Сспециальность : 051301 – «Общая медицина» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Сспециальность : 051301 – «Общая медицина»

2021-01-29 82
Сспециальность : 051301 – «Общая медицина» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СИЛЛАБУС

Интегрированного электива

«ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ»


 

Сспециальность: 051301 – «Общая медицина»

Кафедра интернатуры и резидентуры по педиатрии № 2

Кафедра детской хирургии

Курс - 5

Семестр – 9-10

 

Практические занятия: 30 часов

СРС: 30 часов

СРСП: 30 часов

Всего: 90 часов

 

Форма контроля: экзамен

 

 

Алматы-2013

 

Силлабус разработан  к.м.н., асс. Касымовой Р.Н.  

 

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры  интернатуры и резидентуры по педиатрии № 2

 

Протокол №    от «__» _____________________ 2013г.

 

 

Заведующий кафедрой, профессор                                                                       Хабижанов Б.Х.

 

 

1. Общие сведения:

1.1 Наименование вуза Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

1.2 Кафедра  интернатуры и резидентуры по педиатрии № 2

1.3 Специальность: 051301 «Общая медицина»

1.4 Объем учебных часов – 90 часов

1.5 Курс и семестр изучения - 5 курс, IX, X семестры

1.6 Сведения о преподавателях

Ф.И.О. Должность Ученая степень Приоритетные научные интересы, достижения и др.
1 Хабижанов Болат Хабижанович  профессор д.м.н Педиатрия и кардиология
2 Курманбекова Сауле Каспаковна  доцент к.м.н Педиатрия, пульмонология, гастроэнтерология
3 Нургалиева Жанар Женисовна доцент к.м.н Педиатрия, кардиология, эндокринология
4 Хитуова Лидия Киикбаевна доцент к.м.н Педиатрия, кардиология, неонатология
5 Лобанова Римма Петровна ассистент к.м.н Педиатрия, нефрология, гастроэнтерология
6 Шорина Елена Николавна ассистент к.м.н Педиатрия, кардиология
7 Касымова Раушан Нурпеисовна ассистент к.м.н Педиатрия, пульмонология, гастроэнтерология
8 Кайназарова Сауле Егембердиевна ассистент   Педиатрия, гематология, кардиология
9 Канагатова Гаухар Маутовна ассистент к.м.н Педиатрия, нефрология, гастроэнтерология
10 Баймуратова Айгуль Досжановна ассистент   Педиатрия, аллергология
11 Тулебаева Асель Кайратовна ассистент   Педиатрия, кардиология
12 Кисленко Анатолий Викторович ассистент   Педиатрия, гастроэнтерология, эндоскопия
13 Байгабулова Мадина Сырымовна ассистент   Педиатрия, кардиология

Контактная информация:

Адрес: г. Алматы, пр. Аль-Фараби, 146

Кафедра  интернатуры и резидентуры по педиатрии № 2, тел. 269-67-87

Общие требования, предъявляемые к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе:

· студент обязан посещать занятия по расписанию;

· принимать активное участие в учебном процессе (подготовка теоретического материала, решение клинических ситуаций и тестов, курация больных, участие в клиническом разборе больного);

·  студент должен соблюдать этико-деонтологические нормы поведения;

· обязательное выполнение СРС;

· студент не должен опаздывать на занятия;

· студент обязан на занятиях выключать сотовый телефон;

· наличие чистого, белого халата;

· уважительное отношение к ППС и студентам;

· студент должен выполнять все условия текущего, рубежного и итогового контролей;

· при отсутствии студента на занятии – 0 баллов за 1 занятие;

· в конце изучения дисциплины студент должен сдать экзамен;

· студент должен иметь санитарную книжку с допуском СЭС и указанием полученных прививок;

· студентам запрещается курить на территории КазНМУ;

· студентам запрещается портить имущество кафедры;

 

2. Программа

Введение

Ребенок с врожденными пороками развития (ВПР) – это самостоятельный раздел медицинских знаний, относится к блоку медико-биологических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих фундаментальные теоретические знания, на базе которых строится вся подготовка будущего врача-специалиста.

