Может ли отношение к пьянству быть снисходительным? — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Может ли отношение к пьянству быть снисходительным?

2021-01-29 72
Может ли отношение к пьянству быть снисходительным? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МОЖЕТ ЛИ ОТНОШЕНИЕ К ПЬЯНСТВУ БЫТЬ СНИСХОДИТЕЛЬНЫМ?

Ответы пастырей

11 сентября, в день праздника Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, в России отмечается День трезвости. Мы решили спросить, можно ли считать пьянство смертным грехом? Ведь апостол Павел сказал: Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9). Почему же тогда у нас так часто в России, причем даже среди верующих людей, в церковной среде, встречается снисходительное отношение к пьянству?


Подлинное приобщение Божию Царству
начинается именно с трезвости

Священник Валерий Духанин

Алкогольное опьянение – в каком-то смысле наглядный образ греховности человечества

Пьянство – грех смертный, и я бы даже сказал, грех смертельный, смертоносный, убийственный. Вспомним сказание о подвижнике, которого долгое время искушал бес, а потом предложил: «Я от тебя отстану, только сделай хотя бы один из трех грехов: убийство, блуд или пьянство». Подвижник подумал: «Убить человека – страшно, ибо это великое зло, совершить блуд – стыдно, ибо так я потеряю целомудрие, напиться же, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Пойду напьюсь, чтобы бес больше не искушал меня». Как только он пришел в город и напился, он тут же спутался с бесстыдной женщиной и впал с ней в грех. А после этого пришел муж этой женщины, и соблудивший убил его. Так пьянство ввергает во все остальные грехи.

Священник Валерий Духанин

В каком-то смысле пьянство – выражение в целом греха человеческого. Потому что любой грех, любая греховная страсть опьяняет душу, лишает ее трезвости, она теряет контроль над собой, начинает делать то, что немыслимо для человека в здравом состоянии. Человек, опьяненный страстью, идет на убийство, грабеж, блуд, разрушает всё вокруг и уничтожает свою собственную душу. Поэтому алкогольное опьянение – в каком-то смысле наглядный образ и символ греховности всего человечества.

Люди привыкли наблюдать вокруг себя пьяных людей, их асоциальный образ жизни. Люди знают, что алкоголь вызывает сильнейшую зависимость, что это приводит к потере здоровья, утрате работы, разрушению семьи. Но люди привыкли к пьянству, как к чему-то естественному для нашего мира. Как и к неубранным улицам, к ДТП на дорогах, к бытовым скандалам и склокам. Пьянство стало восприниматься как грех заурядный, обыденный.

Священник Лев Аршакян

Священник Лев Аршакян. Фото: radiovera.ru

Пьянство – это бич нашего времени, одна из самых мощных приманок сил зла, которая улавливает души людей. Оно имеет самые тяжелые последствия, потому что лишает человека самого главного – образа Божия. Он становится буквально безобразным, без о бразным, и не только в смысле внешнем, хотя мы видим, до какой степени могут опуститься люди, уловленные этой страстью. Но самое главное, что он теряет один из самых главных Божиих даров – рассудок, умение рассуждать. Ум помрачается, человек попадает под власть демонических сил. Очень часто, придя в себя после алкоголического опьянения или отравления, люди в ужасе недоумевают: как я мог это сделать?! Я знаю многие семьи, которые несут тяжелейшие кресты из-за пьянства близких. Страдают дети, родители, страдают и те, кто уловлен этой бесовской приманкой – алкоголизмом. Так что, да: пьянство является смертным грехом, относится к смертному греху чревоугодия. Организму необходима пища, но мы знаем и то, что стремление к насыщению может довести до смертного греха, когда смыслом жизни становится чрево, его насыщение. Люди живут, чтобы есть, переедают, не соблюдают посты.

