Для специальности 060609–Медицинская кибернетика (очная форма обучения) — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Для специальности 060609–Медицинская кибернетика (очная форма обучения)

2021-01-29 285
Для специальности 060609–Медицинская кибернетика (очная форма обучения) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВНЕАУДИТОРНОЙ (САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЕ

по дисциплине «История медицины» (вузовский компонент)

Для специальности 060609–Медицинская кибернетика (очная форма обучения)

 

 

Красноярск

2013


УДК 61(07)

ББК 51.1

С 23

 

Сборник методических рекомендаций для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «История медицины» для специальности 060609 – Медицинская кибернетика (очная форма обучения) / сост. Тимошенко В.О., А.В. Шульмин, М.В.Шубкин.– Красноярск: тип. КрасГМУ, 2013. –72 с.

 

 

Составители:

к.м.н., доцентТимошенко В.О.

к.м.н., доцент, Шульмин, А.В,

к.м.н., ст.преп. Шубкин М.В.

Рецензенты:

д.м.н., профессор, Капитонов, В.Ф., кафедра управления, экономики здравоохранения ИПО КрасГМУ

д.м.н., профессор, Россиев, Д.А., зав. кафедрой медицинской информатики и инновационных технологий с курсом ПО КрасГМУ

 

Сборник методических рекомендаций к практическим занятиям предназначен для внеаудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО (2010г.) по специальности 060609 – Медицинская кибернетика (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2011г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3.

 

Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________2013).

 

КрасГМУ

2013 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Занятие №1 История медицины как наука. Становление первобытнообщинного общества и первобытного врачевания.
Занятие №2 Медицина Древнего Мира (часть 1).Врачевание в Древней Месопотамии,Египте, Индии,Китае.
Занятие №3 Медицина Дрвнего Мира (часть 2).Врачевание в Древней Греции, Древнем Риме.
Занятие №4 Медицина Раннего и Классического Средневековья.Средневековая медицина в странах Востока и Западной Европы.
Занятие №5 Медицина эпохи Возрождени я.
Занятие №6 Медицина в России XVIIIвека.
Занятие №7 Медицина в России в I половине XIX века.
Занятие №8 Медицина в России в период Нового времени (вторая половина XIX века – началоXX)/
Занятие №9 Основные этапы развития медицины СССР.
Занятие №10 История развития здравоохранения Красноярского края. История развития КрасГМУ.
   
   
   
   
   
   
   

 

 

Занятие №1

«История медицины как наука. Становление первобытнообщинного общества и первобытного врачевания»

1. Тема « История медицины как наука. Становление первобытнообщинного общества и первобытного врачевания».

2. Формы работы:

– Подготовка к практическим занятиям.

– Подготовка материалов по НИРС.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия

1. Что изучает предмет «История медицины»?

2. Перечислите основные задачи Истории медицины.

3. Расскажите о периодизации, согласно которой следует делить Всемирную историю.

4. Что отражают данные периоды?

5. Назовите классификация исторических источников.

6. Сколько групп исторических источников существует?(перечислить).

7. Подробно рассказать о каждом из исторических источников.

8. Рассказать о становлении первобытного общества и первобытного врачевания (свыше 2 млн лет назад — ок. 40 тыс. лет назад).

9. Как происходило становление человека и человеческого общества?

10. Как формировалась праобщина,расскажите о зачатках врачевания В этот период?

11. Рассказать о врачевание в период зрелости первобытного общества (ок. 40 тыс. лет назад — X - V тыс. до н.э.).

12. Как формировались общественные отношения и врачевание?

13. Рассказать о врачевание в период разложения первобытного общества (с X—V тыс. до н.э.).

14. Остановитесь на особенностях врачевания и врачевателях данного периода.

15. Что предшествовало развитию формы Матриархата? Подробно расскажите об этом.

16. Что такое Патриархат? Как вы полагаете, какая форма наиболее ярко проявлялась в эпоху первобытнообщинного строя?

Знать:

– Основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира.

– Отличительные черты развития врачевания и медицины в изучаемый период.

– Открытия в области медицины произошедшие в изучаемый период.

