История темы педагогического опыта в педагогике. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История темы педагогического опыта в педагогике.

2021-01-29 109
История темы педагогического опыта в педагогике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогический опыт

Актуальность опыта работы.

 

Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше способна она рассуждать”.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способностик начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Атаким методом и является экспериментирование.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

 

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Под дьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

   Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности,позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

 

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

 

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

 

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

 

Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.

Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

3.2.  Основные понятия, термины,методы и формы работы с детьми используемые в проведении и описании педагогического опыта.

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

    Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

 

Результативность

В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:

v Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности

v Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

v Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

v Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.

Новизна

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников. 

Технологичность

Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому, что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога, а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.

 Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами разработанной диагностики, а практический материал, представленный в разделе                

«Приложение» поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы.

Задачи:

v Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:

v Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)

v Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)

v Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.

v Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

v Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.

v Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

v Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

v Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

v  Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.

v  Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

 

Этап

1.1. Изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования. (см. пункт 1.1., 1.2., 3.1.,3.3)

 

Организуя деятельность по экспериментированию, опиралась на ряд вариативных программ и методик:

· Программу по экологическому образованию дошкольников                     «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой,

· Занимательные опыты и эксперименты                       «Неизведанное рядом» О.В.Дыбиной.Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности дошкольников под ред. Л.Н. Прохоровой.

1.2. Разработала и провела диагностику детей, с целью в течении года фиксировать личностный рост и объем полученных умений у детей. (см. приложение)

Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности

Дети испытывали затруднения по многим параметрам диагностики, или не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т.д.

 

1.3.На основе изученного теоритического материала и диагностики детей выделилацели и задачи данного опыта работы, ожидаемые результаты.

1.4. Наметила основные формы работы с детьми.

1.5 Разработала перспективный план на учебный год в старшей гр., по внедрению в практическую повседневную деятельность детей непосредственно опытов и экспериментов (см. приложение), а так же конспекты по ОД с элементами экспериментирования (см. приложение).

1.5. Обогатила предметно – развивающую среду для реализации на практике опытно – экспериментальной деятельности детей –оформила уголок «Юный исследователь», который включает оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов:

v специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки), 

v природный материал (камешки, песок, семена и т.п),

v утилизированный материал ( проволока, скрепки, нитки…)

v прочие материалы - лупы, термометры… 

Значительную часть такого оборудования я собрала из использованных упаковочных материалов, которые дети принесли из дома.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

1.4.Подобрала   практический материал, который включает:

1-й блок. Работа с детьми:

1.1. конспекты ОД с элементами экспериментирования

1.2. перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов

1.3. диагностику  детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности

1.4. картотеку опытов и экспериментов

2-й блок. Работа с родителями:

2.1. консультации для родителей по данной теме

2.2. памятки

3-й блок работа с воспитателями:

3.1. консультации

Этап- основной

2.1 Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала  свою последующую работу, где

реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

· занятия

· самостоятельная деятельность детей

· совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником

На занятии у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности мы учили детей способам познавательной деятельности. Как узнать?Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности – закрепляли полученные ранее знания и представления.

 

Предлагаюподробнее остановиться на каждой из форм работы подробнее.

Занятие является традиционной формой работы с детьми в детском саду. И мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. 

 

А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое - «Занятия – открытия», много удивлялись - «Занятия-удивления».

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Их интересует, например, почемув аквариуме понижается уровень воды?

Литература

 

1. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №

2. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз­раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

3. Прохорова Л.Н., БалакшинаТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологичес­кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

5. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

7. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

8. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

9. План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др./; под ред. З. А. Михайловой. – СПб.:Акцидент, 1997 г.

10. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.

11. Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.

12. Интернет ресурсы

 

                             

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

Приложение № 1

Диагностика

 

 

 

Диагностика

 

Фамилия имя ребенка

Умение видеть и выделять проблему

Умение принимать и ставить цель

Умение решать проблемы

Умение анализировать объект или явление

Умение выделять существенные признаки и связи

Умение сопоставлять различные факты

Умение выдвигать гипотезы, предположения

Умение делать выводы

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г. Н.г.   К.г.   Н.г. К.г. Н.г. К.г.

Н.г.

