Структура диагностического исследования. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Структура диагностического исследования.

2021-01-29 195
Структура диагностического исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 16

Дисциплина: Логопсихология

Тип: Практическое занятие

Дата проведения: 24.04.2020 г., 9:40-11:10

Тема: Проблемы психолого-педагогической диагностики психических процессов у лиц с речевой патологией

Цель: Практическая работа по изучению мышления у лиц с нарушениями речи ориентирована на решение следующих задач: овладение имеющимся учебным лекционным материалом; формирование навыков самостоятельной работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов при закреплении темы.

Объем: 2 часа

Теоретическая часть:

1. Общая хар-ка методов обследовния лиц с реч. наруш.

Для специальной психологии в диагностике лиц с НР представляет интерес оценка:

· степени и выраженности отклонений в развитии от нормы;

· вторичных психопатологических явлений, определяющих структуру дефекта;

· возможностей компенсаторных механизмов, которые в дальнейшем могут быть базой для подбора коррекционных мер воздействия;

· отношения к своему дефекту и определение в связи с этим комплекса психотерапевтических процедур;

· сохранности психических свойств как основы для компенсации и коррекции;

· индивидуальных особенностей для повышения эффективности мер воздействия и использования их в процессе коррекции.

Современная психодиагностика опирается на методы математической статистики, позволяющие достигать наиболее точных измерений и прогноза поведения испытуемого на их основе, в т.ч. в процессе психокоррекционной и психотерапевтической работы.

Структура диагностического исследования.

Любое диагностическое исследование имеет свою структуру, в которой выделяют три стороны – семиотическую, техническую и логическую.

Поскольку одним из важнейших условий создания современных методов психодиагностики является их четкая ориентация на возраст испытуемых, необходимо остановиться на существующей возрастной периодизации.

Каждый возраст имеет специфику, определяемую, прежде всего, ведущей деятельностью.

Для дошкольников игровая деятельность является ведущей. Динамичность, сенсомоторное развитие, становление (кладка основ) различных психических характеристик, и прежде всего речи, определяют этот возраст.

Для младших школьников наиболее важна познавательная деятельность. В этот период резко возрастает нагрузка на речь как средство познания и средство общения.

Для взрослых самыми важными являются преобразование действительности, производство, саморазвитие, достижение (вершины развития). Речь для них - средство самоуправления и манипулирования другими.

Следует отметить, что различные и даже сходные методики могут быть рассчитаны на разные возрастные диапазоны, 2 - 17, 3-12, 4-25 и т.д., а возрастной диапазон, на который онирассчитаны, не всегда совпадает с принятыми границами этапов развития.

Возрастной период:

· Ранний дошкольный 2-3

· Старший дошкольный 4-6

· Младший школьный 7-11

· Подростковый и юношеский 12-19

· Взрослый 20 и больше

Методы исследования

Очевидно, что все речевые навыки субъекта представляют собой сложно координированную деятельность, которая напрямую связана с психическим состоянием, и прежде всего с уровнем его тревоги.

Для обеспечения надежности результатов подбираются наиболее близкие прогнозируемой деятельности тестовые пробы, которые обращены к трем факторам:

1. речевому расстройству;

2. аспектам личности

3. микросоциальным взаимоотношениям человека.

 

Подбор конкретных методов исследования следует производить с учетом:

  • адекватности измеряемому параметру;
  • адаптированности в случае использования иностранных методик;
  • наличия опыта применения методики в клинических целях и по возможности на близком контингенте больных;
  • существования параллельных вариантов методики для детей и взрослых;
  • наличия нормативных данных.

