Понятие и признаки объекта преступления предусмотренные главой 30 УК РФ главой 31 УК РФ глава 33 УК РФ — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Понятие и признаки объекта преступления предусмотренные главой 30 УК РФ главой 31 УК РФ глава 33 УК РФ

2021-01-29 466
Понятие и признаки объекта преступления предусмотренные главой 30 УК РФ главой 31 УК РФ глава 33 УК РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Видовой и непосредственные объекты составов преступлений главы 30 Уголовного кодекса РФ рассматриваются во взаимной связи, обусловленной конкретными целями реализации уголовно-правовых норм. В качестве специфических составов преступлений, которые раскрывают указанную связь, используются материальные составы преступлений, определяющие конечную цель уголовно-правовой охраны.

Однако при рассмотрении непосредственных объектов преступных посягательств,

отраженных в главе 30 УК РФ, возникает вопрос о возможности отнесения хотя бы одного из определенных в ней составов преступлений к преступлениям против государственной власти. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ единственным источником власти в РФ является её народ, осуществляется же власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, говоря о преступлениях против государственной власти, следует либо определить нарушаемые преступным посягательством интересы государственной власти, либо исключить такой объект из данной главы УК РФ, поскольку нарушаемые интересы государственной власти несопоставимы с интересами государственной и муниципальной службы. Возможным представляется также вариант, при котором с некоторых составов преступлений, изложенных в главе 30 УК РФ, необходимо было бы снять «бремя» уголовно наказуемых. Одними из оснований такого предположения как раз является то, что основным объектом таких преступлений являются интересы государственной власти, а также то, что данные деяния нарушают как раз порядок функционирования государственных и иных органов. К данным составам следует отнести: части 1 и 2 ст. 287 УК РФ -Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счётной палате Российской Федерации, часть 1 ст. 293 УК РФ - Халатность (последствием данного деяния является причинение крупного ущерба, выраженного в стоимостной оценке, следовательно, в данном случае нарушаются интересы той или иной организации, которые отражают именно внутреннюю, административно-хозяйственную составляющую такой организации, соответственно, не нуждаются в уголовно-правовой охране).

Наибольшее внимание привлекает такая часть видового объекта главы 30 УК РФ, как интересы государственно службы и службы в органах местного самоуправления.

Практическое значение установления сути понятия «интересы службы» как объекта преступления заключается в необходимости повышения уровня защиты различных видов службы от преступных посягательств.

По мнению многих учёных, интересы государственной и муниципальной службы заключаются прежде всего в чётком, полном и своевременном выполнении задач публичного управления, стоящих перед каждым государственным органом или органом местного самоуправления. Однако в данном случае трудно выявить взаимосвязь между допущенным служащим правонарушением и выполнением функций органом публичной власти в целом.

Логично предположить, что связью между конкретными обязанностями служащего и общими функциями органа, в котором такое лицо замещает определенную должность, должны быть самые общие и в то же время четкие характеристики функций и задач каждого органа власти. Думается, что таким связующим звеном могут выступать принципы осуществления службы в государственных и муниципальных органах. Причём такие общие направления не могут трактоваться как оценочные, так как законодатель придал им нормативную форму. Примером может служить ст. 4 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в которой закреплены принципы гражданской службы: приоритет прав и свобод человека и гражданина, единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, равный доступ граждан к гражданской службе и равные условия её прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также

от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего, профессионализм и компетентность гражданских служащих, стабильность гражданской службы, доступность информации о гражданской службе, взаимодействие с общественными объединениями и гражданами, защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность. Аналогичные принципы (задачи), являющиеся основами деятельности органов местного самоуправления, отображены в ФЗ от 08.01.1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ», а также в нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации, определяющих основы муниципальной службы. Примером может служить Закон Омской области от 25.07.2001 г. № 297-ОЗ «О муниципальной службе в Омской области». Общим признаком, объединяющим интересы государственной и муниципальной службы, является принадлежность этих социально-правовых институтов к публичной службе, которая призвана обеспечить функционирование власти и социальное управление в обществе.

Кроме того, такой порядок определения интересов государственной и муниципальной службы позволяет отграничить их от интересов, например, военной службы и др.