Однако с другой стороны, мы знаем, что «вино веселит сердце человека» (Пс. 103:15). Вино – тот целебный сок виноградной лозы, которая потом претворяется в Плоть Христову. И тот же апостол Павел, который сказал, что пьяницы не наследуют Царства Божия, призывал Тимофея пить не только воду, но и немного вина для укрепления здоровья и от немощей: Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23). А на горе Афон освящают даже узо – крепкую анисовую настойку. Поэтому надо подчеркнуть, что само по себе вино не является злом. Поэтому мы не против вина, мы боимся пристрастия, страсти к вину. Если человек переходит некую грань, то он попадает в демонический мир, бесы овладевают им. Таким людям должна помочь Церковь, молитва и церковное покаяние, вместе с медициной и близкими.

Почему тогда у нас такое снисхождение к пьянству, спрашиваете вы. Во многом потому, я думаю, что инвалид не может осуждать инвалида. Пьянство, как, ни странно, это все же не самый страшный грех. Я думаю, что быть гордым – гораздо страшнее. Внешне гордый человек выглядит, может быть, привлекательнее, хорошо, но душа его находится в большей погибели, чем душа кающегося алкоголика.

Поэтому надо уметь помогать таким людям. Очень много так называемых бытовых алкоголиков, которые привыкли, скажем, пить раз в неделю, но это затягивает, и, к сожалению, есть много замечательных, талантливых людей, которые превращаются в уже полностью зависимых от этого зелья, и они просто погибают – духовно и физически. Поэтому надо употреблять все силы – церковные, семейные, общественные, чтобы не проходить мимо этих людей, не считать их изгоями. Надо понимать, что эти люди в беде, и уметь им помогать. Здесь очень нужны, просто необходимы молитва, покаяние, любовь и терпение близких.

А людям, которые уловлены в эту страсть, нужно просто отказываться от зелья, как диабетики отказываются от сахара, или иные больные тоже отказываются от того, что причиняет им страшный вред. Так и в данном случае нужно сознательно отказаться от этого яда и осознанно включиться в борьбу за свою бессмертную душу.


Мы должны преодолевать не по-доброму терпимое отношение
к неумеренномувинопитию

Протоиерей Максим Козлов

Протоиерей Максим Козлов

По преподобному Иоанну Лествичнику, есть один грех ко смерти: это если кто согрешает и в нераскаянии пребывает. При этом раскаяние должно пониматься не в смысле словесного признания своих грехов на исповеди, а в смысле своего внутреннего изменения в отношении греховной страсти. Теоретически осознавать себя нехорошим человеком – еще не значит раскаяться в своем грехе. Покаяние – это когда смотришь на свой грех с ненавистью и отторжением. Тем не менее по вышеуказанной причине, когда мы говорим о смертных грехах по отношению к названиям тех или иных грехов, мы говорим об этом, конечно, в условном смысле. Потому что нет греха, от которого человек не мог бы покаяться и восстать.

Однако нельзя не отметить, что к разным пагубным страстям отношение у разных христианских народов сформировалось разное. Скажем, в Греции пьяный священник – абсолютный нонсенс. И если, скажем, там батюшку увидят пьяным, он попадет под запрет или лишится сана. При этом курящий священник в Греции – явление довольно обычное, не страшное. А у нас наоборот: народ возмутится, если батюшку увидят с сигаретой или даже трубкой. Но если батюшка у нас немного выпьет, то к нему отнесутся с пониманием.

Можно по-разному рассуждать и выдвигать разные причины того, почему так получилось. Тем не менее преодолевать не по-доброму терпимое отношение к неумеренному винопитию мы должны, потому что очевидно, что эта страсть мучит огромное количество наших соотечественников, включая даже церковных людей. И попустительское к ней отношение, как и ко всякой страсти, мешает ее искоренению. Внутреннее согласие с тем, что это вещь, конечно, нехорошая, но по большому счету терпимая, ведет к укоренению того же самого пьянства, увы, среди многих из нас.

Ответы пастырей

Первого сентября все наши дети идут в школу. Поэтому на этот раз мы решили спросить наших пастырей о том, стоит ли православному человеку обязательно стремиться отдать своих детей учиться в православную школу? Какие тут могут быть плюсы, а какие минусы?

