Государственная регистрация индивидуального предпринимателя — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя

2021-01-29 60
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. Прохождение данной процедуры необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью создания, реорганизации и ликвидации предприятии, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве ИП (ст. 23 ГК РФ). Статус индивидуального предпринимателя могут приобрести граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории России.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей – это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях (п.2 ст.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)[8].

Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей проводится в соответствии с ФЗ РФ от 08.08.2001г. № 129. Причем процедура регистрации индивидуальных предпринимателей максимально приближена к порядку регистрации юридических лиц. Она объединяет:

· государственную регистрацию предпринимателей;

· постановку их на учет в налоговых инспекциях в качестве налогоплательщиков;

· присвоение кодов по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

· регистрацию во внебюджетных фондах в качестве страхователя.

Государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляют органы Федеральной налоговой службы.

Физическое лицо, желающее зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, представляет в Федеральную налоговую службу следующие документы:

· подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

· копию основного документа, удостоверяющего личность:

· копию свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копию иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ;

· копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

· подлинник или копию документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в РФ;

· нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копию решения органа опеки и попечительства или копию решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным;

· документ об уплате государственной пошлины.

Исследователи данной области правоотношений отмечают, что государственная регистрация преследует цели осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности предпринимателей, проведением налогообложения, получением сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики, предоставлением всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных субъектах предпринимательства[9].

Моментом государственной регистрации предпринимателя признается внесение регистрирующим органом записи о предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) (п.2 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ).

В ЕГРИП фиксируются сведения о получении гражданином статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении им предпринимательской деятельности, об изменении ранее внесенных сведений и о документах, которые либо позволяют человеку заниматься индивидуальным бизнесом, либо лишают его этого права.

Перечень сведений об индивидуальном предпринимателе, которые содержатся в реестре, включает персональные данные предпринимателя (фамилия, имя, отчество; пол; дата и место рождения), сведения о гражданстве и месте жительства. Помимо этого ЕГРИП содержит данные о документах:

· удостоверяющие личность предпринимателя (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца в РФ и др.);

· подтверждающие факт внесения записи в ЕГРИП (свидетельство о регистрации);

· дающих право на осуществление лицензируемых видов деятельности (лицензии).

Кроме того, в реестр вносится:

· идентификационный номер предпринимателя, дата постановки его на учет в налоговом органе;

· коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

· номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, фонде обязательного медицинского страхования;

· сведения о банковских счетах предпринимателя.

Предпринимателю не нужно представлять в налоговые органы копии полученных лицензий и сообщать о прекращении их действия. Об этом позаботится лицензирующий орган. Все сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем, лицензирующий орган обязан передать в Федеральную налоговую службу. Причем эти сведения он должен представить в течение 5 рабочих дней, считая со дня принятия решения о предоставлении лицензии, о ее переоформлении, о приостановлении действия, о возобновлении, об аннулировании лицензии.

В ЕГРИП записываются сведения и о прекращении деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. В реестре указывается дата и способ прекращения деятельности.

После государственной регистрации индивидуального предпринимателя или внесения изменений в ЕГРИП налоговый орган обязан представить необходимую информацию в государственные органы (Федеральные органы исполнительной власти, Министерство антимонопольного правительства, Министерство внутренних дел, Комитет РФ по финансовому мониторингу, Госкомстат, Таможенные органы), внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования) и органы местного самоуправления.

Таким образом, в течение 5 рабочих дней с момента получения документов налоговые органы должны принять решение о регистрации и сделать соответствующую запись в ЕГРИП. Через день с момента внесения записи в реестр налоговики выдают или направляют по почте Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п.3.1 статьи 11 ФЗ № 129 Федеральная налоговая служба в срок не более чем 5 рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном Правительством РФ, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей[10].

 

Лицензирование

Государственная регистрация лица, постановка на налоговый учет, открытие счета – вот вроде бы основные процедуры, пройдя которые ПБОЮЛ может осуществлять предпринимательскую деятельность. Да, верно. Может. Но, не всегда. В ряде случаев предпринимателю не обойтись без дополнительного специального разрешения. Речь идет о лицензии. Дело в том, что статьей 49 ГК РФ установлено, что на осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом, требуется специальное разрешение (лицензия). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом. В свою очередь п.3 ст. 23 ГК РФ оговорено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений.

Таким образом, ПБОЮЛ для занятия определенными видами деятельности необходимо наличие специального разрешения (лицензии).

Положения о лицензировании конкретных видов деятельности, порядок лицензирования, необходимые условия определяет Правительство РФ.

В настоящее время правила лицензирования определяет ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. №128. В соответствии со ст.2 этого закона лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю, а лицензируемый вид деятельности -вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, строго определен ст.17 Закона № 128-ФЗ. Вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, имеет право выполнять только лицо, получившее лицензию и никакое другое. Передача лицензии одним лицом другому не допускается[11].

Для получения лицензии ПБОЮЛ должен предоставить необходимый набор документов в соответствующий государственный орган. Чтобы документы не потерялись, они должны сдаваться по описи, на которой проставляется отметка лицензирующего органа о приеме документов.

В представляющий набор должны входить следующие документы:

· заявление о предоставлении лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;

· лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять;

· копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) – для индивидуального предпринимателя;

· копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

· документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

· сведения о квалификации работника – соискателя лицензии.