Дисциплина изучает многообразные клинические проявления ВПР и МАР, общие и специальные лабораторно-инструментальные диагностические методы, особенности психики больного и его семьи, а также обеспечение оптимальной системы эффективных мер терапевтической и хирургической коррекции и реабилитационных мероприятий. Формирование знаний основных закономерностей развития ВПР в свете естественно-научных представлений о строении и функции органов и систем детского организма в целом, дает возможность использовать полученные знания при изучении других фундаментальных и медицинских дисциплин, успешного усвоения клинических специальностей, а так же в практической деятельности врача-педиатра и детского хирурга.

Центральной проблемой является изучение причин и механизмов формирования ВПР основных органов и систем детского организма, выработки единых подходов к организации оказания специализированной медико-социальной помощи этой категории больных. Важным этапом ранней диагностики врожденных пороков развития является пренатальная диагностика, которая позволяет выбрать рациональную лечебную тактику до рождения ребенка. 

Изучение вопросов раннего выявления врожденных пороков развития, начиная с перинатального периода, применение рациональной интенсивной терапии в предоперационном и послеоперационном периодах, а также бережное выхаживание новорожденных детей с хирургической патологией является фундаментом достижение хороших результатов в неонатальной хирургии.

Эволюция методов хирургических вмешательств в коррекции врожденным пороков развития развивается в сторону уменьшения количества этапов хирургического лечения, их радикальности и использования малоинвазивных, эндовидеохирургических технологий. Особое место занимает развитие фетальной хирургии – внутриутробные оперативные вмешательства при трудно корригируемых аномалиях развития (врожденная диафрагмальная грыжа, инфравезикальная обструкция, спиномозговая грыжа).

2.2. Цель электива: Формировать и систематизировать знания по основным разделам врожденных пороков развития у детей. Изучить этиологию, патогенез, диагностику, дифференциальную диагностику, принципы лечения врожденной хирургической патологии детского возраста и возможности профилактики.

2.3. Задачи обучения:

Когнитивный компонент (знания)

· Формировать и систематизировать теоретические знания по основным разделам врожденных пороков развития у детей.

· Изучить клинические проявления врожденных пороков развития в детском возрасте.

· Способствовать развитию клинического мышления в диагностике, в проведении дифференциальной диагностики врожденной патологии различных органов и систем.

· Формировать знания и умения  интерпретировать результаты основных методов обследования и диагностики врожденных пороков развития.

· Формировать навыки и умения определять диагностическую значимость методов функциональных и инструментальных исследований;

 

Операционный компонент (навыки и умения)

· формировать навыки и умение выявления симптомов, характерных для врожденных пороков развития у детей.

· формировать и развивать аналитические способности при дифференциации основных групп врожденных пороков развития, требующих хирургической коррекции в неонатальном периоде;

· формировать навыки применения современных методов функциональной и инструментальной диагностики врожденных пороков развития у детей;

· формировать навыки и умения применения современных методов лечения врожденных пороков развития в детском возрасте;

 

Аксиологические (коммуникативные навыки)

· формировать и совершенствовать навыки, умения общения с пациентами (детьми) и их родителями;

· совершенствовать навыки межличностного общения;

· развитие навыков работы в команде;

 

Правовой компонент

· формировать и совершенствовать знания и умения по соблюдению этических норм при обследовании и лечении новорожденных детей с врожденными пороками развития в свете конвенции о правах ребенка, закона РК об охране здоровья матери и ребенка

 

Компонент самообразования и самосовершенствования

· повышать уровень профессионального образования путем самостоятельного изучения медицинской литературы, пользования интернетом, подготовки презентации, ситуационных задач, дифференциально-диагностических таблиц, формированием профессиональной речи

 

2.4. Конечные результаты обучения:  

Студент должен знать:

· современные международные классификации врожденных пороков развития у детей;

·  клинико-лабораторные симптомы заболеваний, синдромы, проявляющие себя указанной симптоматикой и тактику ведения больных при различных нозологических формах;

·  принципы дифференциальной диагностики врожденных пороков развития;

·  показания к проведению общеклинических и углубленных методов лабораторной и инструментальной диагностики;

·  основы интегрированного ведения новорожденных с врожденной патологией;

·  основы клинической фармакологии детского возраста: клиническое значение, фармакокинетику и фармакодинамику, побочные эффекты, показания и противопоказания лекарственных средств;

· вопросы этики и деонтологии во взаимоотношениях: врач – больной – родители; врач - врач; врач - медицинский персонал.

