановлением организма спортсмена к намеченному дню. Во всех случаях повышения нагрузки в течение нескольких дней (до недели) на фоне неполного вое становления функциональных возможностей спортсмена будет наблюдаться ухудшение ежедневных показателей. Поэтому после нескольких дней повышенной тренировочной нагрузки необходимо ее снижать, что позволит полностью восстановить силы спортсмена. Об этом будет свидетельствовать и улучшение ежедневных показателей, возвращение их к обычной норме.

Как только появятся не предусмотренные планом данные о неполном восстановлении функциональных возможностей спортсмена, нагрузка должна быть уменьшена, так как ее, видимо, завысили.

Особенно важно предупредить возможность накапливания не-довосстановления, все увеличивающегося нервного утомления.

Если спортсмен тренируется длительно, с большой нагрузкой на организм и отдыха между занятиями не хватает для восстановления, если часто предъявляются очень высокие требования к ЦНС, психике спортсмена, начинает все больше сказываться утомление, которое нередко называют переутомлением. Если это замечено вовремя, то ликвидировать такое переутомление можно полным отдыхом в течение 4 - 5 дней, а затем занятиями со значительным снижением нагрузки и изменением комплекса физических упражнений. Если же вовремя не дать нужного отдыха, не изменить плана занятий, не уменьшить дозировку, то это переутомление вызовет истощение нервной системы – перетренировку.

Динамика ухудшающихся показателей контроля на графике очень рано скажет о возникшей возможности перетренировки. При таких симптомах следует значительно снизить нагрузку занятий и прекратить выполнять упражнения в специализируемом виде. Кроме того, необходимо сразу же обратиться к врачу: медицинские методы обследования и рекомендации в этот период очень важны. Вовремя замеченные данные перетренировки можно ликвидировать довольно быстро, и через 1,5 - 2 недели можно вернуть прежнюю спортивную форму. Но если перетренированность зашла далеко, то ликвидация ее потребует значительно большего времени - отдыха и, возможно, специального лечения. Однако длительный отдых должен быть активным. Вместо тренировки в своем виде легкой атлетики нужно выполнять упражнения на местности, заниматься другими видами спорта, но без напряжения и, конечно, не участвовать в соревнованиях. Прекрасно помогают ликвидировать явления перетренировки такие формы активного отдыха, как прогулки, охота, катание на лодке.

Когда у перетренированного атлета после длительного отдыха появляется желание вновь заняться своим видом легкой атлетики, ему можно приступать к регулярной тренировке.

Разумеется, лучше не допускать перетренированности. Для предупреждения ее нужно соблюдать указанные ранее правила сохранения спортивной формы, являющиеся и правилами предупреждения перетренировки. В основе основ этих правил - оптимальное чередование работы с отдыхом, обеспечение полного восстановление к намеченному для этого дню.

В длительном процессе тренировки уровень нормы может изменяться. Например, со временем урежается частота пульса, увеличивается сила кисти, повышается самочувствие, стабилизируется вес тела. Поэтому время от времени надо возвращаться к точному определению показателей. Лучше всего это делать раз в течение 2 месяцев, когда спортсмену предоставляется несколько дней профилактического отдыха (пассивного или активного) с целью предотвращения перетренировки и наиболее полного восстановления функциональных возможностей. В дальнейшем придется соразмерять нагрузку с возможностями легкоатлета, исходя из новых, уточненных показателей нормы. Нет сомнений, что управление тренировкой легкоатлета в дальнейшем будет значительно усовершенствовано, поскольку в настоящее время расширились возможности электронной аппаратуры и биохимических методов исследования выдавать экспресс-информацию об изменения в состоянии и работоспособности органов и систем организма легкоатлетов. При этом оперативная переработка информации ЭВM позволяет тренерам и спортсменам сразу же иметь физиологические, биохимические и биомеханические показатели.

Вместе с тем там, где нет подобной аппаратуры, необходимо придерживаться рекомендаций, изложенных ранее. Элементарный, но регулярный объективный и субъективный самоконтроль, графическое изображение ежедневных показателей и их постоянный анализпозволят спортсмену эффективнее тренироваться и успешнее участвовать в состязаниях.

Система спортивной подготовки постоянно совершенствуется. На этом творческом, научном и практическом пути важную роль играет прогнозирование высших спортивных достижений и программирование подготовки.

Чтобы наилучшим образом спланировать этот сложный и длительный процесс подготовки, необходимо прежде всего знать, на уровне достижений предстоит вести спор за первенство. Современные методы прогнозирования дают возможность определить подобные показатели.

Прогнозирование позволяет успешно осуществлять:

1. Развитие массового спортивного мастерства в стране.

2.  Развитие олимпийских видов легкой атлетики.

3. Подготовку спортсменов и команды в целом.

Основной стратегией подготовки является дальнейшее развитие массового спортивного мастерства в стране, повышение уровня спортивных достижений, пропорционального развитию всех видов легкоатлетического спорта.

           Ориентиром в определении конкретных спортивных показателей ведущих спортсменов должны служить объективные данные о темпах роста спортивных результатов в мире. Наряду с этим необходимо учитывать и изменения в методике тренировки, в создании новых средств и методов педагогического и медико-биологического характера, обеспечивающих расширение функциональных резервов организма человека.

           Естественно, что прогноз соотношения сил должен основываться на глубоком и всестороннем анализе динамики роста высшего спортивного мастерства и предполагаемого уровня спортивных достижений.

           На этой основе необходимо создать в каждом виде легкой атлетики модельные характеристики подготовленности спортсмена и в соответствии с ними проводить отбор легкоатлетов в сборные команды и подготовку к олимпийским играм.

           Прогнозирование является исходным этапом для всей работы по управлению подготовкой спортсменов. Безусловно, точному прогнозированию поддаются далеко не все стороны и элементы спортивной подготовки.

           Тем не менее анализ основных закономерностей и тенденций развития каждого из видов легкоатлетического спорта является важнейшим условием обоснованного планирования спортивных достижений.

           В практике все большее значение приобретает комплексный подход к прогнозированию, при котором широко используются: экстраполяция, метод экспертных оценок, моделирование, расчеты вариантов на ЭВМ.

Лекция № 9,№ 10 (4 часа)

Планирование и учет тренировочного процесса

в легкой атлетике Этапы многолетней подготовки в легкой атлетике

Основная организационная форма тренировочного процесса легкоатлетов – групповое или индивидуальное тренировочное занятие, имеющее продолжительность, соответствующую избранному виду легкой атлетики. Основные занятия могут дополняться ежедневной утренней тренировкой, обычно с малой нагрузкой, а также домашними заданиями в другое время дня. Помимо легкоатлетических тренировочных уроков легкоатлеты проводят занятия в виде кроссов, ходьбы, бега на лыжах, игры в баскетбол и др.

Во всех формах занятий необходимо соблюдать важное правило: постепенно начинать занятие (разминку), затем проводить основную работу – основную часть занятия (в этой части кривая нагрузка всегда более высокая и может быть различной в зависимости от вида упражнения, характера его и т.д.) и в заключение занятия снижать нагрузку (заключительная часть). Такая физическая кривая обязательна для любого тренировочного занятия.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.