Государственное регулирование фондового рынка: управленческий аспект. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Государственное регулирование фондового рынка: управленческий аспект.

2021-01-29 94
Государственное регулирование фондового рынка: управленческий аспект. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Действенные меры по созданию мегарегулятора финансового рынка в России были предприняты в начале марта 2004 года в рамках радикальной административной реформы указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Этим документом была ликвидирована ФКЦБ РФ, а все ее функции были переданы новому государственному органу - Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Новому регулятору были переданы также некоторые направления деятельности и других ликвидированных государственных структур. От Минфина к ФСФР перешел контроль и надзор за формированием и инвестированием пенсионных накоплений, а от упраздненного Министерства по антимонопольной политике - контроль за биржами и срочным рынком, от Минтруда - надзор за негосударственными пенсионными фондами.

В развитие Указа № 314 Правительство России приняло Постановление № 206 от 9 апреля 2004 года «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», окончательно определившее структуру и статус нового регулятора российского финансового рынка.

Согласно Постановлению, указанная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках, и находится в ведении правительства РФ. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Федеральной службе по финансовым рынкам передаются территориальные органы упраздняемой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет: государственную регистрацию выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, регистрацию проспектов ценных бумаг; обеспечивает раскрытие информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ; осуществляет в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России функции по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.

Кроме того, в компетенцию Федеральной службы по финансовым рынкам входят обобщение практики применения законодательства РФ в сфере своей компетенции и внесение в Правительство предложений о его совершенствовании, разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов.

Особое положение ФСФР в системе органов государственной власти обуславливается прямым подчинением премьер-министру РФ, тогда как другие федеральные службы подчиняются министерствам. Согласно п. 5 Постановления 206, ФСФР только разрабатывает проекты законодательных и нормативных правовых актов, и единственный вариант возможности нормотворчества - через постановления Правительства РФ. Возникает противоречие с Законом «О рынке ценных бумаг», где установлено, что уполномоченный в сфере рынка ценных бумаг государственный орган соединяет в себе правоустанавливающую и правоприменительную функции. Это положение вытекает из необходимости оперативно реагировать на изменения ситуации на фондовом рынке в целях сохранения стабильности финансовой системы страны в целом. В данных условиях представляется необходимым предусмотреть совмещение функций нормотворчества, надзора и регулирования в рамках ФСФР.

Этому ведомству предстояло и еще предстоит сбалансировать интересы участников фондового рынка, в число которых входят банки, инвестиционные компании, паевые, пенсионные и прочие фонды, депозитарии, регистраторы, крупнейшие эмитенты. ФСФР отвечает за прозрачность и надежность фондового рынка, за честные и справедливые условия торгов на нем, за соблюдение обязательств и требований профучастников, за достоверность отчетности эмитентов перед инвесторами, за отсутствие инсайда и прочее.

В то же время ФСФР, по нашему мнению, нельзя считать классическим примером мегарегулятора, так как вне ее прямого влияния остаются страховые компании, отданные в ведение Федеральной службы страхового надзора, аудиторы (Минфин) и банки (Банк России).

ФСФР во многом выигрывает на фоне предшественницы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Прежде всего можно поставить ей в заслугу более либеральный подход к регулированию рынка.

При ФКЦБ саморегулируемые организации не участвовали в создании законов и подзаконных актов. Многие нововведения внедрялись в директивном порядке, несмотря на то, что существовала обязанность учитывать мнение экспертного совета. Его членов избирали на конференциях профучастников, которые раз в два года проводил Институт фондового рынка и управления (ИФРУ). ФСФР придерживается более высокой прозрачности. В состав рабочих групп, генерирующих новые документы, обычно входят представители заинтересованных организаций, а проекты постановлений заблаговременно вывешиваются на сайте службы. Кроме того, сформированы два совещательных органа - советы по корпоративному управлению и коллективным инвестициям.

ФСФР приостановила одной из первых постановление ФКЦБ о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг. В дальнейшем в документ было внесено много правок: изменены требования к площадкам, их участникам, котируемым бумагам и эмитентам. Затем ФСФР поставила под вопрос дальнейшее существование финансовых консультантов на фондовом рынке. Подпись финконсультанта под проспектом эмиссии якобы повышала надежность размещаемых бумаг, поскольку как бы подтверждала достоверность раскрываемой информации. На практике этот институт позволял нескольким организациям неплохо зарабатывать, в то же время ничего не гарантировал покупателям ценных бумаг эмитента. С мая 2004 года компании вправе сами решать, есть ли смысл нанимать таких дорогостоящих специалистов или нет.

Также ФСФР переписала Постановление ФКЦБ «О специалистах рынка ценных бумаг», вызывавшее у брокеров и их коллег массу негативных эмоций. Первоначальный вариант вводил обязательную регулярную переподготовку всех аттестованных специалистов. Служба отменила принудительную переаттестацию, к тому же разрешила профучастникам оформлять в штат меньше сотрудников с профильными «корочками».

В конце прошлого года были внесены поправки в законы о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах, которые приблизили процедуру российского IPO к международным стандартам. Очередной вклад ФСФР в борьбу за эмитентов - возможность проводить первичное размещение одновременно в России и за рубежом. Но для бумаг, выводимых на международные площадки, установлена 70-процентная квота от общего объема предложения. Внесены правки в положение по организации торговли на рынке ценных бумаг, предусматривающие введение на российских биржах котировального списка специально для эмитентов, впервые размещающих акции, что тоже упрощает процедуру IPO.