Студент должен уметь:

· грамотно составить алгоритм диагностических мероприятий врожденных пороков развития органов и систем у детей;

· провести дифференциальную диагностику врожденных пороков развития, соматических, инфекционных заболеваний и неотложных состояний;

· дифференцировать врожденные пороки развития и приобретенную патологию у детей;

· составить алгоритм предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больного в зависимости от нозологии;

· интерпретировать данные параклинических методов диагностики (лабораторных, функциональных и инструментальных);

· самостоятельно провести и /или оценить результаты основных диагностических и лечебных процедур;

· правильно заполнять медицинскую документацию в стационаре;

Студент должен владеть коммуникативными навыками:

· применять знания по этике и деонтологии при сборе анамнеза, обследовании и лечении больных детей с врожденными пороками развития;

· работать в команде;

· определения показаний для проведения функциональных и инструментальных методов исследования;

· освоить и закрепить навыки межличностного общения с пациентами, их родителями, коллегами

Студент должен знать и применять правовые компетенции

· формировать и совершенствовать знания и соблюдать этические нормы при обследовании и лечении ребенка  в свете конвенции о правах ребенка, закона РК об охране здоровья матери и ребенка

 

Студент должен владеть навыками самообразования и самосовершенствования

· повышать уровень профессионального образования путем самостоятельного изучения медицинской литературы, пользования Интернетом, подготовки презентации, ситуационных задач, дифференциально-диагностических таблиц, формировать профессиональную речь

 

2.2. 2.5.1 Пререквизиты: молекулярная биология и медицинская генетика, анатомия - 2, патологическая анатомия – 2, коммуникативные навыки, физиология-2

2.3. 2.5.2 Постреквизиты: детские болезни – П,  детская хирургия - П, детская хирургия - Х.

 

2.6.Краткое содержание дисциплины

Представляется симптоматология, клиника, дифференциальный диагноз, современные методы диагностики и терапии  ВПР у детей. Учитывая редкость патологий, врач будет владеть кардинальными основами диагностики этих заболеваний.

Занятия будут проводиться в виде решения ситуационных задач, составления алгоритма диагностики, разбора учебной истории болезни.

2.7 Тематический план (практические занятие, СРСП, СРС)

2.7.1Тематический план практических занятий

Темы Форма проведения Продолжительность
1 Понятие о врожденных пороках (ВПР) и малых аномалиях развития (МАР) у детей. Врожденные пороки развития и малые аномалии развития дыхательной системы у детей  Презентация. Разбор тематических больных или копии истории болезни, решение тестовых заданий и клинических ситуаций. 4,5
2 Врожденные пороки развития и малые аномалии развития сердечно-сосудистой системы у детей Разбор тематических больных или копии истории болезни, решение тестовых заданий и клинических ситуаций, презентация 3.5
3 Врожденные пороки развития и малые аномалии развития пищеварительной системы у детей Разбор тематических больных или копии истории болезни, решение тестовых заданий и клинических ситуаций, презентация 3,5
4 Врожденные пороки развития и малые аномалии развития мочевых органов у детей   Разбор тематических больных или копии истории болезни, решение тестовых заданий и клинических ситуаций, презентация 3,5

 

 

