Твёрдотопливная ракета морского базирования РСМ-52 — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Твёрдотопливная ракета морского базирования РСМ-52

2021-01-29 74
Твёрдотопливная ракета морского базирования РСМ-52 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(«Тайфун»)

В 1974 г. под руководством Генерального конструктора академика АН СССР В.П. Макеева были начаты работы по созданию крупногабаритной МБР РСМ-52 стратегического назначения на твёрдом топливе для оснащения атомных подводных ракетоносцев («Тайфун») [10].

Достаточно высокий уровень достигнутых на первых твёрдотопливных ракетах характеристик топлив и РДТТ в целом, первый опыт их эксплуатации и высокая надёжность показали возможность применения твёрдотопливных ракет для вооружения подводных лодок. Это предопределило, наряду с развитием ракетных комплексов с ЖРД, разработку твёрдотопливного комплекса РСМ-52 [14].

Твёрдотопливная ракета БРПЛ РСМ-52 занимает особое место в отечественных разработках, так как по своим техническим решениям и характеристикам она существенно превзошла предшествующие ракеты. Её создание послужило толчком к расширению производственных и экспериментальных баз для отработки РДТТ, разработке новых высокоэнергетических топлив и эффективных композиционных материалов, завершению формирования современного научного и методического подхода к проектированию РДТТ.

Применение РДТТ в условиях БРПЛ требует более высокого энергетического потенциала маршевых двигателей по сравнению с двигателями ракет наземного базирования для выполнения одной и той же боевой задачи по дальности стрельбы и массе полезной нагрузки [31]. Это связано с ограничениями по габаритам ракеты, с повышенными требованиями к безопасности и надёжности, особенно в начальное время работы маршевого двигателя первой ступени, условиями старта ракеты из подводного положения.

К началу крупномасштабных по разработке топлив и зарядов для маршевых РДТТ БРПЛ комплекса «Тайфун»:

- имелся опыт создания топлив и зарядов к первым баллистическим ракетам на твёрдом топливе;

- существовала экспериментальная база для отработки и серийного производства РДТТ.

Из-за повышенных требований по надёжности первой ступени (запуск РДТТ вблизи носителя) было признано целесообразным использовать для заряда первой ступени топливо на основе БК, имевшего очень высокие механические характеристики. А на вторую ступень предусматривалось топливо с более высокими энергетическими характеристиками.

Научным руководителем работ по отработке зарядов по этой ракете был Н.А. Макаровец (в настоящее время Генеральный конструктор одного из ведущих оборонных предприятий России - ГНПП «Сплав», разрабатывающего современные системы залпового огня, которые являются вторым брэндом нашей страны в области вооружений после автомата Калашникова, Герой России).

На этом комплексе в ФНПЦ «АЛТАЙ» были отработаны маршевые заряды к первой и второй ступеням в корпусах типа «кокона» с
K v = 0,92 и 0,94 соответственно. Конструкции зарядов – моноблоки с каналом типа «многолучевая звезда». Конструкции таких зарядов просты, технологичны, не требуют больших трудозатрат на фазах «концевых» операций и обеспечивают приемлемые параметры эффективности двигателей.

Для существенного повышения энергетических характеристик маршевых РДТТ необходимы принципиально новые энергоёмкие компоненты. В ходе создания ракеты РСМ-52 проводилась параллельная отработка заряда второй ступени на топливе с гидридом алюминия, производственные мощности которого были созданы в г. Исфаре (Таджикистан) и г. Навои (Узбекистан) при активном участии ФНПЦ «АЛТАЙ». Научное руководство разработкой топлив с гидридом алюминия непосредственно осуществлял академик РАН, профессор
Г.В. Сакович [21].

В 1982 г. был завершён основной объём работ по отработке заряда к двигателю второй ступени на топливе с гидридом алюминия, выдано заключение о его допуске к этапу летных испытаний, но внедрение этого двигателя не состоялось, поскольку лётные испытания ракеты РСМ-52 к тому времени уже закончились.

В настоящее время топлива с гидридом алюминия обладают наиболее высокими энергетическими показателями из числа всех разработанных СРТТ в нашей стране и за рубежом [13].

Для ракетной системы старта были разработаны вкладные заряды. В этом комплексе также разработаны заряд торцевого горения, скреплённый с корпусом, к двигателю крена второй ступени и ряд зарядов к специальным ПАД и газогенераторам.

Завершение работ по БРПЛ РСМ-52 одновременно означало формирование современного научно-методического и технологического фундамента для создания и производства высокоэффективных зарядов РДТТ в СССР.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.