Гл.31

Видовым объектом преступлений, предусмотренных гл. 31 УК РФ, являются интересы обеспечения законности правосудия по уголовным и граж­данским делам, включающие в себя интересы законного проведения пред­варительного расследования по уголовным делам и исполнения уголовного наказания, а также исполнения иных судебных решений по гражданским и уголовным делам.

 Соответственно основным непосредственным объектом для различных групп преступлений против правосудия являются интересы: 1) отправления правосудия в собственном смысле — интересы законно­го порядка разрешения уголовных и гражданских дел, производи­мого от лица государства судом (судьей) в рамках гражданско-про­цессуального и уголовно-процессуального законодательства; 2) производства предварительного расследования — законного прове­дения досудебных стадий уголовного процесса (предварительное расследование в собственном смысле и дознание, направление уго­ловного дела в суд) в соответствии с УПК РФ; 3) законного исполнения судебного решения и исполнения наказания. При этом последние определены во вступившем в силу обвинитель­ном приговоре суда и регламентируются уголовно-исполнительным законодательством. Отличительной особенностью преступлений против правосудия являет­ся то, что некоторые из них могут иметь несколько основных непосредствен­ных объектов в зависимости от: • определенного в норме качественного состава потерпевших (напри­мер, в ст. 295-296, 298 УК РФ основными непосредственными объ­ектами являются как интересы отправления правосудия по граж­данским и уголовным делам, так и интересы производства предва­рительного расследования по уголовному делу); • качественного состава субъектов преступления (например, в ч. 1 ст. 303 УК РФ основным непосредственным объектом являются интересы отправления правосудия по гражданскому делу, а в ч. 2 ст. 303 УК РФ — интересы производства предварительного рассле­дования по уголовному делу).

Гл.33.

Преступные посягательства на интересы военной службы определены непосредственно в уголовном законодательстве (ст. 331 УК) как преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Родовым (видовым) объектом этих преступлений является установленный порядок несения и прохождения военной службы военнослужащими, обеспечивающий нормальную деятельность Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований.

Непосредственными объектами являются общественные отношения, образующие отдельные элементы порядка несения и прохождения военной службы.

Состав преступления против военной службы включает единые для всех общественно опасных деяний элементы: объект, субъект, объективную и субъективную стороны, признаки которых позволяют разграничить их с общеуголовными преступлениями и между собой, а также правильно определить основание уголовной ответственности (см. комментарий к ст. 8 УК). Для осуществления этих задач необходимо оценивать признаки составов в их совокупности.

 

Деяния военнослужащих, образующие состав преступления против военной службы, могут сочетаться с составами общеуголовных преступлений, но во всех таких случаях первый сохраняет самостоятельность, является более специальным и потому подлежащим применению.

 

Так, в процессе сопротивления начальнику (ст. 333 УК) виновный причиняет потерпевшему телесные повреждения, подпадающие под отдельный состав преступления против личности. Однако в целом все деяние квалифицируется как единое преступление против военной службы.

 

В случае, когда подчиненный, сопротивляясь начальнику, убивает его, содеянное подлежит оценке по общеуголовной норме (ст. 105 УК).

 

Но сопротивление не охватывается ст. 105 УК, выходит за ее пределы и потому оценивается самостоятельно как воинское преступление с учетом правил совокупности (ст. 17 УК).

 

В то же время не всякое убийство, покушение на убийство начальника сопряжено с сопротивлением или принуждением.

Объектом воинского преступления (с учетом его нормативной определенности в ст. 331 УК) является порядок прохождения военной службы, под которым понимается закрепленная военно-правовыми актами (законами, воинскими уставами, а также иными военно-административными нормами) форма осуществления военно-служебной деятельности.

Указанный объект является необходимым признаком всякого деяния, квалифицируемого как преступление против военной службы, хотя на него может посягать и общеуголовное деяние (например, при хищении военнослужащим военного имущества).

 


3. понятие и признаки субъекта преступления предусмотренных главой 30 главой 31 УК РФ глава 33 УК РФ. Соотношение понятия государственный служащий и должностное лицо.

В качестве специального субъекта преступлений, предусмотренных гл. 30 УК, могут выступать должностные лица или государственные и муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами.

