Порядок выполнения и структура курсовой работы — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Порядок выполнения и структура курсовой работы

2021-04-18 62
Порядок выполнения и структура курсовой работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ББК 65.5 я 73-9

Баранова, Е.В. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Мировая экономика и Международные экономические отношения»/ Е.В. Баранова; Алт. гос. тех. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2011. – 27 с.

В методических указаниях приведены основные положения по выполнению курсовой работы по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения». Изложены общие требования к содержанию курсовой работы, порядок ее защиты. Предназначены для студентов направления «Экономика», могут использоваться студентами других экономических специальностей и направлений  всех форм обучения. Методические указания соответствуют СТП АлтГТУ 12 005-2004 и СТО 12 400-2009.

 

 

Утверждены на заседании каф. МЭО

Протокол № 5 от 10.12. 2010 г.


Содержание

1 Общие положения ……………..………………………… 4
2 Порядок выполнения и структура курсовой работы 6
3 Требования к содержанию курсовой работы………….. 16
4 Защита курсовой работы………………………………. 19
5 Список рекомендуемых источников……………………… 21
6 Примерный перечень тем курсовых работ …………….. 24

Общие положения

 

Изучение дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» («МЭиМЭО») направлено на  формирование у студентов знаний об основных понятиях и категориях теории и практики международных экономических отношений. В курсе изучаются вопросы эволюции международных экономических отношений, их основные формы, а также методы их государственного и наднационального регулирования.

Выполнение курсовой работы является одним из основных этапов в изучении студентами указанной учебной дисциплины. Цельюнаписания курсовой работы по дисциплине является формирование у студента практических навыков системного подхода к анализу слож­ных явлений в мирохозяйственных связях в условиях глобализации мировой экономики и закрепление теоретических знаний о формах МЭО и структуре современного миро­вого хозяйства.

Выполнение курсовой работы направлено на решение следующих задач:

- систематизировать, закрепить и расширить знания по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения»;

- овладеть методами сбора, обработки и анализа соответствующей информации, в том числе изложенной на иностранных языках;

- совершенствовать навыки работы с разнообразными Интернет- источниками, а также соответствующим программным обеспечением в процессе сбора и обработки информации;

- научить студента рационально планировать время, отведенное на самостоятельную работу;

- формировать у студента навыки по написанию научного текста по экономической тематике;

- овладеть навыками четкого и грамотного представления результатов проделанной работы;

- закрепить и совершенствовать знания, полученные в ходе ранее изученных дисциплин «Статистика», «Математика», «Экономическая теория», для правильного выполнения и оформления соответствующих расчетов при обработке статистической информации.

Курсовая работа позволяет судить о том, насколько студент усвоил теоретический курс и каковы его возможности применения полученных знаний для их обобщения по избранной теме. Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе ее выполнения студент не только закрепляет, но и углубляет полученные теоретические знания.

Курсовая работа выполняется в 3-м семестре студентами направления «Экономика». Работа является важной частью самостоятельной работы студентов, и к ней предъявляются следующие требования:

- работа должна быть написана самостоятельно;

- работа должна быть написана на достаточно высоком теоретическом уровне с привлечением законодательных, нормативных и других документов по избранной теме;

- работа должна быть написана четким и грамотным языком и правильно оформлена.

Темы курсовых работ разрабатываются кафедрой в соответствии со стандартом учебной дисциплины. Студентам необходимо знать, что темы курсовых работ, выполняемых ими за весь период обучения, рационально подбирать таким образом, чтобы они вместе с выпускной работой составляли единую систему последовательно усложняемых и взаимосвязанных работ.

Задание на курсовую работу предусматривает индивидуальную форму написания курсовой работы, то есть каждый студент выполняет самостоятельно курсовую работу по отдельной теме.