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии, а также за выдачу самой лицензии, а также за выдачу самой лицензии взимается лицензионный сбор, а сбор за представление самой лицензии – в размере 1000 руб. Срок действия лицензии не может быть менее чем 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Осуществление индивидуальным предпринимателем деятельности без лицензии может быть выражено в:

· осуществлении деятельности после подачи заявления о выдаче лицензии, но до получения положительного результата и уведомления о проведенном лицензировании;

· осуществлении деятельности после получения решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии;

· осуществлении деятельности приостановления лицензии, если были выявлены нарушения лицензионных требований и условий;

· осуществлении деятельности после аннулирования лицензии лицензирующим органом или судом;

· осуществлении деятельности по истечении срока действия лицензии, если этот срок заблаговременно не продлен;

· не обращении в лицензирующий орган за лицензией, занимаясь деятельностью, требующей лицензирования.

За осуществление деятельности, для ведения которой требуется специальное разрешение, без наличия такового лицо, допустившее данное нарушение, может быть привлечено к административной и уголовной ответственности.

Административная ответственность за осуществление лицензируемой деятельности без наличия лицензии предусмотрена различными статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ). Например, ст.14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии). Наказание за такое правонарушение предусмотрено в размере от 4000 до 5000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), также наказуемо. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 4000 руб. (п.3 ст.14.1 КоАП).

К подобным нарушениям относятся:

· несоблюдение условий, предъявляемых к выпускаемой и реализуемой продукции;

· несоблюдение технических требований к осуществлению лицензируемого вида деятельности;

· осуществление деятельности за пределами территории, указанной в лицензии;

· иные нарушения.

За осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотрена также и уголовная ответственность. Однако только в том случае, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (ст.171 Уголовного кодекса РФ).


Глава 3. Преимущества и недостатки осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица

В настоящее время осуществление предпринимательской деятельности гражданами без образования юридического лица является наиболее популярным. Это связано со многими преимуществами индивидуального предпринимательства по сравнению с иными формами экономической активности.

Следует отметить, прежде всего, такое качество частнопредпринимательской деятельности, как ее гибкость и мобильность. Индивидуальные предприниматели, как правило, действуют в узких сегментах рынка, что позволяет им оперативно реагировать на изменение спроса и быстро адаптироваться к новым реалиям. Необходимое условие эффективной экономической деятельности – способность выявить потребность и удовлетворить ее – присуще в большей степени деятельности граждан без образования юридического лица.

Многих начинающих предпринимателей привлекает и то, что для организации частнопредпринимательской деятельности, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Кроме того, соединение в одном лице – индивидуальном предпринимателе – собственника и управленца, без привлечения управленческих кадров, создает возможность эффективного хозяйствования, минуя дополнительные затраты. Индивидуальное предпринимательство является наиболее подходящей формой организации бизнеса на начальной стадии.

В юридической литературе можно встретить точку зрения о заведомо криминальном аспекте предпринимательской деятельности при создании многих юридических лиц. Так, Я.А. Юкша пишет о том, что общество активно используют лица, которые либо занимаются противозаконным бизнесом, либо собираются осуществлять легальный бизнес в течение непродолжительного времени, затем бросить компанию, не расплатившись ни с государством, ни с кредиторами. Он пишет и том, что большинство организаций лишь вывески для прикрытия нелегального бизнеса. По его мнению, если граждане хотят честно заниматься предпринимательской деятельностью, не имея для этого больших средств, предпринимательство без образования юридического лица является для них оптимальной формой. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. И это является залогом того, что предприниматель будет использовать весь свой интеллектуальный и физический потенциал для эффективной предпринимательской деятельности[12].

К числу преимуществ экономической деятельности гражданина без образования юридического лица следует отнести упрощенный порядок ведения учета и отчетности, который регулируется совместным Приказом Министерства финансов РФ и Министерства по налогам и сборам РФ от 13.08.2002 г. №86н/БГ–3-04/430 «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей».

Индивидуальные предприниматели часто привлекают к ведению бухгалтерского учета специалистов – бухгалтеров, что влечет за собой дополнительные расходы по оплате труда. Предприниматель может включить в состав расходов, учитываемых при расчете налога на доходы, сумму заработной платы бухгалтера, а также начисленные на нее суммы единого социального налога и страховых взносов. Расходы предпринимателя определяются по правилам гл. 25 Налогового кодекса РФ, а ст. 252 НК РФ, по сути, разрешает учесть любой расход, произведенный при осуществлении предпринимательской деятельности и удовлетворяющий признакам экономической обоснованности и документально подтвержденный. Затраты на выплату заработной платы бухгалтеру являются документально подтвержденными и обоснованными, т.к. Налоговый кодекс обязывает индивидуального предпринимателя вести учет доходов и расходов, а также оформлять хозяйственные операции в соответствии с установленными требованиями[13].

Важнейшим фактором, обусловливающим выбор организационно – правовой формы, является и налогообложение. Специалистам в области налогообложения был проведен сравнительный анализ налоговой нагрузки на индивидуального предпринимателя и юридическое лицо[14].

В результате выяснилось, что если затраты (неналоговые) во всех формах осуществления деятельности одинаковы, то прибыль (если не учитывать налоговые платежи) при осуществлении всех форм деятельности будет одинаковая.

Таким образом, рассмотрев и изучив все преимущества и недостатки осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица можно отметить то, что:

Статус индивидуального предпринимателя имеет следующие преимущества по сравнению с регистрацией собственного предприятия:

· упрощенность процессов создания и ликвидации бизнеса;

· свободное использование собственной выручки;

· не платится налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности;

· упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности;

· упрощенный порядок принятия решений (не требуется собраний, протоколов и т. п.).

Основные недостатки:

· отвечает по обязательствам своим имуществом;

· не может получать некоторые лицензии (например, на розничную торговлю алкоголем);

· согласно сложившейся практике, некоторые крупные (и не очень) компании отказываются работать с индивидуальным предпринимателем;

· не подходит для совместного ведения бизнеса;

· требуется постоянное личное участие, так как нельзя назначить «директора».



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.