Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2021-01-29 165
Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР направлена на выявление специфических патологических особенностей сформированности у них лексической, морфологической, фонетико-фонематической, синтаксической сторон речи, связных высказываний. В представленной методике диагностики речевых нарушений у дошкольников учтено сложную структуру общего недоразвития речи и его психологические механизмы, а также особенности его преодоления в условиях специального учреждения.

На основе анализа периодизации речевого развития ребенка в норме, концепции подготовки аномальных детей к школьному обучению, структуры речевой деятельности, направлений и методов, психолингвистических анализа механизмов речевых нарушений, было разработано содержание и направления диагностики, направленной на определение особенностей развития лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи детей дошкольного (среднего и старшего) возраста с ОНР, а также знаковых операций с языковыми единицами и умственных действий, обеспечивающих их формирования.

Для того чтобы определить имеющиеся нарушения в речевом развитии ребенка дошкольного возраста с ОНР, необходимо провести диагностическое исследование особенностей развития всех речевых систем: лексической, грамматической, фонетико-фонематической, связной речи. Приведенная ниже методика диагностики включает следующие разделы.

Практические задания:

1. Просмотреть видеоролики с психолого-педагогическим обследованием детей с различными речевыми нарушениями. Заполнить данные по сравнительной характеристике познавательных процессов в процессе обследования. Выявить специфику диагностики, какие методики были использованы, их цель, какие результаты получили, общий вывод специалистов.

 