Для обеспечения методической и научной помощи каждый студент, выполняющий курсовую работу, прикрепляется к научному руководителю. Как правило, это преподаватель, ведущий указанную дисциплину. Студент может по своей инициативе посещать консультации, задавать вопросы, показывать черновики или отдельные части для получения рекомендаций по написанию работы до того, как она будет полностью готова. Это рекомендуется делать, если студент рассчитывает получить высокую оценку за свой труд.

Тем не менее, следует помнить, что научный руководитель не будет подменять студента в написании работы: студент выполняет свой курсовой проект полностью самостоятельно. Обращаться к научному руководителю можно по следующим вопросам:

1) обсуждение общей концепции работы;

2) обсуждение цели и задач работы;

3) обсуждение разработанного студентом предварительного плана работы;

4) обсуждение списка литературных источников;

5) обсуждение концепции отдельных частей работы;

6) предварительная проверка отдельных частей работы;

7) проверка окончательного варианта работы.

Предпочтительнее осуществлять личный контакт с научным руководителем, но с его согласия может использоваться телефонная связь или электронная почта. Научный руководитель может не давать консультации по вопросам технического оформления текста работы.

 

Выбор темы курсовой работы

Успех в написании курсовой работы предопределяется правильным выбором темы. Тематика курсовых работ составляется и утверждается кафедрой. Студентам предоставляется право выбора из предложенных тем. Прежде всего тема должна соответствовать интересам студента: только такая тема может увлечь его в процессе работы, то есть сделать этот процесс творческим. По согласованию с научным руководителем студент может избрать для курсовой работы тему, не входящую в рекомендованный кафедрой перечень, обосновав при этом целесообразность ее разработки.

При выборе темы следует учитывать научный и практический интерес, вызванный чтением специальной литературы, опытом прошлой работы, докладами на семинарских занятиях, курсовыми работами по смежным предметам. Тема работы может увязываться в перспективе с разработкой вопросов в дипломной работе. В этом случае студент ставит перед собой цель углубить полученные ранее знания с тем, чтобы, всесторонне изучив проблему, выполнить дипломную работу на высоком исследовательском уровне.

При выборе темы необходимо иметь представление о сущности той или иной проблемы, знать, какие вопросы следует освоить в работе. С этой целью студент должен предварительно ознакомиться с избранной темой по литературным источникам.

Не допускается выбор одинаковых тем несколькими студентами одной академической группы. Выбрав тему курсовой работы, студент сообщает ее научному руководителю. В случае, если студентами до пятой недели семестра не выбрана тема курсовой работы, то она назначается научным руководителем.

2.2 Подбор и предварительное ознакомление с литературой по избранной теме

Подбирать литературу по курсовой работе следует самостоятельно сразу же после выбора темы. Студенту необходимо показать свое умение пользоваться каталогами и библиографическими справочниками. Не следует при этом забывать и планов семинарских занятий, в которых указана основная литература по соответствующим разделам курса.

Подбирая литературу в библиотеке, рекомендуется обращаться к библиографическим указателям, наиболее полным указателем по экономической тематике является реферативный журнал ИНИОН РАН (серия «Экономика»). Работая с предметно-тематическим каталогом, следует просмотреть не только разделы, строго совпадающие с темой курсовой работы, но и темы, близкие к избранной. При этом следует подбирать литературу, освещающую как теоретическую сторону проблемы, так и действующую практику.

При написании курсовой работы следует изучить официальные издания, то есть те, которые публикуются от имени государства и его органов. Это материалы законодательного, нормативного или директивного характера. К ним относят тексты законов, постановления и распоряжения правительства; приказы и инструкции различных ведомств; государственные стандарты. Различают действующее и недействующее законодательство, причем последнее чаще всего используют при написании разделов работы, носящих исторический или правовой характер.

Также в процессе выполнения курсовой работы следует использовать научные издания, то есть издания, предназначенные для научной работы и содержащие теоретические, экспериментальные сведения об исследованиях. Они могут публиковаться в форме: монографий, научных статей в журналах или в научных сборниках; в материалах научных конференций.

