Базовые понятия христианской антропологии. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Базовые понятия христианской антропологии.

2021-04-18 93
Базовые понятия христианской антропологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В качестве самого простого определения можно дать следующее: антропология – наука о человеке.

Но человек как объект изучения наиболее сложен из всех имеющихся в природе живых и неживых объектов. Дать полное, исчерпывающее определение и описание человека практически невозможно. Человек историчен по своей сути, поэтому ни одна наука не может дать полного о нём представления. Современный западный мир в настоящее время явно переживает духовный кризис, и причины этого следует искать в отходе от Бога[256] и Православия.[257] Западное общество, говоря словами Экклезиаста, испытало на себе всю суету сует (Ср. Эккл. 1, 2). И это попробовали, и там себя реализовали, и денег поднакопили, и «свободной любви» добились, а покоя всё нет. По сути, налицо кризис смысла человека.[258]

Существуют различные подходы к антропологии. Так, есть физическая антропология (антропобиология), изучающая палеонтологические аспекты человечества в целом.

Есть также психологическая антропология, которая занимается в основном человеческим поведением с психологических и психосоматических позиций.

Культурная антропология изучает этнологию первобытных народов.

Философская антропология говорит об онтологических, смысловых аспектах существования человека.

Теологическая (богословская) антропология рассказывает нам о евангельском, христианском взгляде на человека и его перспективе.

Из всех перечисленных антропологий только две последние (философская и богословская) отвечают на вопросы «зачем человек?», а не на вопрос «каков человек?», как другие. Христианская антропология вводит в психологию, как науку, бытийное (онтологическое) «Я», отличное от «психологического» «Я», по традиции изучаемого психологией.

Психологическое «Я», как мы уже говорили выше, - это человеческая личность. Личность переживает сама себя, следовательно, обладает сознанием своей самоидентичности и отличности от окружающего мира. Карл Ясперс точно подметил, что сознание собственного «Я» есть первая и основная характеристика нашей личности. Именно личность объединяет наши переживания и восприятие и обладает свойством переживать по их поводу.[259]

Животные, к слову, наделены очень сложной, порой даже совершенной нервной системой, но при этом не обнаруживают никаких признаков личности.

Пожалуй, самое знаменитое и общепризнанное определение личности принадлежит Северину Боэцию (ок. 480-525 гг.): «Личность есть индивидуальная субстанция, имеющая разумную природу».[260] На наш взгляд, это определение несколько схоластично. Сейчас такого определения явно недостаточно. Здесь не отражены такие необходимые атрибуты личности, как свобода, самосознание.

Нельзя не заметить, что все «светские» определения человека носят усеченный характер. Жестко установив определение личности, нужно будет определить и то, кто человеком является, а кто нет. Если согласиться с принятым во многих странах пониманием человека в первую очередь как «разумного» существа, то не окажется места в жизни для младенцев, в том числе еще не родившихся, психически больных, впавших в детство стариков, и т.д. и т.п. Поэтому, признавая непознаваемость всей глубины личности, мы считаем аборты и эвтаназию только разновидностями убийства.

Однако не следует преувеличивать непознаваемость личности.

Как пишет современный богослов, «Личность сама по себе… неизобразима… Но это «Ты» предстает нам, когда мы обращаемся к нему. И поэтому все, что поворачивает нас к диалогу, есть икона: и платок ап. Павла, и лапти преп. Сергия, и икона, и письмо от близкого человека. Узнаваемый Лик и имя - вот знаки присутствия, опознав которые, человек может в молитве окликнуть Того, к Кому он желает обратить мольбу. Преп. Иоанн Дамаскин уподобляет «припоминание», которое происходит при взгляде на икону, чувству влюбленного: «Я часто видел любящих, которые, видя платье любимого, приветствовали платье как самого любимого»».[261]

Таким образом, личность раскрывается нами в различных формах общения, наивысшим образом это происходит в любви.

Личность противоречива ещё и вот в чём. С одной стороны, она подчинена законам существования материи, пространства и времени. С другой стороны – превосходит их. Личность открыта, причём открыта ввысь – к Богу, от Которого она получает бытие. Личность открыта и горизонтально – к людям, с которыми она обменивается взаимно обогащающими душевно-духовными токами. И о, горе! Личность может быть открыта вниз, тёмным силам… Но предназначена она всё-таки для движения вверх, к своему Творцу.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.