Ссылка на видео Хар-ка познав. процессов
1 https://www.youtube.com/watch?v=__PoNLCXriA моторная алалия •        Никита •        3 года. •        Обследование проводилось логопедом. •        Цель обследовать уровень мыслительной деятельности ребенка, уровень владения речью (активный словарь ребенка), понимание обращенной речи. • Методики: «Узнавание членов семьи», «Пирамидка», «Коробочка фигур», «Маленький-большой», «Часть-целое», «Дорисуй», «Что это?», игра на понимание предлогов «в, на, за, под». Методики использовались согласно возрасту ребенка. Заключение: •        мышление ребенка в норме. •        Но не выполнено задание «Пирамидка» (по размеру не подобрал кольца) •        Логопедическое заключение: ребенок понимает обращенную к нему речь, выполняет требования. Интеллект сохранен. Ребенок может повторять за взрослым, не большие словосочетания.
2 https://www.youtube.com/watch?v=LRkHC38TAao моторная алалия, ОНР I уровня •        Егор •        3 года •        Обследование проводилось логопедом •        Цель обследования, выявить уровень высших психических функций ребенка, состояние речи, понимание обращенной речи, зоны ближайшего развития ребенка, наблюдение за поведением при выполнении заданий. •        Методики: «Один-много», Картинки на тему «Транспорт», «Большой-маленький», «Что это?», «Кто так делает?», манипуляция предметов, «Какой цвет?».  Ребенок усидчивый, но нужно было привлекать его внимание. Речь развита на примитивном уровне, понимает обращенную речь, выполняет то что просит взрослый, задания выполняет вместе с логопедом, старается сам. Заключение: •        ребенок понимает обращенную к нему речь •        выполняет требования •        интеллект сохранен •        речь на начальном уровне •        может повторять за взрослым слова,слоги.
3 https://www.youtube.com/watch?v=XR_nxzTt9-w дизартария   •        Артем •        6 лет •        Обследование проводилось логопедом. •        Цель обследования, обследовать мелкую моторику, моторику речевого аппарата, фонематический слух ребенка. Проба на дизартирию, положительная. Об этом свидетельствует синкинезия (мальчик при просьбе высунуть язык напрягает левую руку). У ребенка повышенное напряжение, треморы, обильное слюноотделение. Переде тем как выполнять манипуляции с рукой ребенок задумывается, из-за напряжения страдает мелкая моторика рук. Присутствует замена звуков, замедленность темпов произношения. Заключение: •        интеллект ребенка сохранен •        нарушено произношение в следствии малоподвижности языка.
4 https://www.youtube.com/watch?v=ImkPGM2BE2U&t=23s ОНР, дизартрия   •        Руслан •        6 лет •        Обследование проводил логопед •        Цель обследования, уровень развития речи ребенка, после каникул. · Методики: «Кто что кушает?», «Часть целое», сложить пазлы, изучение и повтор предлогов. Ребенок активный, постоянно приходилось привлекать его внимание. У мальчика есть интерес к новым игрушкам. Так же видна замедленность темпов рече произношения. Заключение: •        Интеллект мальчика в норме •        Из-за недостаточности иннервации речевого аппарата, было тяжело отвечать на вопросы взрослого, хотя мальчик знал все ответы.
5 https://www.youtube.com/watch?v=mT5eyxQN_yQ слухо-речевая память   •        Мила •        5 лет •        Обследование проводилось логопедом. •        Применялись методики: «Запоминание 10 слов», «Что это?», «Запомни и назови». •        Цель обследования, выявить уровень слухо-речевой памяти ребенка. · Методика: «10 слов», было проведено пять повторов результатом которого стало запоминание девочкой 7 слов. При исследовании зрительной памяти были предложены семь картинок, девочка запомнила и назвала все. Заключение: •        Для возраста результат достаточный. •        Через время из 10 слов, девочка смогла повторить 5.
6 https://www.youtube.com/watch?v=WLBayLZfDB4 психолого-педагогическое обследование ребенка 5 лет. •        Девочка •        5 лет •        Обследование проводилось логопедом-дефектологом. •        Цель обследования, выявить уровень развития ориентации на величину, а также наличие соотношения действий, оценка восприятия формы и пространства, отношений точности координации движений, научить сопоставить предметы, выделять основные признаки, научить образовывать новые формы слов. · Методики: «Матрешка», «Коробка форм», «Вкладишь», «Найти пару», «Группировка картинок», «Назови», «Посчитай и назови», «Нарисуй». В данном случаем обследовались ВПФ ребенка. Заключение: •        Интеллект девочки в норме •        Легкость справлялась с заданиями •        Понимание речи взрослого, выполнение задания по инструкции. •        Ребенок спокойный, усидчивый. Работу выполняет тщательно. •        За логопедом повторяет слоги и слова. •        Память ребенка хорошо развита, при выполнении методики «Вкладыши», девочка безошибочно назвала все отсутствующие элементы.
7 https://www.youtube.com/watch?v=vGhyw3XM-sQ&t=3s психолого-педагогическое обследование ребенка 2-2,5 лет   •        Семён •        возраст 2,5 •        Обследование проводилось мамой (логопедом). •        Цель обследования, выявить уровень развития ориентации на величину, а также наличие соотношения действий, оценка восприятия формы и пространства, отношений точности координации движений, мелкой моторики, умения находить похожие и парные картинки. •        Методики: «Поймай шарик», «Спрячь кубики», «Разбери и сложи матрешку», «Пирамидка», «Найди парные картинки», «Поиграй и цветными кубиками», «Построй из палочек», «Нарисуй дорожку», «Сложи разрезные картинки». Заключение: •        Интеллект мальчика сохранен •        Обращенную речь понимает •        Указания взрослого выполняет по инструкции. Так как в данном возрасте деятельность-игровая, то ребенку интересно выполнять задания.
8 https://www.youtube.com/watch?v=Pt-LdyWHsyE психолого-педагогическое обследование ребенка 3-4 лет   •        Мальчик •        3,5 лет •        Обследование проводилось логопедом-дефектологом •        Цель обследования, выявить уровень развития практической ориентировки, также соотношения действий. •        Методики: «Пирамидка», «Большой-маленький», «Спрячь киску», «Конструирование из палочек», «Разрезные картинки». Заключение: •        Выявлено умение соотносить величины •        Целостность восприятия ребенка, умение собрать целое.  •        Интеллект ребенка в норме •        Понимание обращенной речи •        Выполнение инструкций взрослого •        Зона ближайшего развития не нарушена, с помощью взрослого ребенок может выполнять задания.
9 https://www.youtube.com/watch?v=fEjWckcdPoI&feature=emb_title психолого-педагогическое обследование с кохлеарной имплантацией   •        Девочка •        5 лет •        Обследование проводилось логопедом. •        Речь ребенка не внятна. Сложно было поставить диагноз «Алалия, ОНР 1 Уровня». В силу врожденной патологии (тугоухость) нарушена и речь. Вполне возможно, что наруш. было замечено поздно и было потеряно много времени для компенсации дефекта. •        Методики: «Кто как говорить?», «Где мама (найди пару)», с помощью аппарата для усиления звука проводилась методика на слух, по звуку найти нужное животное. Заключение: •        По уровню развития ребенок немного отстает •        При правильной и комплексной коррекции недостаток будет возмещен.
10 https://www.youtube.com/watch?v=7bhUSsCnBnk психолого-педагогическое обследование ребенка 3,5 года   •        Никита •        3,6 года •        Обследование проводилось логопедом-дефектологом. Анамнез был собран из медицинских карт, слов родителей, бесед. В силу множественных патологий у мальчика наблюдается нарушение интеллекта. Диагноз невролога умственная отсталость, ДЦП, псевдобульбарная дизартрия, имеются нарушения мелкой моторики, гидроцефалия, мальчик не ходит, не стоит. Некоторое время может стоять в позе «ползанья».  •        Методики: «Покажи где..», Задания кати, дай, покажи; «Пирамидка», «Что стучит», «Бубен», «Картинки покажи где..», «Покорми». •        Цель обследования, выявить степень умственной отсталости, понимание обращенной речи ребенка, уровень актуального развития, социально-эмоциональное развитие, уровень физического развития. Заключение: •        Развита предметно-игровая деятельность •        Ребенок пытается повторить за взрослым движения. •        При просьбе повторить слова называет первый слог, или звук. При проведении методики «Пирамидка» видно, Что ведущая рука – правая, но так же ребенок пытается использовать и левую. Внимание удержать сложно, так как малышу интересно все. Он старается взять, потрогать, практически все предметы, но в силу врожденных дефектов это тяжело.
11 https://www.youtube.com/watch?v=m72XGJ7jQkc психолого-педагогическое обследование ребенка 2 лет   •        Никита •        2 года •        Обследование проводилось логопедом •        Цель обследования, исследование уровня развития мелкой моторики, понимания обращенной речи, классификации, соотнесения формы и величины. •        Методики: «Что это?», «Пирамидка», «Коробка форм», «Соотнеси цвет», «Собери картинку», «Собери пирамидку из кубиков», «Найди пару», «Большое-маленькое», «Что или кто это?». Заключение: •        Развитие ребенка в норме •        Мальчик справляется со всеми заданиями •        Ребенок активный •        На просьбы взрослого реагирует нормально. Помощь принимает. •        Обследование проводись с целью успокоения родителей.  