Уметь:

– Пользоваться учебной, научной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.

– Анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе развития врачевания и медицины.

– Понимать логику и закономерности развития медицины в зависимости от изучаемого периода времени.

– Сделать сообщение (доклад) по теме занятия.

Навыки:

– Ведения научной дискуссии по вопросам общей истории медицины.

– Сравнительного анализа прогресса врачевания в зависимости от особенностей исторической эпохи и развития общественно-экономической формации.

– Изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и «круглых столов».

4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы


01. Определение истории медицины:

1) история медицины – это наука о происхождении, развитии и современном состоянии медицины

 2) история медицины – это наука о происхождении научных знаний медицины

 3) история медицины – это наука о происхождении практических медицинских навыков

 4) история медицины – это наука об изучении народных средств врачевания

02. В основу периодизации истории медицины положены

 1) достижения в области естествознания

 2) открытия в области медицины

 3) знаменательные исторические даты

 4) социально-экономические формации

03. Возникновение медицины связано

 1) с появлением первого человека

 2) с возникновением болезней

 3) с оказанием взаимопомощи

 4) с повышенным травматизмом

04. Первоисточниками являются:

 1) впервые найденные памятники древних цивилизаций

 2) письменные свидетельства очевидцев или участников произошедших в прошлом событий

 3) реконструкции происходивших событий, на основании имеющихся описаний

 4) первые исследования на историческую тему

05.историческое событие знаменующее окончание эпохи Древнего Мира и начало эпохи Средневековья

 1) падение Римской империи

 2) рождение Иисуса Христа

 3) появление Византии

 4) первый крестовый поход

 06. историческое событие, которое принято считать границей между Новым временем и Новейшей историей

1) Великая октябрьская социалистическая революция

2) окончание Первой мировой войны

3) начало Великой отечественной войны

4) первый полет человека в космос

07. Сколько периодов принято выделять в периодизации мировой истории:

1) два

2) три

3) четыре

4) пять

08. Общественный строй, соответствующий периоду медицины Древнего мира:

1) первобытнообщинный

2) рабовладельческий

3) феодальный

4) капиталистический

09. Процесс историко-эволюционного формирования человеческого общества:

1) антропогенез

2) социогенез

3) этногенез

4) биогенез

10. Общественный строй, соответствующий периоду медицины Средневековья:

1) первобытнообщинный

2) рабовладельческий

3) феодальный

4) капиталистический

11. В основу периодизации истории медицины положена:

1) гражданская периодизация

2) статистические данные

3) специальная периодизация

4) классификация болезней

12. Операции, производимые в первобытнообщинном строе:

 1) аппендэктомия

 2) кесарево сечение

 3) удаление катаракты

 4) пластические операции

13. Средняя продолжительность жизни первобытных людей:

 1) 40-45 лет

 2) 30-40 лет

 3) 15-20 лет

 4) 50-60 лет

14. Первые хирурги первобытнообщинного строя:

 1) женщины

 2) пастухи

 3) шаманы

 4) охотники

15. при зашивании ран использовали муравьев

1) аборигены Африки

2) инки

3) аборигены Бразилии

4) ацтеки

16. Появление врачевателей характерно для следующей эпохи первобытного общества:

1) эпоха праобшины

2) эпоха первобытной общины

3) эпоха классообразования

4) эпоха матриархата

17. Вера человека в наличие родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения:

1) тотемизм

2) анимизм

3) фетишизм

4) шаманизм

18. Древнейшими людьми являются:

1) неандертальцы

2) кроманьонцы

3) палеоантропы

4) архантропы

19. Врачевание в эпоху праобщины было:

1) культовым

2) магическим

3) коллективным

4) осуществлялось специалистами

20. Временные границы эпохи зрелости первобытного общества:

1) 2 млн. – 40 тыс. лет назад

2) 40 тыс. – 10 тыс. лет до н.э.

3) 10 тыс. – 5 тыс. лет до н.э.

