Формы права и правотворчества. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Формы права и правотворчества.

2021-01-29 54
Формы права и правотворчества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие и виды форм права.

Формы права – это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Формы права:

· Нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

· Правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате много-кратного применения, приводящее к правовым последствиям.

· Юридический прецедент – это судебное или административное реше-ние по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел.

· Нормативный договор – соглашение между правотворческими субъ-ектами, в результате которого возникает новая норма права.

Нормативные акты: понятие и виды.

Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномоч-ным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное примене-ние.

Виды законов:

· Конституция (закон законов) – основополагающий учредительный по-литико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и сво-боды человека и гражданина, определяющий форму правления и государ-ственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

· Федеральные конституционные законы – принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных су-дах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

· Федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвя-щенные различным сторонам социально-экономической, политической и ду-ховной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный ко-декс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

· Законы субъектов Федерации – издаются их представительными орга-нами и действие их распространяется только на соответствующую террито-рию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Сара-товской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов:

· Указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

· Постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа гос-ударства, наделенного широкой компетенцией по управлению обществен-ными процессами;

· Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государ-ственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

· Решения и постановления местных органов государственной власти;

· Решения, распоряжения, постановления местных органов государ-ственного управления;

· Нормативные акты муниципальных органов;

· Локальные нормативные акты - это нормативные предписания, приня-тые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (напри-мер, правила внутреннего трудового распорядка).

Понятия, признаки, виды законов и подзаконных актов.

Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом за-конодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обла-дающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные об-щественные отношения.

Признаки закона:

· Принимается только органом законодательной власти или референду-мом;

· Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией Рос-сии и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

· В идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

· Обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

· Регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

1. По их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конститу-ционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

2. По субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

3. По предмету правового регулирования (конституционные, админи-стративные, гражданские, уголовные и т.п.);

4. По сроку действия (постоянные законы и временные); по характеру (текущие и чрезвычайные);

5. По сферам действия (общефедеральные и региональные);

6. По содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политиче-ские и т.п.);

7. По степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ);

8. По значимости содержащихся в них норм (конституционные и обык-новенные);

9. По объему регулирования (общие и специальные).

Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии:

1. Указы Президента РФ.

2. Постановления Правительства РФ.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти.

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государ-ственного управления.

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов.

7. Локальные нормативные акты.

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

· Если в самом законе об этом сказано;

· Если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

· По истечении срока действия акта, на который он был принят;

· В связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

· На основании прямого указания конкретного органа об отмене дан-ного акта (прямая отмена).

Действие нормативных актов в пространстве зависит от:

· Уровня государственного органа, принявшего данный акт;

· Юридической силы акта. Понятие, принципы и виды правотворче-ства.

Понятия, принципы и виды правотворчества.

Правотворчество – это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

· Профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны ком-петентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.);

· Законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);

· Демократизм (характеризует степень участия граждан в этом про-цессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

· Гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информа-ции);

· Оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

Понятие и стадии законотворчества в России.

Законотворческий процесс – главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина.

Законотворчество – сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1. Законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и со-ответствующий законопроект в законодательный орган.

2. Обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты.

3. Принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голо-сования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона – главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии: при-нятие закона Государственной Думой, одобрение закона Советом Федерации, подписание закона Президентом РФ.

4. Опубликование закона

Систематизация нормативных актов: понятие и виды.

Систематизация – это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему.

Выделяют такие виды систематизации, как:

1. Инкорпорация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

2. Консолидация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.

3. Кодификация – форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания.

Юридическая техника.

Юридическая техника – это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

К техническим правилам относятся:

· Ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;

· Сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;

· Последовательность в изложении юридической информации;

· Взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Технические приемы – это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта.

Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

· Законодательная (правотворческая);

· Систематизация нормативных актов; учет нормативных актов;

· Правоприменительная.

Система права и система законодательства.

Понятие и структурные элементы системы права.

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Основные структурные элементы:

· Отрасль права

· Подотрасль права

· Институт права

· Субинститут права

· Норма права

Виды юридических процессов:

· Конституционный

· Уголовный

· Административный

· Гражданский

· Арбитражный

Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты.

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:

· Предмет правового регулирования;

· Метод правового регулирования.

Предмет в данном случае – это все то, что подпадает под действие правовых норм.

Под методом понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения.

