Развитие речного транспорта и первая пристань в Барнауле — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Развитие речного транспорта и первая пристань в Барнауле

2021-01-29 373
Развитие речного транспорта и первая пристань в Барнауле 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Обь в качестве транспортной артерии используется давно. Примерно до середины XIX в. движение по ней было незначительным, навигацию осуществляли только лодки и маленькие суда [2, с.258]. Первый пароход во всем Обь-Иртышском бассейне «Основа» был спущен на воду в 1844 г. [28, с. 190] В Барнаул же первый пароход пришел летом 1854 г. [25, с. 4] То было судно «Ермак» томской купеческой кампании [25, с. 4; 30]. Он совершал рейс Тюмень-Томск-Барнаул. С того времени Барнаул стал усиливать свое транспортно-речное значение.

В 1865 г. барнаульские судовладельцы установили пароходную связь с Бийском. В 1870-е барнаульский дворянин М.Е. Функ основал в Барнауле пароходную компанию. В 1889 компания выстроила пароход «Заметный» (240 л.с.), самый мощный в то время в Западной Сибири. [2, с. 319, 25, с. 4] Компания “оживила” судоходство по Оби. Особенно оно усилилось во время строительства Екатеринбург-Тюменской железной дороги (1885 г.). Из Барнаула по водным путям отправляли сельскохозяйственные продукты для торговли. В 1890-х начался массовый вывоз хлеба с Алтая, связанный с голодом с Европейской России, на Урале и в Тобольской губернии [27, с. 5]. Тогда значение речного транспорта в крае мощно возросло. Средний годовой грузооборот пристаней Барнаула за период 1904-1910 гг. составил 5736,4 тыс. пуд. (Таблица 2.1) [2, с. 259; 28, с. 215] Причем из них 3-4 млн. приходились на флотилию Е.И. Мельниковой, мещанки из Вологодской губернии, которая основала в Барнауле частную пароходную компанию в 1893 г. Ее компания быстро развивалась и в 1890-е годы использовала двухпалубные пароходы. В 1910-1914 флотилия Мельниковой насчитывала 10 пароходов мощностью 2130 л. и 6 барж вместимостью 490 тыс. пудов, а также 6 дебаркадеров. [2, с. 183; 28, с. 273]

Таблица 2.1

Грузооборот пристани Барнаула по некоторым годам

[по 2, с. 183; 22, с. 107; 25, с. 25; 27; 28, с. 215; 30; 34, с. 201]

Годы Ежегодный грузооборот, тыс. тонн Годы Ежегодный грузооборот, тыс. тонн
1904-1910 93,96 (5736 тыс. пуд) * 1938 700
1906 53,22 (3249 тыс. пуд) 1974 ок. 2000
1908 154,21 (9414 тыс. пуд) 1980-е 4700
1913 41,87 (2556 тыс. пуд)    

* В скобках указаны значения в исходной размерности.

 

К 1908 г. на обских берегах города разместилось 13 пароходных причалов частных барнаульских, томских и тюменских компаний. (Наиболее крупными были компании Е.И. Мельниковой, Е.В. Ельдештейна, Г.И. Фуксмана) Общая численность их флотилии составляла 39 пароходов, барж и паузков (больших лодок) [2, с. 259]. К началу Великой Отечественной войны пристань имела 30 буксирных и пассажирских судов, речных трамваев, паузков, барж и паромов [25, с. 13]. Однако во время войны работа речников затормозилась, так как многие из обслуживающего персонала ушли на фронт и переработка грузов резко сократилась. Темпы работы стали возобновляться в 1950-е гг. В это время пристань стала интенсивно механизироваться. Вместо ручной погрузки/разгрузки стали применяться плавучие и береговые краны. Тогда же стали появляться первые теплоходы, а позже – и скоростные теплоходы «Заря» (их по сей день можно увидеть на Оби). 19 сентября 1969 г. к Речному порту приписано 17 пассажирских теплоходов. В том же году открылся новый скоростной рейс Барнаул – Камень-на-Оби. В июле 1971 по выходным дням с причала стал отправляться теплоход «Вечерний Барнаул», время его прогулки по реке составляло 4 часа и рабочие промышленных предприятий города проводили свой отдых на теплоходе.

