Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №153» г.о. Самара                      Савельева Елена Александровна — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №153» г.о. Самара                      Савельева Елена Александровна

2021-01-29 104
Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №153» г.о. Самара                      Савельева Елена Александровна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №153» г.о. Самара                      Савельева Елена Александровна

 

В детском возрасте, закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способность. Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности - важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий.

Что же означает «выразительность речи»? Свободная или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения, убеждения, всегда выразительна. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации - унылыми, однообразными. То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях учебной ситуации, когда им руководит не желание сообщить собеседнику что-то новое и интересное, а необходимость.

Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности - на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы. Средства речевой выразительности

В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности:

•   интонации,

•   логическому ударению,

•   паузе,

•   темпу,

•   силе и высоте голоса.

Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Если у ребенка не сформирован любой компонент, то выразительность ему недоступна.

   Значение интонации в выразительной речи очень велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна», – говорят психологи.

Поговорим об интонационной окрашенности речи.

Интонация - это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация усиливает выразительность речи.

Интонационная выразительность. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

1. Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса).

2. Пауза (временная остановка голоса в речи).

3. Мелодия (движения голоса по высоте и силе).

4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени).

5. Изменения громкости голоса.

6. Тембр.

  Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Если у ребенка не сформирован любой из этих компонентов, то выразительность ему недоступна.

Поэтому наша первостепенная задача научить их

Упражнения на формирование и нтонационной выразительности речи.

Прочтите фразы, подчёркивая голосом выделенные слова.

Девочка играет в саду. (Играет девочка, а не мальчик).

Девочка играет в саду. (А не просто ушла  туда).

Девочка играет в саду. (А не в парке, в лесу).

Прочтите фразы, поочерёдно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

Мальчик прочитал интересную книгу.

На нашей улице открылся кинотеатр.

Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

Всякому овощу своё время.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Прочтите вслух стихотворение или текст и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

Стали дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозы и зима настала. (И. Суриков).

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №153» г.о. Самара                      Савельева Елена Александровна

 

В детском возрасте, закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способность. Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности - важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий.

Что же означает «выразительность речи»? Свободная или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения, убеждения, всегда выразительна. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации - унылыми, однообразными. То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях учебной ситуации, когда им руководит не желание сообщить собеседнику что-то новое и интересное, а необходимость.

Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности - на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы. Средства речевой выразительности

В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности:

•   интонации,

•   логическому ударению,

•   паузе,

•   темпу,

•   силе и высоте голоса.

Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Если у ребенка не сформирован любой компонент, то выразительность ему недоступна.

   Значение интонации в выразительной речи очень велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна», – говорят психологи.

Поговорим об интонационной окрашенности речи.

Интонация - это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация усиливает выразительность речи.

Интонационная выразительность. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

1. Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса).

2. Пауза (временная остановка голоса в речи).

3. Мелодия (движения голоса по высоте и силе).

4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени).

5. Изменения громкости голоса.

6. Тембр.

  Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Если у ребенка не сформирован любой из этих компонентов, то выразительность ему недоступна.

Поэтому наша первостепенная задача научить их


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.