Познакомить с тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Познакомить с тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней.

2021-01-29 92
Познакомить с тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- Какой вывод должны сделать дети?

Камешки (вода), заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность.

Ø Проблемная ситуация;

- После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняли скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

Ø « Чудесная коробка» с предметами

Ø Совместное начинание

После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной деятельности.

Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми по опытно -экспериментальной деятельности. Могу отметить следующие позитивные моменты:

- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий, как для меня, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

- в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).     

- Организую   работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, мы обеспечивали личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).

Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовывала 1 раз в неделю по 15-20 минут.

Работа проводилась с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

    Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начиналась с определения текущих дидактических задач. Затем выбиралаобъект, с которым знакомились заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивалатехнику экспериментирования, если она мне не знакома.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Даю время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

    В процессе работы япоощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала  из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

    Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы. Мы с детьми практикуем фиксирование результатов графически, т.е оформляем в рисунках, схемах.

Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

· дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

· дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили.

Дети работают самостоятельно, япо необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

После эксперимента не упускаю  воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Продолжительность эксперимента определяю многими факторами:

ü Особенностями изучаемого явления,

ü Наличием свободного времени,

ü Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

ü Если дети устали, занятие прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

Наблюдения и эксперименты классифицирую  по разным принципам:

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать не малыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятыми, незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия.

Помимо запланированных и случайных экспериментов, провожу эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, я не отвечаюна него, а советую ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог!»

 Или: «Ребята, Коля спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы, как проверить?», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а Лена считает, что есть. Как это узнать?»

Детям старшей группы становятся доступными и двух – и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им чаще надо задавать вопрос «Почему?» И сами они в этом возрасте становятся почемучками: большинство вопросов начинается с этого слова.

Например, спрашивая у детей, почему на нашем участке не растет трава, мы можем получить довольно следующую логическую цепочку:

«Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой(1 звено), значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (2 звено).

ü Сравнительные (позволяющие увидеть сходства и различия предметов и явлений)

Предлагаю вам провести небольшое сравнительное наблюдение двух распространенных комнатных растений – сансевьерии (щучий хвост) и сенполии (фиалки).

Закончите начатые мною предложения:

    У фиалки листья опушенные, а у щучьего хвоста…

    Листья у фиалки меньше, а у щучьего хвоста…

    Щучий хвост более теневынослив, чем…

А теперь подумайте и назовите сходства этих цветов:

    - зеленые;

    - цветут;

    - требуют умеренного полива;

    - размножаются делением куста или листовыми черенками.

А сейчас назовите различия:

    - в размерах;

    - в окраске листьев;

    - в форме листьев;

    - в форме и цвете цветов;

    - в отношении к свету.

Другой пример,

· обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам).

Опять же, предлагаем вам сравнить свойства самых распространенных объектов для наблюдений – это снег, вода и лед.

Мы предлагаем детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются;

Сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед );

Что произойдет, если их соединить (снег и лед растают);

Сравнить, как изменяются в соединении их свойства:

Воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает).

Воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем).

Снега и льда (не взаимодействуют).

Как сделать лед непрозрачным? (измельчить его).

Данная  работа предусматривала активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми.

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, детям предлагалось дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители помогали нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Кроме этого, родители привлекали детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Для просвещения родителейяпроводила консультации по темам:«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,

«Экспериментирование с водой».

Большой популярностью и у детей и у родителей пользовались тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче»,

«Наши домашние питомцы» и др.

В конце годая  провела повторное обследование детей. Опираясь на данные графика, я планирую выстраивать свою дальнейшую работу, чтобы перевести детей в зону ближайшего развития (работа со схемами, моделями). Вся деятельность детей измерима. Перед вами результат динамики развития любознательности в форме постановки вопросов на начало и конец года.

Диагностика показала динамику развития любознательности:

Количественные данные позволяют проследить эффективностьработы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

И хочется закончить свой доклад китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Литература

 

1. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №

2. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз­раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

3. Прохорова Л.Н., БалакшинаТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологичес­кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

5. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

7. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

8. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

9. План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др./; под ред. З. А. Михайловой. – СПб.:Акцидент, 1997 г.

10. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.

11. Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.

12. Интернет ресурсы

 

                             

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

Приложение № 1

Диагностика

 

 

 

Диагностика

 

Фамилия имя ребенка

Умение видеть и выделять проблему

Умение принимать и ставить цель

Умение решать проблемы

Умение анализировать объект или явление

Умение выделять существенные признаки и связи

Умение сопоставлять различные факты

Умение выдвигать гипотезы, предположения

Умение делать выводы

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г. Н.г.   К.г.   Н.г. К.г. Н.г. К.г.

Н.г.

К.г.
1 Бабенко Арина  

С

В

Н

С

С

В

С

В С В Н С С В

С

В
2 Березовская Саша  

Н

С

Н

С

Н

В

С

В Н С Н С С В

С

В
3 Веревкина Лера

С

В

С

В

С

В

Н

В С В Н С Н С

С

В
4 Гладких Юля

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С С В Н С Н С

Н

С
5 Давиденко Даша

Н

С

С

В

Н

С

С

В С В С В Н С

Н

С
6 Деревянец Карина

Н

С

Н

С

Н

С

С

В С В Н В Н С

С

В
7 Камышникова Настя

С

В

С

В

С

В

С

В С В С В В В

С

В
8 Карнаухов Витя

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С С В Н С Н С

С

В
9 Каштан Влад

В

В

С

В

С

В

Н

С С В В В Н С

С

В
10 Кисилев Богдан

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С Н С Н С Н С

Н

С
11 Коломиец Герман

С

В

Н

С

С

В

С

В С В С В Н С

С

В
12 Коротков Юра

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С Н С Н С Н Н

С

В
13 Клименко Юля

Н

В

С

В

С

В

Н

С Н С С В Н С

С

В
14 Лахно Дима

С

В

С

В

Н

С

С

В Н С С В Н С

С

В
15 ЛобаньДаниил

С

В

Н

В

С

В

С

В С В С В Н С

С

В
16 Мардоян Алина

С

В

Н

С

С

В

Н

С С В С В Н В

С

В
17 Найденов Алексей

В

В

С

В

С

В

С

В С В В В С В

В

В
18 Панюта Кирилл

В

В

С

В

С

В

С

В С В В В С В

С

В
19 Попова Яна

С

В

Н

С

С

В

Н

С С В С В Н С

В

В
20 Сирота Саша

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С Н С Н С Н С

Н

С
21 Тишенин Вадим

С

В

С

В

С

В

С

В С В С В Н С С

В

22 Ходаковская Лиза

С

В

С

В

С

В

Н

С С В С В Н С С

В

23 ЧабонянМариетта

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С Н С Н С Н С Н

С

24 Шарафан Диана

Н

С

С

В

С

В

Н

С Н С С В Н С Н

С

25 Шамон Артем С

В

С

В С

В

С

В

С В С В С В С

В

26 Шишкина Варя Н

С

Н

С

С

В

Н

С

С В Н С Н С С

В

                                             

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.