Но так обстояло в советское время. Когда же пароходство еще только начало развиваться в Барнауле, единственная пристань здесь представляла собой пляж и вовсе не была оборудована. В годы Великой Отечественной войны грузовая пристань была уже механизирована. Приведем воспоминание Г.М. Ключевского 1989 г.: «Хозяйство наше в то время: угольный причал с десятком транспортеров и бункеров для угля, зерновой причал с транспортерами, причал большой скорости. <…> Производительность транспортеров была очень низкой. Кроме того, во время работы приходилось очень часто их останавливать, чтобы вручную переставить ближе к куче угля. <…> Летом в напряжении трудились и люди, и техника, а зимой нам приходилось почти заново перебирать всю нашу механизацию. Материалы, запчасти – их всегда не хватало, что-то делали сами, что-то разными путями добывали. Но к навигации все механизмы были в порядке». [25, с. 22]. К концу 1980-х среди технического оснащения грузовой пристани имелись четыре портальных 5-тонных крана, а также 10-, 16-, 20- и 27-тонных. Также шесть плавучих кранов, экскаваторы, автопогрузчики, тракторы. [25, с.25] К этому времени остальное оснащение просто пришло в негодность.

В 1985 сдан в эксплуатацию пассажирский Речной Вокзал с имеющимся транспортом: 61 транспортный буксир, 12 теплоходов, 23 несамоходных судна общим тоннажем 12,6 тысяч тонн. [2, с. 259]

 

 

Две пристани

 

Так в Барнауле имеется ряд пунктов, так или иначе, связанных с навигацией по реке Оби. Сейчас существует две пристани в городе – грузовая и пассажирская.

Так называемый «ковш» является грузовой пристанью. Он расположен в затоне, образованном между островом Отдыха и «континентальной» частью Барнаула (коренным берегом Оби). Этот затон в своё время являлся протокой и начинался от устья р. Барнаулки. Однако к 1940-м гг. прошлого века место ответвления протоки от основного русла сильно обмелело по причине отлагаемых здесь донных осадков р. Барнаулки. Это вызывало большие затруднения в судоходстве, поэтому в 1941 г. началась капитальная работа по строительству дамбы для образования «ковша» [25, с. 17; 29]. Она длилась около десятилетия, т.к. затон оказался очень мелким и в зимней период просто пересыхал. Приходилось проводить дноуглубительные работы. Длинна образованного таким образом затона составила на сегодняшний день около 4200 м (посчитано по [8]). Но стоячая вода сыграла существенную негативную роль. Во-первых территория «ковша», особенно в районе дамбы, широко использовалась как зона отдыха (откуда и произошло название острова Отдыха). Теперь же это больше зона коммунальная [29]. Огромное количество мусора, как на прибрежной территории, так и в глубине суши, отталкивает отдыхающих. Свалки здесь довольно малы по размерам, однако весьма часты (прил. 2).

Во-вторых, основные функции «ковша» - это хранение судов в зимней период, временные стоянки в период навигации, погрузка-разгрузка грузов на судах, судоремонтные работы. Но, как известно, при разгрузке-погрузке неминуемо происходит естественная убыль массы грузов. Иными словами, часть их теряется в окружающую среду [21]. Так же судоремонтные, как и судостроительные, работы приводят к загрязнению окружающего пространства. Это весьма актуально для «ковша» в последние десятилетия. Приведем цитату из популярной статьи: «Протока Оби возле рабочего поселка Затон надежно пропитана “нефтепродуктами”. На дне ее покоится промасленная ветошь, выброшенная нерадивыми судоводителями. В Затоне и “Ковше” зимой ремонтируют теплоходы. Прямо на льду высятся кучи ржавого железа, тряпье в мазуте, краска, куски проволоки и прочее. За последние 15 лет судоремонтники превратили Затон и “Ковш” в мертвую зону. И в конце – концов такое отношение к реке привело к печальным последствиям – загрязнению вод» [33]. Карта, уже указанная выше, хорошо иллюстрирует этот факт.