Экспериментальное исследование речи проводится с помощью ряда методов, которые включают:

1. чтение стандартного текста в различных условиях (молча, вслух шепотом и с обычной громкостью, послогово, по синтагмам, с отбиванием ритма рукой, с одновременной двигательной реакцией рукой на зуммер, в условиях задержанной обратной акустической связи);

2. использование речевого материала, имеющего различную организацию (стихи и проза, тексты различной семантической трудности, сочинения);

3. Для статистической обработки результатов исследований в настоящее время существует достаточно широкий спектр отечественных и зарубежных компьютерных программ (например, «Стадия», «Stastistica» и др.).

Зрительное восприятие

Предъявление предметных картинок.

Логопед раскладывает перед ребенком от 2 до 5 картинок (в зависимости от возраста), предлагает посмотреть на них и затем по речевой инструкции логопеда показать названную картинку. При этом логопед называет первую или последнюю картинку в ряду, а далее — все остальные. Предметные картинки подбираются из логических групп слов (семья, одежда, посуда, животные и т. д.).

 

Предъявление контура.

Ребенку предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Поскольку экспрессивная речь у ребенка с алалией не сформирована, снижена или отсутствует речевая активность, то логопед предлагает не назвать, а показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.

 

Предъявление неполного рисунка.

Ребенку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнается изображение, например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста, заяц без длинных ушей, машина без колес и т.д. Инструкция: «Покажи слона», «Покажи белочку» и т.д.

 

Предъявление перечеркнутых фигур.

Логопед выкладывает перед ребенком 3—4 изображения, перечеркнутые разными линиями — горизонтальными, вертикальными, волнистыми, например, домик, яблоко, елочка, машинка.

 

Предъявление наложенных друг на друга изображений предметов (проба Поппельрейтера, 1917).

 

Детям с алалией логопед показывает только два контрастных изображения, например, елочку и яблоко, машинку и мячик. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел». Если может, ребенок называет то, что он обвел. Для исследования состояния цветового гнозиса применяются следующие приемы.

 

Предъявление цветных фигур.

Логопед раскладывает перед ребенком 6 квадратов с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). По речевой инструкции логопеда «Покажи красный квадрат (желтый и т. д.)» ребенок указывает на соответствующий квадрат. Такимже образом проверяется знание оттенков: голубой, оранжевый, розовый, коричневый, серый.

 

Дифференциация цвета: перед ребенком кладутся два квадрата разного цвета, например, красный и белый, или синий и желтый, логопед предлагает посмотреть внимательно на них и показать красный квадрат или синий.

 

Подбор картинки к цветовому дюну. Логопед использует квадрат определенного цвета, например, красного, и 4 предметные картинки с изображениями предметов красного цвета (свекла, вишня, помидор, яблоко), эти картинки разложены среди других, на которых изображены предметы синего, желтого, белого или других цветов. Логопед предлагает посмотреть на картинки и выбрать среди них те, на которых изображения только красного цвета, и положить их на красный квадрат. Таким же образом ребенок подбирает изображения желтого цвета (например, луковица, репа, подсолнух, одуванчик) и выкладывает картинки на квадрат желтого цвета и т.д.

 

Слуховое восприятие

Определение направления звука. Игра «Где позвонили?».

Логопед за спиной ребенка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услышал звучание.

 

Дифференциация звучащих игрушек.

Перед ребенком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен — дудочка, барабан — гармонь, бубен — погремушка), логопед извлекает звуки на глазах ребенка, ребенок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звук одной игрушки из пары. Повернувшись, ребенок показывает на ту игрушку, звук которой он услышал.

Исследование моторики

Общая моторика.

Ребенку предлагается выполнить следующие задания:

1. пройти по начерченной на полу линии;

2. попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;

3. попрыгать попеременно на одной ноге и на другой;

4. ударять ладонью по мячу об пол;

5. повернуться туловищем вправо — влево.

 

Ручная моторика.

1. сжать кулаки — разжать;

2. похлопать в ладоши;

3. сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот;

4.согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и выполнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь.

 

Пальчиковая моторика.

1. показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;

2. показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же;

3. сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;

4. попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на Правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;

5. застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера;

6. завязать бантик.