4) 200 тыс. – 40 тыс. лет назад

21. Наиболее древним из критериев человека является:

1) развитая кисть

2) прямохождение

3) высокоразвитый мозг

4) общественные отношения

22. Для изгнания злого духа из тела больного первобытные люди проводили «операцию»

1) кастрации

2) трепанации черепа

3) ампутации конечности

4) удаление зуба

23. В эпоху первобытно-общинного строя единственным видом медицинской помощи была

1) семейная медицина

2) классовая медицина

3) эмпирическая медицина

4) магия

24. По костным останкам древних людей можно определить

1). возраст человека

2) атеросклероз

3) гепатит

4) инфаркт миокарда

25. По мнению первобытного человека, болезнь возникала в результате

 1) смены времен года

 2) изменения климатических условий

 3). естественных причин (плохая пища, вода и т.п.)

 4) воздействия духов, демонов, проникающих в тело человека

26. Из всей истории человечества продолжительность первобытной эры составляет

 1) 99%

 2) 85%

 3) 80%

 4) 75%

27. Опровержению концепции «золотого века» способствовала следующая наука:

 1) история

 2) биология

 3) археология

 4) палеопатология

28. Прародиной человека считается:

 1) Азия

 2) Африка

 3) Атлантида 

 4) Америка

29. Первобытное общество, не зная частной собственности, эксплуатации человека человеком, являлось

 1) демократическим

 2) классовым

 3) доклассовым

 4) коммунистическим

30. Вера первобытных людей в духов, всеобщее одухотворение природы называется

 1) мистицизм

 2) язычество

 3) тотемизм

 4) анимизм

31. Первыми лекарствами в первобытном обществе были вещества

 1) животного происхождения

 2). минерального происхождения

 3) растительного происхождения

 4) синтетические

32. Первой теорией, пытающейся объяснить сущность болезни, была

 1) космическая

 2) демоническая

 3) гуморальная

 4) реалистическая

33. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов называется

 1) фетишизм

 2) тотемизм

 3) религия

 4) анимизм

34. Первыми людьми, посвятившими себя медицине, как профессии в эпоху разложения первобытного общества были

 1) жрецы

 2) колдуны

 3) шаманы

 4) берегини

35. В период матриархата основным способом поддержания существования человека считается

 1) охота

 2) земледелие

 3) рыболовство

 4) собирательство даров природы

36. Методы борьбы первобытных врачевателей с болезнью при демонологическом представлении о ее причинах:

 1) эмпирическое врачевание

 2) приемы устрашения духа болезни

 3) оперативное лечение

 4) поклонение тотемам

37. Знания, полученные в процессе целенаправленного использования опыта и собственного умозаключения, называются:

1) эмпирические

2) рациональные

3) иррациональные

4) конкретные


вопрос 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
ответ 1 4 3 2 1 2 4 2 2 3 1 2 3 2 3 3 1 4 3 2
вопрос 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37      
ответ 2 2 3 1 4 1 4 2 3 4 3 2 1 3 4 2 1      

5. Самоконтроль по ситуационным задачам.

За д а ч а№1

ВпещереЛаШапель (натерриторииФранции)приархеологических раскопкахобнаруженскелетмужчины-палеоантропажившегопримерно45тыс. леттому назад,которыйумерввозрастеоколо45лет,будучиполнымкалекой. Костискелетамужчины, имеютсерьезноеповреждениелатеральнойстенки левой глазничнойвпадины (врезультатечегоэтотдревний человек был,повсей вероятности,слепна левыйглаз),заживший переломкостейстопыс выраженным артритом ее суставов;егоправая рука была ампутированавыше локтязамноголетдосмерти, чтопривелоквыраженнойдистрофиикостной ткани.Наружнаячастьпереднихзубовимеетболеевыраженнуюстертостьпо сравнениюсзубамиегосоплеменников.

1.Какиевыводыможносделатьизданнойархеологическойнаходки?

2.Почемунапереднихзубахболеевыраженнаястертость?

За д а ч а№2

Нао.УвейвТихомокеаневплотьдосерединыХ1Хв.производилась100% трепанациячереповноворожденныхв «предупредительныхцелях», атакжепри археологических раскопках были найдены многочисленныетрепанированные черепапервобытногочеловека.