Другая пристань Барнаула – пассажирская. Она расположена в районе Речного Вокзала, близ площади В.Н. Баварина. Ее главная функция – перевозка пассажиров. Существует два рейса у пассажирских теплоходов. Во-первых, это рядовые рейсы до населенных пунктов. Вниз по течению маршрут проходит до станции Кокуйской, вверх – до деревни Рассказиха. Однако навигация до многих из них часто прекращается еще до того, как закрывается вообще навигация по Оби в районе Барнаула. Связано это с русловыми процессами и, как следствие, уменьшения глубины воды [14, с. 91]. В целом у Оби амплитуда изменения ее уровня составляет 7 метров по максимуму (по [5]). В связи с этим, при очень низких уровнях теплоходы не могут доплыть до назначенных пунктов. Иногда в конце лета – в начале осени в таких случаях перевозку пассажиров осуществляют два теплохода: в рейсе до Рассказихи теплоход «Москва» доплывает до деревни Бобровка, а дальше пассажиры пересаживаются на скоростной теплоход «Заря» с очень низкой осадкой. В целом мы можем свидетельствовать, что при имеющихся тенденциях руслоформирования Оби в районе Рассказихи, этот населенный пункт через одно-два десятилетия вовсе окажется отрезан от теплоходных маршрутов.

Надо сказать, что полвека назад работали рейсы и до городов Бийск и Камень-на-Оби. Хотя и тогда были большими проблемы с такой длинной навигацией (по причине все того же руслоформирования), однако ныне теплоходы вообще не совершают этих рейсов. В середине 1950-х между Бийском и Барнаулом сообщение шло двумя судами: газоходом «Зюйд» (Бийск – Усть-Чарышская Пристань) и пароходом «Товарищ» (Барнаул – Бийск). Рейс длился 37 часов. От Барнаула до Камня-на-Оби чуть меньше – 36 часов (но обратно, против течения, - около двух с половиной суток) [18, с. 59].

Другие рейсы – прогулочные. Они проводятся на теплоходах типа «ПТ», длятся пару часов и являются одним из весьма востребованных ныне услуг Барнаульского причала.

Для упрощения работы пассажирской пристани 9 мая 1939 г был построен деревянный речной вокзал, постройка которого началась в мае 1938 г. Зал ожидания рассчитан на 150 человек. На верхнем этаже – ресторан и буфет [30]. В 1985-м была завершена постройка нового двухэтажного Речного Вокзала. Причем подготовка к закладке его фундамента началась еще в 1969 г. Затем 11 сентября 1970 г. главный архитектор города В.В. Казаринов “обнародовал” этот проект. В августе 1971 г. трест «Алтайтрансстрой» начал вертикальную планировку площадки будущего строения. В декабре 1972 г. наконец начались комплексные работы по возведению Речного Вокзала.

 

 

Поселок Бобровский Затон

 

Важное место в развитии судоходства на Оби в районе Барнаула занимает поселок Бобровский Затон, входящий ныне в Центральный район г. Барнаула. Он был образован в 1880-х годах, когда барнаульские пароходчики В.И. Мельникова, Курбатов и Игнатов построили здесь свои судостроительные и судоремонтные мастерские [2, с. 120; 19, с. 6; 25, с. 20]. В дальнейшем владения расширялись, всё больше открывалось мастерских. В феврале 1918 по декрету о национализации флота они перешли от хозяев к речникам. Здесь были построены цехи с новыми станками, и к 1930-м гг. поселок получил почетное звание стахановского предприятия. В 1937 г. мастерские преобразованы в судоремонтный завод, который в конце 1950-х реорганизован в Барнаульскую ремонтно-эксплутационную базу флота. В начале 1970-х он стал именоваться судостроительно-судоремонтным заводом, а через десять лет – вновь ремонтно-эксплутационной базой. Однако это градообразующее предприятие в 2002 г. оказалось ликвидировано. Но находящийся здесь затон продолжает нести свою транспортно-речную функцию – именно здесь зимуют многие суда Барнаульского речного флота.

