Поэтому родителям необходимо очень серьезно воспринимать переживания подростка по поводу своего внешнего вида. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поэтому родителям необходимо очень серьезно воспринимать переживания подростка по поводу своего внешнего вида.

2021-01-29 49
Поэтому родителям необходимо очень серьезно воспринимать переживания подростка по поводу своего внешнего вида. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выражения вроде «да это же ерунда!», «нашел из‑за чего расстраиваться!» или «не смеши людей глупостями» дадут вашему ребенку понять, что вы не сочувствуете ему и что доверять вам свои трудности для него не имеет никакого смысла. Очень важно, если сын или дочь поделились с вами своими опасениями, внимательно, без иронии выслушать их, даже если вам самим проблема кажется не заслуживающей ни малейших переживаний по ее поводу. Помните, что для вашего ребенка она на данный момент, возможно, самая главная.

Необходимо объяснить подростку, что в этом возрасте у всех без исключения юношей и девушек происходят не вполне приятные перемены во внешнем виде, это нормально и закономерно для данной стадии их развития и в не столь отдаленном будущем все эти временные недостатки обязательно уйдут (фигура сформируется, угри исчезнут, нос перестанет казаться таким длинным и т. п.).

Также важно подчеркнуть, что стремление к экранно‑журнальным идеалам не имеет смысла, так как многие звезды попросту скрывают недостатки своей далеко не идеальной внешности при помощи многочисленной армии стилистов и пропаганда их красоты во многих случаях является всего лишь рекламой для фирм по производству косметики и клиник пластической хирургии.

Основная задача родителей в такой ситуации – сформировать у подростка достаточно критичное от ношение к тем идеальным внешним образам, которые навязывают нам средства массовой информации.

 

 

...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

Объясните ребенку, что большинство окружающих, вероятнее всего, не обратят никакого внимания на его внешний недостаток, а вот следствия этого недостатка, затрагивающие особенности характера (замкнутость, отстраненность, хмурый вид), заметят обязательно. В тех случаях, когда человек, даже имеющий довольно серьезный внешний дефект, принимает и любит себя, он становится любимым и окружающими, так как люди воспринимают нас целостно, а не в соответствии с особенностями каких‑то отдельных частей нашего тела.

 

Комплекс неполноценности

 Понятие «комплекс неполноценности» появилось в психологическом словаре благодаря известному психоаналитику А. Адлеру. Сам Адлер с детства отличался чрезвычайной болезненностью, во многих сферах жизнедеятельности считал себя неуспешным и страдал, сравнивая себя с окружающими, так как сравнение это было не в его пользу. Став взрослым и занявшись психоанализом, Адлер создал теорию о комплексе неполноценности. Он считал это явление, при грамотном к нему отношении, крайне полезным для любого человека, поскольку любая неполноценность заставляет нас ее преодолевать, компенсировать каким‑либо образом, тем самым стимулируя нас к собственному развитию.

В современной психологии под комплексом не полноценности понимают прежде всего заниженную самооценку человека, неприятие им самого себя в связи с наличием у него реальных или мнимых недостатков любого рода (внешних, внутренних).

Причины комплексов, конечно, нужно искать в детстве. Во‑первых, наличие реального дефекта в большинстве случаев ведет к формированию чувства собственной ущербности у ребенка. Любые отличия от окружающих воспринимаются детьми и подростками крайне болезненно (косоглазие, маленький рост, дефекты речи и пр.). Эти нарушения компенсируются сложнее всего, так как если и поддаются исправлению, то крайне медленно и нестабильно.

Формированию у ребенка комплекса неполноценности может способствовать и неграмотное воспитание. Подробнее об этом написано в третьей главе нашей книги. Не бойтесь перехвалить ребенка, любая похвала и одобрение со стороны значимых людей повышают самооценку взрослеющего человека. Постарайтесь понять, что ваш ребенок уникален. Нет никакого смысла сравнивать его с другими детьми, так как все мы разные; сравнивайте его только с ним же самим, таким, каким он был вчера, и тогда вы увидите, сколь многого он достиг на сегодняшний день.