 

Схема анализа:

1. Название обследования.

2. Возраст и данные ребенка (если имеются, предположить возраст самим).

3. Кто проводил обследование? (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, ПМПК)

4. Основная цель психолого-педагогического обследования?

5. Какие методики применялись (с оборудованием) и на что были направлены?

6. Общие сведения о прохождении обследования (описать ключевые моменты, по которым можно сделать вывод о состоянии познавательных процессов, речи).

7. Специфические сведения, полученные из просмотра обследования (что нового для себя узнали, что заинтересовало и удивило, какие фрагменты работы заменили бы и почему и т.д.).

8. Обосновать, по каким моментам психолого-педагогического обследования можно сформулирвать логопедическое заключение или сделать выводы о состоянии психических процессов ребенка.

9. Сделать общий вывод об психолого-педагогической диагностике. Что необходимо учитывать при ее проведении (в частности, касательно наличия речевого дефекта). На основе просмотренных видеороликов, сформулировать методику психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями речи:

· Заиканием

Обследование обычно состоит из этапов:

1) сбор анамнестических данных;

2) обследование состояния речи и моторики;

3) изучение личностных особенностей заикающегося.

Анамнестические сведения об индивидуальных особенностях развития речи и моторики каждого заикающегося дают возможность логопеду правильно оценить его состояние, а затем спланировать работу.

 

Основным компонентом логопедического обследования является составление логопедом на каждого заикающегося характеристики речевого состояния -- так называемого “речевого статуса”. Логопед составляет данную характеристику перед началом коррекционной работы с заикающимися. Изучение личностных особенностей заикающегося может проводиться как логопедом, так и психологом. Понятно, что любая схема не может отразить всей сложности индивидуального логопедического обследования заикающегося.

Результаты обследования заикающегося обобщаются логопедом в виде психолого-педагогического заключения. В заключении необходимо отразить обобщенные данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы.