 

Состояние интеллекта

Предложить ребенку разложить 3 (если выполнит, то 4) картинки в последовательности изображенных на них событий. Логопед может оказать помощь ребенку в определении первой картинки. Последующее самостоятельное выполнение задания ребенком оценивается как правильное.

 

Речевая моторика

Выполнить следующие движения:

а) для губ: вытянуть вперед - раздвинуть в улыбке, оскал - покой, губами, сложенными хоботком, подвигать из стороны всторону;

б) для языка: показать широкий язык - узкий, поднять широкий язык на верхнюю губу – опустить на нижнюю, узким языком попеременно коснуться углов рта, лакательные движения языком, пощелкать языком, присасывая его к твердому небу так, чтобы натягивалась подъязычная связка;

в) для нижней челюсти: рот широко открыть - закрыть, осторожно подвигать нижней челюстью вправо—влево;

г) для мягкого неба: открыть рот, показать язык и покашлять, сказать длительно "а", выполнить глотательные движения.

 

Состояние слуховой функции

Состояние восприятия речи проверить в процессе беседы с ребенком и при выполнении поручений типа "возьми куклу, положи", "подойди к шкафу, возьми мозаику", "собери пирамидку".

 

Состояние общей моторики

Выполнить задания: попрыгать на одной ноге, на обеих ногах; поиграть с мячом; выполнить упражнения на координацию движений, например, одновременно поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс.

 

 

· Дисграфия

Аграмматическаядисграфия

Записать название предмета в количестве трех и шести штук:

а) одна ложка, три ___, шесть ___;

б) один телевизор, три ___, шесть ___;

в) одно окно, три ___, шесть ___;

 

Вставить подходящие по смыслу предлоги:

а) пойти _ школу; б) посмотреть _ окно; в) сесть _ стул.

Акуст. дисграфия

1. Записать словосочетания под диктовку:

а) искренние улыбки, интересное открытие (и-ы);

б) красивая колыбельная, желтая астра (а-я);

в) морскую волну, сладкую булочку (у-ю);

г) четырнадцать цапель, полотенце в цветочек (ч-ц);

д) счастливый случай, красный чемодан (с-ч);

е) серая машина, шесть чашек (с-ш);

ж) тринадцатый понедельник, тихие дети (т-д).

Оптическая дисграфия

1. Вычеркнуть из строчки букву, указанную в скобках, и указать количество зачеркнутых букв:

а) (Щ) П Ш И Щ И Ш Ц Щ И П__;

б) (И) П Ш И Щ И Ш Ц Щ И П__;

в) (З) Э З В С Э З З В С Э С З Э__.

 

2. Вычеркнуть из строчки указанный в скобках слог и указать количество зачеркнутых слогов:

а) (ца) иашаца ща ашащца аи __;

б) (аш) цаащашацциуцаш ща __;

в) (ущ) ща щи цууцущоцущ __;

Рекомендуемая литература:

1.  И. И. Черемискина Методические указания для практических занятий по курсу «Специальный практикум по психологии», Методики диагностики свойств мышления https://msun.ru/upload/folders/edu_lit/kaf/phsihology/030.pdf

2. Детская логопсихология: учебник / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Т.В. Захарова, В.Н. Поникарова. — Москва:Владос, 2015. — 159 с. — ISBN 978-5-691-02124-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/60500

3. Китик, Е.Е. Основы логопедии: учебное пособие / Е.Е. Китик. — 5-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2018. — 194 с. — ISBN 978-5-9765-1163-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122624

4. Калягин, В. А. Психология лиц с нарушениями речи: учебное пособие / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2007. — 544 с. — ISBN 978-5-89815-925-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/64641

 

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 16

Дисциплина: Логопсихология

Тип: Практическое занятие

Дата проведения: 24.04.2020 г., 9:40-11:10

Тема: Проблемы психолого-педагогической диагностики психических процессов у лиц с речевой патологией

Цель: Практическая работа по изучению мышления у лиц с нарушениями речи ориентирована на решение следующих задач: овладение имеющимся учебным лекционным материалом; формирование навыков самостоятельной работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов при закреплении темы.