Монография — научное издание в виде книги; в нем содержится всестороннее исследование какой-то крупной проблемы. Монографию может написать один или несколько авторов. Она достаточно трудна для восприятия, в ней обязательно присутствуют сложные термины, формулы, графики; она предназначена для специалистов, то есть тех, кто уже имеет базовые, фундаментальные знания по излагаемому вопросу.

Статья — научное изложение какого-либо вопроса, идеи или точки зрения в журнале, сборнике, обычно одного или нескольких авторов. Статьи всегда актуальны, лаконичны и не столь сложны для понимания, как монографии.

Материалы научных конференций — сборники тезисов, докладов, выступлений или сообщений ведущих ученых, научных работников, аспирантов по насущным вопросам и проблемам. По форме и содержанию они походят на статьи, но отличаются еще большей краткостью и сжатостью подачи сведений. Ценность этих изданий состоит в том, что они публикуются практически в то же время, когда проводятся конференции.

При написании теоретической части часто возникает необходимость использовать учебную литературу. Она подразделяется на:

— учебные издания (учебники, учебные пособия, тексты лекций), в которых содержится наиболее полное системное изложение дисциплины или какого-то ее раздела. Они доступны в восприятии, написаны понятным для студента языком;

— справочники, словари и энциклопедии — издания, содержащие краткие сведения научного или прикладного характера, не предназначенные для сплошного чтения. Их цель и польза — возможность быстрого получения самых общих представлений о предмете. Они не заменят учебников, пособий, но помогут достаточно скоро узнать главные сведения о неком явлении и предложат краткий список источников о нем же.

В процессе подбора литературы для курсовой работы можно разделить ее на три условные группы в зависимости от ее информативной ценности.

В первую группу входят книги, полностью соответствующие теме работы, которые требуют тщательного изучения и глубокой проработки. Вторая группа включает книги из близких по содержанию областей знания или другие издания, рассматривающие смежные проблемы. Их содержание изучается выборочно. К третьей группе относятся книги с информацией, имеющей опосредованное отношение к изучаемой теме. Студенту достаточно знать о существовании этих источников и самом общем их содержании, поэтому эти книги можно просто просмотреть.

При подготовке курсовой работы можно пользоваться специальной научной, научно-популярной, справочной, публицистической литературой, а также материалами, размещенными в глобальной сети Интернет. Это определяющий этап самостоятельной работы, он очень сложен и важен, так как самостоятельные суждения студента по изучаемой проблеме формируются именно здесь, в том числе в умении работать с научной литературой.

Студенту следует провести поиск по теме среди статей в научных журналах, например, в таких, как «Мировая экономика и международные отношения». Публикуемые в периодической печати статьи и сообщения содержат четко и профессионально скомпонованный теоретический материал, отличаются оперативностью информации, обилием новых фактов и цифровых данных. При изучении материалов периодики необходимо обратить внимание на последние события, используйте актуальные фактические данные и статистические обзоры.

Выбор статьи, относящейся к исследуемой теме, лучше производить по последним в году номерам, где приведен весь перечень статей, изданных за год. Если такая статья найдена, целесообразно сделать ее аннотацию, то есть краткое (в шести—десяти строках) изложение, выделив только самое существенное в статье.

Самостоятельная работа при подборе литературы не исключает консультации с руководителем, с которым должен быть согласован список подобранной литературы. У руководителя работы следует также проконсультироваться о том, какие новейшие изменения и дополнения необходимо учесть при проработке подобранной литературы. По мере ознакомления с источниками они включаются в список использованной литературы. Предварительное ознакомление с отобранной литературой необходимо для формирования полного представления о круге вопросов, охватываемых темой, и составления первого варианта плана курсовой работы.

При написании работы по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения» обязательно использование источников на иностранных языках, в том числе периодики.