Должностным лицом в соответствии с примечанием к ст. 285 УК признается лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Постоянное выполнение названных функций означает, что они возложены на лицо в силу занимаемой им должности.

Временное исполнение соответствующих полномочий означает возложение в установленном законом порядке на лицо обязанностей другого сотрудника, например, на время его отсутствия (временно исполняющий обязанности главного врача государственной клиники).

Возложение обязанностей должностного лица по специальному полномочию означает, что соответствующие обязанности возлагаются в установленном порядке без замещения должности, а поручение носит разовый характер либо дается на конкретно обозначенный срок или для выполнения заранее определенного объема работы, например, лицо, привлекаемое в качестве члена конкурсной комиссии по замещению должности государственной гражданской службы.

К исполняющим функции представителя власти следует относить должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов, а также иных должностных лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК).

Гл.31 УК

Вторая группа элементов, установление которых обязательно для преступного посягательства – субъективные признаки. Здесь предусматривается характеристика не самого деяния, а лица, которое нарушает закон. Определяются мотивы, цели и вина, а также учитывает характеристики личности, которые могут препятствовать привлечению человека к ответственности по уголовному закону.
Особенностью преступлений рассматриваемой категории выступает возможность установления, как специального субъекта, так и основного.

Первое, на что следует обращать внимание, это возможность привлечение конкретного человека в качестве подозреваемого.

Для этого необходимо установить соответствие характеристик лица ряду критериев:

· Возраст для привлечения к уголовным мера ответственности составляет шестнадцать лет.

· Вменяемость. Человек должно полностью осознавать действия и руководить происходящим, желая наступление необходимого результата.

· Только физическое лицо может выступать субъектом преступления. Ответственным в организации может быть либо главный бухгалтер, либо руководитель.

Если речь идёт о специальном субъекте, то это должностное лицо, которое в силу полномочий может посягнуть на правоохранительную деятельность, нарушив систему реализации.

Говоря о субъективной стороне, следует в первую очередь установить наличие вины, то есть психического и психологического отношения человека к тому, что было совершено.

Возможно два варианты вины:

· умысел, проявляющийся в полном осознании человеком поступков, руководстве действиями, а также предвидение и желание наступления негативных последствия деяния;

· неосторожность, напротив, предусматривает предвидение, допущение последствий преступления ввиду легкомыслия или небрежного отношения в ситуации.

Говоря о правонарушениях, затрагивающих вопросы осуществления расследования, возможно установление только прямого умысла. Человек должен хотеть помешать расследованию и работе суда.

Субъективная сторона также нередко характеризуется такими признаками, как цель и мотив. Данные критерии факультативные, то есть определение таких критериев будет обязательным только в том случае, если на это указывает уголовный закон. Цель в данной ситуации, это нарушение работы правоохранителей, а мотив предполагает личные интересы, которые побуждают лицо реализовать преступные мероприятия. Однако стоит помнить, что при таких нарушениях законах даже отсутствие доказанных мотивов и целей меры принуждения могут быть применены к злоумышленнику.

Субъективная сторона деяния

По нормам российского законодательства, субъектами преступлений против правосудия могут выступать вменяемые физические лица, которые достигли возраста в 16 лет.
Однако по закону в отдельных составах преступлений могут участвовать специальные субъекты, которые наделены законом особыми признаками. Один из них — субъект, который имеет определенный процессуальный статус, к примеру, судья, прокурор, дознаватель, который не выполняет свои должностные обязанности, чем препятствует нормальному судопроизводству по делу.

Субъективные признаки такого противоправного деяния характеризуются следующим:

1. Наличие умышленной вины (как правило, такие преступления совершаются с прямым умыслом).

2. В отдельных статьях Уголовного кодекса также предусматривается возможность совершения такого противоправного деяния с определенными мотивами и целями.

Гл.33 УК

Субъект преступлений против военной службы — всегда специальный. В соответствии с 4.1,2 ст. 331 УК РФ субъектами этих преступлений являются:

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или контракту. При этом начальным моментом прохождения военной службы является день зачисления в список личного состава воинской части, а конечным — день истечения срока воинского контракта или день фактического увольнения проходящего военную службу по призыву (ст. 37 упомянутого Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Граждане Российской Федерации, находящиеся в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Время прохождения такими лицами военной службы определяется аналогично (т.е. с момента зачисления в список личного состава по день фактического окончания военных сборов — ст. 52-54 упомянутого Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Военные строители военно-строительных отрядов и частей Министерства обороны РФ и других ведомств.