2.7.2 Тематический план СРСП

Темы Форма проведения занятия Продолжительность
1. Понятие о врожденных пороках (ВПР) и малых аномалиях развития (МАР) у детей. Врожденные пороки развития и малые аномалии развития дыхательной системы у детей. Решение ситуационных задач, работа в малых группах 4,5
2 Врожденные пороки развития и малые аномалии развития сердечно-сосудистой системы у детей. Решение ситуационных задач, работа в малых группах 3,5
3 Врожденные пороки развития и малые аномалии развития пищеварительной системы у детей. Решение ситуационных задач, работа в малых группах 3,5
4 Врожденные пороки развития и малые аномалии развития мочевых органов у детей.   Решение ситуационных задач, работа в малых группах 3,5

2.7.3 Тематический план самостоятельной работы студентов

Темы Форма проведения занятия  Продолжительность
1 Современные методы диагностики врожденных пороков развития Презентация, составление тестов, алгоритмов обследования и лечения 4
2 Малые аномалии развития при врожденных и наследственных синдромах Презентация, составление тестов, алгоритмов обследования и лечения 3,5
3 Врожденные пороки развития, обусловленные врожденным дефектом метаболизма Презентация, составление тестов, алгоритмов обследования и лечения 3,5
4 Фенотипические признаки, выявляемые при клиническом исследовании ребенка с пороком (пороками) развития Презентация, составление тестов, алгоритмов обследования и лечения 4

 

Виды работ

Наименование

Темы

Оцениваемые компетенции

Знания Практические навыки Коммуника-тивные навыки Правовая компетен-ция Саморазвитие

1

Практ. занятия Понятие о врожденных пороках (ВПР) и малых аномалиях развития (МАР) у детей. Врожденные пороки развития и малые аномалии развития дыхательной системы у детей Устный опрос, решение тестовых заданий и клинических ситуаций Аускультация легких Сбор анамнеза   Самостоятельное изучение медицинской литературы, интернет ресурсы и т.д СРСП Понятие о врожденных пороках (ВПР) и малых аномалиях развития (МАР) у детей. Врожденные пороки развития и малые аномалии развития дыхательной системы у детей         Самостоятельное изучение медицинской литературы, интернет ресурсы и т.д

2

Практ. занятия Врожденные пороки развития и малые аномалии развития сердечно-сосудистой системы Устный опрос, решение тестовых заданий и клинических ситуаций     Этико-деонтологические нормы при общении с родителями ребенка с ВПР Самостоятельное изучение медицинской литературы, интернет ресурсы и т.д СРСП Врожденные пороки развития и малые аномалии развития сердечно-сосудистой системы   Аускультация сердца, определение границ сердца     Самостоятельное изучение медицинской литературы, интернет ресурсы и т.д

3

Практ. занятия Врожденные пороки развития и малые аномалии развития пищеварительной системы у детей. Устный опрос, решение тестовых заданий и клинических ситуаций   Работа в малых группах   Самостоятельное изучение медицинской литературы, интернет ресурсы и т.д СРСП Врожденные пороки развития и малые аномалии развития пищеварительной системы у детей.   Пальпация живота     Самостоятельное изучение медицинской литературы, интернет ресурсы и т.д

4

Практ. занятия Врожденные пороки развития и малые аномалии развития мочевых органов у детей. Устный опрос, решение тестовых заданий и клинических ситуаций Пальпация почек     Самостоятельное изучение медицинской литературы, интернет ресурсы и т.д СРСП Врожденные пороки развития и малые аномалии развития мочевых органов у детей.         Самостоятельное изучение медицинской литературы, интернет ресурсы и т.д

 

 2.8. Задания для самостоятельной работы студентов

1. Самостоятельная работа студентов выполняется в виде составления клинических ситуаций, тестов, дифференциально-диагностических таблиц, презентаций, схем обследования и лечения

2. Формы СРС: презентация, составление дифференциально-диагностических таблиц, составление схем обследования и лечения, тестовых заданий, клинической ситуации.

Оформляются согласно требованиям, используются современные данные литературы, составляется библиография.

2.9 Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Шабалов Н.П. Учебник «Детские болезни», СП-б: Питер, 2010.