Особое внимание следует обратить на сбор информации из Интернет- источников. При включении их в список использованных источников следует помнить, что курсовая работа является научно-исследовательской работой студента, и при ее выполнении следует принимать во внимание только официальную информацию, аналитические обзоры специалистов соответствующей сферы, официальные статистические сводки международных организаций и государственных статистических органов. Не допускается ссылаться и тем более использовать в работе тексты новостных лет, интервью и частных суждений обывателей и неспециалистов.

Как уже было изложено ранее, источниками информации могут быть любые монографии, книги, официальные периодические издания, аналитические документы, законодательные акты, справочники. Количество таких источников, как электронные документы сети Интернет, не должно превышать 50% от общего числа использованных источников. Не допускается использование банков рефератов, контрольных и курсовых работ, а также других ресурсов, содержащих готовые работы. Научный руководитель имеетправо отказать в принятии такой работы.

 В курсовой работе желательно использовать фактологический материал за последние пять лет. Использование данных, отражающих тенденции и явления более ранних периодов, должно быть обосновано темой работы, ее структурой и логикой изложения. Общее количество использованных источников должно составлять 20-25 единиц.

2.3 Составление первоначального и окончательного плана

После изучения основной и дополнительной литературы по конкретной теме наступает самый творческий этап процесса подготовки к курсовой работы — самостоятельное обдумывание материала. На этом этапе окончательно осваивается материал, информация приобретает форму знаний, а продолжение этого процесса приводит к вызреванию и формированию выводов. Если по какому-либо вопросу существуют различные точки зрения, вы должны выбрать наиболее приемлемую и аргументированно отстаивать ее при написании работы.

На основе предварительного ознакомления с литературой студенту необходимо тщательно продумать первоначальный вариант плана курсовой работы. Обычно курсовая работа состоит из введения, двух-трех  глав и заключения.

При составлении плана рекомендуется определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных частях работы, определить последовательность вопросов, которые будут в них излагаться. Эти вопросы не указываются в основном ("официальном") плане. Они предназначены для так называемого рабочего варианта плана, по которому и пишется курсовая работа.

План курсовой работы отражает основные направления разрабатываемой темы. План работы должен отражать основную идею работы, раскрыть ее содержание и характер. В нем следует выделить наиболее актуальные вопросы темы. Составленный план студенту необходимо согласовать с научным руководителем курсовой работы. После того, как рабочий план согласован с руководителем, следует приступать к детальному изучению отобранной литературы.

Грамотная, эффективная самостоятельная работа над источниками несовместима с умственной ленью, недостаточной концентрацией внимания и пассивностью памяти. Наибольший эффект будет достигнут, если студент знает и соблюдать очередность изучения литературы и определенные приемы чтения книги статей. Существуют два метода работы над источниками: сплошное  и выборочное.

Сплошное чтение обязательно для студента при изучении учебника, глав монографии или статьи, то есть того, что имеет учебное значение. Как правило, здесь требуется повторное чтение, для того чтобы понять написанное. При сплошном чтении нужно обращать внимание на комментарии, сноски, справочные материалы, формулы и графики, они предназначены для пояснений и помощи студента.

Метод выборочного чтения дополняет сплошное чтение; он применяется для поисков дополнительных, уточняющих необходимых сведений в словарях, энциклопедиях, иных справочных изданиях.

Для того чтобы каждый метод принес наибольший эффект, необходимо овладеть простейшими методами фиксации прочитываемого материала.

1. План — это краткое отражение излагаемых вопросов или проблем. Простой план состоит из перечня основных вопросов или тем, освещаемых книге. В сложном плане, кроме вопросов, приводятся подвопросы, отражающие менее существенные положения, подкрепляющие или уточняющие основные вопросы текста книги или статьи.

2. Тезисы — это основные положения научного труда, статьи или другого произведения, а, возможно, и устного выступления; они несут в себе больший объем информации, нежели план.