Так или иначе, сейчас все чаще встает вопрос о переселении поселка [19, 20]. Это связано вовсе не с ликвидацией главного предприятия, а с природными условиями, в которых Затон вынужден существовать. Ведь почти каждый год весенним паводком в некоторой мере происходит полное затопление либо подтопление земельных участков и различных зданий. Эта проблема давно терзает администрации города и края и в последние годы оно находит постепенное решение – поселок решено расселить, и уже частично население действительно расселено.

Мы уже писали об этих проблемах (см. [19; 20]). Вкратце поясним. Решение о расселение Затона появилось, видимо, в 2001 г. после рабочей поездки в поселок Л. Драчевского (полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе). В тот год затопление случилось особенно мощное, – в его зоне оказалось 600 поселковых зданий (из 615) [15]. Тогда же принято было постановление, согласно которому, «до 15 октября <…> должны быть подготовлены и представлены на утверждение списки жителей поселка Затон, которые желают переселиться в село Бельмесево» [13]. По ряду причин долгое время проблема не разрешалась. Наконец она вновь была поднята 19 марта 2003 г. на совещании по вопросам подготовки к безаварийному пропуску паводковых вод на территории региона. Глава администрации Алтайского края А. Суриков отметил на совещании, что работа по переселению жителей поселка Затон ведется. В 2004 г. вопрос был вновь поднят на широком обсуждении во время совещания по организации предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных весенним паводком. Но по сей день проблема до конца не решена – большинство семей продолжают жить и работать в Затоне.

Мы исследовали эту проблему с гидрологической позиции и пришли к следующим выводам. Затопление начинается при подъеме уровня воды от 133 м (в балтийской системе высот), или 520 см выше нуля графика водомерного поста. Большая часть территории поселка вложена в амплитуду 135-136 м (59% земельной площади) (прил.3). Судя по графику максимальных уровней Оби (таблица 2.2), реально эти высоты в той или мере затапливаются раз в два-четыре года. Здесь будет целесообразно привести карту частоты затоплений, созданную на основе имеющегося у нас статистического материала и топографической основы исходного масштаба 1:10000 (прил.4). Карта показывает территории с отображением частоты их затопления водами р. Оби в сутках.

 


Таблица 2.2

Максимальные уровни р. Оби по некоторым годам [по 5]

Год Максимальный уровень, см Год Максимальный уровень, см Год Максимальный уровень, см
1928 {651}* 1966 652 1974 491
1937 763 1967 476 1975 618
1955 513 1968 520 1976 529
1957 578 1969 737 1977 611
1961 586 1970 600 1993 {634}
1962 502 1971 530 2001 {638}
1963 491 1972 493 2002 {527}
1964 508 1973 582 2004 {682}

* Данные сомнительны, т.к. взяты из некомпетентных источников: 1928 г. – по [30]; 1993 – [17]; 2001 - [15]; 2002 – [7]; 2004 – [12].

 

Усреднив данные (таблица 2.3), можно говорить, что время затоплений за рассмотренный период составляет всего около 4% от количества суток в году. Не так много, но осредненные данные здесь мало показательны, т.к. из года в год эти значения меняются. Так в 1973 г. время затоплений составляло почти 10%, в 1957 – почти 12%, а в 1966 – 18%. При этом неравнозначны площади затоплений. В 1969 г., например, уровень воды превысил абсолютную отметку 135 м. В иные же годы такое превышение было довольно редко.

Для общего представления масштабности катаклизма приведем несколько примеров затопляемости. В 2001 г. максимальный урез воды составил 639 см, из 615 зданий поселка в зоне затопления оказались 600 [15]. В 2002 г. уровень воды 527 см, подтоплено более 30 садово-огородных участка [7]. 26 мая 2004 г. уровень 550 см, подтоплено 46 участка [12].

Как теперь видно, основания для расселения поселка Затон действительно серьезны.

 

 


Таблица 2.3

Сроки (количество суток) «стояния» уровней р. Оби [по 5]

Год


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.