В случае совершения преступлений против военной службы военнослужащими в соучастии с иными лицами, последние подлежат ответственности по статьям гл. 33 УК РФ с учетом положений ч. 4 ст. 34 УК РФ (соучастие в преступлениях со специальным субъектом).

Субъективная сторона большинства этих преступлений выражается в умышленной форме вины. В соответствии с общеуголовным правилом, в материальных составах допускается как прямой, так и косвенный умысел по отношению к последствиям, а в формальных составах — только прямой умысел, выражающийся в желании совершения преступного деяния. В то же время многие составы предусматривают возможность только неосторожного отношения виновного к наступлению указанных в диспозиции последствий (ст. 347-352 УК РФ).

Соотношение понятия государственный служащий и должностное лицо.

Соотношение понятий "государственный служащий" и "должностное лицо"

В юридической литературе последних лет ведутся дискуссии о соотношении понятий "государственный служащий" и "должностное лицо". Сложности, возникающие при разграничении рассматриваемых понятий, и расхождения в содержании нормативных актов порождают определенные трудности в правоприменении, в частности при определении субъектного состава административных правонарушений и уголовных преступлений

Лица, замещающие определенные должности, должны соответствовать установленным требованиям, вытекающим из должностной компетенции, представляющей собою устойчивый комплекс обязанностей и прав, юридически закрепленный и ориентированный на одного служащего, который должен осуществлять свою деятельность в государственном органе.

Должность в государственных органах понимается как его часть, обособленная и закрепленная в официальных документах, как единица организованной структуры, заключающая в себе часть компетенции государственного органа. Она устанавливает определенный объем прав и обязанностей государственного служащего.

Должность для правового статуса государственного служащего является соединением его организационно-правового положения и состоит из двух частей: служебной и личной.

Причем если вторая часть устанавливает различные гарантии для служащего (отпуск, льготы, компенсации и др.), то в первой заключены его служебные обязанности и права (обязанность соблюдать внутренний распорядок, право применять меры административного пресечения и др.).

В Конституции РФ широко употребляется термин "должностное лицо" (ч. 2 ст. 15, ч. 2 ст. 24, ч. 3 ст. 41, ч. 2 ст. 46, ст. 53, ч. 1 ст. 78), однако его единое унифицированное определение в действующем законодательстве РФ отсутствует.

В науке и законодательстве преобладает отраслевой подход к пониманию данной категории лиц. Наибольшее развитие рассматриваемое понятие получило в уголовном и административном праве.

Под должностным лицом (статья 2.4 КоАП РФ) понимается "лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации" Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Однако при привлечении государственных служащих к административной и уголовной ответственности следует учитывать, что специальными субъектами соответствующих статей КоАП и УК РФ могут быть лишь лица, подпадающие под определение должностного лица.

Общим в определениях КоАП РФ и УК РФ является то, что должностным лицом признается лицо, во-первых, осуществляющее функции представителя власти; во-вторых, выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции.

Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации"

Статья 10. Государственные служащие

1. Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

2. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

3. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.

4. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям гл. 30 УК РФ в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями (примечание 4 к ст. 285 УК РФ). Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями гл. 30 УК РФ, несут уголовную ответственность по статьям гл. 30 УК РФ в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (примечание 5 к ст. 285 УК РФ).

Закон выделяет две группы граждан, подпадающих под понятие должностного лица. государственный служащий уголовный право

Предложенные характеристики показывают, насколько отличаются понятия "должностное лицо" и "государственный служащий". Различия:

- должностным лицом может быть "лицо", а государственным служащим - только гражданин Российской Федерации;

- профессиональная служебная деятельность на должностях государственной службы - это не есть (не всегда) функции представителя власти. Поэтому для определения случаев, когда государственный служащий является должностным лицом, необходим анализ его правового статуса (прав, обязанностей, ответственности и т.п.), закрепленного в должностном регламенте государственного служащего или ином акте в зависимости от занимаемой должности;

- согласно КоАП РФ должностными лицами могут быть, например, "лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица...", т.е. лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Напротив, государственные служащие получают денежное содержание исключительно за счет средств соответствующего бюджета; в отношении их существует запрет на занятие предпринимательской деятельностью.