Можно утверждать, что усилия ФСФР вкупе с удачной для России конъюнктурой на мировых рынках приносят положительные результаты. Так, больше фондовых активов обращается на биржах внутри РФ растет сегмент рублевых облигаций и др. 

Однако есть и минусы. К примеру, до сих пор не выпускаются секьюритизационные облигации. Их с удовольствием эмитировали бы банки, занимающиеся ипотекой и потребительским кредитованием, а приобретали - негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, которым как раз не хватает инструментов долгосрочного инвестирования. Но в России невозможно проводить секьюритизацию активов. Некоторые эмитенты (с оттоком которых, напомним, борется ФСФР) выпускают такие бумаги на Западе. Другие организации вынуждены закладывать плату за неликвидность активов в проценты, взимаемые с заемщиков.

В плюс ФСФР следует поставить подготовку нормативной базы для бюро кредитных историй. В минус - то, что реально они начали работать на несколько месяцев позже, чем планировалось. Другая важная реализованная инициатива - отработка законодательства, регулирующего деятельность жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативов. Активно развивается сектор коллективных инвестиций.

 На подходе изменения в регулировании маржинальной торговли. Так называемые квалифицированные инвесторы смогут легально торговать с плечом «один к трем». Правда, большинство брокеров давно позволяют клиентам пользоваться куда большим плечом, причем вне зависимости от квалификации.

До сих пор не создан совет по инфраструктуре, который мог бы заняться спорными вопросами реализации модели Центрального депозитария.

К сожалению, растет манипулирование ценами и игра на инсайдерской информации. Считается, что среди крупных инвестиционных компаний нет ни одной, которая не зарабатывала бы с помощью внутренней информации, получаемой от чиновников государственных ведомств и эмитентов. Несуществующий закон об инсайде уже давно стал жизненной необходимостью, поскольку иных рычагов борьбы с мошенничеством практически нет.

Эффективная инвестиционная деятельность на финансовом рынке невозможна без обеспечения защиты прав собственности на приобретенные ценные бумаги и прав на получение достоверной информации как об объектах инвестирования, так и о посредниках финансового рынка. Стимулирование инвестиций через обеспечение действенных механизмов предоставления инвесторам надежной системы учета их прав на ценные бумаги, достоверной системы раскрытия информации на фондовом рынке, а также эффективно функционирующей системы обеспечения исполнения обязательств является одной из основных задач ФСФР России.

Таким образом, можно выделить следующие первоочередные тактические и стратегические задачи Федеральной службы по финансовым рынкам на современном этапе развития. Это прежде всего:

· защита законных прав и интересов инвесторов на фондовом рынке;

· содействие развитию финансового рынка и его инструментов, обеспечение стабильности финансового рынка;

· обеспечение должных принципов коллективных форм инвестирования, включая пенсионные накопления граждан.

Выполнение этих задач будет сопровождаться увеличением количества эмитентов, входящих в котировальные листы фондовых бирж высшего уровня, правила которых требуют повышенного уровня раскрытия информации, и в категории высокого уровня в рейтинге корпоративного управления. ФСФР России будет применяться показатель количества эмитентов, имеющих рейтинг корпоративного управления выше среднего, присвоенный рейтинговыми агентствами, аккредитованными ФСФР России.

Планируется проведение работы по созданию единой для российского организованного фондового рынка клиринговой и расчетной организации, что приведет к снижению доли внебиржевых сделок, совершаемых профессиональными участниками, по отношению к суммарному объему биржевых и внебиржевых сделок, совершенных профессиональными участниками, что будет свидетельствовать о создании эффективной и приемлемой для финансовых посредников системы расчетов.

Предполагается рост доли средств пенсионных накоплений, переданных частным управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, в общем объеме средств пенсионных накоплений.

Решение поставленных задач и достижение поставленных целей позволят нам с уверенностью заявлять, что ФСФР является состоявшимся ведомством, способствующим успешному и эффективному функционированию рынка ценных бумаг и финансового рынка в целом.

 

 

 

Заключение

Конечно, спектр вопросов, касающихся портфельного инвестирования, чрезвычайно широк, и затронуть их все в рамках подобного обзора невозможно. Главное, что необходимо подчеркнуть: будущее за портфельным менеджментом, но его возможности надо использовать и в нынешних условиях.

Фондовый рынок представляет собой строгую систему взаимосвязанных субъектов финансовой деятельности, функционирующую как единое целое благодаря четкому детерминированию целей, задач и функций каждого. Деятельность любого участника финансового рынка опосредована не только его личными целями, но и деятельностью остальных субъектов рынка. Деятельность каждого субъекта финансовых отношений на фондовом рынке, в свою очередь, регулирует функционирование остальных. Таким образом, полноценность механизма перераспределения финансов в целевые отрасли экономики и функционирования экономики страны в целом определяется корректностью и профессионализмом каждого участника фондового рынка.

Список используемой литературы

 

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации

2. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. – М.,2004.

3. Семенкова Е.В. Операции с ценными бумагами. – М., 2002.

4. Алексей Рухлов. Принципы портфельного инвестирования. - Финансы. Ценные бумаги. - 2007.

5. Астахов В.П. Ценные бумаги. Выпуск, обращение, погашение, бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность. - М.: Издательство “ Ось-89 “, 2006.

6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 2006.

7. Дробозина Л.А. Финансы, денежные обращения, кредит. - М.: Финансы и статистика, 2000.

8. Кравченко В.В. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг РФ // «Менеджмент в России и за рубежом» – 2000 – №2.

9. Шестаков А.В и Д.А. Рынок ценных бумаг. – М.: 2000.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.