1.Какойвыводможносделатьизданныхархеологическихраскопок?

2.Длячегонао.Увейпроводилитрепанациючерепа?

За д а ч а№3

ПутешественникФелькиннаблюдал в 1879г. Операцию кесаревасеченияв отдаленном племениУганды,сохранившим традиции каменноговека.Женщину укладывалинабанановыелистья, опаивалибанановымвином.Этимжевином врачевательплемениомывал руки. Делалсяразрез от пупкадолонного сращения,извлекалсяребенок,азатемшлозашивание.

1.Какиеметодызашиванияранприменялисьвпервобытномобществе?

2.Изчегобылисделаныхирургическиеинструменты?

За д а ч а№4

Первые захоронения умерших, которые стали делать люди неандертальскоговида(в пещерахЛеМустьенатерриторииФранции). В погребенияхнеандертальцев находятукрашения, орудиятрудаиохоты, рогаи бивни животных.Умершего помещаливспециальновыдолбленноеуглублениев позеспящегонабокучеловека,какправило,полиниивосток-запад.

1. Очемсвидетельствуютданныезахоронения?

2. Скакимирелигиознымипредставлениямисвязанопоявлениекульта умерших?

За д а ч а№5

Приархеологическихраскопках захоронений первобытногочеловека, находкичастей егоскелетапоказали,чтокостинесут неизгладимыеследытаких болезней, какартриты, опухоли, переломы, туберкулез, искривления позвоночника, кариесзубов,продолжительностьжизникакправило, не превышала30лет.

1.Какую,популярнуюв18-19веках,точкузренияопроверглиэтинаходки?

2.С чембыла связана низкаяпродолжительностьжизни?

Э т а ло нответакзадаче№1

1.Изданнойнаходкиможносделатьвыводоналичииу палеоантропов практикиинавыковуходазабольнымисоплеменниками, неимеющими возможностисамостоятельнозаботитьсяосебе.

2. Выраженнаястертость наружныхзубов,говоритотом,чтоввиду отсутствияодной изконечностейданный человекактивно пользовалсязубами, выполняяпосильныетрудовыеоперации.

Э т а ло нответакзадаче№2

1.Первобытныелюдисчитали,чтотакимобразомсоздаютнеобходимые условиядляизгнаниязлыхдуховизтелачеловека,вслучаееслионвбудущем заболеет.

2.Длявыходадухаболезниизтелабольного,посколькусчитали,чтоэтот духвселяетсявголову.

Э т а ло нответакзадаче№3

1. Существовалонесколькометодов зашивания:красныебольшиемуравьи, материалрастительногопроисхождения-лианы,конскийволос.

2.Инструментыизготавливалисьизкости,камня,железа.

Э т а ло нответакзадаче№4

1. Захоронениясвидетельствуюто совершенствованииупервобытных людейабстрактногомышления, появлениизачатковгигиены,появлении религиозныхпредставленийопосмертнойжизни.

2. Культ умерших является проявлением анимизма – веры в духов,

всеобщегоодухотворенияокружающейприроды.

Э т а ло нответакзадаче№5.

1.Существовалатеория«золотоговека»,утверждавшая,чтопервобытные людибылиабсолютноздоровы,посколькунаходилисьвгармониисприродой.

2.Трудностьвыживаниявсуровыхприродных условиях,трудностьборьбы засуществование,высокаясмертностьотвсевозможныхзаболеваний.

 

Занятие №2

Знать:

– Основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в изучаемых странах мира.

– Отличительные черты развития врачевания и медицины в изучаемый период.

– Открытия в области медицины произошедшие в изучаемый период.

Уметь:

– Пользоваться учебной, научной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.

– Анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе развития врачевания и медицины.

– Понимать логику и закономерности развития медицины в изучаемый период времени.

Навыки:

– Ведения научной дискуссии по вопросам изучаемого материала.

– Сравнительного анализа прогресса врачевания в зависимости от особенностей исторической эпохи и развития общественно-экономической формации.

– Изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и «круглых столов».

4.Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.