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Понятия "государственный служащий" и "должностное лицо" пересекаются: государственный служащий может как являться должностным лицом, так и не являться им, а должностное лицо может состоять на государственной службе или не состоять на ней. Существует категория лиц, являющихся одновременно и государственными служащими, и должностными лицами.
4 проблемы объективной стороны должностных преступлений

Важное значение для определения должностного преступления и его признаков имеет содержание объективной стороны этих преступлений и характеристика элементов ее образующих.

В общей форме объективная сторона данных составов определяется обычно как общественные отношения, на объект, охраняемый уголовным законом, т.е. представляет собой характеристику внешних признаков преступления. Для определения объективных признаков должностных преступлений необходимопояснить специфику общественно опасных действий (или бездействии) совершенныхвиновным. Первую характерную черту преступных деяний должностных лиц составляетсовершение его благодаря занимаемому виновным должностного положения, эта характеристика должностного положения по существу вытекает из уголовного закона. Вместе с тем, в понимании содеянного этого признака имеются некоторые существенные различия. Одни авторы говорят об использовании служебного положения, другие - о совершении деяния благодаря своему служебному положению.

Первая точка зрения — это взгляд без достаточных оснований ограничивает сферу применения теории о должностных преступлениях, ибо использование служебного положения представляет собой намерения, сознательное употребление возможности должностного лица своих возможностей по службе. При такой характеристике данного признака под общее понятие должностного преступления, например, халатность. Правда при раскрытии содержания этого признака все авторы сходятся к тому, что сущность его состоит в совершении лицом таких действий или бездействий которое оно могло совершить единственно благодаря служебному положению, т.е. вследствие того, что занимает определенное положение в системе государственного аппарата и ее осуществление связано с полномочиями по службе.

Спорным в уголовно-правовой науке является вопрос о том, совершается лидеяние при должностном преступлении в процессе служебной компетенции, т.е. непосредственно по службе, либо возможно наличие должностного преступления в случаях

когда виновный лишь использует свое служебное положение в широком смысле слова, не совершая при этом непосредственно действий по службе. Сторонниками этой точки зрения, оспаривая возможность совершения должностного преступления вне сферы служебных обязанностей виновного, полагают, что преступление может быть совершено лишь тогда, когда лицо выполняет такие действия, которые находятся в рамках его служебной деятельности и вытекают из его полномочий, прав и обязанностей.

Сторонники второй точки зрения допускают в отдельных случаях совершение должностного преступления и не в связи с выполнениями обязанностей по службе, но с использованием своего должностного положения. Так, по их мнению, состав получения взятки будет иметь место только тогда, когда лицо получает ее за воздействие в интересах взяткодателей на другое должностное лицо.

Однако данный вопрос нельзя решать однозначно. Действительно, по общему правилу, должностные преступления возможны тогда, когда речь идет о совершении деяний в сфере служебной деятельности должностного лица и в пределах тех полномочий, которые на него возложены. При этом необходимо учитывать вид должностного преступления.

Некоторые из этих преступлений, в частности, например, должностной подлог и должностная халатность, требуют совершения действий или бездействий только в сфере служебной деятельности и только таких, которые охватывают полномочия лица, либо непосредственно вытекают их них. Другие преступления, например, получение взятки и злоупотребление служебным положением прежде всего предполагают совершение действий в пределах полномочий по службе виновных лиц, но могут быть совершены и вне их.

В последнем случае виновный использует свое служебное положение в широком смысле, свой служебный авторитет, служебные связи и возможности, существующие благодаря занимаемой должности, чтобы оказать воздействие на других лиц.

Другой характеризующий признак деяния образующего объективную сторону должностных преступлений - совершение его вопреки интересам службы. Этот признак понимается как совершение действий или бездействии, которые препятствуют правильной работе государственного или общественного аппарата, осуществляются не на основе и не воисполнение законов и других нормативных актов. Деяние признается совершенным вопреки интересам службы во всех случаях, когда оно объективно противоречит как общим задачам и требованиям, предъявляемых к государственному аппарату в целом, так и задачам, которые выполняют отдельные звенья аппарата. Деяние будет совершено вопреки интересам службы и тогда, когда оно нарушает установленные принципы и методы работы государственного аппарата и в первую очередь принцип законности. Поэтому один из важнейших вопросов для определения этого признака является вопрос о законности совершаемого должностным лицом действия по службе, ибо вся деятельность государственного аппарата осуществляется в строгом соответствии с законом.

