Религиозное и правовое единство происхождения концепта «оскорбление » — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Религиозное и правовое единство происхождения концепта «оскорбление »

2021-01-29 65
Религиозное и правовое единство происхождения концепта «оскорбление » 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В религиозном сознании истолкование заповедей как нормоустанавливающих правил поведения происходит с точки зрения их соотнесенности с волей и желанием Высшего Верховного Существа – Бога. Церковное наказание через религиозное очищение и последующее прощение, связаны также с именем Бога. Песнь имени Бога, епитимья – воспевание и восхваление бога для своего спасения и земного прощения. Этимологически слово «петь» восходит к обряду жертвенного возлияния и одновременного исполнения религиозного гимна, песни в честь божества. Поэтому в религиозном сознании сложилось особое отношение к песни как к гимну во имя бога и во свое спасение, обладающей чудодейственной силой сродни самому эффективному оружию: «И вот, у нас во главе Бог, и священники Его, и трубы громогласные, чтобы греметь против вас» (2 Пар. 13:12).

Древнейший памятник римского цивильного права «Законы XII таблиц» (450 г. до н. э.) зафиксировал особое отношение языческого (религиозного) сознания к песни как антисоциальному явлению. Форма изложения молитвы в виде песнопения в древности считалась священной, т. к. Песнь – это «торжественное» восхваление гимна жизни именем бога. Псалмы читаются и поются в церкви во время богослужений (Мизун 1999: 346).

Уважение к вере согласно религиозным представлениям выражается через выполнение ее обрядов. Однако, само служение Богу заключается не в непрерывных молитвах или выполнении различных формальных ритуальных действий. Богу угодным является тот, кто делает добро, живет честно, без обмана, на зло отвечает добром. Это значит «вера ваша в делах ваших». И первородный грех, вызванный агрессивностью человека, можно искупить, если люди откажутся от своей агрессивности и повернутся друг к другу с добром и любовью. Так была заложена идея гуманистического отношения к человеку, идея уважения его основных прав и свобод, приобретаемых при рождении, но не дарованных свыше.

Выводы

 

В жизни общества возникает понятие божественного и святого, а значит – неприкасаемого, даже опасного. Понятие божественного легко переходит в понятие священного, т. е. исключительного по важности. Священное в силу своей исключительной важности объявляется запретным, не упоминаемым всуе, неприкасаемым, запретное легко получает значение опасного. Постепенное табуируемое опасное превращается в нечистое, т. е. заслуживающее презрения. В силу прочных общенародных традиций нечистое – это уже непристойное. Слова, имевшие прежде высокий сакральный смысл, превратились в грязные ругательства, произнесение которых строго табуируется в обществе.

Процесс образования сакрально-профанного понятия в религиозных системах постепенно сформировал морально-этическую форму запрета, связанного с неприкосновенностью имени божества и всего, что связано с его культом. Данная форма запрета получила религиозно-нормативную кодификацию в виде «оскорбления»: оскорбление имени бога; оскорбление религиозных чувств определенного социума; оскорбление имени демиурга.

Табуированные средства экспликации сосредоточены вокруг идеи человеческой свободы (коммуникативные права) и ее ограничения (коммуникативные обязанности) путем создания различных форм социального контроля или введения прямых социальных запретов, связанных с идеей человеческого «верха» или человеческого «низа», где первое характеризуется религиозным запретом на упоминание священных, сакральных понятий всуе, а второе – социальным запретом на сравнение любых действий, связанных с человеческим «низом».

Процесс формирования концепта «оскорбление» связан в различных языках, во-первых, с этнокультурными особенностями развития общечеловеческой культуры, а во-вторых, с образованием инвективной лексики, определяемой функционально по семантическому значению как эксплуатация святости и неприкосновенности имени божества. Важнейшие социокультурные смыслы, вербализованные в лингвокультурных концептах, сохраняют свое дескриптивное описание в этимологической памяти языка и служат эволюционной семасиологической основой в формировании ассоциативных связей концептуальных пространств современных лингвокультур, т. к. многочисленные очеловеченные смыслы, рассеянные в разных этнических культурах, постоянно сопровождают человеческую цивилизацию, определяя ее ценностные ориентиры.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.