Такие причины, как плохая успеваемость в школе; неудачи в отношениях со сверстниками, особенно противоположного пола; материальное неблагополучие семьи и т. д. также могут способствовать формированию комплекса неполноценности. Хуже всего в этой ситуации то, что заниженная самооценка отражается на поведении человека, особенно на отношениях с окружающими, вследствие чего образуется так называемый замкнутый круг.

Многие подростки, переживая по поводу той или иной своей особенности, приобретают такое неоднозначное личностное свойство, как застенчивость. Возможно, кому‑то это качество покажется несомненно положительным: застенчивый человек располагает к себе своей кажущейся беззащитностью, он тих и скромен, не привлекает к себе излишнего внимания. Но с другой стороны, чрезмерно застенчивый человек не слишком хорошо адаптирован в социуме, он упускает многие возможности самореализации, не способен защитить себя при столкновении с грубостью и хамством.

Именно застенчивые люди чаще других страдают психосоматическими заболеваниями, так как не позволяют себе проявлять негативные эмоции, тем самым разрушая самих себя.

 

 

...

ИЗ ПРАКТИКИ ПСИХОЛОГА

К психологу обратилась 15‑летняя Светлана М., пришедшая на консультацию в сопровождении мамы. Инициатором этого посещения выступала сама девушка, испытывающая серьезные трудности в общении со всеми, кроме близких родственников. Основная причина переживаний Светланы заключалась в том, что в процессе общения она постоянно мучительно краснела. Девушка не могла спокойно проехать в общественном транспорте, так как стоило кому‑нибудь из пассажиров взглянуть на нее, как она тут же заливалась краской смущения.

Во время уроков в школе она краснела при необходимости отвечать у доски, на переменах избегала общаться с мальчиками, не переносила, когда учителя, ставя ее остальным ученикам в пример, читали ее сочинения перед всем классом. Словом, она крайне дискомфортно чувствовала себя в любых ситуациях, где оказывалась в центре внимания.

Девушка призналась психологу, что предпочитает быть «серой мышкой», ничем не выделяющейся среди других людей. А ее способность краснеть неизменно привлекает к ней внимание окружающих. Оказалось, мать воспитывала дочь в стиле гиперопеки, не давая проявиться ее стремлению к самостоятельности ни малейшего шанса. Светлана до сих пор не представляла себе похода в поликлинику или парикмахерскую без сопровождения матери, ни разу самостоятельно не делала покупок в магазине, не имела ни малейшего представления о том, что такое сдать одежду в химчистку. Девушка призналась, что чувствует себя абсолютно беспомощной в этой жизни, единственное, в чем она успешна, – это в учебе, но на данный момент ей этого было уже недостаточно.

Светлана не могла принять себя, собственную же способность краснеть она просто ненавидела, считая ее источником всех своих переживаний. В данном случае психологом совместно с девушкой было принято решение действовать «от противного». Светлане было рекомендовано по собственной воле как можно чаще переживать психотравмирующие для нее ситуации, то есть стремиться к тому, чтобы оказываться в центре всеобщего внимания.

Девушка должна была сама вызываться к доске, первой заговаривать с одноклассниками противоположного пола, задавать встречным прохожим дежурные вопросы о времени и месторасположении чего‑либо. Параллельно, заручившись поддержкой мамы, Светлана начала одна, без родителей, осуществлять походы по магазинам, парикмахерским и даже самостоятельно посетила участкового педиатра. Вместе с этим как на очных психологических консультациях, так и дома шла работа, направленная на повышение самооценки девушки.

Через некоторое время Светлана поверила в себя и свои силы, оказалась способной принять себя такой, какая она есть, и даже начала себя любить. Главное же, что она приобрела в процессе воспитания в себе самостоятельности, – это чувство самоуважения. Свою способность краснеть девушка теперь воспринимала скорее позитивно, находила в ней положительные моменты, тем более что краснела она весьма очаровательно, да и происходило это теперь не так часто, как раньше.

 

Компенсирующее поведение

 В той или иной степени комплекс неполноценности имеется почти у каждого подростка, поскольку причины его формирования, как мы видим, крайне разнообразны. Здесь важно то, насколько человек способен компенсировать свое чувство ущербности. Именно в компенсации Адлер и видел полезность комплекса неполноценности.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.