Вместе с тем, при оценке этого признака объективной стороны должностного преступления, следует иметь в виду, что действия должностного лица, вызванные производственной необходимостью, не могут быть при определении условий, расценены как совершенные вопреки интересам службы, хотя при этом и был причинен вред.

Характеристика должностных преступлений будет неполной, если не остановиться на ее признаке, который состоит в наступлении вредных последствий вследствие действия или бездействия должностного лица.

Нельзя признать необходимым признаком объективной стороны заведомую возможность наступления последствий, поскольку возможно лишь одно из двух либо закон указывает на последствия и тогда они становятся признаком состава, либо такое указание отсутствует, и тогда возможность их наступления безразлична для решения вопроса о составе преступления. Очевидно, что для всех должностных преступлений, где по закону требуется наступление последствий, наличие оконченного состава преступления, требует фактического применения существенного вреда государственным или общественным интересам и интересам граждан. Наиболее частыми на практике встречаются последствия должностных преступлений - материальный (имущественный) ущерб государству или общественным организациям, серьезное нарушение работы отдельных звеньев государственного аппарата или организаций и др.

Так же При квалификации должностных преступлений судебные органы сталкиваются с проблемой четкого разграничения видов должностных преступлений. Разные виды должностных преступлений объединены по близким признакам в главу 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

 

Большинство ученых придерживаются позиции советского и российского юриста П. С. Яни, который под «служебными преступлениями понимает преступления, нормы об ответственности которых помещены в главу 23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях»[2]. А. Г. Безверхов полагает, что «в строго юридическом смысле служебные преступления — это преступления, совершаемые любыми служащими, и они представляют собой весьма широкий круг социально нетерпимых деяний против интересов службы»[3]. Ю. М. Буравлев и А. Я. Ас-нис считают, что служебное преступление — это разновидность должностного преступления, и в его определении указываются практически те же признаки[

 

Отсутствие законодательно закрепленного понятия «служебные преступления», «должностные преступления» порождает дискуссионность не только в вопросе понятийного аппарата среди ученых, но и расположения в УК РФ рассматриваемых преступлений.

 

Установление юридического факта, свидетельствующего о том, что совершенное деяние соответствует признакам одного из видов должностных преступлений, его закрепление в Уголовном кодексе РФ имеет важное уголовно-правовое значение. Оно находит выражение при квалификации преступного деяния. Квалификация дает возможность: разграничить смежные преступления, такие как злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог; назначить виновному справедливое наказание; назначить лицу, совершившему должностное преступление, уголовно-правовые меры (вид исправительного учреждения, сроки давности, размер штрафа).

 

Изучение вопросов квалификации преступлений, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями, их превышение, приобретают свойства преступлений в случае причинения должностными лицом существенного вреда за-

 

конным интересам граждан, общества или государства, также создает предпосылки выявления недостатков в конструкциях составов должностных преступлений.

 

Большое значение для решения вопросов квалификации играет верное представление о реальном механизме причинения вреда, связанного со злоупотреблением должностными полномочиями.

 

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» «под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) судам следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями.


5. Проблемы с субъективной стороны должностных преступлений

С субъективной стороны все коррупционные преступления характеризуются виной, которая выражается в форме умысла. Причем для формальных составов характерен лишь прямой умысел (статьи 2851, 289 — 292 Уголовного кодекса РФ), в материальных составах умысел может быть, как прямым, так и косвенным (статьи 285, 286 Уголовного кодекса РФ).

В некоторых составах преступлений в качестве обязательных признаков закон предусматривает определенные мотивы и цели. Обязательным признаком злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса РФ) и служебного подлога (статья 292 Уголовного кодекса РФ) является мотив корыстной или иной личной заинтересованности [9].

В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» [10], указывается: корыстная заинтересованность — это стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.