Часть I Непосредственный ответ. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Часть I Непосредственный ответ.

2021-01-29 90
Часть I Непосредственный ответ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Какое удовольствие заключает в себе чтение художественной литературы?»

Никогда подобный вопрос не интересовал меня. Наверное, сам я никогда бы не смог так сформулировать вопрос. Для меня данный вопрос равносилен вопросу: «Какое удовольствие заключает в себе окунание в прохладную воду знойным летним днём?». Или вопросу: «Какое удовольствие заключает в себе прикасание губами к телу любимого человека?». Все эти вопросы сводятся для меня к одной формуле: «Какое удовольствие в удовольствии?»; «Что радостного в радости?». Тем не менее, вопрос задан и ответ должен быть предоставлен.

С одной стороны, каждое художественное произведение это уникальный мир, предлагающий бескрайний простор для изучения. А ещё лучше — каждое художественное произведение это древняя усыпальница, в которую ты входишь первым, нарушая молчание многих тысячелетий. Близость открытия рождает в тебе и нетерпение, и восторг, и страх, и трепет, и благоговение. Тебе хочется узнать всё и сразу — подбежать к саркофагу, сбросить плиту, прикоснуться к золотому медальону, лежащему на груди мумии великого властелина. Но ты входишь неспешно и даже не смотришь на возвышенность склепа. Ты замер у самого входа, где в тусклом свете фонаря рассматриваешь высеченную в стене фигурку, держатель факела, искусно выполненный из золота, очертания паучка, истлевшего за тысячи лет и превратившегося в пыль. Сантиметр за сантиметром ты с упоением изучаешь элементы древнего искусства, будто бы намеренно оттягивая момент знакомства с главной реликвией — гробницей легендарного правителя. Ответ на вопрос, в чём удовольствие, напрашивается сам собой — в удовлетворении всепоглощающей жажды исследования.

С другой стороны, каждое художественное произведение это уникальный мир, погружающий в неповторимую, самобытную гамму чувств. Посредством художественных произведений мы получаем доступ к бесконечному числу эмоциональных композиций. Переживание разнообразных чувств (в принципе любое переживание) само по себе есть удовольствие. Нередко можно услышать, что только положительные эмоции отражаются удовольствием, но я не могу согласиться с подобным подходом. В моём понимании любое переживание заключает в себе приятное чувство, называемое удовольствием. Более того, способность чувствовать я могу называть высшим благом человека. При таком подходе — когда чувствование названо высшим благом — не остаётся сомнений в том, что знакомство с художественным произведением, предлагающим многогранно переживать, есть исключительное удовольствие.

 

Отступление: В руках художника даже самые обычные слова могут заиграть какими угодно красками. Возьмём словосочетание «они встретились». Это словосочетание изначально нейтральное можно сравнить с пустым бокалом. Художник-писатель в нашем случае берёт на себя роль сомелье. По своему усмотрению словосочетание «они встретились» он может наполнить любым смыслом (с помощью двух-трёх страничек предварительного описания), окрасить любыми чувствами — от предельной радости до крайнего несчастья; от сладостного умиротворения до лихорадочного кошмара. Нам, читателям, остаётся только сидеть на месте, смотреть на приближающегося с подносом в руках сомелье и потирать ручки: каким же изыском нас угостят сегодня. И всё это (от кошмара до восхищения) мы можем пережить с помощью двух простых слов, не выходя из бетонной серой коробки — стоит только довериться художнику-писателю и позволить ему привести нас.

Часть II Анализ вопроса.

а) Форма

«Какое удовольствие заключает в себе чтение художественной литературы?»

Вспомним пункт предыдущей записи:

Недостаточно, однако, «увидеть» вопрос. Необходимо с полной отчётливостью осознать, в чём именно этот вопрос заключается. Успех в решении задачи в первую очередь зависит от того, насколько правильно сформулирован вопрос. Понять задачу — это прежде всего значит правильно поставить вопрос, для чего иногда требуется немалая мыслительная работа. Но когда это сделано, тем самым уже осуществлён первый шаг на пути решения задачи.

Правильно ли сформулирован наш вопрос?

Наш вопрос сформулирован неправильно. Удовольствие при чтении художественной литературы не играет решающей роли. Хоть бы даже мучениями это чтение сопровождалось, от этого оно не утратило бы своей пользы.

Думается мне, что спрашивающий молодой человек неспроста заговорил об удовольствии. Молодой человек заговорил об удовольствии, потому что так был научен миром, его воспитавшим.

Что хорошо? То что приносит удовольствие. (ни слова о пользе)
Что красиво? То что помещено на обложку. (ни слова об эстетике)
Какая жизнь достойная? Праздная. (ни слова о чести)
Что есть богатство? Материальный достаток. (ни слова о душе)
Наилучший досуг? В расслаблении. (ни слова о труде)
Вокруг кого вертится мир? Вокруг меня. (ни слова о ближнем)
И пр. и пр.