01. Особенности медицины рабовладельческого строя:

 1) применение наркоза

 2) открытие лекарственных средств

 3) классовый характер медицины

 4) общедоступная медицина

02. Древняя цивилизация использовавшая химические методы при мумификации умерших правителей и знатных людей

1) cкифы

2) инки

3) ацтеки

4) майя

03. Прививки против оспы описаны:

 1) в книге "Давантра"

 2) в "Аюр-Веде"

 3) в "Книге чудес"

 4) в папирусе Эберса

04. Анатомические знания в Древнем Египте получали при:

 1) бальзамации

 2) вскрытии трупов

 3) изучении медицинских книг

 4) вскрытии животных

05. Операция впервые описанная и произведенная Сушрутой:

 1) трахеотомия

 2) чревосечение

 3) удаление катаракты

 4) ампутация конечности

06. Первый свод законов в эпоху рабовладения, содержавший правовые основы деятельности врачевателей:

 1) Законы Хаммурапи

 2) Римское право

 3) Аюр-Веда

 4) Канон медицины

07. центром жизни в Индии. считали:

 1) желудок

 2) мозг

 3) пупок

 4) сердце

08. Самый распространенный метод лечения в Древнем Китае:

 1) ритуальные танцы

 2) лечение от противного

 3) заговоры

 4) хирургия

09. Страна Древнего мира, где производилась операция ринопластики:

 1) Вавилонское царство

 2) Индия

 3) Греция

 4) Китай

10. Индийские врачи для остановки кровотечения применяли:

 1) мази, отвары

 2) микстуры, пасты

 3) холод, давящая повязка

 4) прижигание ран

11. Страна Древнего мира, в которой широко использовали лечение ртутью:

 1) Египет

 2) Вавилон

 3) Индия

 4) Китай

12. Паразитарное заболевание, имевшее широкое распространение в Древнем Египте:

1) тениоз

2) дифиллоботриоз

3) описторхоз

4) шистосомоз

13. Метод применявшийся в Древнем Китае при натуральной оспе:

 1) вакцинация

 2) вариоляция

 3) оперативное вмешательство

 4) кровопускание

14. Направление врачевания в Древней Месопотамии, основанное на эмпирическом опыте:

1) ашипуту

2) асуту

3) йога

4) аюрведа

15. Вершиной искусства диагностики в Древнем Китае стало учение

1) о дыхании

2) о пневме

3) о пульсе

4) «инь-ян»

16. Мумификацией в древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли:

1) переодевты

2) терапевты

3) тарихевты

4) прозекторы

17. Египетские врачи были убеждены в том, что многие болезни происходят от плохой пищи, поэтому они

1) ежемесячно очищали кишечник, три дня принимая слабительное

2) применяли лечебное голодание

3) делали кровопускания

4) пили минеральные воды

18. В V веке до н.э., по свидетельству греческого историка Геродота, среди врачей этой страны существовала специализация (хирурги, окулисты и т.д.)

1) Вавилон

2) Китай

3) Индия

4) Египет

19. Древнеегипетский папирус Э. Смита представляет собой

1) трактат по анатомии

2) трактат по акушерству

3) трактат по хирургии

4) трактат по внутренним болезням

20. В Древнем Китае считалось, что настоящий врач - не тот, кто лечит заболевшего, а тот кто:

1) дает советы

2) назначает физические упражнения

3) владеет операционной техникой 

4) предупреждает болезнь

21. Определив болезнь и ее причину, врачеватель-ашипу до начала лечения

1) составлял гороскоп

2) делал прогноз

3) проводил культовый обряд

4) проводил омовение

22. Самое раннее государство Древнего Мира, в котором сложились два направления врачевания - асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей):

1) Египет

2) Китай

3) Вавилон

4) Индия

23. Акведуки не являются изобретением римлян, они заимствовали эту идею

1) в Китае

2) в Египте

3) в Индии

4) в Ассирии

24. Древнеегипетский папирус, посвященный женским болезням

1) папирус Смита

2) папирус Бругша

3) Кахунский папирус

4) папирус Эберса


 

вопрос 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
ответ 1 2 1 1 3 1 2 2 2 3 3 4 2 2 3 3 1 4 3 4
вопрос 21 22 23 24                                
ответ 2 3 4 3                                

5.Самоконтроль по ситуационным задачам.