Императивный и диспозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма - это властное предписание, веление государства; в то же время она дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках за-кона. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер.

Поощрения свойственны в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д. Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почетных званий, также считаютсяпоощрительными, но они относятся к административному праву.

В сельскохозяйственном праве применяется метод рекомендаций, обусловленный тем, что крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы - не государственные организации и по отношению к ним властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов.

Частное и публичное право.

Публичное право – это область государственных дел, а частное право - область частных дел.

Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Публичное же право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй.

Частное право – это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и об-мена, их интересы как свободных субъектов рынка.

Частное право "обслуживает" в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и

выступающих в качестве свободных и равноправных собственников. Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием

института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе.

Общая характеристика отраслей российского права.

Правовые отрасли – основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений.

Виды отраслей права:

· Конституционное право. Первая и ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее ведения входят та-кие вопросы, как формирование и структура представительной, исполнитель-ной и судебной власти, принципы их деятельности. Методом же выступает главным образом учредительно-закрепительный в сочетании с общим регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие.

· Административное право. Регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.

· Финансовое право. Предмет данной отрасли - финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Методы регулирования - контроль, ревизии, властные предписания.

· Земельное право. Отрасль призвана регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением.Основной нормативный акт - Земельный кодекс. Методы регулирования - дозволения, разрешения, запреты.

· Сельскохозяйственное право. Регулирует порядок организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, акционерных обществ, арендаторов, их взаимоотношения с другими субъектами. Основные нормативные акты - Примерный устав сельскохозяйственной артели и уставы конкретных колхозов, законодательство о собственности, аренде.

· Трудовое право. Предмет данной отрасли - сфера трудовых отношений. Метод регулирования - поощрение, стимулирование, придание соответствующим договорам нормативного значения.

· Гражданское право. Наиболее крупная отрасль, регулирующая обширную область имущественных и личных неимущественных отношений.

· Семейное право. Самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми. Основной нормативный акт - Семейный кодекс. Ведущие методы - равенство сторон и диспозитивный.

· Уголовное право. Совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми. Основной нормативный акт - Уголовный кодекс. Метод регулирования - императивно-запретительный.

· Уголовно-исполнительное право. Включает в себя нормы, регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы. Самостоятельная отрасль, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой специфический метод регулирования - воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения. Основной нормативный акт - Уголовно-исполнительный кодекс.

· Уголовно-процессуальное право. Отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию. Основополагающий нормативный акт – Уголовно - процессуальный кодекс. Ведущие методы регулирования - императивный и метод равенства сторон, которые тесно взаимосвязаны между собой.

· Гражданское процессуальное право. Совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском.

Международное право не входит ни в одну национальную систему права. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения.

В международном праве сохраняется деление на частное и публичное.

Реализация права.

Понятие и формы реализации права.

Реализация права – способ осуществления им своей изначальной миссии: служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту функции, оправдывать свое социальное назначение, ибо одних только моральных и иных негосударственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания общественной жизни.

Формы:

· Исполнение

· Соблюдение

· Использование

· Применение

Применение права как особая форма его реализации.

Применение – это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц.

Характерные особенности применения права заключаются в следующем:

1) это - властно-императивная форма реализации права;

2) осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3) носит процессуально-процедурный характер;

4) состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью;

5) имеет под собой соответствующие юридические основания;

6) связано с вынесением правоприменительных актов;

7) является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;

8) направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах:

1) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;

2) когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);

3) когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом);

4) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);

5) когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);

6) когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);

7) когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату гражданства).

Основные стадии процесса применения норм права.

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания)

2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.

3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.

4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия)

5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

Акты применения норм права: понятие, особенности, виды.

Правоприменительный акт – один из видов правовых актов.

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

1. Они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно.

2. Являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

3. Не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права;

4. Выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

5. Исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

6. Обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Виды правоприменительных актов. Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям:

· По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые.

· По субъектам их издания - на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

· По юридической природе - на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

· По последствиям - на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие.

· По форме выражения - на письменные и устные.

· По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания.

Пробелы в праве. Применение норм права по аналогии.

Пробелы в законодательстве нежелательны, однако объективно они возможны и неизбежны. Под пробелом в праве понимается отсутствие в нем нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай. Это как бы "умолчание" законодателя относительно необходимости правового урегулирования определенного общественного отношения. Случай есть, а нормы нет.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.