Простые тезисы лаконичны по форме; сложные — помимо главной авторской мысли содержат краткое ее обоснование и доказательства, придающие тезисам более весомый и убедительный характер. Тезисы прочитанного позволяют глубже раскрыть его содержание; обучаясь излагать суть прочитанного в тезисной форме, студент учится выделять из множества мыслей авторов самые главные и ценные и делать обобщения.

3. Конспект — это способ самостоятельно изложить содержание книги или статьи в логической последовательности.

Конспектируя какой-либо источник, надо стремиться к тому, чтобы уложить большой объем информации в несколько предложений. Основные требования к процессу конспектирования:

— в тексте конспекта желательно поместить не только выводы или положения, но и их аргументированные доказательства (факты, цифры, цитаты);

— начинать конспектирование полезнее после прочтения и осмысления книги или другого источника;

— писать конспект можно и по мере изучения произведения, например, если прорабатывается монография или несколько журнальных статей. Составляя тезисы или конспект, необходимо делать ссылки на страницы, с которых взято конспектируемое положение или факт, — это поможет сократить время в дальнейшем, если возникает потребность глубже разобраться с излагаемым вопросом, что-то уточнить или проставить источник;

— в процессе конспектирования возможно оставлять свободные поля: на них можно дописать упущенное, зафиксировать замечания или рекомендации преподавателя.

Итак, конспекты не предполагают простое копирование какой-либо части источника либо его полного текста, а подразумевают его осмысление. Все используемые материалы следует четко и строго оформлять, например, в списках литературы или постраничных ссылках в письменных работах. Поэтому необходимо выписывать выходные данные: точное и полное название документа; место, год и время (для газет — месяц, день) издания документа; издательство; номер документа, выпуска; учреждение, к которому относится документ.

Важное значение имеет систематизация получаемых сведений по основным разделам работы, предусмотренным в плане. Прочитав и законспектировав тот или иной источник, следует продумать вопрос о том, где (исходя из плана курсовой работы) могут быть использованы сведения. Подобная систематизация позволяет на основе практического анализа отобранного материала более глубоко и всесторонне рассмотреть основные вопросы темы.

При изучении литературы рекомендуется соблюдать определенную последовательность. Начинать следует с изучения законодательных материалов, учебников и учебных пособий. Затем можно перейти к монографиям. Заканчивать следует журнальными статьями и инструктивными материалами. Такая последовательность в изучении литературных источников позволяет постепенно накапливать и углублять знания, идти от простого к сложному, от общего к частному. Тщательное изучение литературы должно быть завершено до того, как начат подбор практического материала.

После того, как тщательно изучена и систематизирована собранная по теме литература, возможны некоторые изменения первоначального варианта плана работы. Изменения в плане могут быть связаны с некоторой корректировкой самого направления работы,  в необходимости которой автор убеждается после детального ознакомления с изучаемой проблемой, или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельный раздел, не оказалось достаточного материала, а по другим, наоборот, имеются свежие, предоставляющие теоретический и практический интерес данные.

В случае составление нового варианта плана после ознакомлении с литературными источниками, он также должен быть согласован с руководителем курсовой работы. Окончательный вариант плана курсовой работы должен быть дополнен графиком ее написания.

Написание курсовой работы

При написании текста курсовой работы следует соблюдать несколько основных правил.

Во-первых, работа должна быть написана стилистически грамотно с использованием соответствующей терминологии, понятийного аппарата. Текст работы должен быть написан литературным языком в научном стиле. Следует избегать употребления сленговых выражений. Не допускается применение разговорного, художественно-публицистического стиля.

Не допускаются орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки. Также следует избегать повествования от первого лица. В научных текстах обычно используется повествование от третьего лица, где вместо местоимения «я» употребляется «автор».

Во-вторых, все использованные источники информации должны быть оформлены соответствующими ссылками. Не следует цитировать работы неавторитетных и малоизвестных авторов, а также устаревшие или имеющие к рассматриваемому вопросу самое отдаленное отношение работы. Нежелательно также и чрезмерное цитирование, особенно без соответствующих комментариев. В этом случае текст приобретает компилятивный, несамостоятельный характер, а курсовая работа превращается в реферат.