Объем: 2 часа

Теоретическая часть:

1. Общая хар-ка методов обследовния лиц с реч. наруш.

Для специальной психологии в диагностике лиц с НР представляет интерес оценка:

· степени и выраженности отклонений в развитии от нормы;

· вторичных психопатологических явлений, определяющих структуру дефекта;

· возможностей компенсаторных механизмов, которые в дальнейшем могут быть базой для подбора коррекционных мер воздействия;

· отношения к своему дефекту и определение в связи с этим комплекса психотерапевтических процедур;

· сохранности психических свойств как основы для компенсации и коррекции;

· индивидуальных особенностей для повышения эффективности мер воздействия и использования их в процессе коррекции.

Современная психодиагностика опирается на методы математической статистики, позволяющие достигать наиболее точных измерений и прогноза поведения испытуемого на их основе, в т.ч. в процессе психокоррекционной и психотерапевтической работы.

Структура диагностического исследования.

Любое диагностическое исследование имеет свою структуру, в которой выделяют три стороны – семиотическую, техническую и логическую.

Поскольку одним из важнейших условий создания современных методов психодиагностики является их четкая ориентация на возраст испытуемых, необходимо остановиться на существующей возрастной периодизации.

Каждый возраст имеет специфику, определяемую, прежде всего, ведущей деятельностью.

Для дошкольников игровая деятельность является ведущей. Динамичность, сенсомоторное развитие, становление (кладка основ) различных психических характеристик, и прежде всего речи, определяют этот возраст.

Для младших школьников наиболее важна познавательная деятельность. В этот период резко возрастает нагрузка на речь как средство познания и средство общения.

Для взрослых самыми важными являются преобразование действительности, производство, саморазвитие, достижение (вершины развития). Речь для них - средство самоуправления и манипулирования другими.

Следует отметить, что различные и даже сходные методики могут быть рассчитаны на разные возрастные диапазоны, 2 - 17, 3-12, 4-25 и т.д., а возрастной диапазон, на который онирассчитаны, не всегда совпадает с принятыми границами этапов развития.

Возрастной период:

· Ранний дошкольный 2-3

· Старший дошкольный 4-6

· Младший школьный 7-11

· Подростковый и юношеский 12-19

· Взрослый 20 и больше

Методы исследования

Очевидно, что все речевые навыки субъекта представляют собой сложно координированную деятельность, которая напрямую связана с психическим состоянием, и прежде всего с уровнем его тревоги.

Для обеспечения надежности результатов подбираются наиболее близкие прогнозируемой деятельности тестовые пробы, которые обращены к трем факторам:

1. речевому расстройству;

2. аспектам личности

3. микросоциальным взаимоотношениям человека.

 

Подбор конкретных методов исследования следует производить с учетом:

  • адекватности измеряемому параметру;
  • адаптированности в случае использования иностранных методик;
  • наличия опыта применения методики в клинических целях и по возможности на близком контингенте больных;
  • существования параллельных вариантов методики для детей и взрослых;
  • наличия нормативных данных.

Экспериментальное исследование речи проводится с помощью ряда методов, которые включают:

1. чтение стандартного текста в различных условиях (молча, вслух шепотом и с обычной громкостью, послогово, по синтагмам, с отбиванием ритма рукой, с одновременной двигательной реакцией рукой на зуммер, в условиях задержанной обратной акустической связи);

2. использование речевого материала, имеющего различную организацию (стихи и проза, тексты различной семантической трудности, сочинения);

3. Для статистической обработки результатов исследований в настоящее время существует достаточно широкий спектр отечественных и зарубежных компьютерных программ (например, «Стадия», «Stastistica» и др.).


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.