 

 

В заключении логопед отражает:

· наличие признаков органического поражения ЦНС (на основании медицинского заключения);

· особенности речевого и моторного онтогенеза;

· значение психогении в возникновении заикания;

· возраст появления заикания;

· тяжесть заикания;

· тип и локализация судорог;

· зависимость проявления судорог от эмоционального состояния;

· наличие страха речи;

· течение заикания;

· наличие других дефектов речи.

После проведения обследования логопед имеет возможность квалифицировать клиническую форму заикания: невротическую, неврозоподобную, смешанную.

· Cенсорная алалия

Зрительное восприятие

Предъявление предметных картинок.

Логопед раскладывает перед ребенком от 2 до 5 картинок (в зависимости от возраста), предлагает посмотреть на них и затем по речевой инструкции логопеда показать названную картинку. При этом логопед называет первую или последнюю картинку в ряду, а далее — все остальные. Предметные картинки подбираются из логических групп слов (семья, одежда, посуда, животные и т. д.).

 

Предъявление контура.

Ребенку предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Поскольку экспрессивная речь у ребенка с алалией не сформирована, снижена или отсутствует речевая активность, то логопед предлагает не назвать, а показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.

 

Предъявление неполного рисунка.

Ребенку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнается изображение, например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста, заяц без длинных ушей, машина без колес и т.д. Инструкция: «Покажи слона», «Покажи белочку» и т.д.

 

Предъявление перечеркнутых фигур.

Логопед выкладывает перед ребенком 3—4 изображения, перечеркнутые разными линиями — горизонтальными, вертикальными, волнистыми, например, домик, яблоко, елочка, машинка.

 

Предъявление наложенных друг на друга изображений предметов (проба Поппельрейтера, 1917).

 

Детям с алалией логопед показывает только два контрастных изображения, например, елочку и яблоко, машинку и мячик. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел». Если может, ребенок называет то, что он обвел. Для исследования состояния цветового гнозиса применяются следующие приемы.

 

Предъявление цветных фигур.

Логопед раскладывает перед ребенком 6 квадратов с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). По речевой инструкции логопеда «Покажи красный квадрат (желтый и т. д.)» ребенок указывает на соответствующий квадрат. Такимже образом проверяется знание оттенков: голубой, оранжевый, розовый, коричневый, серый.

 

Дифференциация цвета: перед ребенком кладутся два квадрата разного цвета, например, красный и белый, или синий и желтый, логопед предлагает посмотреть внимательно на них и показать красный квадрат или синий.

 

Подбор картинки к цветовому дюну. Логопед использует квадрат определенного цвета, например, красного, и 4 предметные картинки с изображениями предметов красного цвета (свекла, вишня, помидор, яблоко), эти картинки разложены среди других, на которых изображены предметы синего, желтого, белого или других цветов. Логопед предлагает посмотреть на картинки и выбрать среди них те, на которых изображения только красного цвета, и положить их на красный квадрат. Таким же образом ребенок подбирает изображения желтого цвета (например, луковица, репа, подсолнух, одуванчик) и выкладывает картинки на квадрат желтого цвета и т.д.

 

Слуховое восприятие

Определение направления звука. Игра «Где позвонили?».

Логопед за спиной ребенка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услышал звучание.

 

Дифференциация звучащих игрушек.

Перед ребенком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен — дудочка, барабан — гармонь, бубен — погремушка), логопед извлекает звуки на глазах ребенка, ребенок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звук одной игрушки из пары. Повернувшись, ребенок показывает на ту игрушку, звук которой он услышал.

Исследование моторики

Общая моторика.

Ребенку предлагается выполнить следующие задания:

1. пройти по начерченной на полу линии;

2. попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;

3. попрыгать попеременно на одной ноге и на другой;

4. ударять ладонью по мячу об пол;

5. повернуться туловищем вправо — влево.

 

Ручная моторика.

1. сжать кулаки — разжать;

2. похлопать в ладоши;

3. сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот;

4.согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и выполнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь.

 

Пальчиковая моторика.

1. показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;

2. показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же;

3. сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;

4. попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на Правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;

5. застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера;

6. завязать бантик.

 

Состояние интеллекта

Предложить ребенку разложить 3 (если выполнит, то 4) картинки в последовательности изображенных на них событий. Логопед может оказать помощь ребенку в определении первой картинки. Последующее самостоятельное выполнение задания ребенком оценивается как правильное.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.