В-третьих, следует помнить, что самый важный итог и результат выполнения курсовой работы – это появление и постепенное формирование собственной позиции. Студенту следует учиться вырабатывать самостоятельное суждение, принимая или отвергая те идеи, которые содержаться в исследуемых источниках. При этом не допускается пустое отрицание, необходимо приводить аргументы, демонстрировать умение подтверждать свою позицию фактами, авторитетными соображениями специалистов.

В-четвертых, работа должна быть четко структурирована, материал должен излагаться логично, последовательно и четко. Работу необходимо выполнять как научное произведение так, чтобы отдельные ее части были связаны между собой, а текст не распадался на части. Особенно это актуально для введения и заключения.

В пятых, студент обязан демонстрировать знание новейших событий, явлений и процессов, происходящей в сфере, близкой к изучаемой теме, что также подтверждается использованием новейших источников информации..

В-шестых, следует избегать использования излишнего статистического материала в работе без проведения студентом анализа этого материала. 

Общеизвестно, что любое экономическое явление, процесс можно описать словами, что будет являться вербальным способом передачи информации; можно его нарисовать и получить графическое изображение, а можно придать частям целого (явления, процесса) какие-либо символы, например, буквенные — и получить формулу. Для наглядности в процессе написания курсовой работы студенту необходимо дополнять текст самостоятельно созданным иллюстративным материалом – графиками, схемами, диаграммами, таблицами. Емкие таблицы и другие иллюстрации следует помещать в текст работы, если они представляют особую ценность и их нельзя или затруднительно заменить словесными пояснениями.

Оформление текста также должно быть выполнено грамотно. Следует избегать пустых пространств и, тем более, страниц. Возможно использование выразительных средств: подчеркивание, различные размеры слов и букв, выделение абзацев, однако не стоит увлекаться чрезмерным выделением.

На все таблицы, рисунки и диаграммы делаются ссылки в тексте. Не обязательно, чтобы таблица или рисунок находились рядом со ссылкой (иногда это невозможно сделать), но не следует и слишком удалять их друг от друга. Нежелательно использование таблиц и рисунков во введении и заключении.

Требования к содержанию курсовой работы

 

Характеризуя содержание отдельных разделов работы, следует отметить следующее.

Введение - очень ответственная часть курсовой работы, поскольку оно содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы. Во введении на двух-трех страницах раскрывается значение избранной темы, указывается цель работы, область применения разрабатываемой проблемы, ее научное, техническое и практическое значение, экономическая целесообразность для народного хозяйства. Превышение и снижение указанного объема не допускается.

Во введении следует:

- раскрыть актуальность вопросов темы;

- охарактеризовать проблему, к которой относится тема, изложить историю вопроса, дать оценку современного состояния теории и практики;

- указать предмет и объект исследования;

- изложить задачи в области разработки проблемы (сформулировать задачи темы работы);

- перечислить методы и средства, с помощью которых будут решаться поставленные задачи;

- кратко изложить ожидаемые результаты, в том числе технико-экономическую целесообразность выполнения данной темы, либо экономическую эффективность.

Актуальность - обязательное требование к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную и профессиональную подготовленность. В целом актуальность работы обосновывается путем изложения аналитических либо иных данных, подтверждающих, что данная тема действительно важна и требует дальнейшего изучения. Степень проработанности описывается через обзор источников информации. Кроме того, следует указать основные проблемы, противоречия и пробелы, которые могут быть разрешены в курсовой работе. Освещение актуальности должно быть немногословным.

От формулировки научной проблемы и доказательства актуальности исследования, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи (3-5 задач), которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, вывести формулу…, разработать методику… и т.п.). Формулировать задачи необходимо тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. Первая задача должна касаться сбора и анализа теоретического материала по теме. Всего достаточно будет сформулировать 3-5 задач (например, в каждой главе решается одна из задач).