К.г.
1 Бабенко Арина  

С

В

Н

С

С

В

С

В С В Н С С В

С

В
2 Березовская Саша  

Н

С

Н

С

Н

В

С

В Н С Н С С В

С

В
3 Веревкина Лера

С

В

С

В

С

В

Н

В С В Н С Н С

С

В
4 Гладких Юля

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С С В Н С Н С

Н

С
5 Давиденко Даша

Н

С

С

В

Н

С

С

В С В С В Н С

Н

С
6 Деревянец Карина

Н

С

Н

С

Н

С

С

В С В Н В Н С

С

В
7 Камышникова Настя

С

В

С

В

С

В

С

В С В С В В В

С

В
8 Карнаухов Витя

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С С В Н С Н С

С

В
9 Каштан Влад

В

В

С

В

С

В

Н

С С В В В Н С

С

В
10 Кисилев Богдан

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С Н С Н С Н С

Н

С
11 Коломиец Герман

С

В

Н

С

С

В

С

В С В С В Н С

С

В
12 Коротков Юра

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С Н С Н С Н Н

С

В
13 Клименко Юля

Н

В

С

В

С

В

Н

С Н С С В Н С

С

В
14 Лахно Дима

С

В

С

В

Н

С

С

В Н С С В Н С

С

В
15 ЛобаньДаниил

С

В

Н

В

С

В

С

В С В С В Н С

С

В
16 Мардоян Алина

С

В

Н

С

С

В

Н

С С В С В Н В

С

В
17 Найденов Алексей

В

В

С

В

С

В

С

В С В В В С В

В

В
18 Панюта Кирилл

В

В

С

В

С

В

С

В С В В В С В

С

В
19 Попова Яна

С

В

Н

С

С

В

Н

С С В С В Н С

В

В
20 Сирота Саша

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С Н С Н С Н С

Н

С
21 Тишенин Вадим

С

В

С

В

С

В

С

В С В С В Н С С

В

22 Ходаковская Лиза

С

В

С

В

С

В

Н

С С В С В Н С С

В

23 ЧабонянМариетта

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С Н С Н С Н С Н

С

24 Шарафан Диана

Н

С

С

В

С

В

Н

С Н С С В Н С Н

С

25 Шамон Артем С

В

С

В С

В

С

В

С В С В С В С

В

26 Шишкина Варя Н

С

Н

С

С

В

Н

С

С В Н С Н С С

В

                                             

 

Умение решать проблемы

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г.
10ч.  0ч. 16ч. 9 ч. 0 ч 17ч
38% 0% 62% 35% 0% 65%

Умение делать выводы

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г.
6ч.  0ч. 18ч. 6ч.  2ч 20ч
23 % 0% 69 % 23% 8% 77%

 

Таблица сводных данных

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

н.г. к.г. н.г. к.г. н.г. к.г.
46% 4% 45 % 42% 5% 57%

 

 

 

 

Приложение№2

Перспективный план работы на учебный год по опытно- экспериментальной деятельности

 

 

Перспективный план работы на учебный год по опытно- экспериментальной деятельности

 

месяц 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
сентябрь   «Росток» Цель. Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.   «Песок» Цель. Рассмотреть форму песчинок «Песчаный конус» Цель. Установить свойства песка.   «Рассеянный песок» Цель. Установить свойство рассеянного песка.  
октябрь «Своды и тоннели» Цель. Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.   «Мокрый песок» Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.   «Свойства воды» Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).   «Живая вода» Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.  
ноябрь   «Испарение» Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.   «Агрегатные состояния воды»   Цель:Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.   «Свойства воздуха» Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха. Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.   «Воздух сжимается» Цель.  Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.  
декабрь «Воздух расширяется»   Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).   Вода при замерзании расширяется»   Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется «Жизненный цикл мушек» Цель. Понаблюдать за жизненным циклом мушек.   «Почему, кажется, что звезды движутся по кругу» Цель. Установить, почему звезды движутся по кругу
январь «Зависимость таяния снега от температуры» Цель.  Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.   «Как работает термометр» Цель. Посмотреть, как работает термометр «Может ли растение дышать?» Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.   «Есть ли у растений органы дыхания?» Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.  
февраль «Нужен ли корешкам воздух?» Цель. Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями «Что выделяет растение?» Цель. Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений «Во всех ли листьях есть питание?» Цель. Установить наличие в листьях питания для растений.   «На свету и в темноте» Цель. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений
март «Кому лучше?» Цель. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.   «Где лучше расти?» Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.   «Лабиринт» Цель. Установить, как растение ищет свет «Как образуется тень»   Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения
апрель «Что нужно для питания растения?» Цель. Установить, как растение ищет свет.   «Что потом?» Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.   «Как обнаружить воздух»   Цель:        Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.   «Для чего корешки?» Цель.  Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения
май   «Как увидеть движение воды через корешки?» Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции «Как влияет солнце на растение» Цель:        Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.   Как устроены перья у птиц» Цель:        Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме

 

Приложение № 3

Картотека опытов и экспериментов

 

 

Цель.

Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

Материалы. Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.

Процесс. Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в теплое место.

Итоги. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток.

ОПЫТ № 2

«Песок»

Цель.

Рассмотреть форму песчинок.

Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.

Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

ОПЫТ № 3

«Песчаный конус»

Цель.

Установить свойства песка.

Материалы. Сухой песок.

Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Итог. Песок может двигаться.

ОПЫТ № 4

«Рассеянный песок»

Цель.

Установить свойство рассеянного песка.

Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.

Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.

Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

ОКТЯБРЬ ОПЫТ № 1

«Своды и тоннели»

Цель.

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

Материалы. Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.

Процесс. Вставляем в трубочку карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка осталась не смятой.

Итог. Песчинки образуют предохранительные своды, поэтому насекомые, попавшие в песок, остаются невредимыми.

ОПЫТ № 2

«Мокрый песок»

Цель.

Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.

Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

ОПЫТ № 3

«Свойства воды»

Цель.

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Вкус воды.

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.

Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Запах воды.

Цель. Выяснить имеет ли запах вода.

Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Цвет воды.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.

Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

ОПЫТ № 4

«Живая вода»

Цель.

Познакомить детей с животворным свойством воды.

Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».

Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Итог. Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

НОЯБРЬ ОПЫТ № 1

«Испарение»

Цель.

Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

Материалы. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.

Процесс. Вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

<

Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.324 с.