 

За д а ч а№1

В «Аюрведе» - памятники древнеиндийской медицины приводится мнение одного из выдающихся врачей древней Индии Чарака о том, что врач не должен «…прописывать никакого лекарства людям, которых не любит король или народ и которые в свою очередь огорчают их, а так же лицам чрезвычайно уродливым, испорченным, опасным, диким и неукротимым, коим не нужно советовать и помогать и умирающим, равно так же и женщине в отсутствии ее господина или патрона».

1. ДайтеоценкунравственнойпозицииЧарака.

2. Какпереводитсяписьменныйпамятник-"Аюрведа"

 

За д а ч а№2

ВзаконахвавилонскогоцаряХамураппи(XVIIIв. Дон.э.)содержится своеобразнаятаксазанеудачныедействияврача приоперации. Вслучаесмерти пациентаилипотериглазалекарю моглиотрубить кисть руки.Еслиже аналогичныйисходнаступалу раба,толекарь могвозместитьпотерюпо принципу:рабазараба.

1. Дайтеоценку этому законодательству сточкизренияврачебнойморали даннойэпохи.

2. КакойдревнийправовойпринциплежалвосновезаконовХаммурапи?

За д а ч а№3

РимскийпатрицийАвлКорнелийЦельс(Iв. Дон.э.–Iв.н.э.), интересовавшийсяизанимавшийсяпрактическоймедициной, приводитв своих книгах«Омедицине» рассказотом, чтоалександрийскиеврачиГерофил и Эразистрат,жившиенарубежеIV иIIIвеков дон.э.,«…производиливскрытия живыхлюдей, преступниковполученныхизтюремотцарскойвласти,ипока ещеоставалось дыхание,рассматривалито,чтоприродараньшескрывалаот глаз…».Цельсприводитмнение,чтоэтонельзясчитатьжестокостью,таккак «…ценоймученийпреступниковипритомнемногих,открываютсялечебные средствадлямножестванезапятнанныхпреступлениямилюдейвсехвеков».

1. Дайтеоценку этимдействиямиобъяснитеихсточкизренияморали рабовладельческогообщества.

2. Почемуразрешалосьпроизводитьвскрытиеживыхлюдей-преступников?

За д а ч а№4

ВрачевателиДревнегомирасвязывалиболезнизубов, сопровождающиеся зубнойболью, сналичиемчервя, которыйрастетвзубе. Древнеиндийский хирург,Сушрутапредлагалубиватьзубногочервя,заполнивкариозную полость воском,азатемвыжечьегораскаленнымзондом.

1. Каквыдумаете,счембылисвязаныподобныепредставленияо причине болезнейзубов?

2. В какой стране Древнего мира впервые появилась врачебные специализации.

За д а ч а№5

У«отцаистории» греческогописателяГеродота(V в. Дон.э.)имеется описаниерядаобычаеввДревнейМесопотамии.«Естьувавилонянещеидругой весьмаразумныйобычай.Страдающихкаким-нибудьнедугом онивыносят на рынок…Прохожиедаютбольномусоветыоегоболезни(есликто-нибудьизних илисамстрадалнедугомиливиделегоудругого).Затемпрохожиесоветуют больному иобъясняют,каксамиониисцелились отподобногонедугаили виделиисцелениедругих.Молчапроходить мимобольногочеловекау них запрещено:каждыйдолженспрашивать,вчемегонедуг?».

1. Дайтеоценкутакомуобычаю, учитывая,чтов Месопотамиибылимедики разныхспециальностей.

2. ПочемубылтакойобычайвДревнейМесопотамии?

Э т а ло нответакзадаче№1

1. НравственнаяпозициядревнеиндийскоговрачаЧаракаможетбыть оценена на основепонимания соотношения классовойиобщечеловеческой моралинараннихэтапахразвитияобщества.В данном примере прослеживается избирательноеотношениекоказаниюмедицинскойпомощив зависимостиот социальныхинравственныххарактеристикчеловека.