2. Барашнев Ю.И., В.А. Бахарев, П.В. Новиков «Диагностика и лечение врожденных и наследственных заболеваний у детей» - Путеводитель по клинической генетике – «Триада-Х», М, 2004

3. Исаков Ю.Ф. Хирургические болезни детского возраста.- М., 2004 г.

4. Ашкрафт К.У., Холдер Т.М. Детская хирургия. С.-Петербург.- 2008 г.

5. Баиров Г.А. Срочная хирургия. С.-Петербург.- 2003 г.

6. Дронов А.Ф., Поддубный И.В., Исаков Ю.Ф. Эндоскопическая хирургия у детей. М.-2003 г.

 

Дополнительная:

1. Новиков П.В. «Основные направления профилактики врожденных и наследственных болезней у детей»// РВПтП, 1, 2004, с.5-9

2. Баранов В.С., Баранова Е.В., Ивашенко Т.Э., Асеев М.В. Геном человека и гены предрасположенности (Введение в предиктивную медицину)СПб, «Интермедика», 2000, с. 272

3. МКБ Х пересмотра

4. Интернет

На английском языке

Основная:

1. NelsonPediatricstextbook 17 International edition, 2005

2. Chaurasia D.D. – Pediatrics for students. Practitioners, 2000

3. Ghai Essential Pediatrics 6 th Edition Revised Enlarged, 2005

 

Шкала оценок

Оценка в баллах % выполнения Оценка по традиционной системе
55-60 баллов 90 – 100% Отлично
45-54 баллов 75-89 Хорошо
30-44 баллов 50-74 Удовлетворительно
Менее 30 баллов 0 - 49 Не удовлетворительно

Шкала оценок

Оценка в баллах % выполнения Оценка по традиционной системе
25-30 90 – 100% Отлично
20-24 75-89 Хорошо
15-19 50-74 Удовлетворительно
Менее 15 0 - 49 Не удовлетворительно

Критерии оценки

Критерии, описание 90-100 баллов 75-89 балла 50-74 балла менее 50 баллов
1. Жалобы собраны в полном объеме, детализированы, выделен ведущий синдром. Жалобы собраны в полном объеме, детализированы, выделен ведущий синдром Жалобы собраны в полном объеме, детализированы, не выделен ведущий синдром Жалобы частично детализированы, не выделен ведущий синдром Жалобы не детализированы, не выделен ведущий синдром
2. Анамнез заболевания и жизни выяснил в хронологическом порядке, течение заболевания в динамике,  с указанием проведенного обследования и лечения, отметил сведения из анамнеза жизни, имеющие отношение к данному заболеванию. Выяснил в хронологическом порядке течение заболевания в динамике  с указанием проведенного обследования и лечения,  отметил сведения из анамнеза жизни, имеющие отношение к данному заболеванию. Допущены мелкие неточности в сборе анамнеза заболевания и жизни Допущены погрешности в сборе анамнеза заболевания и жизни Анамнез заболевания собран сумбурно

Шкала оценок

Оценка в баллах % выполнения Оценка по традиционной системе
90-100 90 – 100% Отлично
75-89 75-89 Хорошо
50-74 50-74 Удовлетворительно
менее 50 0 - 49 Не удовлетворительно

4. Правовые вопросы – максимально 100 баллов

Знание нормативных документов.

Шкала оценок

Оценка в баллах % выполнения Оценка по традиционной системе
90-100 90 – 100% Отлично
75-89 75-89 Хорошо
50-74 50-74 Удовлетворительно
менее 50 0 - 49 Не удовлетворительно

 

5.Самостоятельная работа студентов - 1 СРС = 100 баллов

T- текущий контроль

R – рубежный контроль

R= t

           

Итоговая оценка складывается из рейтинга допуска и оценки итогового контроля:

I = R х 0,6 + E х 0,4, где

I – итоговая оценка

R – оценка рейтинга допуска

E – оценка итогового контроля (экзамен по дисциплине)

Итоговый рейтинг  состоит из 60% рейтинга допуска и 40% оценки итогового контроля.

 

 

СИЛЛАБУС

Интегрированного электива

«ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ»


 

Сспециальность: 051301 – «Общая медицина»


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.