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект - это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет - это структурный элемент объекта, который непосредственно находится в поле исследования; научная область, которая подвергается исследованию в работе. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие. Обязательным элементом введения является также указание на методы исследования, которые служат инструментом сбора фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Далее излагаются методы и подходы, которые используются для решения поставленных задач.

Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена работа, ее практическая часть. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также в конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, то есть дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Основная часть курсовой работы может состоять из двух-трех глав, которые можно, в свою очередь, разделить на параграфы. Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы курсовой работы. Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала, оптимальным является равное соотношение объемов глав и параграфов. Объем параграфов не должен превышать объема любой из глав работы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.

В основной части курсовой работы обобщаются сведения из разных литературных источников по данной теме, излагается аргументированный авторский подход к рассмотренным концепциям, точкам зрения. В первой главе, которая, как правило, носит теоретический характер, необходимо изложить систематизированную информацию по теме работы, взятую из литературных источников. Допускается дословное цитирование небольших фрагментов (определений, терминов, пояснений и др.), если это необходимо.  Не следует пытаться изложить всю теорию по теме работы в данной главе. Студент должен самостоятельно выделить основные теоретические позиции по теме работы и детализировать их по своему усмотрению. Таким образом демонстрируется способность к систематизации и обработке информации.

В последующих главах анализируется фактический материал. Все разделы курсовой работы должны быть связаны между собой, поэтому внимание следует обратить на логические переходы от одного параграфа к другому.

В работах практической направленности обязательно должна быть глава, описывающая методики и техники конкретного авторского исследования, и, собственно, само эмпирическое исследование. Практическая часть не обязательно должна носить обширный характер, но вместе с тем должна быть такой, чтобы студент мог освоить практические, эмпирические, статистические, математические и т.п. методы науки. Для повышения уровня обоснованности, наглядности работу иллюстрируют таблицами, рисунками, цифровыми примерами, расчетами и т.п.

Последняя часть работы – заключение. Его объем составляет две-три страницы. Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, оценку полноты решения поставленных задач, рекомендации по конкретному использованию результатов работы, ее экономическую, научную, социальную значимость.

Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем должны быть изложены итоговые результаты. Эта часть представляет собой последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Список использованных источников и литературы составляется из источников, которыми пользовался студент при выполнении работы. При этом указываются не только те источники, на которые имеются сноски в тексте работы, но и все прочие, с которыми ознакомился студент в процессе подготовки курсового проекта. Количество использованных источников и литературы в курсовой работе, как правило, должно быть не менее двадцати. В списке источников допускается формирование двух разделов: нормативно-правовых источников и специальных источников. Первые указываются в порядке убывания юридической силы, а равные по юридической силе документы располагаются по дате принятия документа. Вторые указываются в алфавитном порядке.

Оформление курсовой работы должно соответствовать образовательному стандарту ВПО АлтГТУ СТО 12400-2009, ГОСТ 7.32-2001 «СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», ГОСТ Р7.05-2008. СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Правила оформления курсовой работы изложены в следующих методических указаниях: Методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых работ для студентов экономических специальностей всех форм обучения /Составитель Казитова Э.И.; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И.Ползунова. – Барнаул, изд-во АлтГТУ– 47 с.

Защита курсовой работы

 

Курсовая работа должна быть написана в установленные сроки. Надлежащим образом оформленная работа предоставляется на кафедру на 14-й неделе семестра. Если работа сдана в указанные сроки, студент имеет возможность устранить замечания руководителя и доработать ее. Не допускается сдача рукописных и не сшитых работ во избежание проблем с их проверкой работы и хранением.

По результатам защиты студент получает оценку, которая проставляется в отдельную ведомость, дублируется отдельной строкой в зачетной книжке студента и выносится во вкладыш диплома о высшем образовании по окончании университета. Сама курсовая работа сохраняется на кафедре.

Защита курсовой работы проводится публично при участии руководителя и пр


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.