Ответы пастырей

Вряд ли найдется такой человек, который бы заявил: «Я очень хочу быть больным». Желать себе и другим людям телесного здравия, казалось бы, естественно. И, к примеру, если спросить молодую мать, чего она хочет своему ребенку, то она прежде всего скажет: «Главное, чтобы был здоровый», – и может больше ни о чем не упомянуть. Но всегда ли полезно быть здоровым и молиться о здоровье? Какое вообще место здоровье занимает в иерархии христианских ценностей?

«Болезнь нужно воспринимать как звоночек с Неба»

Священник Лев Аршакян, духовник Общества социальной поддержки слепоглухих «Эльвира»:

– Поставленный вопрос касается телесного здоровья, потому что есть еще и здоровье духовное. Здоровье телесное, конечно, не занимает главного места среди христианских ценностей, как и, например, наша одежда.

Вообще тело – это и есть наша временная одежда, те кожаные ризы, которые мы получили. Да, они очень важны и значимы, это храм души, поэтому Господь часто исцелял людей, и это было одним из Его главных дел на земле. Но, как мы помним, при одном из исцелений Он сказал человеку, который был долго недвижим: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14). Мы помним также исцеленных прокаженных, которые жили вне города и, увидев Христа, воззвали к Нему с мольбой исцелить их. Но только один потом вернулся к Богу, чтобы Его поблагодарить. А куда вернулись остальные девять человек? – К своим страстям и привязанностям. Так что только один в итоге получил исцеление, которое спасло не только его тело, но и душу.

Конечно, мы должны стремиться к идеалу. Ведь мы знаем, что Христос не болел, потому что у него не было ни греховных помыслов, ни страстей. Хотя болеют и великие подвижники. Но это болезни не за грехи, а для венцов, для принятия большей благодати и больших даров. Болезни святых и подвижников – отдельная, особая тема.

Священник Лев Аршакян. Фото: radiovera.ru

В нашем же случае болезни можно воспринимать как врачевание души, как некую капельницу для болящей души. Вот, к примеру, такая страшная болезнь как онкология. Рак часто протекает совершенно неощутимо, и только когда весь организм поражен, когда уже поздно что-либо сделать с медицинской точки зрения, тогда человек всё и узнаёт. Но эта болезнь может принести большую духовную пользу. Многие даже называют ее ласково: «ракушка». Есть и пословица: «рак не дурак – за руку берет и в рай ведет». Онкология действительно дает возможность потихонечку всё расставить на свои места. Убрать всё лишнее, ненужное, к чему мы привязаны здоровым телом. Душа в итоге очищается, и люди спасаются, возвращаются домой.

Нередко бывают и чудесные исцеления, когда медицина уже совершенно бессильна: человека исцеляют слезы покаяния, церковные таинства, сердечные молитвы и Божий Промысл. Я знаю одну женщину из Грузии, у которой на самой поздней, четвертой стадии обнаружили рак. Не очень еще верующая, она приехала в Москву. Но даже очень умелый врач ей так и сказал: «Я уже ничего не могу сделать. Иди к Боженьке». Божиим Промыслом она зашла в монастырь к блаженной Матронушке, постояла возле нее и ушла. А ночью Матронушка ей во сне явилась и сказала: «А почему ты мне не молишься, почему не просишь исцеления?» А та говорит: «Я не знаю русского, а ты не знаешь грузинского, как я могу тебе молиться?» Такая вот простота. Но сейчас эта женщина полностью здорова, очень почитает Матронушку и никогда не ходит к врачам. Потому что она прошла всех врачей, но ее главным лекарством стала молитва.

МОЖЕТ ЛИ ОТНОШЕНИЕ К ПЬЯНСТВУ БЫТЬ СНИСХОДИТЕЛЬНЫМ?

Ответы пастырей

11 сентября, в день праздника Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, в России отмечается День трезвости. Мы решили спросить, можно ли считать пьянство смертным грехом? Ведь апостол Павел сказал: Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9). Почему же тогда у нас так часто в России, причем даже среди верующих людей, в церковной среде, встречается снисходительное отношение к пьянству?


Подлинное приобщение Божию Царству
начинается именно с трезвости

Священник Валерий Духанин


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.