2. "Знанияжизни".

Э т а ло нответакзадаче№2

1. ЗаконодательствоХаммурапи –типичный примерстановления классовой моралив сфереврачеванияиформированиямедицинырабовладельцев и медицинырабов.

2. Воздаяниеравнымзаравное,«окозаоко».

Э т а ло нответакзадаче№3

1. Данныйпримерконкретизирует, распространеннуюв странахДревнего Мира, позициюутилитаризма,признающую пользу иливыгоду критерием нравственности.

2. За каждый проступок людей казнили, поэтому по разрешению императора разрешалось производить вскрытия. Кроме материала для исследованийврачам,публичные вскрытияигралирольустрашениянаселенияи предотвращенияпреступлений.

Э т а ло нответакзадаче№4

1. Подобные представлениясвязанысизучением кариозныхполостей удаленныхзубов, имеющихвид«ходов» ивысокимраспространением паразитарныхзаболеванийвстранахДревнегомира.

2. ВДревнемЕгипте.

Э т а ло нответакзадаче№5

1. Оценкаситуации,описаннойГеродотом, может бытьдана, исходяиз традицийоказанияпомощив странахДревнегоВостока,атакжесучетом взаимодействияэлементовнародноймедициныспрофессиональной.

2. Врачив странахДревнегоВостокабылинедоступнымалоимущим. Лечениебылоплатным.

 

Рекомендации по выполнению НИРС.

1.Медицина Месопотамии, Индии, Египта, Китая.

2. История арабской, скифской и византийской медицины.

3.Тибетская медицина в лечебном питании.

4. Народная медицина Хорезма.

 

Занятие № 3

«Медицина Древнего Мира (часть 2). Врачевание в Древней Греции, Риме».

 

1. Тема « Медицина Древнего Мира (часть 2). Врачевание в Древней Греции, Риме».

2. Формы работы:

– Подготовка к практическим занятиям.

– Подготовка материалов по НИРС.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия.

1. В чём особенности развития медицины в Древней Греции?

2. Какие вы знаете врачебные школы? Назовите где они находились?

3. Гиппократ и его вклад в развитие мировой медицины.

4. Когда и кем был написан «Гиппократов сборник»?

5. История Клятвы Гиппократа.

6. Коротко расскажите о развитии медицины Древнего Рима в различные периоды истории:

а) царский

б) период республики

в) период империи

Знать:

– Основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в изучаемых странах мира.

– Отличительные черты развития врачевания и медицины в изучаемый период.

– Открытия в области медицины произошедшие в изучаемый период.

Уметь:

– Пользоваться учебной, научной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.

– Анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе развития врачевания и медицины.

– Понимать логику и закономерности развития медицины в изучаемый период времени.

Навыки:

– Ведения научной дискуссии по вопросам изучаемого материала.

– Сравнительного анализа прогресса врачевания в зависимости от особенностей исторической эпохи и развития общественно-экономической формации.

– Изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и «круглых столов».

 

4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.


01. Военная медицина зародилась:

 1) в Древней Греции

 2) в Древнем Риме

 3) в Месопотамии

 4) в Древнем Китае

02. врачебная школа, к которой принадлежал Гиппократ:

 1) александрийская

 2) родосская

 3) сицилийская

 4) косская

03. Единственное сочинение «Гиппократова сборника», которое признается большинством исследователей как подлинное сочинение Гиппократа:

 1) «Афоризмы»

 2) «Клятва»

 3) «Прогностика».

