Его грядущее - иль пусто, иль темно, — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

2021-01-29 105
Его грядущее - иль пусто, иль темно, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию - презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты - его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства -

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом


Какие разноречивые чувства вызывает у вас это стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть, радость)? Подчеркните варианты, которые вы считаете верными.

Как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, ода, реквием)? Подчеркните варианты, которые вы считаете верными

Определите размер стихотворения

______________________________________________________________________

Почему ритм стихотворения замедленный? Какими средствами это достигается? Выпишите определения-эпитеты

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем упрекает автор свое поколение?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему при этом в 1-й строфе он употребляет местоимение «я», а далее «мы»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

На какие логические части автор делит стихотворение межстрофными пробелами? Какой смысл при этом выявляется? Вставьте пропущенные слова

1-й катрен —тезис.Это пролог ко всему тексту.В нем _____________________________________________________своему поколению

 Ключевой глагол в будущем времени — «__________________».

2—4-й катрены —развитие тезиса.Это авторский приговор,аргументация того,что у его поколениянет будущего. Ключевые глаголы «__________», «___________», «_________» в ____________времени, глаголов мало, текст статичен

5—9-й катрены — антитезис.В тексте много отрицательных частиц (_____________________),местоимений(____________________________________________), предлогов и приставок со значением отсутствия (_________________________________________), глаголов___________________, но в 5—6-м катренах они все в __________________________времени, что указывает на то, что у потерянного поколения все в прошлом, все его попытки к духовной жизни не дали результата. В 7-9 катренах звучит следствие бездействия поколения, которое ни к чему не стремится, все у него случайно, хотя «огонь кипит в крови». Результат такой жизни прийти к гробу «без счастья и славы», так и не поняв душевных порывов поколения отцов.

10—11-й катрены — синтез. Это эпилог в развитии чувства. Поколение 30-х годов XIX века не способно оставить после себя нерукотворных памятников, так как никаких добрых чувств оно не пробудило. Поэтому и прах его будет «оскорблен презрительным стихом» потомков, которые стыдятся своих отцов. Ключевые глаголы «_____________», «________________» стоят в ___________________времени. Такова перспектива потерянного поколения. Глаголов всего два, текст как бы остановился в своем развитии, замер. Жизнь толпы прошла «без шума и следа», не родив гениев. Толпа — это что-то нерасчлененное, в ней нет выдающихся личностей, нет индивидуальностей.

Как соотнесены в тексте ключевые образы «отцов» и «детей»? Какой приговор выносит автор тем и другим? Как эти роли меняются в последнем четверостишии___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какова композиция произведения?_________________________________________

Как в финале доказываются положения «пролога»?

Почему в финале поэт называет свое поколение «толпой»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Как часто пёстрою толпою окружён…»


Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки, —

Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье.

С глазами полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин -
Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне.

Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.