Не удивительно, что ведомый хромоногими кривоглазыми обезумевшими поводырями, молодой человек оказывается перед вопросом: «Какое удовольствие заключает в себе чтение художественной литературы?»

Удовольствие — это не больше, чем маячок, которым заботливая природа указывает примитивному существу на то, что для него полезно. Пройдёмся по базовым потребностям. Проголодавшийся человек с удовольствием потребляет еду, потому что она полезна. Утомившийся человек с удовольствием забывается сном, потому что сон восполняет его силы. С сексуальным инстинктом по аналогии сами проработайте. Представим, что природа лишит нас этих трёх удовольствий. Перестанем ли мы есть, спать, воспроизводить потомство? Уж, наверное, не перестанем. Есть нас заставитболь в отмирающих без питания органах. В состоянии сна человек окажется хотя бы и против своей воли, когда истощённое, спутанное сознание наконец-таки его оставит. А воспроизведение потомства? Стоит только лишить половой акт удовольствия, так сразу сократится количество загубленных судеб, убийств (абортов), изнасилований, неполных семей и пр. Таким образом, если угодно, способность испытывать удовольствие это наищедрейший подарок Создателя. Нет ничего проще, чем представить мир, в котором удовольствием является отсутствие боли. К счастью, мы живём в другом мире. И как же в этом мире ведёт себя человек? Благодарен ли он? Разумен? Ох. Непозволительно отклонился от темы.

Подытожу: основной мотив — польза, приятное дополнение (вовсе не обязательное) — удовольствие.

В третьей главе на целях чтения мы остановимся подробнее.

б) Содержание

Как было сказано в прологе, содержание следующее: чтение художественной литературы не приносит удовольствия. Почему не приносит удовольствия? Потому что человек не умеет читать. Что нужно делать? Учиться читать.

Как-то коротковато получилось. Разумеется, в третьей главе всё будет более детально рассмотрено. Но и тут хотелось бы немножко добавить.

Думая, как ответить моему доброму другу, я решил сам прикоснуться к тому, в чём абсолютно не разбираюсь и от чего совсем не умею получать удовольствие. Классическая музыка. Включил «прелюдию до-диез минор» Сергея Рахманинова. Из четырёх минут вытерпел прослушать чуть меньше двух, затем судорожным движением поставил пытку на паузу. Открываю разбор этого произведения и читаю следующее: «Но нельзя не признать, что Прелюдия до-диез минор – это музыка, которая оставляет в душе неизгладимое впечатление. Поэтому ее хочется слушать бесконечно». Ох. Когда ставят рядом два слова «Прелюдия до-диез минор» и «бесконечно», тогда в моей голове рождается третье слово, олицетворяющее логическое завершение — «Ад». Почему так происходит? Потому что я не умею слушать классическую музыку. До того не умею, что в определении термина «до-диез минор» (минорная тональность с тоникой до-диез, имеет четыре диеза при ключе) понимаю только глагол и два предлога. Выбраться из тьмы музыкального невежества можно лишь одним путём — учиться слушать музыку.

Равно как и из тьмы литературного невежества можно выбраться лишь одним способом — учиться читать книги.

Глава III Первые шажки.

 

«Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а всё без толку..»
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин

«Дурак набитый, уйму разных книг
Он проглотил, но ни в одну не вник»
Александр Поуп

"Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели"
Иоган Гёте

Многие не считают чтение сложным занятием. Но процесс чтения, как и в любом другом виде искусства, состоит из различных стадий, на каждой из которых можно совершенствовать и оттачивать свои способности. Мы даже не предполагаем, что существует искусство чтения как таковое. Чаще всего мы думаем, что уметь читать так же просто и естественно, как уметь смотреть и говорить. А такие навыки никто не назовет искусством. Мортимер Адлер «Как читать книги.»

К третьей главе нам удалось-таки сформулировать вопрос: «Как научиться читать?». С Божьей помощью вбиваем в строку поиска вопрос (помня, что нас интересуют в первую очередь учебники, составленные не гадалками, а компетентными людьми). После непродолжительных поисков в руках у нас оказывается брошюра (книжонка в 60 страниц) С.И. Поварнина «Как читать книги» изданная в 1924 году. Во введении к этой книжонке указано, что она является лишь подготовкой к объёмному труду Мортимера Адлера «Как читать книги». Для начала предлагаю исследовать труд Поварнина. Как и в предыдущей записи, мною будут опубликованы лишь некоторые выписки, по возможности сопровождаемые комментарием.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.