 4) «О воздухах, водах, местностях»

04. Врач, составивший самое обширное сочинение в Древнем мире по родовспоможению, гинекологии и детским болезням:

1) Герофил

2) Эрасистрат

3) Диоскорид

4) Соран из Эфеса

05. Основатель древнегреческой Сицилийской врачебной школы:

1) Эмпедокл

2) Гиппократ

3) Праксагор

4) Гален

06. Бог-целитель древнегреческого пантеона:

1) Аполлон

2) Асклепий

3) Аид

4) Дионис

07. Святилище в честь бога врачевания в Древней Греции:

1) асклепейон

2) мусейон

3) абатон

4) апейрон

08. Военные учреждения для раненых и больных в древнем Риме назывались:

1) госпитали

2) лазареты

3) валетудинарии

4) асклепейоны

09. Солдаты, входившие в санитарные команды римских легионов, предназначенные для выноса раненых с поля боя:

1) капсарии

2) гастаты

3) триарии

4) депутаты

10. Древнеримский врач, считавший, что лечить надо «безопасно, быстро и приятно»:

1) Асклепиад

2) Архагат

3) Цельс

4) Гален

11. Древнеримский врач, написавший труд «О врачебной материи», в котором содержится информация о более чем 600 лекарственных растений.

1) Соран

2) Диоскорид Педаний

3) Плиний Старший

4) Тит Лукреций Кар

12. Родной город Клавдия Галена:

 1) Пергам

 2) Коринф

 3) Афины

 4) Александрия

13. Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера считают

1) закон «Двенадцати таблиц»

2) законы Ману

3) закон Юлиана

4) законы Хаммурапи

14. Четыре признака воспаления были описаны

1) Сораном

2) Цельсом

3) Асклепиадом

4) Галеном

15. На территорию Асклепионов не разрешалось входить

1) здоровым людям

2) безнадежным больным

3) беднякам

4) травмированным

16. Определение основных типов темперамента человека описал

1) Платон

2) Гален

3) Гиппократ

4) Демокрит

17. Первыми врачами в Древнем Риме были:

1) рабы

2) священники

3) рабовладельцы

4) жрецы

18. В Римской Империи государственные власти в городах утверждали оплачиваемые должности врачей

1) хирургов

2) ординаторов

3) эдилов

4) архиатров

19. Должность архиатра впервые была введена

1) в Вавилоне

2) в Греции

3) в России

4) в Риме

20. По представлению древних греков в организме человека текут:

1) пневма, кровь, флегма, прана

2) слизь, пневма, желчь

3) кровь, слизь, черная желчь, желтая желчь

4) воздух, вода, кровь, слизь, желчь

21. Самое популярное лечебное средство в Древнем Риме царского периода, по свидетельству Катона:

1) свекла

2) капуста

3) лук

4) чеснок

22. Врачами-отпущенниками в Древнем Риме были

1) выпускники медицинской школы

2) врачи-рабы отпущенные хозяином

3) жрецы Эскулапа

4) врачи греческого происхождения

23. Основателем описательной анатомии в александрийской школе (и в древней Греции в целом) считается

1) Аристотель

2) Герофил

3) Цельс

4) Гален

 

 


вопрос 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
ответ 2 4 1 4 1 2 1 3 4 1 2 1 1 2 2 3 1 4 4 3
вопрос 21 22 23                                  
ответ 2 2 2                                  

 

5. Самоконтроль по ситуационным задачам.

 

За д а ч а№1

О великомдревнегреческомврачеГиппократе(460-377гг. дон.э.) сохранилось предание, чтоперсидскийцарьАртаксерксприглашалегодля лечениясвоихподданных,обещаязаэтодать золота«сколькоонзахочет». Гиппократответил,чтобогатством «персов»мненеприличествуетнаслаждаться такжекакпрекращатьболезниварваров–враговэллинов».

1. Оцените моральную    позицию Гиппократа    в   отношении оказаниямедицинской помощипротивнику.

2. Какая была первая заповедь Гиппократа для врачевания больного?

 

За д а ч а№2

Посвидетельствуримского историкаСветонияимператорКлавдий(I в.н.э.), увидев, чтоиныерабовладельцы«…нежелаятратитсяналечениебольныхи истощенныхрабов,выбрасывали ихна Эскулаповостров,тоэтихвыброшенных рабовонобъявилсвободными:еслионивыздоравливали,тонедолжныбыли возвращатьсякхозяину,аеслихозяинхотеллучшеубить их, чемвыбросить,то онподлежалобвинениювубийстве».

1. Дайтеоценкуврачебнойморалиантичногообщества.

2. КембылипервыеврачиДревнегоРима?

<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.357 с.